Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 6 Предмет: История Отечества Тип урока (по И.П. Подласову): урок формирования новых знаний. Цели и задачи урока: 1. Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности; 2. Познакомить с хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения; 3. Формировать умения работать с картой, учебной картиной; 4. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией. - Учить уважать историю Отечества. Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемно- поисковый. Форма организации занятия: беседа, самостоятельная работа, практическая работа. Средства обучения: Историческая карта, учебная картина, текст учебника, карточки. Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная, индивидуально-дифференцирована.
Иконка файла материала Проект урока по истории Отечества.doc
Проект урока по истории Отечества в 6­м классе "Древнерусское хозяйство" Класс: 6 Предмет: История Отечества Тип урока (по И.П. Подласову): урок формирования новых знаний. Цели и задачи урока: 1. Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности; 2. Познакомить с хозяйством восточных славян и тяжелым трудом населения; 3. Формировать умения работать с картой, учебной картиной; 4. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией. ­ Учить уважать историю Отечества. Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемно­ поисковый. Форма организации занятия: беседа, самостоятельная работа, практическая работа. Средства обучения: Историческая карта, учебная картина, текст учебника, карточки. Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная, индивидуально­ дифференцирована. Хронометраж урока:  Организационный этап ­ 2 мин.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 3 мин.      Этап усвоения новых знаний ­ 18 мин. Этап обеспечения планируемого уровня знаний ­ 5 мин. Этап закрепления нового материала ­ 5 мин. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.­ 5 мин. Рефлексивно­оценочный этап ­ 2 мин. Литература: 1. Т.В. Черникова “История России IX­XVI века”, Дрофа, 2005. 2. М.М. Левина Процесс обучения на уроке. – М., 1976. 3. М.И Махмутов. Современный урок. – М., 1981. 4. В.А Онищук. Типы, структура и методика урока в школе – Киев, 1976. 5. В.П. Симонов Урок и его анализ//Народное образование. – 1981. ­ № 7 Этапы Цели, задачи, методы этапа Содержание деятельности учителя Содержание работы  ученика I. Организационный этап Цель: Взаимные приветствия учителя и  учащихся; Готовность класса к  работеОтветы учащихся: Экономика­ способ  ведения хозяйства. Это понятие включает  в себя занятия  населения Активная работа  учащихся показывает  их готовность к  восприятию темы Стимулирование деятельности  учащихся, обеспечение их общей  готовности. Задача: Обеспечить своевременное и  организованное начало урока. II. Этап подготовки учащихся к  активному и сознательному  усвоению нового материала. Цель: Организация и направление к цели  урока познавательной деятельности  учащихся. Задача: ­ Сформулировать совместно с  учащимися цели, темы и задач  изучения нового материала; ­ показать его практическую  значимость; Методы стимулирования и  мотивации. Цель урока, сформулированная  вместе с учащимися становиться  для них личностно значимой. Понимая замысел заданий учителя,  дети могут в полной мере проявить  активность, самостоятельность  инициативу при работе над ними. Фиксация отсутствующих;d/p> Организация внимания и внутренней  готовности.   1.Организация работы фронтальная,  направленной на выяснение степени  усвоения ранее пройденного  материала, определение типичных  недостатков в знаниях и их причины,  ликвидацию обнаруженных недочетов. Вопросы для учащихся: ­что такое экономика? ­ что включает в себя понятие  “экономика”? ­ что такое натуральное хозяйство? ­ могли ли быть деньги у славян?  (учащиеся должны показать знания из  курса экономики) . Итак, что нам предстоит узнать  сегодня на уроке: На доске­ тема урока “Занятия и  хозяйство древних славян” Совместная формулировка целей  урока: ­Повторить и закрепить знания о  занятиях древних жителей; ­Познакомиться с хозяйством  восточных славян и тяжелым трудом  населения ­Учиться уважать историю Отечества. III. Этап подготовки учащихся к  активному и сознательному  усвоению нового материала. Цель: Организация и направление к цели  урока познавательной деятельности  учащихся. Задача: ­ Вот сегодня мы и познакомимся с  занятием восточных славян в IX­XI  веках, поговорим об их хозяйстве. Территория, где расселились  Восточные славяне ­ благоприятное  место для хозяйственной  деятельности. Но прежде, чем  говорить о занятиях славян, Вы уже  знаете, что историю первобытности  характеризуют два тира хозяйства:  Обсуждение терминов Открывают учебник на  стр. 43 1. Работают (в парах)  по заданию учителя,  показывая глубину и  осознанность задания. Заполнение таблицы­ Сформулировать совместно с  учащимися цели, темы и задач  изучения нового материала; ­ показать его практическую  значимость; Методы стимулирования и  мотивации. Цель урока, сформулированная  вместе с учащимися становиться  для них личностно значимой и  направлена на: ­ формирование мировоззрения о  тесной связи занятий людей в  древности; ­ формирование умения работать с  картой, учебной картиной ­ учить изложению мыслей вслух  перед аудиторией. Обеспечение осознания задач урока  учащимися;   заинтересованное отношение к их реализации; раскрытие цели для самих  школьников. Понимая замысел заданий учителя,  дети могут в полной мере проявить  активность, самостоятельность  инициативу при работе над ними. Совместная  деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей,  воспитывает  коммуникативную  культуру Учащиеся (1­2 чел.)  Озвучивают результат  своей работы, отвечают на дополнительные  вопросы, на  собственных примерах  показывают  осознанность, глубину  понимания Ответы учащихся  показывают  усвоенность материала, по которому работали. Ученица читает  составленное эссе. Рассказ ученика и  показ пути по карте: “Путь из варяг в греки: По Днепру­возле  Смоленска волоком до  Ловоти­в оз. Ильмень­в Волхов­в оз. Нево­в  Варяжское море­до  Рима­до Царьграда­ Понтийское (Черное)  море присваивающее и производящее Объясните эти термины Заглянем в древний поселок:  (вывешивается историческая картина) и смотрим, чем же занимались  славяне. Составление таблицы, на основе  картины и учебника: Поселения Земледелие С/х культуры Орудия Скотоводство Промыслы Торговля Восточные славяне  селились в лесах, у болот  и озер, поселок был  небольшой­ 1­5 дворов,  живут в жалких хижинах,  далеко друг от друга Подсечно­огневая  система: 1 год: вырубали леса 2 год: сжигали и сеяли  прямо в золу Земледельческие: рожь,  пшеница, ячмень, просо. Огородные: капуста,  репка, свекла, .морковка,  редька, чеснок Топор, мотыга, соха, рало С земледелием было  тесно связано  скотоводство, Славяне  выводили свиней, коров,  мелкий рогатый скот Бортничество, охота и  рыболовство Внутренний рынок был  развит слабо, в основном  проходил обмен  продуктов питания на  ремесленные изделия Вопросы к учащимся: ­ Какое занятие было главным? ­ Какие системы земледелия нам уже  известны? ­ Что такое подсечно­ огневая  система? Задание: составить небольшой рассказПишут Исторический  диктант  “Происхождение  денег”. по картине. Индивидуальное задание ученику.  Написать небольшое сочинение (эссе)  по картине “Славянский поселок”  (картина на карточке) . А Вы знаете, что пушнина, мед и воск  составляли основу славянской  торговли с соседями, прежде всего с  Византией? Сообщение учащегося из “Повести  временных лет” “Путь из варяг в  греки” ремесло. 1. Проверка глубины понимания  учащимися учебного материала,  внутренних закономерностей и связей  сущности новых понятий через: создание нестандартной ситуации. Написание исторического диктанта; диктант “ Происхождение денег” Задание: вставьте пропущенные  термины: В древности люди жили общинами,  вели (натуральное) хозяйство, в  котором все необходимое  изготовляется только для  собственного потребления.  Постепенно люди перестали  трудиться сообща, группа людей  выполняла часть общей работы, то  есть появилось (разделение труда) .  Приспосабливаясь к природным  условиям, люди совершенствовали  свои навыки, отдельные виды  деятельности сосредотачивались в  руках тех, кто справлялся с ней  лучше других. Изготавливая то, что у них лучше  получается, хозяйства производили  меньше других вещей, необходимых  для жизни. Так возник (обмен)  между хозяйствами. Продукт,  произведенный не для собственного  потребления, а для обмена или  продажи называется (товаром) .  Вначале одни товары обменивались  на другие. Но с развитием обмена  появилась необходимость в особом  IV. Этап обеспечения  планируемого уровня знаний. Цель: Усвоение знаний и умений на  уровне осознания. Задача: ­ Выделить и повторить узловые  моменты; ­ проанализировать результат  усваиваемых или усвоенных знаний, ­ скорректировать знания Методы: 1) частично­поисковый 2) организации учебно­ познавательной деятельности  (аналитические, дедуктивные) Развитие умения анализировать  приобретенные знания, явления,  осуществлять дедуктивные  умозаключения стимулирует  развитие мышления. Выделяя  главное, улавливая различия,  сопоставляя и сравнивая, приводя  свои знания в систему учащиеся  избегают формализма в знаниях.Выразительное чтение  стихотворения Учащиеся фронтально  отвечают на вопросы Аргументированный  выбор вида домашнего  задания (эквиваленте) , то есть таком  товаре, с которым можно было  сравнить все другие. Всеобщий  эквивалент товаров­ это (деньги) . 1. Я предлагаю вам выразительно  прочитать стихотворение А.М.  Майкова “НИВА” и ответить на  вопросы. 1. Постановка вопросов, требующих  активной мыслительной деятельности  учащихся; обращение к классу; 2. Учителем выдвигаются требования  дополнить, уточнить или исправить  ответ ученика. Я предлагаю вам 4 вида домашнего  задания (на карточках) . 1. Вы изучаете §11, письменно  отвечаете на вопросы после него. 2. Выписать из учебника §11 в  исторический словарь новые термины  и выучите их. 3. Вы сами составляете и кроссворд  или анаграмму по материалу  изученному на уроке. 4. Вы разрабатываете 3 – 4 вопроса с  несколькими вариантами ответов на  каждый (мини­тест) по материалу,  изученному на сегодняшнем уроке для его выполнения любому ученику  класса на следующем уроке. Возможно, вы выберете то, которое  поможет вам лучше запомнить,  усвоить все, что мы узнали и чему  научились на сегодняшнем уроке или  то, которое потребует минимальных  затрат времени и сил, но его  сложность будет ниже ваших учебных  возможностей. Поэтому оценка за  выполнение домашней работы будет  выставлена с учетом ­ правильности  выполнения задания, ­ аккуратности оформления, ­ соотношения ваших способностей с  V. Этап закрепления нового  материала. Цель: Усвоение умений пользоваться  знаниями. Задача: Учить оперировать полученной  информацией. Методы: практические: письменные и устные упражнения VI. Этап информирования  учащихся о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению. Цель: Восприятие и понимание всеми  учащимися домашнего задания. Задачи: ­ Сообщить учащимся о домашнем  задании, ­ разъяснить методику его  выполнения ­ мотивировать необходимость и  обязательность выполнения  оптимального объема задания. Методы: 1) самостоятельной  познавательной деятельности  учащихся: самостоятельные работы по  изучаемому материалу (работа с  учебником) самостоятельные работы по  познавательной деятельности (по  заданному образцу) 2) Дифференциация заданий Сознательность учащихся этого  класса не позволяетминимализировать домашнюю  работу. Самостоятельность выбор задания  сможет превратить сам факт  домашнего труда из скучной и  нудной необходимости в  увлекательную работу по  самообразованию и проверке  собственных умений VII. Рефлексивно­оценочный  этап Цель: Рефлексия, оценка собственной  деятельности Задача: Проанализировать, дать оценку  успешности достижения цели и  наметить перспективу на будущее. Мысленное возвращение к прошлым действиям поможет увидеть  результат своей работы и повторить ключевые моменты нового  материала. выбранным вариантом задания. Проверка понимания учащимися  содержания работы, способов ее  выполнения, критериев оценки. Отвечают на  поставленные вопросы  сообразно своим  представлениям и  собственной роли на  уроке. ­ Какую задачу мы ставили перед  собой на уроке? ­ Мы выполнили ее? ­ Как именно мы ее выполнили? ­ По каким критериям мы оценим  работу на уроке? Самооценка и оценка работы класса и  отдельных учащихся. Аргументация  выставленных отметок, замечания по  уроку, предложения о возможных  изменениях на последующих уроках.