Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
20.02.2017
Проект урока по литературному чтению в 4 классе (УМК "Ритм") по произведению Д.Н.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку. В ходе урока используются эффективные технологические приёмы, групповая и дифференцированная формы работы, учащимся предлагаются интересные задания, способствующие формированию у них различных УУД.
Серая Шейка 4 класс УМК РИТМ.doc
Д.Н. МаминСибиряк. Серая Шейка
ПРОЕКТ УРОКА
1. Учебный предмет: литературное чтение, 4 класс
2. УМК: РИТМ (учебник «Литературное чтение» в 3х частях, Г.М. Грехнёва, К.Е.Корепова)
3. Тема урока: Д.Н. МаминСибиряк «Серая Шейка»
4. Тип урока: изучение нового материала
5. Задачи урока:
Создать условия для развития навыков выразительного чтения.
Формировать
умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.
Содействовать расширению кругозора, словарного запаса.
Воспитывать любовь к природе, к животным.
6. Планируемые результаты:
Личностные
Развитие умения сочувствовать, сопереживать другим; умение воспринимать красоту природы; любить животных.
Метапредметные Извлечение информации, представленной в разных формах; построение рассуждений; умение высказывать и
обосновывать свою точку зрения; умение слушать и слышать других.
Предметные
Овладение навыками смыслового чтения текста; оценка характеров и поступков героев произведения; умение видеть
языковые средства, используемые автором.
7. Оборудование:
Портрет писателя
Книга Д.Н. МаминаСибиряка «Алёнушкины сказки»
Иллюстрации к сказке «Серая Шейка»
Учебники по литературному чтению
Карточки с заданиями для 5 групп
Чистые листы для работы в группах
Электронная доска, медиапроектор
8. Этапы урока и хронометраж:
Организационный момент 1 мин
Актуализация знаний 2 мин
Постановка темы и целей урока 2 мин
Работа над новым материалом 35 мин
Домашнее задание 3мин Итог урока 2 мин
(общая продолжительность урока 45 минут)
Содержание урока
№
п\п
1
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Регулятивные:принятие
учебной задачи и
следование инструкции
учителя; развитие умения
высказывать своё
предположение на основе
работы с предложенным
материалом
Коммуникативные:
умение слушать ответы
одноклассников,
дополнять и уточнять их.
Формулируют учебную задачу под
руководством учителя
Организационный
Учитель читает запись на доске:
КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков
впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее,
глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза
и сердце…
К.Дитмар.
Технологический приём «Система вопросов»
Учитель:
Сегодня мы вновь встретимся с произведением
известного русского писателя Д.Н. Мамина –
Сибиряка. Попробуем уточнить, что мы уже знаем
об этом авторе, ещё раз вспомним известные нам
тайны писательского мастерства и прежде всего то,
как автор помогает читателю понять основную
мысль и настроение его произведения.
Вспомните, что мы знаем о самом писателе и его
произведениях? (Ответы детей)
Что помогает читателям понять основную мысль
произведения? (Заголовок; ключевые слова;
авторские слова, прямо выражающие основную, мысль текста, заключение в заголовке или концовке
произведения, например: «У страха глаза велики»,
«»Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» и
т.п.).
Как вы думаете, всё ли мы узнали о секретах
Д.Н.Мамина – Сибиряка? Что нам предстоит ещё
узнать? (Ответы детей)
2
Работа над новым
материалом
Технологический приём «Яркое пятно»
Посмотрите на иллюстрации и определите, о ком
пойдёт речь?
Кто знает, как называется это произведение? Как
вы думаете, это сказка или рассказ? Смешное
произведение или грустное? (Ответы детей)
Учитель:
Уроки литературного чтения помогают нам
постепенно узнавать авторские секреты. Какую
работу необходимо провести для их раскрытия.
Дети:
Прочитать произведение. Определить героев,
сюжетную линию. Выявить отношения между
героями, отношение автора к героям. Определить
основную мысль.
Попробуйте определить цель предстоящей работы.
Выберите её из набора предложенных:
1) Познакомиться ещё с одним произведением
Д.Мамина – Сибиряка.
Регулятивные:
прогнозирование,
целеполагание,
планирование
Коммуникативные:
умение слушать ответы
одноклассников,
дополнять и уточнять их. 2) Понять, в чём особенность почерка писателя
Д.Н. Мамина – Сибиряка.
3) Попробовать разобраться в чувствах героев и
автора.
Первичный показ текста
Самостоятельное чтение учащимися первой части
Краткая беседа по выявлению усвоения
содержания прочитанного
Самостоятельно читают первую
часть, дают аргументированные
ответы на вопросы
прием
«Система
вопросов»
Технологический
Учитель:
Что происходит в природе с наступлением
осенних холодов можно узнать из литературных
произведений. Давайте убедимся в этом.
Учитель:
О чём говорится в этой части произведения?
(о природных изменениях, о сборах птиц в тёплые
края, о споре Утки и Селезня). Почему автор так
назвал произведение? Что мы узнали о Серой
Шейке? (ответы детей)
Чтение второй части произведения учителем и
хорошо читающими учениками.
Слушают, следят за чтением
учителя, одноклассников
Анализ произведения
в парах
Работа
Учитель:
Найдите в тексте непонятные слова и объясните
их значение. В случае затруднения можете
обратиться к словарю С.И. Ожегова.
Работают со справочной
литературой
Находят и читают описание
героев, их поведения, делают
Познавательные: работа
с информацией, со
справочной литературой,
структурирование;
обобщать и
классифицировать по
признакам, способность
понимать позицию автора
произведения и выражать
свою точку зрения.
Умение делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
Регулятивные:работа с
текстом; развитие
умения высказывать своё
предположение на основе
работы с предложенным
материалом. Контроль и
оценка собственной
деятельности и
деятельности
одноклассников
Личностные:
формирование морально
этических ценностей на
примерах поступков
героев; самопознание
себя через сравнение с выводы
героями.
Дети:
Озабоченный вид поглощённый заботами,
выражающий беспокойство, заботу. Холодные
утренники утренний мороз до восхода солнца,
бывающий весной и осенью. Курлыкать издавать
характерные звуки, напоминающие "курлыкурлы".
Рок неизбежность судьбы, власть законов
Природы, которым подчиняется не только человек,
но даже боги.
Роковой день неизбежный, в данном случае,
драматический. Улетавший косяк стая птиц.
Высказывают собственное мнение,
делают предположения, обсуждают
версии, обобщают высказанное,
делают вывод
Находят и читают эпизоды сказки,
сравнивают поведение героев,
заполняют таблицу
Характеризуют героев, составляют
синквейны, зачитывают их
Коммуникативные:
умение работать в
группах, сотрудничать с
одноклассниками,
понимать и дополнять
высказывания
сверстников.
Анализ художественного образа. Приём
сопоставления. Вчитывание и вычитывание.
Учитель:
Как ведут себя Утка и Селезень, когда
сталкиваются с трудностью и опасностью?
Подтвердите словами из текста.
Дети:
Утка спасла жизнь Серой Шейке, своей дочери,
которая не может лететь вместе со стаей на юг. Она
плачет и печалится. Решает остаться зимовать с
Серой Шейкой (стр. 32, 34 абзацы)
Селезень не тревожит себя грустными мыслями. Он
даже думает, что для Серой Шейки лучше было бы,
если бы Лиса её съела. Всё равно ей суждено
погибнуть зимой (стр.32, 2 абзац)
Языковой анализ
Учитель:
Какие художественные приёмы использовал автор? (сравнение «точно кто бросил горсть
гороху», «мелочь» птицы, «серьёзный,
озабоченный вид», серьёзная большая птица;
олицетворение «лес стоял тёмный и
молчаливый», Утка и Селезень как люди)
Технологический приём «Дискуссия»
Верно ли утверждение: «Селезень и Утка
представляют две разные жизненные позиции»?
Сравните этих персонажей. Заполните таблицу
(работа в парах).
Утка
Самоотверженная
Заботливая
Умеющая любить и
сочувствовать
Селезень
Эгоистичный
Равнодушный
Не тревожит себя
грустными мыслями
Способная на жертву
Не способный
на жертву
Учитель:
Похожи ли эти отношения Утки и Селезня на
отношения между людьми? (Да.)
К кому из героев можно отнести слова: «Моя хата
с краю, ничего не знаю». (К Селезню.)
Какую позицию выбрали бы вы? Почему? (Ответы
учащихся)
Что бы вы посоветовали Селезню? (Ответы
учащихся)
Учитель: Какая позиция близка автору? Почему вы так
думаете? (Ответы учащихся)
Учитель:
Д.Мамин – Сибиряк тонкий наблюдатель жизни
природы. Верно ли это? Докажите.
Дети:
МаминСибиряк тонкий наблюдатель жизни
природы. В этом можно убедиться, прочитав
пейзажные описания, подробности поведения птиц
перед полётом (стр.34; 2,4 абзацы)
Технологический приём «Партитура чувств»
Подготовьтесь к выразительному чтению 2 части.
Для этого поработайте с калькой.
Отдельным детям даются дифференцированные
задания на карточках:
1) Озаглавить 1, 2части.
2) Прочитать, кратко пересказать и озаглавить 3
часть.
3) Прочитать, кратко пересказать и озаглавить 4
часть
Проверка выполнения заданий
Учитель:
Послушайте краткий пересказ 3 и 4 частей текста.
(Ответы детей).
Послушайте, какие заголовки к частям подобрали
ребята? (Ответы детей).
А как бы вы их озаглавили? (Ответы детей).
Учитель: В чём особенность почерка писателя Д.Н. Мамина
– Сибиряка?
Дети:
Хороший наблюдатель природы, тонкий психолог.
Учитель:
Что помогло нам сделать такой вывод?
Дети:
Чтение текста, разобрались в чувствах героев,
автора.
Учитель:
Как вы думаете, закончилась ли история Серой
Шейки?
Дети:
Нет. Автор даёт читателю возможность
поразмыслить и самому дописать окончание этой
истории.
3
Закрепление
пройденного
Выразительное чтение 2 части текста
4
Домашнее задание
5
Итог урока
Учитель:
Предлагаю вам самим выбрать вариант
домашнего задания из предложенных.
1) выборочный пересказ от лица Серой Шейки,
(постарайтесь избегать прямой речи)
2) сочинить своё окончание сказки или её
продолжение.
Закончите выражения:
Сегодня на уроке мне (нам ) удалось…
Мне было интересно…
Личностные:
формирование морально
этических ценностей на
примерах поступков
героев
Регулятивные: контроль
самоконтроль
Личностные:
самоопределение.
Выбирают вариант задания
Высказывают собственное мнение,
делают выводы
Оценивают собственную работу,
Регулятивные:
самоконтроль и
самооценка. Мне хотелось бы ещё узнать о…
А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью
наших карточекнастроений
(учащиеся показывают ту карточку, которая
соответствует их настроению на уроке)
работу одноклассников
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.