Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Оценка 4.8

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
20.02.2017
Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Проект урока по литературному чтению в 4 классе (УМК "Ритм") по произведению Д.Н.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку. В ходе урока используются эффективные технологические приёмы, групповая и дифференцированная формы работы, учащимся предлагаются интересные задания, способствующие формированию у них различных УУД.
Серая Шейка 4 класс УМК РИТМ.doc
Д.Н. Мамин­Сибиряк. Серая Шейка ПРОЕКТ УРОКА 1. Учебный предмет: литературное чтение, 4 класс 2. УМК: РИТМ (учебник «Литературное чтение» в 3­х частях, Г.М. Грехнёва, К.Е.Корепова) 3. Тема урока: Д.Н. Мамин­Сибиряк «Серая Шейка» 4. Тип урока: изучение нового материала 5. Задачи урока:  Создать условия для развития навыков выразительного чтения.  Формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков.  Содействовать расширению кругозора, словарного запаса.   Воспитывать любовь к природе, к животным. 6. Планируемые  результаты:  Личностные Развитие умения сочувствовать, сопереживать другим; умение воспринимать красоту природы; любить животных.  Метапредметные Извлечение информации, представленной в разных формах; построение рассуждений; умение  высказывать и  обосновывать свою точку зрения; умение слушать и слышать других.  Предметные      Овладение навыками смыслового чтения текста; оценка характеров и поступков героев произведения; умение видеть  языковые средства, используемые автором. 7. Оборудование:  Портрет писателя  Книга Д.Н. Мамина­Сибиряка  «Алёнушкины сказки»   Иллюстрации к сказке «Серая Шейка»  Учебники по литературному чтению  Карточки с заданиями для 5 групп  Чистые листы для работы в группах  Электронная доска, медиапроектор 8. Этапы урока и хронометраж:  Организационный момент                          1 мин               Актуализация знаний                                 2  мин               Постановка темы и целей урока                2 мин  Работа над новым материалом                   35  мин  Домашнее задание                                       3мин  Итог урока                                                    2 мин  (общая продолжительность урока 45 минут) Содержание урока № п\п 1 Этап урока Деятельность учителя  Деятельность обучающихся Формируемые УУД  Регулятивные:принятие  учебной задачи и  следование инструкции  учителя; развитие умения высказывать своё  предположение на основе работы с предложенным  материалом  Коммуникативные:  умение слушать ответы  одноклассников,  дополнять и уточнять их. Формулируют  учебную задачу под  руководством  учителя Организационный Учитель читает  запись на доске:         КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ! Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков  впечатлений, порою мимолётных, но, тем не менее,  глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…                                                      К.Дитмар. Технологический приём «Система вопросов» Учитель: Сегодня   мы   вновь   встретимся   с   произведением известного   русского   писателя   Д.Н.   Мамина   – Сибиряка. Попробуем уточнить, что мы уже знаем об этом авторе, ещё раз вспомним   известные нам тайны писательского мастерства и прежде всего то, как   автор   помогает   читателю   понять   основную мысль и  настроение его произведения.   ­ Вспомните, что мы знаем о самом писателе и его  произведениях?  (Ответы детей) ­ Что помогает  читателям  понять основную мысль  произведения? (Заголовок; ключевые слова;   авторские слова, прямо выражающие основную, мысль текста, заключение в заголовке или концовке произведения, например: «У страха глаза велики»,  «»Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»  и т.п.).  ­ Как вы думаете, всё ли мы узнали о секретах   Д.Н.Мамина – Сибиряка?  Что нам предстоит ещё  узнать?  (Ответы детей) 2 Работа над новым  материалом Технологический приём  «Яркое пятно» ­ Посмотрите  на иллюстрации и определите, о ком  пойдёт речь? ­ Кто знает, как называется это произведение? Как  вы думаете, это сказка или рассказ? Смешное  произведение или грустное? (Ответы детей) Учитель: ­ Уроки  литературного чтения помогают нам  постепенно узнавать авторские секреты. Какую  работу  необходимо  провести для их раскрытия.  Дети:      ­ Прочитать произведение. Определить героев,  сюжетную линию. Выявить отношения между  героями, отношение автора к героям. Определить  основную мысль. Попробуйте определить цель предстоящей работы.  Выберите её из  набора предложенных: 1) Познакомиться  ещё с одним произведением  Д.Мамина – Сибиряка. Регулятивные:  прогнозирование,  целеполагание,  планирование Коммуникативные:  умение слушать ответы  одноклассников,  дополнять и уточнять их. 2) Понять, в  чём особенность почерка писателя  Д.Н. Мамина – Сибиряка.  3) Попробовать разобраться в чувствах героев и  автора. Первичный показ текста Самостоятельное  чтение  учащимися первой части Краткая беседа по выявлению усвоения  содержания прочитанного Самостоятельно читают первую  часть, дают аргументированные  ответы на вопросы      прием       «Система       вопросов» Технологический   Учитель: ­ Что происходит в природе с наступлением  осенних холодов можно узнать из литературных  произведений. Давайте убедимся в этом.  Учитель:      ­ О чём говорится в этой части произведения?   (о природных изменениях, о сборах птиц в тёплые  края, о споре Утки и Селезня). Почему автор так  назвал  произведение?  Что мы узнали о Серой  Шейке?  (ответы детей) Чтение второй  части произведения учителем и  хорошо читающими учениками. Слушают, следят за чтением  учителя, одноклассников Анализ произведения     в     парах Работа   Учитель: ­ Найдите в тексте непонятные слова и объясните  их значение. В случае затруднения можете  обратиться к словарю С.И. Ожегова.  Работают со справочной  литературой Находят и читают описание   героев, их поведения, делают  Познавательные: работа с информацией, со  справочной литературой,  структурирование;  обобщать и  классифицировать по  признакам, способность  понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения.   Умение делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. Регулятивные:работа с  текстом; развитие  умения высказывать своё  предположение на основе работы с предложенным  материалом. Контроль и  оценка собственной  деятельности и  деятельности  одноклассников Личностные: формирование морально­ этических ценностей на  примерах поступков  героев; самопознание  себя через сравнение с выводы героями. Дети: ­Озабоченный вид ­ поглощённый заботами,  выражающий беспокойство, заботу. Холодные  утренники ­ утренний мороз до восхода солнца,  бывающий весной и осенью. Курлыкать ­ издавать  характерные звуки, напоминающие "курлы­курлы".  Рок ­ неизбежность судьбы, власть законов  Природы, которым подчиняется не только человек,  но даже боги. Роковой день ­ неизбежный, в данном случае,  драматический. Улетавший косяк ­ стая птиц.  Высказывают собственное мнение,  делают предположения, обсуждают версии, обобщают высказанное,  делают  вывод Находят и читают эпизоды  сказки, сравнивают поведение героев,  заполняют таблицу Характеризуют героев, составляют синквейны, зачитывают их Коммуникативные:  умение работать в  группах, сотрудничать с  одноклассниками,  понимать и дополнять  высказывания  сверстников. Анализ художественного образа. Приём  сопоставления. Вчитывание и вычитывание. Учитель: ­ Как ведут себя Утка и Селезень, когда  сталкиваются с трудностью и опасностью?   Подтвердите словами из текста.  Дети: Утка спасла жизнь Серой Шейке, своей дочери,  которая не может лететь вместе со стаей на юг. Она плачет и печалится. Решает остаться зимовать с  Серой Шейкой (стр. 32, 3­4 абзацы) Селезень не тревожит себя грустными мыслями. Он даже думает, что для Серой Шейки лучше было бы, если бы Лиса её съела. Всё равно ей суждено  погибнуть зимой (стр.32, 2 абзац) Языковой анализ Учитель: ­ Какие художественные приёмы использовал автор? (сравнение ­ «точно кто бросил горсть  гороху», «мелочь»­ птицы, «серьёзный,  озабоченный вид», серьёзная большая птица; олицетворение ­  «лес стоял тёмный и  молчаливый», Утка и Селезень как люди) Технологический приём «Дискуссия» ­Верно ли утверждение:  «Селезень и Утка  представляют две  разные жизненные позиции»?  Сравните этих персонажей.  Заполните таблицу  (работа в парах). Утка Самоотверженная Заботливая Умеющая любить и  сочувствовать Селезень Эгоистичный Равнодушный Не тревожит себя                                           грустными мыслями Способная на жертву Не способный            на жертву Учитель: ­ Похожи ли эти отношения Утки и Селезня на  отношения между людьми? (Да.) ­ К кому из героев можно отнести слова: «Моя хата с краю, ничего не знаю».  (К Селезню.) ­ Какую позицию выбрали бы вы? Почему? (Ответы  учащихся) ­  Что бы вы посоветовали  Селезню? (Ответы  учащихся) Учитель: ­ Какая позиция близка автору?  Почему вы так  думаете? (Ответы учащихся) Учитель: ­ Д.Мамин – Сибиряк ­ тонкий наблюдатель жизни  природы. Верно ли это? Докажите. Дети: ­ Мамин­Сибиряк ­ тонкий наблюдатель жизни  природы. В этом можно убедиться, прочитав  пейзажные описания, подробности поведения птиц  перед полётом  (стр.34;  2,4 абзацы) Технологический приём  «Партитура  чувств» ­ Подготовьтесь  к выразительному  чтению 2 части. Для этого поработайте с калькой. Отдельным детям  даются дифференцированные  задания на карточках:  1) Озаглавить 1, 2части. 2) Прочитать,  кратко пересказать и озаглавить 3  часть. 3) Прочитать, кратко пересказать  и озаглавить  4  часть Проверка выполнения заданий     Учитель: ­ Послушайте краткий пересказ 3 и 4 частей текста. (Ответы детей). ­ Послушайте, какие заголовки к  частям подобрали ребята?  (Ответы детей). ­ А как бы вы их озаглавили? (Ответы детей). Учитель: ­ В чём особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка?  Дети: ­ Хороший наблюдатель природы, тонкий психолог. Учитель: ­ Что помогло нам сделать такой вывод? Дети: ­ Чтение текста, разобрались в чувствах героев,  автора. Учитель: ­ Как вы думаете, закончилась ли история Серой  Шейки? Дети: ­Нет. Автор  даёт читателю возможность  поразмыслить и самому дописать  окончание этой  истории. 3 Закрепление  пройденного Выразительное чтение 2 части текста 4 Домашнее задание 5 Итог   урока Учитель: ­ Предлагаю вам самим выбрать  вариант  домашнего задания из предложенных. 1) выборочный пересказ от лица Серой Шейки,  (постарайтесь избегать прямой речи) 2) сочинить своё окончание сказки или её  продолжение. Закончите выражения: ­ Сегодня на уроке мне (нам ) удалось… ­ Мне было интересно… Личностные: формирование морально­ этических ценностей на  примерах поступков  героев Регулятивные: контроль  самоконтроль Личностные:  самоопределение. Выбирают вариант задания Высказывают собственное мнение,  делают выводы Оценивают собственную  работу,  Регулятивные:  самоконтроль и  самооценка. ­ Мне хотелось бы ещё   узнать  о… ­А сейчас оцените свою работу на уроке с помощью наших карточек­настроений (учащиеся показывают ту карточку, которая  соответствует их настроению на уроке) работу  одноклассников

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")

Проект урока по литературному чтению. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" ( 4 класс, УМК "Ритм")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017