Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
03.03.2018
Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)
Представлен проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа". Данный урок входит в систему уроков по предметной линии Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС. На изучение данной темы отводится один час.
Проект урока Существительные, имеющие форму только единственного числа 5 класс.docx
МКОУ «Озёрская СОШ» Тальменского района Алтайского края Проект урока по русскому языку «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа» 5 класс Технология системно­деятельностное обучение Номинация «Современные образовательные технологии. Урок по ФГОС  ООО» Выполнила: Фефелова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Озёрская СОШ» с. Озёрки 2017г. Схема конспекта урока Педагог (ФИО) ___Фефелова Лариса Анатольевна___________________ Предмет    русский язык__________________класс  __5_______________ Тема урока ____Имена существительные, которые имеют форму только  единственного числа. ___________________________________  Характеристика класса: успеваемость 100 %, качество знаний 47 %. Большинство обучающихся имеют навыки самостоятельной познавательной деятельности, а  также построения учебных целей; умеют самостоятельно находить информацию и работать с ней. Психологическая обстановка на уроках благоприятная.  Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:  __ УМК под ред. Ладыженской Т.А.  Русский язык: учебник для 5 класса (ФГОС) – Москва: Просвещение, 2012г.; компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальный раздаточный  материал для учащихся (карточки с заданиями), презентация «Имена  существительные, которые имеют форму только единственного числа». Предварительная подготовка: учитель заранее готовит карточки для  индивидуальной работы. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, работа  в  парах, индивидуальная.  Тип урока: комбинированный. Технология: системно­деятельностное  обучение; элементы технологии  проблемного,  здоровьесберегающего обучения, ИКТ­ технологии. Методы /приёмы обучения: словесный; наглядный; частично­поисковый;  наблюдение; самостоятельная работа; работа в парах; диалог; деятельностный  метод. Цель деятельности учителя: обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных, развитие речи, логического мышления, коммуникативных  возможностей учащихся; воспитание желания переосмысления собственных  знаний по изучаемой теме и их практического применения. Предполагаемые образовательные результаты: Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные  существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить  пройденный. Метапредметные:  Познавательные УУД: постановка    и решение проблемы;  Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить  самопроверку;  Коммуникативные: умение работать в паре, осуществлять поиск и сбор  информации, владение разными формами речи.  Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения оценивать ответы  своих одноклассников. 1. Организационный момент: Цель: Подготовка к уроку, настрой учеников на успешную работу.  Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к актуализации  изученного ранее и усвоению нового материала. Задачи: Создать условия для развития умения логически мыслить,  выделять главное, обобщать, аргументировать; применять полученные  знания на практике; формировать навыки контроля и самоконтроля. Формирование УУД: Положительно относятся к учению, познавательной деятельности;  проявляют готовность приобретать новые знания; проявляют уважение к окружающим (личностные). Осмысливают познавательную задачу; фиксируют проблему, требующую  разрешения (познавательные). Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или  самостоятельно) необходимые действия, принимают проблему  (регулятивные). Участвуют в беседе. Умеют осознанно и произвольно строить речевое  высказывание (коммуникативные). Форма работы: фронтальная Методы обучения на начальном этапе: вербальные Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Учащиеся приветствуют  учителя. Настраиваются  на продуктивную работу. Приветствует учащихся,  настраивает их на  активную работу в  течение урока. ­ Проверьте вашу  готовность к уроку:  посмотрите на свои  рабочие места ­ всё ли  необходимое для работы есть на парте. Читает стихотворение: ­ Нас две ниточки  связали теплоты и  доброты. «Добрый день!» ­ тебе  сказали. «Добрый день!» ­  ответил ты. 2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу     Цель деятельности учителя: выявить степень усвоения заданного на дом материала, готовность к усвоению нового материала, возможные  затруднения и пути их коррекции; совершенствовать орфографические и  пунктуационные навыки.     Задачи: Обеспечение теоретической и практической готовности к  усвоению нового материала.     Развитие УУД:  Повторяют материал предыдущего урока (познавательные). Вступают в беседу, отвечая на вопросы. Умеют осознанно и  произвольно строить речевое высказывание (коммуникативные).  Осуществляют самоконтроль с использованием элементов самооценки. (регулятивные).        Цели учащихся: закрепить и систематизировать знания,  полученные на прошлом уроке.    Для достижения цели использую приём: «Найди третье лишнее», ­ приём,  активизирующий внимание, логическое мышление учащихся;  самостоятельная работа учащихся помогает проверить глубину понимания  домашнего материала.     В конце работы над заданием проходит взаимопроверка по эталону.      При обнаружении незнания или слабых знаний по выполнении задания  можно (после сверки с правильным вариантом ответа) задание закончить  фразой: «У меня не получилось выполнить это задание, потому что… Чтобы знать этот материал, мне нужно…» (в конце урока это послужит одним из  оснований выбора индивидуального ДЗ).          Деятельность  учащихся 1. Отвечают на  поставленные вопросы. 2. Самостоятельно  выполняют задание по  карточкам.    Деятельность учителя     Примечание 1. Задаёт вопросы по  теме изученного  материала, контролирует правильность ответов.  ­ Слова какой части речи вы видите на экране? ­ Дайте определение  имени существительного. ­ Найдите «третье  лишнее» (карточка №1),  объясните выбор. ­ Какие  существительные,  имеющие форму только  множественного числа,  встретились в домашнем  упражнении? 2. Предлагает в  карточках под № 2,  имеющихся у каждого на парте, из данных слов  Текст карточки №1: (на слайде) 1. Кони, лошади,  жмурки. 2. Песни,  ножницы, бури. 3. Сумерки,  зеркало, вечер. чернила Текст карточки №2: Верба, ворота,  очки, погода, метель,  тиски, вьюга,  опилки, молоко,  весы,  портфель,  макароны, лес,  горелки,  инструмент,  диван, грабли. Эталон: Проверим: Ворота, очки,  тиски, опилки,  весы, макароны,  горелки, грабли. выписать  существительные,  которые имеют форму  только множественного  числа. По окончании работы  проводят взаимопроверку  по эталону. Критерии оценивания: «5» ­ 0 ошибок «4» ­ 1­2 ошибки  «3» ­ 3­4 ошибки  Рефлексируют по поводу  выполненного задания.  Контролирует  выполнение задания.  После того как задание  будет выполнено, на  экран выводится текст­ эталон для  взаимопроверки  (выводит на экран слайд  2 презентации). 3. Изучение нового учебного материала.  Перед учащимися стоит цель извлечения, адекватного восприятия,  осознания и систематизации новых знаний.    Цель деятельности учителя: познакомить с существительными, которые  имеют форму только единственного числа, способствовать развитию умения находить эти существительные и употреблять их в речи, включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.     Формирование УУД:  Осмысленно читают, извлекая нужную информацию. Самостоятельно  работают над выполнением задания. Умеют осознанно и произвольно  строить речевое высказывание (коммуникативные).  Ориентируются в своей системе знаний (определяют границы  знания/незнания). Имеют желание осваивать новые знания. Демонстрируют умение  осуществлять анализ, сравнение, обобщение; аргументировать ход  рассуждений и способ действий (познавательные). Определяют тему, осуществляют целеполагание; самостоятельно  планируют задачи учебной деятельности. Выполняют пробное учебное  действие. Осуществляют самоконтроль с использованием элементов  самооценки (регулятивные).      Основные положения нового материала:  1. Формирование представления о существительных, которые имеют  2. форму только единственного числа. Формирование навыка  распознавать данные существительные в составе предложения, текста.  Для представления нового материала использую элементы  проблемного и опережающего обучения, частично­поисковый метод  обучения – методы, обеспечивающие высокий уровень  интеллектуального развития учащихся и подготавливающие  школьников к самостоятельной деятельности.     Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью вербального и визуального методов.      Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой  деятельности учащихся: наблюдение, выполнение устных и письменных  заданий, работа с текстом, самостоятельная работа, работа в паре;  деятельностный метод.      Критерии определения уровня понимания и интереса учащихся к  излагаемому педагогом учебному материалу у учителя: осознанное и верное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, опережение  действий.  При организации парной работы учитываю способности учеников.  Организовываю пары по принципу сильный ученик – слабый ученик. В таких малых группах сильный ученик играет роль инструктора, слабый –  исполнителя.      Для мотивирования учебной активности учащихся предполагаю  создание для учеников ситуации успеха.  Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание 1.Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы.  1. Предлагает отгадать  загадки, определить  число отгаданных  существительных.  ­ В чём особенность этих существительных? Загадки:  1. Всем полезно  оно, пьём с рождения  его.(молоко) 2. Под землёй 2.Формулируют тему  урока, индивидуальные  цели, отвечая на вопросы  (Что узнаем? Чему можем  научиться? Для чего мне  это нужно?) Записывают тему урока в  тетради. ­ цель (узнать, какие  группы существительных  имеют форму только  единственного числа) ­ задачи (находить данные  существительные в  предложении, научиться  составлять предложения с  существительными,  которые имеют форму  только единственного  числа).   3. Работают с материалом  учебника, определяют  свою степень  понимания/непонимания  нового материала, по  необходимости задают  вопросы по новой теме. птица  гнездо свила, яиц снесла.  (картофель) 2. Предлагает учащимся  сформулировать тему,  цели урока. ­ Давайте поставим  задачи на урок и  выстроим план урока  (цели и план  фиксируются на доске,  после каждого этапа  урока будем  возвращаться к плану; в  конце урока проверим,  достигнуты ли  поставленные цели). 3. Организует работу с  новым материалом  (упражнение 514 по  учебнику + слайд 5) Текст слайда: В форме только  единственного  числа  употребляются  следующие группы  существительных: название вещества, материала  ( золото, керосин) название группы  предметов, людей  как единства  (крестьянство) название признака, 4. Выполняют команды  мультимедийного героя. 5. Ученики выполняют  задание в парах,  демонстрируя включение в систему знаний,  активизируют знания по  прошедшей теме  «Лексика». После работы выполняют  самопроверку по эталону,  оценивают себя,  рефлексируют по поводу  выполненного задания. 4. Применяет  здоровьесберегающие  технологии. Включает  мультимедийную  физминутку,  включающую и  коррекцию зрения. 5. Организует работу в  парах. Ставит цель:  подобрать к  существительным  антонимы, которые  употребляются только в  ед. числе. После  выполненной работы  происходит  самопроверка по  эталону, оценивание по  критериям, рефлексия  по классу в целом. состояния,  свойства (тишина,  белизна)  Собственные  имена  существительные  (Кавказ, Сибирь,  Урал) 5. Текст задания в  парах: Подобрать к сущ.  антонимы,  которые  употребляются  только в ед. числе. правда­ бедность­ старость­ веселье – злость – свет ­ Эталон и критерии  оценивания: Правда – ложь,  бедность –  богатство,  старость –  молодость, веселье – грусть, злость – доброта, свет –  тьма. Критерии  оценивания: 0 ошибок – 5 1 ошибка – 4 2­3 ошибки ­ 3   4. Закрепление учебного материала: На данном этапе перед учениками ставится конкретная учебная цель:  выполнение разных по сложности заданий, соответствующих уровню  подготовки класса и отдельных учеников, ­ с использованием знаний,  полученные на уроке по изучаемой теме.  Цель и задачи для учителя: выяснить, насколько учащиеся овладели  материалом по изучаемой теме, закрепить навыки работы по  конструированию словосочетаний и определению в них главного и  зависимого слов. Этап закрепления даёт возможность не только проверить полученные на уроке знания и умения, но и стимулировать творческое применение знаний  учащимися. Формирование УУД:  Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе применения знаний (личностные). Выполняют учебно­познавательные действия, делают обобщения,  формулируют выводы (познавательные). Осуществляют самооценку, взаимооценку, познавательную и личностную  рефлексию: оценивают свои достижения, осознают возможные трудности в  освоении учебного материала, находят пути их преодоления  (регулятивные). Коллективное подведение итогов (коммуникативные). Формы и методы достижения поставленных целей: сочетание различных  видов деятельности. Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися  нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради,  устные ответы на вопросы, взаимооценка и самооценка деятельности  учеников на уроке. Возможные пути и методы реагирования на ситуации:  Ученикам, не усвоившим материал, можно предложить выполнить работу  ещё раз, с помощью учителя; пересказать основные положения  теоретического материала. Предлагаю ученикам один из вариантов  домашней работы по выбору. Этот метод позволит обучающимся  самостоятельно оценить уровень своей учебной деятельности. Подводя итог этапа закрепления знаний, дам вербальную оценку работе  обучающихся на уроке и предложу пятиклассникам дать самооценку своей  деятельности: что на уроке получилось, а что, возможно, не смогли освоить. Для этого используется приём «Мишень». Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Выполняют команды  учителя. Один ученик  работает у доски, не  показывая классу свою  работу. Включение нового  материала в систему  знаний. 1.Раздаёт задания на  карточках. (работа с  текстом) ­ Перед вами текст с  пропущенными  орфограммами. Ваша  задача – записав его,  найти в тексте имена  Текст на партах в  отпечатанном виде. (1)Погода   начинала   портиться.   (2)Ч_рная  туча   ползла  вверх  а над водой прон_сились  лё_кие  обл_ч(?)ка  тумана.   (3)Они существительные,  которые имеют форму  только единственного  числа. А также найти  сложное предложение,  прокомментировать  орфограммы и знаки  препинания. Для более сильных  учащихся  дополнительное задание:  ­ найти во втором  предложении слово без  окончания (вверх) ­ найти в тексте слово,  которое состоит из  одного слога и имеет все  глухие согласные (всё) 2. Осуществляет  контроль, в случае  необходимости  оказывает помощь.  По окончании работы  предлагает ученикам провести  самопроверку, сверив  свои записи с работой у  доски.  3. Работа по развитию  речи.  Учитель предлагает  мальчикам вспомнить и  записать названия 3­4  инструментов, которые  имеют форму только  множественного числа и  составить предложение  по схеме. всё  чаще  окутывали  льдину, обдавали казарку  сыростью. Слайд №8.   для Схема мальчиков:   О,  О   и О   –   это   рабочие инструменты. 2. Проводят  самопроверку.  Критерии  оценивания: «5» ­ 0­1 ошибка «4» ­ 2 ошибки  «3» ­ 3­4 ошибки 3. Выполняют задание  учителя, составляют и  записывают предложения  по схемам. . 4. Учащиеся отвечают на  поставленный учителем  вопрос. 5. Учащиеся  рефлексируют, отвечая на  вопросы учителя и  оценивая свою  деятельность на уроке с  помощью приёма  «Мишень», зарисовывают  своё «попадание» на полях тетради. Девочкам – вспомнить и  записать названия 3­4  «вкусных»  существительных,  которые имеют форму  только единственного  числа и составить  предложение по схеме. Схема для  девочек: О, О и О – это полезные  продукты. Возможные   начала предложений:   кусачки, Тиски, плоскогубцы и  клещи ­ … Молоко,   творог   и сметана  ­ … Стихотворение: ­  Нас   две   ниточки связали теплоты и доброты. «Добрый   день!»   ­ тебе сказали. «Добрый   день!»   ­ ответил ты.   Мне Слайд №10. свою Оцените   работу с помощью приёма «Мишень»:  ­   было комфортно на уроке. Я всё понял, у всё получилось. (попадание десятку)   меня       в 4. Учитель предлагает  задание на  внимательность: ­ Кто помнит строки,  которые прозвучали  вначале урока? Как они  связаны с темой урока?  (в этих строчках тоже  есть существительные,  которые имеют форму  только единственного  числа). 5. Учитель подводит  итоги урока: ­ Что нового вы сегодня  узнали? ­ Что получилось легко? ­ В какие моменты урока вы испытывали  затруднения? ­ Достигнуты цели  урока? ­ Оцените свою работу с  помощью приёма  «Мишень» ­ У меня почти всё получилось.   Я поработаю   над своими   ошибками дома.   (близки   к цели) ­ Я старался, но у возникли меня трудности.   Мне необходима помощь. от цели)  (далеки   6. Учитель анализирует  полученную от учащихся информацию об  усвоении материала  урока и в зависимости от результатов усвоения  корректирует домашнее  задание. 5. Задание на дом Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения устного и  письменного домашнего задания закрепить и применить полученные на  уроке знания и навыки самостоятельной работы по изученной теме.  Перед учителем стоит цель: Систематизировать и определить уровень усвоения учениками нового  материала. Воспитывать самостоятельность, ответственность учеников за  результат их учебной деятельности.  Развивать аналитическое мышление (метапредметная связь). Домашнее задание – упражнения на выбор учащихся.  Критерии успешного выполнения домашнего задания: знание  теоретического материала параграфа; правильность выполнения выбранного учеником письменного задания; аккуратность оформления записей в  тетради.  Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание Упр. 517 или 516 по выбору учащихся. Выбирают своё домашнее  задание, записывают его,   слушают комментарии  учителя.  Ставят оценки в дневники. 1. Даёт и комментирует  домашнее задание: ­ Для тех, кто сегодня на уроке «попал в десятку»  или был близок к цели,  задание повышенной  трудности – упр.517, комментирует д/з. ­ Для тех, кто тоже  старался, но возникли  небольшие трудности в  освоении материала,  упр.516. Знакомит учеников с  критериями успешного  выполнения домашнего  задания: ­ Правильность  выполнения задания;  аккуратность  оформления записей в  тетради;  свободное владение  материалом параграфа в  процессе его пересказа  на следующем уроке при  проверке д/з. Выставляет и  комментирует оценки  отдельным ученикам. Литература 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Тростенцова Л.А., Дейкина  А.Д. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5­9 классы. ­ Москва:  Просвещение, 2011г. 2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2­х частях. ­ Москва:  Просвещение, 2012г. 3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителей  общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2014г. 4. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., Комиссарова Л.Ю.,  Ладыженская Н.В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс.  Пособие для учителей общеобразовательных организаций. ­ Москва:  Просвещение, 2014г. 5. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Т.А. Русский язык.  Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных  организаций. ­ Москва: Просвещение, 2015г. Интернет­ресурсы Физминутка: http://infourok.ru

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)

Проект урока по русскому языку "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018