" Творческая мастерская " способствует развитию умений учащихся 5 класса создавать текст определенного типа речи на основе системно -деятельностного подхода, закрепляет знания учащихся,приобретенные по данной теме, развивает творческие способности учащихся, воспитывает любовь к прекрасному путем прослушивания аудио записей и просмотра иллюстраций.
Методическое мероприятие « Творческая мастерская» по русскому языку
Класс 5
Тема: Типы речи. Создаем текст определенного типа речи.
Цель: научить учащихся создавать текст определенного типа речи на основе
системно деятельностного подхода; развивать творческие способнос
ти учащихся; воспитывать любовь к прекрасному.
Тип урока: Творческая мастерская
Оборудование: аудиозапись песни на стихи Розали « Погадаю на ромашках»,
иллюстрации с изображением ромашек.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Сегодняшний урок мне хочется начать с пожелания вам творческого
вдохновения. Мы входим в мир как в двери мастерской, мы можем сделать
его красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к
творчеству.
Прослушивание песни на стихи Розали «ПОГАДАЮ НА РОМАШКАХ»
По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает
ромашка. А еще говорят, что ромашки это маленькие солнышки, которые
соединяют множество святых дороглепестков. Ромашки схожи по форме с
зонтиками, а по легенде они в давние времена были зонтиками для
маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется
ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой.
Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик
остается совершенно сухим.
2. Создание творческого продукта.
Многие поэты и писатели часто обращались к этому цветку, и перед нами
стоит задача описать красоту этого цветка, т.е. создать текст.
Подберите к слову «ромашка» слова разных частей речи: прилагательные,
глаголы.
Прилагательные: милая, снежная, нежная, чистая, белая, тонкая, изысканная,
зелёная. Глаголы: растёт, радуется, благоухает (издаёт аромат, приятно
пахнет), удивляет.Чувствуете, что запас лексики иссяк? Как пополнить словарный запас,
который поможет описать ромашку?
Помогут вам в этом произведения русских поэтов.
Ваша задача прочитать тексты и выписать слова, которые помогут вам
описать цветок (эпитеты, метафоры, олицетворения).
Маленькое солнце на моей ладошке,
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
АФАНАСИЙ ФЕТ
Учащиеся выписывают средства выразительности.
3.Социализация (Включение нового знания в систему знаний)
Теперь вы можете приступить к написанию мини сочинения. Каждый
участник группы сочиняет 23 предложения. Учащиеся работают
индивидуально, пишут предложения.
4. Корректировка и создание нового текста.
Прочтите свои предложения. Составьте текст из всех предложений группы,
соблюдая композицию описания. Прочтите полученный текст. Получилось ли
у вас описание? Какие композиционные части надо доработать?
Дети зачитывают предложения, составляют текст, анализируют, получился ли
текстописание.
Каждое лето в садах, лугах, полях и даже на клумбах можно увидеть
тихонько качающиеся на ветру головки ромашек. Многие любят эти цветы с
солнечножелтой серединкой и белыми продолговатыми лепестками,
придающими ромашке вид маленького нарядного зонтика.
Садовые ромашки, которые растут на даче у моей бабушки, крупные и
высокие, с длинным стеблем и резными зелеными листьями. Из них
получаются очень красивые букеты. Срезанные ромашки, поставленные домав вазу с водой, могут простоять очень долго.
А есть ромашки совсем другие — мелкие, низкорослые, невзрачные.
Пройдешь мимо — и не заметишь, а зря. Дело в том, что такая ромашка —
аптечная, обладает большой лекарственной силой. Она поможет и от боли в
горле, и от сухости кожи, полезна для желудка, способствует укреплению
волос. Не зря говорят: «Маленький, да удаленький».
Вот сколько добра может принести людям обыкновенный полевой цветок.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( Итог)
1)Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?2) Что вам
более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были
вами выполнены успешно? А другими участниками урока?3) О чем пришлось
задуматься? Что было трудно?4) Какие вопросы и пожелания себе, другим
участникам, учителю появились у вас?
7. Домашнее задание
Доработать композиционные части сочинения.
Список использованной литературы
1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное
пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3е изд., испр. и доп.
– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. Педагогические
мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с.