Урок относится к блоку «Как устроен наш язык». Он был проведен в форме взаимообучения, что позволяет в полной мере развивать индивидуальные способности каждого ученика, повышает взаимоответственность детей. Особенность данного урока заключается в том, что дети хорошо усвоили материал, получая помощь не столько от учителя, сколько от учащихся. На уроке использовалась работа в парах и коллективная работа. Успешность выполнения всех заданий контролировалась при помощи экспресс – тестов, а также по жетонам.
Шелтукова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов,
стаж работы – 16 лет,
высшая квалификационная категория.
УМК «Начальная школа XXI века».
Проект (конспект) урока:
Предмет – русский язык;
3 класс;
Тип урока – введение нового знания;
Тема урока – Главные члены предложения. Нахождение
грамматической основы предложения.
Особенности данного урока:
Урок относится к блоку «Как устроен наш язык». Он был проведен
в форме взаимообучения, что позволяет в полной мере развивать
индивидуальные способности каждого ученика, повышает
взаимоответственность детей. Особенность данного урока
заключается в том, что дети хорошо усвоили материал, получая
помощь не столько от учителя, сколько от учащихся. На уроке
использовалась работа в парах и коллективная работа. Успешность
выполнения всех заданий контролировалась при помощи экспресс –
тестов, а также по жетонам.
Цель урока – Знакомство с определениями главных членов
предложения и формирование умения находить грамматическую
основу предложения.
Задачи урока –
1. Познакомить с понятием главные члены предложения.
2. Познакомить с признаками подлежащего и сказуемого.
3. Формировать навыки нахождения грамматической основы
предложения.
4. Формировать навыки работы в парах, работы в группе.
5. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки,
ответственности за свои действия.
6. Развитие речи, грамматической зоркости, памяти,
воображения.
Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся
должен научиться, что усвоить):
1. Познакомиться с определение главных членов
предложения.
2. Развивать умение работать с правилами и определениями.
3. Находить грамматическую основу предложения.
4. Учиться работать в группах и парах.5. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку
своей деятельности.
Оборудование:
1.
С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.
Кузнецова и другие, Русский язык, М., Вентана – Граф, 2012
год.
2.
Таблицы, индивидуальные карточки для
№
этап
а
1.
Этап
урока
Организа
ционный
момент
(2 мин)
экспресс – теста.
Ход урока.
Деятельность
учителя
Знакомство учащихся
с темой урока
Позвенел дружок
звонок – начинается
урок.
Мы рады
приветствовать всех
присутствующих
сегодня в нашем
классе.
Я желаю всем
плодотворной работы,
успехов в изучении
нового материала.
Надеюсь на
сотрудничество,
взаимопонимание,
взаимопомощь в
работе.
Темы сегодняшнего
урока Главные
члены предложения.
Нахождение
грамматической
основы
предложения.
Каковы цели нашего
Деятельность учеников
Целеполагание.
Познакомиться с подлежащими и
сказуемыми. Научиться находить
грамматическую основу
предложения.
Подготовка тетради к работе.
Записываем дату урока. Слова
«Подлежащее и сказуемое».2.
Знакомст
во с
определе
нием
главных
членов
предложе
ния
(3 мин)
урока?
Замечательные цели
вы поставили перед
собой. Желаю вам их
достигнуть.
Подготовим тетрадь к
работе. Сегодня мы
будем часто
произносить слова
«подлежащее и
сказуемое». Запишем
их в тетрадь.
1. Прочитайте в
учебнике на странице
52 историю
возникновения этих
слов в русском языке.
1. Самостоятельное чтение рубрики
«Путешествие в прошлое» стр. 52
(учебник)
2. Беседа об истории
Кто ввел в
2. Обсуждение прочитанного
материала.
русский язык
слова
«подлежащее и
сказуемое»?
Что означает
слово
«подлежащее»?
Что означает
слово
«сказуемое»?
Поздравляю вас с
первым открытием,
которое вы сделали
сегодня на уроке!1. Изучение
определения
«подлежащего»
(стр.50)
2. Самопроверка.
1. Изучение
определения
«сказуемого» (стр.
52)
2. Самопроверка.
2. Взаимообучение
3. Экспресс – тест «Проверь себя»
(приложение №2)
Соединяют получившиеся цветы в
гирлянды.
Украшают класс.
(5 мин)
(5 мин)
3.
(3 мин)
2. Работа в парах
Сейчас я предлагаю
вам углубить свои
знания о подлежащем
сказуемом. Для этого
мы разделимся на
пары.
Один ученик
подробно изучает
понятие сказуемое, а
другой ученик
подробно изучает
понятие
подлежащего.
Проверить себя вам
поможет экспресс
тест
(приложение №1)
2. Помогите своему
соседу по парте
изучить новый
материал.
3. А теперь проверим
результаты вашей
работы.
Раскрасьте только те
лепестки, которые
соответствуют
определению в центре
цветка.
Соедините
получившиеся цветы
в гирлянды.
Давайте украсим
наш класс.
Полюбуемся тем,
что у насполучилось.
Вам нравиться?
Поаплодируем своей
работе!
4.
5.
6.
(2 мин) Динамическая пауза. Если нравится тебе, то
делай так!
(1 мин) Рефлексия №1
Что мы узнали сегодня на уроке?
На доске появляется запись:
Что узнали на уроке?
Познакомились с подлежащим и сказуемым.
Определе
ние
алгорит
ма
нахожде
ния
граммати
ческой
основы
предложе
ния
(5 мин)
1. Коллективная работа
Теперь нам предстоит
следующий этап работы.
Для плодотворной работы я
предлагаю провести
коллективную работу.
Капитаны команд подходят
для получения
консультации, а все
остальные члены команды
выполняют в тетради
упражнение №3 на 54
странице учебника.
Подготовка капитанов
команд на материале
учебника (стр.5152)
2. Индивидуальные консультации
учеников и команд. (10 мин)
Капитаны.
Команды.
Выполняют
упражнение
№3
(стр. 52)
1. Слушают
объяснение
учителя, проводят
тренинг по поиску
грамматической
основы
предложения на
материале
страниц 5152
учебника.
2. Совместное изучение
алгоритма нахождения
грамматической основы
предложения по
индивидуальным карточкам и
материалу учебника настраницах 5152.
Проводится тренинг на
материале упр. №3.
Капитаны оценивают работу
каждого члена команды.
Результаты записывают в
таблицу.
3. Отчет работы команды по
жетонам:
Доверие
Экзаменатор
(делегат)
Экзамен
(проводит
экзаменатор от
команды)
Один за всех
Все за одного
Упр. 2
Совместная
работа
Упр. №2
выполняет
ся самостоя
тельно с
последую
щей
индивиду
альной
проверкой.
Упр. №2 по
одному
предложе
нию для
каждого
члена
команды
Упр №1 на
доске с
подробным
объясне
нием
Упр. №2 по
3. Для защиты результатов вашей
работы вы приступаете к выполнению
упражнения 2 на странице 52. (5 мин)(опрос и проверку
проводит учитель)
одному
предлож
ению для
каждого
члена
команды
7.
(1 мин) Рефлексия №2. Чему мы научились на уроке?
На доске появляется запись:
Чему научились на уроке?
Находить грамматическую основу предложения.
8.
(1 мин) Рефлексия №3.
Подведение итогов
урока.
Все задания,
подготовленные сегодня
к уроку, мы выполнили.
Достигли ли мы
поставленных перед
собой целей?
Что помогло нам в их
достижении?
Каковы результаты
сегодняшнего урока?
Оцените свою работу.
Слово предоставляется
капитанам команд и
отдельным ученикам.
Спасибо всем за урок!
Оценивание
успешности
работы на уроке.
Анализируются
записи на доске:
Что узнали на
уроке?
Познакомились с
подлежащим и
сказуемым.
Чему научились
на уроке?
Находить
грамматическую
основу
предложения.
Высказывания
детей о форме
проведения
урока.
Оценивание
работы команды и
отдельных
учеников.
Спасибо за урок!
Приложение №1.Изучи определение подлежащего. Проверь себя. Ответь на вопросы.
Подлежащее – это ___________________________________________________.
Подлежащее называет ________________________________________________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________________________________.
Подлежащее подчеркивается __________________________________________.
Изучи определение сказуемого. Проверь себя. Ответь на вопросы.
Сказуемое – это _____________________________________________________.
Сказуемое называет то, _______________________________________________.
Сказуемое отвечает на вопросы ________________________________________.
Сказуемое подчеркивается ____________________________________________.
часть
слова
Приложение
№2.
Сказуемо
е
в
о
п
р
о
с
ы
ч
т
о
?
к
т
о
?
О
т
в
е
ч
а
е
т
н
ачасть
слова
Подлежа
щее
ч
т
о
?
к
т
о
?
в
о
п
р
о
с
ы
О
т
в
е
ч
а
е
т
н
а