Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи для учителя: • дать учащимся представление о социально-экономическом развитии России в XVII веке. • Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры; • развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; • развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией; • продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой; • раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»; • конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель». • Содействовать воспитанию экономической культуры школьников.
Иконка файла материала Проект урока2.doc
Проект урока "Социально­экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике") Задачи для учителя:         дать учащимся представление о социально­экономическом развитии России в XVII веке. Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной  презентации и элемента игры; развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа  по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией; продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой; раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов»,  «всероссийский рынок»; конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд»,  «предприниматель». Содействовать воспитанию экономической культуры школьников. Задачи для учащихся: 1) охарактеризовать последствия Смуты для экономики России; 2) знать какими средствами и методами было восстановлено сельское хозяйство и ремесленное производство; 3) раскрыть понятие «хозяйственная специализация районов»; 4) выяснить причину роста городов; 5) определить роль государства в развитии торговли и ремесла. Тип урока: формирование новых знаний. Место урока в теме: вводный урок в теме «Россия в XVII веке». Предыдущий урок – повторение и обобщение темы  «Россия на рубеже XVI ­ XVII века». Формы урока: элементы беседы, практического занятия, игры. Межпредметные связи:  экономика. Межкурсовые связи: история Нового времени («Дух предпринимательства преобразует экономику»). Внутрипредметные связи: «Смутное время». Использованное оборудование и литература: ­ карта «Россия в XVII веке»; ­ презентация  PowerPoint по теме урока; ­ учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М., Просвещение, 2007; ­ Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2006. ­ Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России. Конец XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2007. ­ CD­диск «Династия Романовых. Три века Российской истории». ­ CD­диск «Татищев В. Н. История Российская». Основные понятия: «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»;  «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».  На данном уроке предполагается использование компьютерной  Презентация должна помочь  решить задачи активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательный интерес к предмету  «история», систематизировать знания учащихся, использовать качественный наглядный материал на уроке; экономить  время. Слайд­фильм позволяет учитывать психолого­педагогическую характеристику класса и задействовать все каналы  восприятия у учащихся (слуховая, визуальная и кинестетическая), а также отследить состояние обученности учащихся  основным общеучебным и надпредметным умениям. Так как, данный урок по типу является уроком формирования новых знаний, то в презентации активно используютсяразличные информационные объекты: иллюстрации, схемы, карта, что позволяет ребятам переносить знания в новые  условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.  В целях соблюдения техники безопасности при работе с ИКТ, презентация имеет строгий дизайн, единый шаблон  оформления, не отвлекающий от содержания материала, анимация строго дозирована и разумна по смыслу материала,  информация на экране не напрягает зрение, чётко рассчитана по времени (демонстрируется не менее 10 секунд), к  последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга  материалов и эффектов  («разогретый зритель»), содержит оптимальное число слайдов, чередовании форм (беседа, практика, игра) и средств  организации деятельности учащихся (экран, учебник, доска).  Отбирая содержание презентации, педагог исходил из причинно­следственных связей, базовых понятий темы, возможности использования иллюстративного материала.  В качестве контроля за знаниями учащихся в конце урока на этапе закрепления предполагается использование игрового  момента, который станет возможным благодаря презентации PowerPoint. Прогнозируемые результаты: решение задач урока с помощью презентации PowerPoint. Ход урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный  момент. Приветствует учащихся. Активизирует  их внимание. Настраивает на урок. 2.Переход к  формированию новых  знаний. Организация мотивационного блока:  проводит связь XVII в. с петровскими  реформами, просит вспомнить  определения важнейших сфер жизни  общества. Формулирует тему урока. Знакомит с  планом Просит поставить цель урока. Настраиваются на урок.  Настраиваются на урок. Актуализируют внимание. Воспринимают информацию  учителя. Вспоминают определения  важнейших сфер жизни общества.  Озвучивают. Проверяют по слайду № 3. Записывают тему  в тетрадь. Читают план со слайда № 2. Ставят цель урока, опираясь на  формулировку темы. 3. Формирование новых  знаний. 1. В ходе беседы с учащимися объясняет  последствия Смуты для экономики  страны. Ставит проблемный вопрос о задачах  вновь избранной власти.   2. Беседует с учащимися с опорой на  схему слайда № 7.   Знакомит школьников с важнейшими  понятиями темы.   3. Опираясь на слайд № 10 и карту,  рассказывает о хозяйственной  специализации районов. Знакомит с  новыми понятиями.   4. В ходе беседы  с учащимися, выводит  их на причины роста городов в изучаемый Следят за логикой рассказа  учителя по схеме слайда № 4.  Работают с текстом учебника с. 33. Комментируют схему слайда № 5 Отвечают на поставленный вопрос. Знакомятся с портретом М. Ф.  Романова на слайде № 6. Отвечают на вопросы учителя.  Следят за причинно­следственными связями по схеме на слайде № 7. Читают определения со слайда №  8. Записывают их в тетрадь. Доказывают, что на слайде № 9  изображена мануфактура, опираясь на основные признаки  мануфактуры. Слушают, следят за логикой  учителя, затем работают с картой  на слайде № 11 и атласами.  Переносят знания в новые условия.  Записывают в тетрадь новые  понятия. Формулируют причины ростапериод.  Опираясь на слайд № 13, просит описать  город России XVII в. 5. В ходе беседы и организации  практического занятия, подводит  учащихся к выводу об изменении роли  государства в развитии ремесла и  торговли и их изменении на протяжении  XVII в. Формулирует проблемные вопросы для  учеников. Предлагает разгадать чайнворд и самостоятельно сформулировать вывод урока с опорой на алгоритм. Проговаривает и объясняет. Просит детей передать учителю  «смайлик». городов в XVII в. Работают с картой и атласом. Описывают иллюстрацию на слайде № 13. Отвечают на вопросы,  прослеживают причинно­ следственные связи. Работают с  документом в учебнике. Отвечают на проблемные вопросы,  разгадывают чайнворд, повторяя  основные понятия урока.  формулируют вывод с опорой на  готовое предложение. Внимательно слушают. Задают  уточняющие вопросы. Записывают  домашнее задание в дневник. Рисуют и передают учителю. Оценивает урок. Выставляет отметки,  аргументируя каждую. Благодарит за  урок.   4. Закрепление. 5. Домашнее задание и  инструктаж его  выполнения. 6. Рефлексия. 7. Итоги урока. 1. Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь. 2. Мы закончили изучение темы «Россия на рубеже 16 – 17 веков». Сегодня начинаем изучать следующую тему «Россия в  17 веке». Тема важная для усвоения и запоминания, т. к. именно в XVII в. были заложены предпосылки преобразований  Петра I . Запишите заголовок в тетрадь. Для проведения правильного анализа событий и процессов, имевших место в истории России, необходимо представлять  себе целостный характер исторического развития. История любой страны, в том числе и России изучается всесторонне:  необходимо анализировать развитие экономики, внутренней и внешней политики, общественного устройства,  культуры. Давайте вспомним, что такое экономика, внутренняя политика, внешняя политика, общественное устройство,  культура. Слайд № 3. Изучение 17 века начнем с экономики. Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Социально­экономическое развитие  России в XVII веке. (Новые явления в экономике)». Слайд № 1. Исходя из формулировки темы, сформулируйте цель урока. Слайд № 2. 3. В 17 веке в России появились новые явлении в экономике, внутренней и внешней политики, общественном устройстве,  культуре. Многие из них были заимствованы из Западной Европы. Почему? Попробуем разобраться. Это связано с событиями эпохи Ивана Грозного, который вёл Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю.  Противниками России были Речь Посполитая и Швеция – западноевропейские государства. Россия проиграла войну,  выхода к Балтийскому морю не получила. Страну охватил глубочайший кризис. Разорение России стало одной из причин  Смуты. Во время Смутного времени Россию едва не завоевали те же Речь Посполитая и Швеция. Многим стало ясно, что  Россия слабее западноевропейских стран, и чтобы стать сильнее, ей надо учиться у Западной Европы. По ходу объяснения учителя демонстрируется слайд № 4. Смута привела к экономической разрухе в России. Доказательством этому служат факты, приведенные на с. 33  учебника. Прочитайте первый пункт параграфа 4 с. 34 и прокомментируйте схему. Слайд № 5. В 1613 г. Земский собор избрал на царство 16­летнего Михаила Федоровича Романова. Слайд № 6.Какая задача стояла  перед властью после окончания Смуты? Попробуем ответить на вопрос, каким образом первый царь из династии Романовых и его сподвижники решали проблему ликвидации экономической разрухи. Учитель, опираясь на слайд № 7, отвечает на вопрос в ходе беседы с учащимися. Были приняты следующие меры: раздача земель с крестьянами боярам и дворянам, увеличение с 5 до 15 лет срока сыска  беглых крестьян, снижение налогов с крестьян, повышение налогов на горожан. Почему были снижены налоги с  крестьян, а на горожан налоги повышены? Меры, принятые для восстановления сельского хозяйства, дали свои плоды. Налоги с горожан пошли на оплату службы  дворян. Дворяне смогли дать своим крестьянам семена, скот, орудия труда. Крестьяне увеличили производство  продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья. Его стало столько, что хватало на потребление крестьянам и ихпомещикам и на продажу в города и за границу. У крестьян появились средства для приобретения ремесленных изделий.  Было восстановлено ремесленное производство. Более того, население России росло и товаров требовалось всё больше.  Ремесленники стали переходить от работы на заказ к работе на рынок. Так появилось мелкотоварное производство. Слайд № 8. Мелкотоварное производство — производство небольших партий изделий для продажи (определение записать в  тетрадях). Но отдельные ремесленники не могли удовлетворить возраставший спрос на ремесленные изделия. Например, государству требовались очень большие партии обуви, одежды, оружия, боеприпасов и т.п. для армии. Появились мануфактуры. Мануфактура — крупное предприятие, основанное на внутреннем разделении труда, ручной ремесленной технике и  использовании наёмного труда. Посмотрите на гравюру XVII века. Слайд № 9.  Докажите, что на ней изображена  мануфактура, а не ремесленная мастерская. На мануфактурах каждый работник выполняет отдельную операцию, благодаря этому увеличивается производительность  труда. Производительность труда — количество изделий, произведенных за единицу времени. Запишите определения в тетрадь. Развитие сельского хозяйства и ремесла привело к возникновению хозяйственной специализации отдельных районов  страны и формированию всероссийского рынка. Слайд № 10. Что это значит?Россия­страна с огромной территорией.  Разные районы имеют разные природные условия. Поэтому одни товары где­то производить выгодно, а где­то нет.  Обратимся к карте (учебник с. 39, слайд № 11). ­ Назовите районы производства для продажи хлеба, льна, конопли, меха и скота. ­ Назовите районы кузнечного ремесла. ­ Назовите районы кожевенного производства. ­ Укажите места важнейших мануфактур. Специализация вызвала рост торговли. Слайд № 10. Торговля — обмен товарами. Главная форма торговли – это  ярмарки. Ярмарка — ежегодный съезд продавцов и покупателей­оптовиков из разных районов страны.  Складывается всероссийский рынок — экономическая взаимозависимость отдельных районов страны, основанная на их  естественно­географическом разделении.  Запишите эти определения.      Слайд № 11. Укажите на карте пункты главных ярмарок. Обозначьте главные торговые пути.   Слайд № 12. Восстановление ремесленного производства привело к росту городов. Почему? Где живут ремесленники? В  городах. В России в XVII в. наблюдался значительный рост городов. Рост городов — это рост численности городского  населения. Но была еще одна причина роста городов. Южные области России продолжали подвергаться грабительски  набегам кочевников — крымчаков, казахов и др. Для обороны  от них  строились  крепости.  Крепости  обороняли  стрельцы. Они нуждались в различных ремесленных изделиях. Так в крепостях появляются ремесленники, крепости  превращаются в города. Обратимся к карте на с. 39 учебника и слайде № 11, найдите на ней крупнейшие российские города — Москву, Новгород,  Смоленск, Ярославль, Архангельск, Астрахань и те, которые появились в XVII в.: Воронеж, Тамбов, Царицын, Саратов,  Самару. Слайд № 13. Опишите российский город XVII в. Государство должно заботиться о развитии экономики страны. Проанализируем, как это происходило в России в XVII в. В разные периоды XVII в. состояние экономики России было разным, поэтому и политика государства в этом направлении  была разной. При царе Михаиле Федоровиче: слайд № 14. Слайд № 15. При царе Алексее Михайловиче: слайд № 16. Слайд № 17. Работа с документом. 4. Закрепление.  Охарактеризуйте положение народа после Смутного времени.  Почему появился наёмный труд? Где и почему он оказался нужен?  Город Великий Устюг в 17 веке имел торговые связи почти с 40 городами, не считая сельских поселений.  Можно ли считать этот факт для того времени единичным? Слайд № 18. Разгадайте чайнворд. Слайд № 19. Вставьте необходимые слова в предложение. 5. Домашнее задание: параграф 4 прочитать, подготовиться к терминологическому диктанту. Для желающих получить  дополнительную отметку: составить кроссворд или чайнворд, или шарады по новым словам, используя компьютер,  принтер. 6.   Рефлексия: передайте мне, пожалуйста, Ваш «смайлик». Отразите в нём Ваше самочувствие на уроке, насколько Вам  был понятен новый материал, понравился ли урок. Спасибо. 7.   Итог урока. Благодарю Вас за работу. Выставление отметок и их аргументация. Урок окончен. До свидания.