Речевое развитие дошкольников среднего возраста посредством народной сказки. Результат : устойчивый интерес к сказкам, пополнение активного словаря, развитие связной речи, умение рассуждать, анализировать поступки и поведение по алгоритму, правильного произношения слов, сравнения и "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительности речи,
Проект по развитию речи в средней группе В гостях у сказки.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №190»
Проект по речевому развитию
«В гостях у сказки»
Подготовила:
Козлова Ольга Петровна г. Оренбург, 20162017 учебный год
Паспорт педагогического проекта
Автор проекта
Козлова Ольга Петровна
Тема
Развитие речи детей 45 лет в игровой деятельности
«Страна красивой речи»
Название проекта
«В гостях у сказки»
Тип проекта
Творческий, игровой
Участники проекта
Дети 45 лет
Воспитатели
Родители
Продолжительность проекта
ноябрь Пояснительная записка:
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как
предпосылки обучения грамоте».
Проблема формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного
возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является
важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для
подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения
с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой
актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи,
возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние
другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные
коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной
ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать
речевую активность. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в
интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Наиболее эффективное средство
для решения данной проблемы – это вовлечение дошкольников в проектную деятельность.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и
творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных
качеств ребёнка. Метод проекта позволяет объединить всех участников образовательного
процесса, активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает
реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.
Актуальность:
Сказка необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и
волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя
детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями,
выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают
высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую
очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую
судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему
в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную
деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у
ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное новое эмоциональное
отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают
множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с
природой, предметным миром.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой
невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период
дошкольного детства.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум
ребёнка, помогает овладеть речью. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был
разработан проект «В гостях у сказки»», развивающий устойчивый интерес к сказке как к
произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые
средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих
детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений,
эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, повторов, которые помогают ребенку
запомнить сказку.
Проблема:
В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют
просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки –
историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не
читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем.
А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка
оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом
скрываются реальные человеческие отношения.
Гипотеза.
Приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью,
познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие
выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию
выразительности речи.
развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в
деятельности детей.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Дети:
продолжать знакомить со сказками;
развивать культуру речи, умение детей рассуждать;
развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей.
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
развивать артистические способности;
развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
формировать навыки сотрудничества;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных
ситуациях;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению
между собой;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Родители:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей
приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение,
обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
§ Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на
потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей,
интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
§ Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
§ Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» основная информация
усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
§ Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала
идет в определенном порядке, системе.
§ Принцип коммуникативнодеятельного подхода к развитию речи.
§ Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема
материала с уровнем развития, подготовленности детей.
§ Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
§ Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной
литературы, музыки.
§ Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация
разворачивает перед нами некий жизненный урок.
§ Принцип осознанности предполагает осознание причинноследственных связей в
развитии сюжета. § Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых
педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию
ребенка.
§ Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и
поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Планируемый результат:
развитие духовнобогатой личности ребенка, как активного участника проекта;
развитие интереса к сказкам;
развитие у детей познавательной активности,
коммуникативных навыков;
творческих способностей,
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Материальнотехнические ресурсы:
сказки, иллюстрации
аудио, видеоматериалы
мультимедийная техника
костюмы для театрализованной деятельности
атрибуты для разных видов театров
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
Задача
Анализ
имеющегося
материала
Создать интерес
у участников
проекта
Сбор и анализ
информации для
реализации
Мероприятия
Пересмотр литературы, аудио
материала
Составление списка
необходимого материала
Включение в календарно
тематическое планирование
мероприятий по реализации
проекта
Составление плана мероприятий
по реализации проекта совместно
с детьми
Информирование родителей о
проекте
Сбор атрибутов для
театрализованных игр
Ответственный
Воспитатели
Ожидаемый результат
Список необходимого
методического
материала
Дополненный
календарно
тематический план
Заинтересованность
детей и родителей
Список имеющихся и
недостающих
Еворовская С.Н.
Козлова О.П. проекта
Подбор дидактических игр
материалов, атрибутов
Подбор материала для
презентации
2этап: Основной
Задача
Создать условия
для реализации
проекта
Обогатить среду
Обогатить знания
детей о театре,
Совершенствовать
исполнительские
умения
Включение
родителей в
педагогический
процесс
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Подбор аудио, видеоматериала
согласно списку;
Подбор сказок для
драматизации, театрализованных
игр;
Создание лэпбука «По дорогам
сказок»
Книги – сказки для
драматизации,
Коллекция аудио материала,
Игрушки и атрибуты для
театрализованных игр.
Беседы,
Просмотр видео материала,
Чтение художественной
литературы (сказок),
Творческие мастерские,
Игрыдраматизации,
Заучивание стихов,
Слушание музыкальных
произведений,
Отгадывание загадок о героях
сказок,
Драматизация сказки «Репка».
Привлечь родителей к участию
в выставке поделок «Моя
любимая сказка», к пополнению
книжного уголка сказками.
Сказки и иллюстрации
к ним;
Аудио,
видеоматериалы;
Игры – драматизации;
Лэпбук.
Воспитатели
Обогащённая среда
Воспитатели
Воспитатели
Активное участие
родителей в реализации
проекта.
Воспитатели
3этап: Итоговый
Задача
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Анализ и
подведение итогов
по проекту
Анализ работы по проекту,
Выставка поделок,
Фото отчёт о проекте в
родительском уголке и на сайте
группы.
Фотоотчет о
проведённом проекте.
Воспитатели План реализации проекта
№ Мероприятия
Подготовительный этап
1
Анализ имеющегося материала
Информирование родителей о проекте
Памятка «Читаем сказки детям»
Приложением 1
Дата
Результат
01.11. –
03.11.2016
02.11.2016
Список имеющихся и
недостающих
материалов.
Готовность родителей
оказать помощь в
проекте.
Составление планасетки мероприятий по
реализации проекта.
03.11.2016
Плансетка
мероприятий.
Основной этап
4
2
3
5
6
7
8
9
Создание развивающей среды в группе.
настольный театр,
театр из фетра
Чтение художественной литературы (сказок):
«Три поросёнка»
«Маша и медведь»
«Зимовье зверей»
«Три поросенка»
Слушание:
аудио сказок «Лиса и волк», «Лиса, петух и
дрозд», «Заюшкина избушка»
музыкальных отрывков, песен о сказках «Чудо
сказки», «Сказки гуляют по свету»
Беседы:
по прочитанным сказкам,
о видах театров (кукольный, драматический,
театр теней,...)
кто работает в театре
как вести себя в театре
Творческая мастерская:
рисование «Мишка косолапый»,
коллективная аппликация «Афиша для
театра»,
лепка «Колобок».
Сюжетноролевая игра «Театр»
10 Игры – драматизации:
игры – имитации образов животных, людей,
литературных персонажей,
инсценировки сказок «Колобок», «Репка»,
«Курочка Ряба»
07.11.
22.11.2016
08.1124.11
Обогащённая среда.
Знакомство со сказками,
решение речевых задач.
Решение речевых и
познавательных задач.
Развитие художественно
творческих
способностей
Развитие речевых и
творческих
способностей детей.
Развитие артистических
навыков 11
12
Выбор сказки для драматизации, распределение
ролей.
11.11.2016
Разучивание физминуток по сказкам
Приложения 2
09.1117.11
Развитие двигательной
активности
13 Изготовление родителями поделок «Моя
02.1115.11
любимая сказка»
14 Подготовка к драматизации
15 Показ сказки «Курочка Ряба»
16 Просмотр видеосказки «Колобок на новый
лад»
18.11.2016
21.11.2016
Подведение итогов реализации проекта
17 Итоговое мероприятие «Путешествие в страну
18.11.2016
Активное участие
родителей в жизни
группы.
Совершенствование
артистических навыков
Закрепление правил
поведения в театре.
Сказок» приложение 3
викторина «Проделки Бабы Яги » приложение
4
Создание фотоотчета о реализованном проекте
приложение 5
18
27.01
29.01.2014
Газета о проекте
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к
процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является
одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и
приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого
и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на
фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает
игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми,
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать
материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в
других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним
объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные
возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного
детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться,
активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её
героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь
между
речевая
активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды
сказок.
событиями и
повысилась
строить
умозаключения; Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере
произношения,
творческому развитию
детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
восприятия и
выразительности;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало
обогащению эмоциональночувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению
родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую
значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка
нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети
будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет
углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй
семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое
привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и
резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения,
сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. авторсоставитель. «Система педагогического проектирования: опыт
работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 46 лет: Метод.
пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»2е изд.М.:
Просвещение, 2005.
5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовнонравственному воспитанию дошкольников
на материале русской народной культуре» М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини музей в детском саду» М.: «ЛИНКА
ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол,
декораций для детского спектакля» М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников
дошкольного учреждения» : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» М.:
ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских
народных сказок» СПб.:«Детствопресс», 2008.
11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область
«Чтение художественной литературы» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты
занятий» М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 35 лет» ООО «ТЦ Сфера», 2014.
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Проект "В гостях у сказки" (средняя группа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.