Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят. Дефекты их речи носят разнообразный характер, часто может быть нарушено произношение всех групп звуков.
В связи с возросшими требованиями дошкольного и школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Таким образом, реализовывая этот проект с дошкольниками с речевой патологией, мы хотим сформировать у детей умения управлять органами дыхания, закрепить знания о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развивать правильное звукопроизношение.
Проект по развитию речи.doc
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 190»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект: «В страну красивой речи»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Воспитатель:
Воротынцева Ольга Сергеевна Оренбург, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………….3
2. Проектная карта…………………………………………………..4
3. Матрица проекта…………………………………………………..7
4. Ресурсное обеспечение…………………………………………….10
5. Используемая литература…………………………………………12
6. Приложения……………………………………………………………..
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность проекта реализуется в рамках речевого развития детей старшей
группы.
Новизна проекта заключается во внедрении и освоении современных
образовательных технологий, реализации на практике комплекса мероприятий по
формированию у детей старшего дошкольного возраста умения управлять органами
дыхания, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и
развития правильного звукопроизношения.
Актуальность
Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, плохо говорят.
Дефекты их речи носят разнообразный характер, часто может быть нарушено
произношение всех групп звуков.
В связи с возросшими требованиями дошкольного и школьного образования,
изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в
процессе подготовки детей к обучению в школе.
Известно, что произношение звуков тесно связано с дыханием. А правильное
речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для
поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и
интонационной выразительности. Речевое дыхание представляет собой систему
произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной
речи. Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои
особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его
недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной
нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии
спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми
нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у
них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и
грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления
судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого
выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед
началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально
3 используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные
фазы дыхания как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, реализовывая этот проект с дошкольниками с речевой патологией,
мы хотим сформировать у детей умения управлять органами дыхания, закрепить
знания о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развивать правильное
звукопроизношение.
Рекомендуемый возраст участников проекта – дети 56лет (старшая группа ДОУ).
Срок реализации проекта – (краткосрочный) три недели.
4 Основные виды
деятельности детей,
и
м
ь
т
е
д
с
а
т
о
б
а
Р
организуемых
педагогами
1 Непосредствен
но
образовательна
я деятельность
2 Наблюдения
(экскурсии,
прогулки)
Недел
и
1ая
2ая
3я
1ая
2ая
Проектная карта
Дни недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Познаватель
ное развитие.
Ребенок и
окружающий
мир
«Прогулка по
лесу»
Познаватель
ное развитие.
Ребенок и
окружающий
мир
«Экскурсия в
лес»
Логопедичес
кое занятие
Логопедичес
кое занятие
Логопедичес
кое занятие
Логопедичес
кое занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедичес
кое занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедичес
кое занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедичес
кое занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедиче
ское
занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедичес
кое занятие.
Занятие
физической
культурой.
Логопедичес
кое занятие
Логопедичес
кое занятие
Логопедичес
кое занятие
Прогулка:
упражнение
«Слушаем
звуки
осени».
Наблюдение
«Вращение
вертушки от
ветра»
А.Барто
«Как Вовке
ветер
помог»
Пословицы,
поговорки,
приметы о
ветре.
Загадки про
ветер.
Г.Сунвор
«Ветер,
спи!»
А.С. Пушкин
«Ветер,
ветер! Ты
могуч…»
А.Майков
«Осенние
листья по
ветру
кружат»
3я
Наблюдение
3 Чтение
художественной
литературы
1ая
за
листопадом
И.Бунин
«Листопад»
Наблюдение
за ветром
А.Барто
«Ветер в
лесу»
С.Михалков
«Три ветра»
2ая
Л.Огурцова
Загадки про
«Ветер
сорванец»
ветер.
А.Коломейцев
«Листопад»
3я
Т.Кисилева
«Ветер»
Т.Морозова
«Листопад»
С.Маршак
«Ветры, бури,
ураганы…»
4 Экспериментирова
ние
1ая
2ая
Опыт
«Воздух
может
перемеща
ться»
5
Опыт «Воздух
всегда в
движении» 3я
5 Игры (настольно
1ая
печатные и
дидактические),
упражнения.
Д/и
«Накорми
овощи»,
«Накорми
фрукты».
Опыт
«Передвига
ем предметы
с помощью
воздуха»
Упражнение
«Воздушный
шарик»
Упражнение
«Мыльные
пузыри».
Д/и
«Осенний
ветер».
Упражнение
«Бабочки на
цветах »
Упражнение
«Перышко,
лети!»
Д/и
«Футбол»
Упражнение
«Буря в
стакане».
Упражнение
«Подуй на
чай»
Упражнение
«Плыви,
кораблик!»
2ая
3я
1ая
2ая
Д/и
«Листопад»
Упражнение
«Снег идет»
Рисование
осеннего
пейзажа
«Что нам
осень
принесла».
Рисование
«Идет
грибной
дождь».
аппликация
1ая
6
: рисование
ь
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
я
а
к
с
е
ч
р
о
в
т
о
н
н
е
в
т
с
е
ж
о
д
у
Х
иКонсультации
м
а
г
о
г
а
д
е
п
с
а
т
о
б
а
Р
Выставки
Консультации
2ая
2я
3я
Изготовлени
е пособий
«Подуй на
чай»
«Речевое
дыхание –
основа
правильной
речи».
«Развитие
речевого
дыхания» (2
я неделя)
«Формирова
ние
правильного
речевого
дыхания» (1
ая неделя)
6
Картотека
упражнений
на
формирование
речевого
дыхания
«Дыхательна
я гимнастика»
(3я неделя)
Упражнение
пальчиковой
гимнастики
«День
рождения
сурка».
Упражнение
«Ветерок»
Д/и
«Прожорлив
ые звери»
Изготовлени
е пособий
«Бабочки на
цветах»
Презентация
игр и
пособий по
развитию
дыхания у
детей. иПамятки
м
я
л
е
т
и
д
о
р
с
а
т
о
б
а
Р
Выставки
«Упражнени
я
пальчиковой
гимнастики
для развития
дыхания» (1
ая неделя)
«Будем
правильно
дышать» (2ая
неделя)
Выставка
игр и
пособий по
развитию
дыхания у
детей.
7 Матрица проекта
Название проекта:
«В страну красивой речи».
Тема проекта: «Формирование правильного речевого дыхания у детей
старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».
Проблемное поле проекта:
увеличение количества детей с речевыми нарушениями.
низкая родительская компетентность в вопросах речевого развития детей.
Цель:
Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста
умения управлять органами дыхания, развития правильного
звукопроизношения, обогащения знаний о роли правильного дыхания для
сохранения здоровья.
Задачи:
формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном
дыхании.
развивать сильный, плавный, направленный выдох, необходимый для
чёткого звукопроизношения детей;
повысить компетенцию воспитателей в области развития речевого дыхания.
повышение компетентности родителей в вопросах профилактики и
коррекции речевых нарушений у детей;
привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству с педагогами.
Ожидаемые результаты
Результативностью реализации данного проекта являются:
сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию;
речь детей станет более чёткой, разборчивой в результате того, что они
научатся правильному дыханию.
Ключевые моменты проекта:
Дети:
Образовательная деятельность, беседы о роли правильного дыхания,
разучивание словесных и дидактических игр на развитие дыхания, чтение
художественных произведений, рисование на темы «Что нам осень принесла»,
«Идет грибной дождь», аппликация: Пособие «Бабочки на цветах», пособие
«Подуй на чай».
8 Родители:
Участие в изготовлении пособий и дидактических игр на развитие
дыхания.
Педагоги:
Создание развивающей предметнопространственной среды: изготовление
игр и пособий по развитию дыхания у детей; отбор детской литературы в
уголок чтения; чтение художественной литературы, разучивание
стихотворного материала, проведение образовательной деятельности,
выставка творческих работ.
Итоговое мероприятие данного проекта проводится в виде выставки игр
и пособий, изготовленных своими руками, по развитию дыхания у детей.
Презентация проекта представлена на Педагогическом Совете педагогов
дошкольного учреждения.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Результатом проекта стала выставка игр и пособий для развития дыхания у
детей. Изготовлением пособий были заняты родители и дети вместе с
воспитателями. На выставке представлены следующие игры:
Д/и «Футбол»;
Пособие «Подуй на чай»;
Пособие «Бабочки на цветах»;
Д/и «Накорми овощи», «Накорми фрукты»;
Пособие «Волшебный ветерок»(меняется в зависимости от времени года);
Пособие «Найди грибы»;
Пособие «Помоги рыбке»;
Вид проекта – творческий
Состав участников: дети старшей группы (56лет), родители, воспитатели.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
Формированию правильного дыхания у детей старшей группы способствует:
1.Включение в целостный педагогический процесс разнообразных упражнений
по развитию физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с
использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций,
специальных пособий;
2.Понимание
творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.
3.Педагогическое просвещение родителей по вопросам профилактики и
коррекции речевых нарушений у детей;
воспитателем значимости проблемы и проявления его
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№
пп
1
Этап
Содержание деятельности
Подготовительный
Подбор литературы по заданной
тематике,
проведение консультации;
анализ собранной информации, написание
Сроки
Третья неделя
октября
9 реализация,
содержания проекта;
распределение
заданий детям и родителям, консультация
родителей при подготовке к проекту
Распределение ответственности
за
реализацию проекта, непосредственная
его
использование
разнообразных форм работы с детьми и
их родителями, подготовка пособий к
выставке. Реализация индивидуального
подхода в работе с семьями
воспитанников. Формирование активной
позиции родителя в отношении
воспитания собственного ребенка.
Выставка «Пособия для развития
дыхания».
четвертая неделя
октября
Первая неделя
ноября
Исследовательский
2
3
заключительный
Организационные формы работы над проектом
№№
пп
1
2
3
4
5
6
Формы работы
Название / тема
Сроки
Образовательная
деятельность
Наблюдение
Экспериментирование
Самостоятельная работа
детей
Взаимодействие
с
родителями
Групповое обсуждение
Цикл игровых занимательных занятий;
Чтение художественной литературы,
Наблюдение за ветром на прогулке,
за
листопадом, наблюдение за вращением вертушки
В течение
проекта
В течение
проекта
от ветра.
Опыты «Воздух может перемещаться», «Воздух
всегда в движении», «Передвигаем предметы с
помощью воздуха».
Продукты детского творчества:
выставка
рисунков «Что нам осень принесла», «Идет
грибной дождь».
Изготовление пособий
«Бабочки на цветах» Изготовление пособий
«Подуй на чай».
Консультации «Формирование правильного
речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика в
детском саду», «Развитие речевого дыхания».
Памятки «Упражнения пальчиковой гимнастики
для развития дыхания», «Будем правильно
дышать»
Подведение итогов и анализ проведенного
проекта
В течение
проекта
В течение
проекта
В течение
проекта
Последний
день проекта
Форма проведения презентации
10 Выставка «Пособия для развития дыхания»
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Нормативно – правовой ресурс:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Российской федерации от 15.05.2013г.
№26 «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации
Постановление Главного государственного санитарного врача
режима работы дошкольных образовательных учреждений».
17.10. 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
образовательного стандарта дошкольного образования».
Научно – методический ресурс:
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 37 лет. – М. :ТЦ Сфера,
2011 г.
2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте:
методическое пособие/ сост. Кондратенко И. Ю. – М. : Айриспресс, 2005 г.
3. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет. СПб. : ДетствоПресс, 2015 г.
4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. :
ДетствоПресс, 2013 г.
5. Леонова С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на
развитие речевого выдоха у детей 57 лет с речевыми нарушениями. – М. :
Гном и Д, 2011 г.
6. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого
дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
11 Кадровый ресурс:
Заведующий МБДОУ – обеспечивает материально – техническую базу,
пополняемость предметно – развивающей среды необходимым
оборудованием, инвентарем.
Заместитель заведующей по ВО и МР обеспечивает информационно –
методической литературой.
Воспитатели группы, учитель логопед организуют деятельность детей в
процессе реализации проекта.
Материально – технический ресурс:
аудиотека музыки «Звуки природы»;
пособия для развития речевого дыхания: «Подуй на чай»,
«Бабочки на цветах», «Волшебный ветерок»(меняется в зависимости
от времени года), «Найди грибы», «Помоги рыбке»;
дидактические игры: «Накорми овощи», «Накорми фрукты»,
«Футбол»; «Прожорливые звери»
консультации и памятки для педагогов и родителей:
«Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная
гимнастика в детском саду», «Развитие речевого дыхания»,
«Упражнения пальчиковой гимнастики для развития дыхания»,
«Будем правильно дышать».
магнитофон, фотоаппарат, видеокамера;
компьютер, мультимедиапроектор;
фотографии, рисунки, поделки детей и взрослых,
раскрывающие тему проекта.
Все необходимое оборудование расположено в доступном для детей
месте, хорошо освещено, эстетически оформлено, все соответствует
требованиям Сан ПиН и возрастным особенностям детей.
12 Список используемой литературы:
1.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера.
2006 – 64с.
2.Никитина Е.Н. О правильном дыхании. // Логопед, 2007, №4.
3. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная
педагогика, № 2, 2001 г.
4.Попова Н.М., Харламов Е.В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних
условиях. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004.
– 160с
13 Приложения
14 Приложение № 1
«Формирование правильного речевого дыхания у
детей старшего возраста».
Консультация для родителей
Речевое дыхание в спокойном состоянии имеет существенные от
физиологического отличия, обусловленные особыми требованиями,
предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Физиологическое дыхание
Фазы: вдох выдох пауза.
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Назначение: осуществление газового обмена.
Вдох и выдох через нос.
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5).
Смена фаз дыхания однообразноритмическая.
Речевое дыхание
Фазы: вдох пауза – выдох.
Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.
Назначение: основа голосообразования, формирования речевых
звуков, речевой мелодики.
Вдох и выдох через рот.
Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем
длиннее выдох.
В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.
Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных
реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого
дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит –
15 семантическому, лексикограмматическому и интонационному наполнению
высказывания.
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с
речевойпатологией и обусловлены различными факторами.
Незрелость клеток дыхательного центра;
Недостаточная иннервация органов дыхательного аппарата;
Нарушение проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов,
хронических ринитов и т. п.
Физиологическое дыхание у детей с ОНР имеет свои особенности:
Оно, как правило, поверхностное.
Верхнереберного типа.
Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и
эмоциональной нагрузке.
Объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Поэтому речевое дыхание у детей с речевыми нарушениями
развивается неправильно.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
Задержка дыхания;
Судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
Дополнительные вдохи;
Недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого
высказывания;
Укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания как на
вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, нашим детям, прежде всего, необходимо развивать объем
легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, т. к. этот тип дыхания
является базой для формирования такой сложной психофизиологической
функции, как речевое дыхание.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так
называемые классические упражнения.
Их цель: Координация ротового и носового дыхания, выработка
нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
Практическое задание.
Вдох носом выдох через нос
Вдох через рот – выдох через рот
Вдох через рот выдох через нос
Вдох через нос выдох через рот (всегда заканчивать этим упражнением)
В связи с этим мы развиваем разнообразные комбинации вдохов и выдохов.
Работа по развитию по развитию дыхания проводится по разделам:
16 Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Дыхательноголосовые игры и упражнения на материале гласных и
согласных звуков.
Дыхательноголосовые игры и упражнения на материале слогов.
Дыхательноголосовые игры и упражнения на материале слов, предложений
и фраз.
В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется
сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со
звуком и без него.
Закрепление правильного дыхания синхронизируется с движениями пальцев
рук и глаз, а также в ходе упражнений совершенствуются зрительно
пространственные ориентации, способность к переключению и тактильные
ощущения.
Такое комплексное воздействие позволяет:
сформировать мышечный корсет и вертикаль позвоночника;
осознанно воспринимать и регулировать фазы дыхания;
создать базу для активного вдоха и выдоха с акцентом на силу, скорость и
объем воздушного потока;
автоматизировать нижнереберный диафрагмальный тип дыхания;
вызвать и закрепить у детей энергетический экономный тип дыхания,
который лежит в основе речевого дыхания. (чтобы хватило на длинную
фразу)
Самым важным для ребёнка является чувство поддержки со
стороны родителей: этим чувством определяется доверие к миру и
уверенность ребёнка в самом себе..
17 Приложение № 2
Консультация для родителей
«Учимся дышать правильно»
Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает
нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как
речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности
воздушной струи зависит правильностьпроизношения многих
звуков,плавность речевого потока. Особенности речевого дыхания является
то, что оно является основой голосообразования,формирования речевых
звуков, речевой мелодии. В речевом дыхании выдох самое главное и активное
звено процесса, он значительней длиннее вдоха, последовательно идут фазы:
вдохостановка выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В
ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный
механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма
многократно производит тонко дифференцированные колебательные
движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может
18 привести к нечёткому произнесению звуков,их смешению. Для
формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений
звукопроизношения родителям нужно знать особенности участия воздушной
струи при образовании разных звуков. Так, при образовании свистящих и
шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить
длительно и плавно по средней линии широкого языка. При произнесения
сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка
необходима достаточно сильная воздушная струя. У
детей,имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто
наблюдаются нарушение темпоритмической организации речи и различные
нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить
дыхательные упражнения. Специальные упражнения для формирования силы
и длительности выдоха, учительлогопед подбирает в зависимости от вида
нарушений. Работа по формированию правильного
дыхания,рекомендованная родителям, должна проводится поэтапно:
1. Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху (сила,
постепенность);
2. Добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном
выдохе;
3. На одном выдохе произносить 34 слога;
4. Правильно произносить фразу из 23 слов;
5. Слитно, на одном выдохе,произносить фразу из 4 слов;
6. Слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 56 слов;
7. Слитно,на одном выдохе, произносить 12 стихотворные фразы;
8. Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:
строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
движения ребёнок должен проводить плавно, под счёт, тихо, в проветренном
помещении, до еды;
по команде родителя медленно набирать воздух через нос;
следить, тобы не поднимались плечи ребёнка сидя на стуле;
вытягивать губы трубочкой, дуть,не надувая щёк 3 5 раз
Дошкольникам с ОНР необходимо развивать речевое дыхание для устранения
дефектов произношения, развития темпа,ритма и интонационной
выразительности речи. В старшей логопедической группе предлагаются
комплексы дыхательных упражнений по каждой лексической
теме,сопровождающихся речевым сопровождением. Мною изготовлены
специальные тренажёры«Волшебные ленточки»,»Осенние
листочки». «Осеннее дерево»для развития дыхания. Родителям можно
самостоятельно изготовить пособия в домашних условиях. Это ватные
шарики, бумажные салфетки, сухие разноцветные листья деревьев, ёлочные
19 украшения –«дождик»,свистульки, резиновые шары и т. д. в зависимости от
фантазии взрослого.
Кроме развития речевого дыхания, детям с ОНР небходимо развивать и
физиологическое дыхание для осуществлении вентиляции лёгких,для
подготовки голосового аппарата к фонации, для профилактики заболеваний
верхних дыхательных путей. Эти упражнения можно проводить в домашних
условиях. Для этих упражнений используются мячи, султанчики. Все эти
упражнения выполняются с целью активизировать мускулатуру шеи, мышц
гортани, мышц брюшной полости.
Приложение №3Развитие речевого
дыхания.
Регулярные занятия
дыхательной гимнастикой
способствуют воспитанию
правильного речевого дыхания с
20 выдохом, что позволяет
удлиненным, постепенным
получить запас воздуха для
произнесения различных по
длине отрезков.
При выполнении дыхательных
упражнений необходимо
соблюдать следующие
требования:
- не заниматься в пыльном,
непроветренном, или сыром
- одежда не должна стеснять
- не заниматься сразу после
помещении;
движений;
приема пищи;
- не заниматься с ребенком, если
у него заболевание органов
дыхания в острой стадии.
Необходимо следить за тем,
чтобы во время выполнения
21 упражнений не напрягались
мышцы рук, шеи, груди.
игры.
Дыхательные упражнения и
Веселые движения.
Я люблю играть в футбол.
Забивать в ворота гол.
(Имитация удара ногой по мячу)
Я играю в баскетбол.
(Имитация броска мяча в кольцо).
И, конечно, в волейбол.
(Имитация паса в
волейбол).
Каждая стихотворная строка произносится
на выдохе, перед произнесением
следующей строки делается вдох.
«Дразнилка» или «Изобрази
животное»
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок
изображает животных звуками и
движениями:
Люблю дразнить я хрюшек,
барашков и лягушек.
22 Весь день за ними я хожу и все
твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Цветик - семицветик»
Загадав желание, дети отрывают по
лепестку и с «волшебными» словами дуют
на свой лепесток.
Лети, волшебный лепесток,
Через запад на восток.
Эники-беники, эники-е
Исполни желание мое.
«Жуки».
(Проводится, если ребенок правильно
произносит звук «ж»).
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус
поворачивает вправо-влево, произнося
звук «ж».
Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у
Мы летаем и жужжим, соблюдаем
реки,
свой режим.
«Мой воздушный шарик».
23 Дети должны надуть воздушные шары,
набирая воздух через нос и медленно
выдыхая его через рот, сопровождая
действия детей стихотворным текстом:
Мой воздушный шарик, раз, два,
Легкий, как комарик, посмотри.
Вариант1.
три.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Шарик я надуть стремлюсь
Над дыханием колдую.
И сильнее становлюсь.
«Дыхание».
Ребенок находится в положении сидя.
Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише – громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
24 (Вдохи всем телом после каждой строчки).
«Горка»
Для этой игры нужна горка. Задача
ребенка – сдуть киндер – игрушку с горки:
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
«Автомобили»
По команде «водители» начинают дуть на
бумажные автомобили, перемещая их к
финишу.
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться в перед.
Как надо ездить, покажу,
И первым к финишу приду.
Консультация для педагогов
Приложение №4
«Речевое дыхание — основа правильной речи»
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая
деятельностью головного мозга. Голосо и речеобразование осуществляются
координированной деятельностью дыхательного, голосового и
артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и
контролируется деятельностью центральной нервной системы.
Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет
дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и,
следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что
если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное
25 физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с
тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную
физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в
образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому
дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное
(при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи
при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде
всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же
сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна
соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох
обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего
дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к
более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы,
надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха
через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых
коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что
рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания,
необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют
его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны
ограничиваться по времени 35 минут с перерывами на отдых. Следует иметь
в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается
правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением
ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос,
как это следует делать вне речевых актов
Произношение большинства звуков русского языка требует направленной
воздушной струи, выработку которой проводят одновременно с
артикуляционной гимнастикой.
26 «Играем вместе с мамой».
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Блблбл».
• «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «Ппп». |
• «Пулемет». На выдохе произносится «Ттт».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Ррр».
• «Жук». На выдохе произносится «Жжж».
Но такие упражнения быстро надоедают ребенку. Гораздо интереснее
вырабатывать целенаправленный выдох в игровых ситуациях.
Артикуляционная гимнастикасказка
«У бабушки с дедушкой»
ЖИЛИБЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке,
видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка,
губы трубочкой)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения
широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений
языком в положении за нижними зубами). Чистим зубки
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк
— губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание
обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на
нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий
язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык,
потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем
широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем
кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд
назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка
27 облизывает губы по кругу).
Правила, которые необходимо соблюдать во время дыхательных упражнений.
• Дуем всегда плавно, не надувая щек и не поднимая плеч, слегка вытянув
губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка,
лежащий на нижней губе.
• Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко;
выдыхать — длительно и плавно.
• По длительности упражнения короткиене более 30 секунд непрерывной
работы.
• Нельзя играть сразу после принятия пищи.
• Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном
помещении.
• Раз это игровые упражнения, значит надо играть вместе с ребенком, а не
тренировать его, не поучать, не навязывать эту деятельность.
4. Практическая часть
«Умелые руки»
Практическое изготовление пособий.
Пособия для игр на развитие воздушной струи можно изготовить своими
руками.
И сейчас я хотела бы показать вам, как это сделать.
«Бабочка».
Вам понадобится открытка с изображением цветов, бумажная или
пластмассовая бабочка, нитка. Один конец нитки приклеиваем к бабочке, а
другой к обратной стороне цветка. Бабочку кладем на цветок. Ребенок
должен подуть по желобку, положив широкий распластанный язык на нижнюю
губу. Бабочка «слетает» с цветка.
«Забей в ворота гол».
Вам понадобится лист бумаги, нитка, небольшой бумажный кружок. На листе
бумаги рисуете ворота. Вырезаете небольшой круг и раскрашиваете его как
мяч. Один конец нитки приклеиваете к мячу, а второйс обратной стороны
листа. Положить мячик на край листа, затем подуть на него так, чтобы мяч
попал в ворота. Дуть либо по широкому распластанному языку, либо в
«трубочку».
«Разгони тучки».
Вам понадобится лист плотной бумаги в центре которого рисуется или
приклеивается солнышко.Тучки сделанны из ватных дисков.Тучи закрыли
солнце.Ребенку предлагаем помочь солнцу и разогнать тучи. Ребенок дует на
тучки. Чем больше тучек, тем интересней ребенку их сдувать.
Рисуем в технике раздувание краски.
Развивать дыхание можно не только во время игр,но и даже во время
рисования.Предлагаю вам попробывать нарисовать рисунок с помощью
вашего дыхания.
28 На лист бумаги ставим цветную кляксу (пятно), добавляем кисточкой
немного воды .Затем берем трубочку для коктейля, подносим ее близко к
кляксе и дуем. В разные стороны побежали лучики. Листок бумаги можно
поворачивать и раздувать пятно в нужную нам сторону. В том что получилось
можно рассмотреть и дорисовать цветок, паучка, ежа или пришельца.Это уже
зависит от вашей фантазии.
Совместное рисование и изготовление пособий может стать увлекательным и
полезным занятием, доставляющим радость маме и ребенку.
Консультация для родителей
«Дыхательная гимнастика в детском саду»
Приложение № 5
29 Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех
органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является
дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и
дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея,
бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым
воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и
согревание вдыхаемого воздуха.
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха,
которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме
путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании
голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного
тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный.
Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое
дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен,
слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.Наиболее
правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмальнореберное
дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом,
профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит,
ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит,
полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у
детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют
интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов
артикуляции.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной
мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует
разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять
особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального
30 звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного
сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста
детей;
проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при
открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,
живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
«Задуй упрямую свечу» в правой руке держать цветные полоски бумаги;
левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем
длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле
паровоза, произнося при этом «чухчух» и изменяя скорость движения,
громкость и частоту произношения.
«Пастушок» подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы
созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что
необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как
гуси; рукикрылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гуу
у» (810 раз).
«Кто громче» выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой
руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю,
глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м
мм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по
правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох);
звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же
действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене,
вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая
равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «шшш» (67
раз).
31 «Маятник» сесть потурецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3
сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох.
Повторить 3 – 4 раза.
«Охота» закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами
(апельсин, духи, варенье и т.д.)
«Шарик» представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать
четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно
выдохнуть.
«Каша» вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить
не менее 6 раз.
«Ворона» сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох,
медленно опустить руки – выдох. Произнести: каррр!
«Покатай карандаш» вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить
по столу круглый карандаш.
«Греем руки» вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая
через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» встать друг против друга парами, взяться за руки и
имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки
топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые
руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам
«прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8
раз.
«Сбор урожая» встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки –
вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.
Повторить 3 – 4 раза.
«Комарик» сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс.
Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как
звенит комарик – «ззз»; быстро вернуться в исходное положение. Новый
вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» встать прямо, ноги слегка расставить, руки на
поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть,
растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в
правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.
«Трубач» поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения
трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося
«тутуту» (10 – 15 сек).
«Жук» сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох.
Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «жжж», одновременно
опуская руки вниз.
32 «Шину прокололи» сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно
выходит воздух через прокол в шине – «шшш».
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Приложение № 6
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 23 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 2040 см,
нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так,
чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит
дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял
прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
33 Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите
полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную
бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные
полоски, потом предлагает подуть ребенку.
Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок и зашелестели на дереве листочки!
Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети
дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
34 Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно
кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на
листья.
Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный.
Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их
внимание на то, какое шуршание издают листья.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные,
оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев.
Подул ветер разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При
этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за
тем, чтобы дети не переутомлялись.
Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают
листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
35 Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра
повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе на полянке, где растут одуванчики. Взрослый
предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем
показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого
предлагает детям подуть на свои одуванчики.
Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно чтобы все пушинки слетели.
Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз.
Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз.
Если на головке цветка не осталось пушинок это лысая голова. Значит, получился дед.
Если пушинки остались это волосы на голове то получилась баба. Выигрывает тот, у
кого получился дед!
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушкавертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушкувертушку. Можно изготовить ее
самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
36 Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от
дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
Давай сделаем ветер подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее
вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Песня ветра
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица
стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой
мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
37 Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация
губных мышц.
Оборудование: 23 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку.
Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть
можно один раз).
Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела
далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумятремя детьми: каждый
дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем,
чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите
карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился
на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй
участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру,
сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на
другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед
ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей
карандаш укатился дальше.
Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру).
Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на
середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные
стороны шарика на линии.
38 Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе
нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее.
Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он
высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите
ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар
привязывается к стульчику или чемунибудь на полу (желательно, чтобы ниточка
оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или
небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара
5060 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на
противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или
веревки).
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
39 Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный
кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные
кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть
ребенку.
Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный
ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в
другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время
ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик
быстрее приплывет к цели.
Уточки
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые
или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с
утятами и предлагает поиграть.
Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам
поскорее приплыть к мамеутке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но
и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку;
активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и
подуйте в нее пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем
дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
40 Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо
получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай
устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий
диаметр трубочки должен быть 56 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие
трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают,
что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше
использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через
трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из
трубочки воздух.
Другая из возможных проблем ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или
перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки прозрачную
трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом
случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Расти, пена!
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для
мытья посуды.
Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть
через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду
немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду с
громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем
предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
Сейчас я устрою фокуспокус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь
помешаю арыбарытоптоптоп! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена
из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать дуть в
трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.
День рождения
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных
мышц.
41 Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный
мишка.
Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько
праздничных свечек сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на
стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей зайчика и куклу, спойте для
мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай
поздравим мишку! Вот праздничный торт помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно
только один раз. Если свеча не потухла снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого
воздуха она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности
предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 34 см), т.к. с
помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от
ребенка до свечи можно увеличивать до 4050 см. Объясните ребенку, что придвигаться к
свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием
или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто
предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально.
Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
42 Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем
предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно,
направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки
различного диаметра коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным
дном.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а
ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно
трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку подберите разные рамки и трубочки,
чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно
самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного
жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка не
позволяйте пробовать и пить жидкость.
Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде
различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям
свистульки и предложите подуть в них.
Посмотрите, какие красивые у вас игрушкисвистульки! У Маши птичка, а у Вани
олень. Давайте устроим лесной концерт каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не
переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Милиционер
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: свистки.
43 Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в
которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток.
Вот вам свистки давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя
свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не
переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Подуй в дудочку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки,
губные гармошки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что
игра на духовых инструментах одно из наиболее сложных упражнений для развития
дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче
играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем
вместе.
Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки начинаем играть!
Если у когото из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли
он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего
его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может
проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у когото из детей не
получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда
ребенок немного подрастет.
Музыкальный пузырёк
44 Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр
горлышка 11,5 см).
Ход игры: Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
Как выдумаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком?
Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам
покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем
предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек
загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна
быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо
использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально,
или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у когото из детей не
получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда
ребенок немного подрастет.
Надуй игрушку!
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.
Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и
предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его
через рот в отверстие игрушки.
Посмотрите, наши игрушки совсем больные худенькие, без животиков... Как же с ними
играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить
малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту
игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее.
Если у ребенка не получается, не настаивайте.
Бумажный флажок
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см).
45 Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как
можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и
указательным пальцами).
Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать
ветер вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше
вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как
индивидуально, так и в группе детей.
Дидактические игры и упражнения
Приложение №7
46 47
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Проект "В страну красивой речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.