: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»
Оценка 4.7

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.09.2017
: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»
Учебно-исследовательская и проектная деятельности - дело не простое, и овладеть ученикам ими даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологического и методического планов. В противном случае мы имеем дело ни с исследовательской работой, ни с проектом, а представленной в виде реферата работы или с подражанием, копированием уже созданного проекта. Работа может быть признана исследовательской только в том случае, если на лицо представлен личный вклад в дело исследования и показана его практическая значимость. Уникальность проекта будет оценена высоко только тогда, когда ученик выйдет на уровень своего творчества.Хочу, чтобы читатель принял эту работу не как очередную методическую инструкцию, а как приглашение принять участие в совместном творчестве. Пусть никого не пугает, что какая-то доля предложенной разработки будет неприемлемой по каким-либо соображениям. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. На сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской и проектной деятельности остаются недостаточно разработанными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска
Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.doc
1 Номинация конкурса: Творческие идеи педагогов образовательных учреждений Название работы: «Методы учебно­исследовательской и проектной деятельности школьников». Автор: Петрова Елена Евгеньевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,   руководитель   НОУ   «Эрудит»   МБОУ   «СОШ   №33   с   углубленным   изучением английского языка» города Нижнекамска 2 Введение. Учеба идет своим чередом. Домашнее задание, классная работа, параграфы, упражнения. Темы, над которыми должны работать школьники, в основном определены и известны заранее — так   уж   повелось   с   давних   времен.   И   вдруг   учитель   предлагает:   «Напишите   собственное исследование! Придумайте что­нибудь новое!»,   или спрашивает: « Почему вы не участвуете в конкурсе?», или призывает: «Ищите себе тему!» Вроде бы понятно, что конкурсы, на которые ученики представляют работы, основанные на самостоятельных   изысканиях,   —   дело   полезное   и   перспективное.   Но   каким   образом   ученики (группа школьников, целый класс) найдут подходящую тему и осуществят замысел — провести исследование или создать проект? Изучение   процесса   овладения   научными   знаниями   учащимися   и   проведение   ими исследовательских   работ,   создание   проектов   –   это   сегодня     актуальная   задача   в   образовании. Несмотря   на   большое   количество   информации   в   современных   учебных   дисциплинах,   можно утверждать, что собственно исследовательское мышление развивается только у отдельных учащихся и, как правило, не в связи, а вопреки характеру протекания учебного процесса. К сожалению, и преподаватели часто не имеют навыков исследования.         Учебно­исследовательская  и проектная деятельности ­ дело не простое, и овладеть  ученикам ими даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологического и методического планов. В противном случае мы имеем дело ни с исследовательской работой, ни с проектом, а  представленной в виде реферата работы или с   подражанием,   копированием   уже   созданного   проекта.   Работа   может   быть   признана исследовательской   только   в   том   случае,   если   на   лицо   представлен   личный   вклад   в   дело исследования и показана его практическая значимость. Уникальность проекта будет оценена высоко только тогда, когда  ученик выйдет на уровень своего творчества. Организация   проектной   и   исследовательской   деятельности   обучающихся   в   образовательных учреждениях   требует   грамотного   научно­обоснованного   подхода   и   решения   комплекса   задач организационно­управленческих,   учебно­методических,   кадрового   обеспечения,   организационно­ методических,   информационных,   дидактических   и   психолого­педагогических.   Эти   задачи   могут 3 решаться   в   любом   образовательном   учреждении   при   наличии   инициативной   группы   педагогов единомышленников   во   главе   с   управленцем,   организатором   учебно­воспитательного   процесса   и научного   руководства   развитием   этой   деятельности   со   стороны   специалиста   или   научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно­методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.  Структурирование исследовательской и проектной деятельности.     Исторически сложилось, что при словах  «обучение» и «учебная деятельность»  представляется, что  педагог учит уму­разуму молодое поколение,  а оно ­ это поколение, поддается воспитанию и воспринимает обучение. И это правильно. Но не совсем… Для того чтобы показать как на практике идеально должен выглядеть учебный процесс давайте обратимся к   детскому стихотворению   С. Маршака «Дом, который построил Джек». Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это веселая птица­синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек и т. д. Вы, наверное, заметили, что содержание стихотворения построено так, будто действия  ­ это бусинки,   нанизанные   на   одну   нить.   Последовательность   бусинок   создаст   красивые   бусы,   а   из правильной   последовательности   действий   получится   хороший   результат   исследовательской деятельности. Используя метод аналогий,  представим, как будет   выглядеть этот   процесс. Для удобства   обозначения  разных структур учебной деятельности будем обозначать       их названия буквами английского алфавита. Очень часто мы, говоря об учениках, учитываем мнение специалистов, учителей, родителей. Мнение   самих   школьников   выслушивается   в   последнюю   очередь   или   вообще   не   учитывается. Школьный сценарий обучения традиционно выглядит так (структура А): нижний, глубокий слой – это знания учителя, который ведет учебный процесс. Несомненно, это глубокие знания педагога своего   предмета.   Но  всецело   учитель   их    передать   ученику   не  может,   поэтому   на  поверхности находятся   знания   ученика,   полученные   на   уроке.   Идеально   на   этой   основе   выглядит   процесс самообразования учащихся, но это скорее исключение, чем правило. 4 Структура А.      знания и умения ученика       знания учителя и учебный процесс  1  2  Насаждаемые, готовые знания не всегда интересны и часто бывают непрочными. Ученику будет интереснее и поучительнее активно участвовать в учебном процессе. Но только учитель, сам понимающий   этапы   работы   исследовательской   деятельности   и   создания   проектов,     владеющий методикой,       может   научить   ученика   постепенно   продвигаться   по   ступеням   самостоятельного добывания знаний. Инновационный   педагогический   опыт   показывает,   что   учителя,   владеющие   методами научно­исследовательской и проектной работы, организуют целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебном процессе самостоятельную работу с элементами   исследования.   Таким   образом,   структура   учебного   процесса     расширилась, обогатившись знаниями и умениями учителя­исследователя, а также его желанием применять их на практике  (структура   B).   Нужно   отметить,   что   эти   знания   приобретаются   путем   постоянного поиска и применения в своей работе нестандартных вопросов и заданий. Следовательно, эти знания намного глубже и практичней, поэтому их место в нашей структуре будет у  основания учебного процесса, и образовательная пирамида будет выглядеть уже по­другому.  Структура B.    знания и умения ученика     знания учителя и учебный процесс     знания и умения учителя ­ исследователя  1  2  3 5 В   образовательной   среде,   характеризующейся,   прежде   всего,   накоплением   и   обменом педагогического   опыта,   особо   ценным   являются   знания,   которые   помогают   овладеть   учителю новым   опытом,   новой   технологией.   Работая   в   режиме   учителя­практика,   данная   категория предметников часто сталкивается с проблемой теоретического осмысления итогов своей работы, обобщения   своего   опыта,   систематизации   и   описания   своих   методических   приемов, использованных   форм   и   методов   работы.   Наиболее   зримо   данная   проблема   встает   в   связи   с необходимостью   системного   представления   педагогической   деятельности   в   виде   авторской технологии работы, авторской концепции их  поэлементной реализации. Преодолеть эту проблему в современной школе можно развивая  научно­методическую культуру исследования (структура С). Структура учебного процесса пополняется еще на один слой – знаниями, из которых получаем знания и умения учителя­исследователя. Структура С. 1  2  3  4          знания и умения ученика          знания учителя и учебный процесс          знания и умения учителя ­ исследователя    знания, из которых получаем знания и умения учителя ­  исследователя  Участие   школьников   в   исследовательской   деятельности   может   дать   им   возможность выразить свою точку зрения, быть услышанными и повлиять на результат в решении вопросов, затрагивающие   их   интересы.   Эта   деятельность   –   своеобразный   показатель   развития   личности ученика. И так основной задачей своей работы я вижу получение, обобщение знаний, из которых получаем   знания   и   умения   учителя­исследователя,   для   того   чтобы   научить     ученика   быть исследователем, а не просто собирателем информации (структура D). Структура D. 1  2  3  4         знания и умения ученика­исследователя         знания и умения ученика   знания учителя и учебный процесс   знания и умения учителя ­ исследователя 6 5   знания, из которых получаем знания и умения учителя  исследователя  Составленная пирамида из знаний и умений учителя и ученика позволит решить проблему развития   исследовательской   компетенции   учащихся   в     условиях   общеобразовательной   школы. Считаю, что ключ к успеху лежит в овладении обучающимися познавательной самостоятельности как высшей формы учебной деятельности,  которой способствует исследовательская и проектная деятельность.  Современная исследовательская и проектная деятельность учащихся – это дидактическое средство   активизации   познавательной   деятельности,   развитие   креативности   и,   одновременно, формирование определенных личностных качеств. Основная цель этих работ учащихся – освоение форм, методов, средств такой деятельности. Активное участие школьников в создании таких работ даст им возможность осваивать новые способы деятельности  в социальной среде.           Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к исследовательской работе,  всегда   проявляют  сами   инициативу  к  участию   в подобной  деятельности.  Поэтому  для выявления интересов детей, их намерений нужна подготовительная работа. Начнем с подготовки учителя, который должен знать, что на протяжении последних столетий развитие научного знания происходит   по   экспоненциальному   закону,   т.е.   за   каждые   десять   лет   объем   научных   знаний удваивается. Причем, любое новое научное знание может быть получено только в том случае, если исследователь  изучил все,  что было  сделано  его предшественниками.  Это необходимо  еще раз особо   подчеркнуть,   поскольку   нередко   ученики     начинают   исследовать,   не   достаточно   полно изучив  литературу по выбранной проблеме  и тем самым зачастую «изобретается велосипед» или «открывается   Америка».   Иными   словами,     исследовательская   работа   строится   «на   плечах предшественников».  Подготовка  учителей к исследовательской и проектной деятельности.  Если еще дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях, то увлечь учителей  исследовательской работой гораздо сложнее. Результаты диагностики «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся» показывают, что многие учителя испытывают трудности в работе со способными учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в умении ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). О важности формирования исследовательской культуры учителей уже немало сказано,  но зачастую 7 многие педагоги предполагают использование  исследовательской и проектной технологий либо в рамках   внеурочных   форм   работы,   либо   как   часть   особых   элективных   курсов.   При   этом дополнительным   временем   на   подобные   формы   работы   кончено   же   располагают   немногие. Введение   элементов   исследовательской   деятельности     на   уроках   дает   возможность   учителю создать свою систему работы, собрать методические и дидактические материалы для реализации исследований. Сегодня научно­методическая работа, направленная на изучение вопросов использования исследований в образовательном процессе, может рассматриваться как норма профессиональной активности   учителя   образовательного   учреждения.   Потенциалы   и   ресурсы   развития   научно­ методической деятельности в школе связаны с развитием таких её сторон как: систематизация научно­методической работы, организационная и содержательная поддержка самообразовательной работы   педагогов   в   овладении   системой   научно­методической   деятельности,   увеличение количества   учителей,   занятых   педагогическим   исследованием,   расширением   предметного пространства научно­методической работы за счёт осуществления интеграции знаний различных наук в единые проблемные исследования, привлечение большого числа учащихся к проведению научно­исследовательской   работы   не   только   в   рамках   изучения   школьных   предметов,   но   и   в осуществлении   оригинальных   исследований,   стимулирование   участия   учеников   в исследовательской деятельности, использование потенциала работников высшей школы.  Далее   можно   привести   составляющие   методологической   культуры   и   исследовательской компетентности педагога с тем, чтобы вычленить круг специальных исследовательских умений: 1) подбирать научную литературу и работать с ней; 2) обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата, доклада, сообщения;  3) наблюдать, осваивать, анализировать опыт коллег с целью его использования в практике преподавания;  4) ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и несложный эксперимент, обрабатывать и обобщать полученные результаты в виде доклада, сообщения, научной статьи.  Еще одним важным фактором являются уровни развития исследовательской деятельности в школе. Их   три. I.   Уровень   отдельных   педагогов   –   творческие   и   исследовательские   задачи   ставятся педагогами. Руководители таких задач не имеют научно­методического руководства, возможности 8 получать консультации специалистов. Исследовательская деятельность понимается ими как форма учебной работы. Результаты работы, как правило, остаются в школе. II.   Исследовательская   деятельность   развивается   рядом   педагогов   в   различных   областях наук и начинает осознаваться ими как подход к ведению образовательной деятельности. На уровне учреждения исследовательская деятельность складывается как система. На межучережденческом уровне   в   работе   участвуют   несколько   образовательных   учреждений,   возможно   возникновение структур НОУ ­ научных обществ учащихся. III. На высшем уровне к системе исследовательской деятельности подключаются научные учреждения, обеспечивая регулярное научно­методическое руководство на уровне юридических лиц.  Подготовка учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Сегодня можно часто слышать фразу «одаренные дети», но невозможно узнать историю происхождения этого выражения. Тот, кто впервые произнес ее, наверное, не задумывался, что эта фраза может стать своеобразным делителем, а не частным для всех детей. На мой взгляд, не нужно почти   на   всех   мероприятиях,   связанных   с   интеллектуальной   или   творческой   деятельностью употреблять словосочетание «одаренные дети», так как особым даром наделены единицы, а все дети должны чего­то хотеть и хоть что­то мочь.  Успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности. Обратимся   к наиболее популярной и принимаемой большинством   современных   специалистов   идее   ­  концепции   человеческого   потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: ­ интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); ­ творческости; ­ настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).   Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся   окружностей,   символизирующих   мотивацию,   выдающиеся   способности (интеллект)   и   творческость   (креативность),   что   в   значительной   мере   проясняет   характер взаимодействия данных трех составляющих. Рис1.Элементы   человеческого   потенциала   Дж.Рензулли   (малая   модель) 9   Примечательно,   что   в   самом   названии   данной   теоретической   модели   Дж.   Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция ­ своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. Мечта   каждого   педагога   –   успешность   его   воспитанников.   Успешность   во   всех   видах деятельности.   Современному обществу  нужен выпускник,   самостоятельно  мыслящий,   умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично   развивающемся   информационном   пространстве.   Однако   учащиеся   не   всегда   могут ориентироваться  в огромном потоке новых сведений,  извлекать необходимые  факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Проведение исследования  и создание проектов – это ролевые игры, в которой учащиеся в максимально   приближенных   к   реальности   условиях   «играют»   в   роли   ученых,   архитекторов, дизайнеров и т.д. Конечно же, сразу   стать «ученым» или «дизайнером» с «мировым именем» не получится ни у кого. Последовательность нужна во всем. Исследование – это длительный процесс, 10 требующий   выполнения,   в   зависимости   от   выбранной   темы   и   исследовательского   метода, систематических последовательных действий. Так же и проект. Слово «проект» достаточно часто используется в педагогической практике. Четко разделить социальные и образовательные проекты достаточно сложно. В обоих случаях решаются задачи развития личности с помощью определенной деятельности, которая предполагает некий значимый результат. Поэтому система работы направлена на создание педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей постепенно, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Ученики   должны   обладать   рядом   качеств,   позволяющих   войти   в   роль.   Остановимся   на некоторых направлениях подготовки учащихся к проектной и исследовательской деятельности. 1)  Воздействие   на   «внутренние»   барьеры   учащихся.  Важно   научить   школьников   свободно,   без робости высказывать свою точку зрения в беседе или выступлении. А также уметь выслушивать других. 2) Развитие интуиции учащихся. 3)  Обучение   школьников   управлять   своими   чувствами   и   настроением.  Известно,   что результативность   любой   деятельности   определяется   и   состоянием   «духа»,   настроением исполнителей. Учащиеся должны научиться владеть собой в случаях неудачи, в то   же время их нужно учить получать удовлетворение от хорошего результата. 4) Развитие у учащихся уважительного отношения к мнению и работе других. 5) Обучение учащихся фантазировать. 6) Обучение использованию своего социального опыта. Опора на опыт учащихся – не менее важное условие результативности проекта. 7) Умение формулировать вопросы. Прежде   чем   подходить     к   процессу   написания   исследовательской   работы   и     созданию проектов,   необходимо   обратить   внимание   на   эти     требования,   предъявляемые   к   ученикам, способным и желающим заниматься такой деятельностью. Именно   исследовательский   подход   в   обучении   делает   ребят   участниками   творческого процесса,   а   не   пассивными   потребителями   готовой   информации.   Тем   более   что   современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.                Ничто не заменит ученику наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость,   стимулирует   процесс   мышления,   способствует   удовлетворению   эстетических 11 потребностей и показывает внутреннюю красоту познания. Так же, работа над исследовательской темой   зарождает,   кроме   интеллектуального   соперничества,   дружеские   отношения   между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив. Сегодняшний школьник ­ это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе,   могут   сослужить   добрую   службу   тем,   кто   захочет   серьезно   заниматься   наукой   в   вузе. Может оказаться так, что кто ­ то продолжить изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу. В следующей части будут показаны некоторые примеров использования исследовательских и проектных методов. Методы учебно­исследовательской и проектной   деятельности учащихся. В исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. При   этом   приемам   исследовательской   деятельности   следует   специально   обучать   юного исследователя. Приобщать к методам научного познания.  Методика исследования – совокупность методов, применяемых в данном исследовании. Метод – способ достижения цели исследования: способ познания, способ исследования. По И. П. Павлову «Метод – самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в  методе. Главная   функция   методов   является   их   способность   добывать   научное   и   практически достоверное   значимое знание. Метод – добытчик научной информации. С его помощью можно значительно   расширить   свои   научные   возможности.   Человек,   вооруженный   методами,   ­   это всевидящий   и   всеслышащий   специалист.   Методы   исследования   и   их   грамотное   использование повышают качество научной работы: делают её логичной и доказательной.  Владение  методами исследования   является   профессиональным   умением.   Методы   обладают   воспитывающей способностью:   пользование   методами   учит   рефлексии,   самооценке,   самокритике,   а   также воспитывает терпение, реалистический подход к жизни, аккуратность в работе.  Среди   методов   научного   познания,   наиболее   часто   используемых   в   ученической   научно­ исследовательской   деятельности,   различают   методы   получения   нового   знания   и   методы   его организации. Ключом к методике является признание   и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений. 12 1. Картографический метод. Картографический метод исследования основан на получении информации с помощью карт для научного   и   практического   познания   изображенных   на   них   явлений.   Наиболее   известными зарубежными представителями картографического метода исследования являются Брайн Харли, Артур   Робинсон,   Дэвид   Вудворд.   Этот   метод   стал     неотъемлемой   частью   большинства теоретических и практических изысканий, превратился в один из стержневых методов в науках о Земле и обществе. Это специфический метод исследования в регионоведении.  Именно благодаря картам гораздо лучше воспринимаются, запоминаются не только особенности размещения отраслей и предприятий социально­экономического комплекса по территории региона, но  и количественные показатели, которые характеризуют уровни развития отдельных частей территории. Пример:  «Особенности ценообразующих факторов на продукты   сельского   хозяйства в условиях современного рынка».  Выполнила: Мавлявиева Айгуль,  учащаяся 11  класса, 2010 год. «Чтобы выразить динамичность и непостоянность цен  социально­значимых продуктов РТ, мы поделим территорию республики на территориальные районы и с помощью цветовые оттенков отметим,  в каких районах была превышена максимальная согласованная цена  18 рублей 20 копеек на хлеб «Дарницкий» за последние пол года. 13 Анализ:  Красным цветом обозначены районы, где наиболее часто за последние пол года прослеживалось превышение   средней   цены   на   хлеб   «Дарницкий»   над   максимальной   розничной   ценой.   Более светлым оттенком ­ районы, где относительно реже встречались эти отклонения. По характеру размещения эти  районов сконцентрированы в основном в западной части республики. Исходя из этого, можно сказать, что завышение цен связано с причиной отдаленности района от столицы. Но,  тем не  менее,  показатели  говорят сами   за себя.  Наиболее  эффективно  работают  ОАО "Казанский хлебозавод №2" ­ индекс производства 132,4%, ОАО "Мензелинский хлебозавод" ­ индекс   производства   132%,   ОАО   "Казанский   хлебозавод   №7"   ­   индекс   производства   128%. Хорошие   результаты   у   ЗАО   "Елабужский   пищекомбинат",   предприятий   Потребсоюза,   ОАО "Чистопольский   хлебозавод",   ОАО   "Казанский   хлебозавод   №3",  ОАО   "Нижнекамский хлебокомбинат", ОАО "Васильевский хлебозавод".  Успешно продолжается завоевание рынка кондитерских изделий. Впечатляющие результаты у Казанского хлебозавода №2 и Мензелинского хлебозавода, где производство выросло   в   разы.   Почти   на   треть   оно   выросло   у   ЗАО   "Елабужский   пищекомбинат",   ОАО "Чистопольский хлебозавод", ОАО "Нижнекамский хлебокомбинат".» 2. Метод сопоставления, сравнения. Сравнение   –   это   научный   метод,   в   процессе   которого   неизвестные   явление,   предметы сопоставляются уже с известными, с целью определения общих черт либо различий между ними. Пример: «Почему Николая II причислили к лику святых?»  Выполнил: Мингазов Руслан, учащийся 10  класса, 2009 год. В этой работе ученик исследую причины причисления Николая II, последнего российского императора, к лику святых увидел похожую ситуацию с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и сравнил их. « Почему же их причислили к лику святых?! Многие историки затрагивали этот вопрос.  Для   выяснения   этой   причины   проведем   сравнительный   анализ   жизни   деятельности   наших правителей. 14                                                      Отношения с отцом              (с Владимиром) Из   своих   детей   больше   всего   князь   Владимир ( c  Александром III) Николая   II,     будучи   наследником, любил Бориса и Глеба. Они, по словам летописца Нестора   «сияли   как   две   светлые   звезды»   во благоговел  перед  отцом. Он  восхищался   как   с   помощью его   политикой, мраке   прекрасными   качествами,   служили истинным утешением и усладой его старости, и полицейского   террора   смог   успокоить страну и упрочить самодержавную власть. поэтому   Владимир   любил   их   предпочтительно пред   другими.   Некоторые   источники   говорят, Отец   сумел   внушить     ему   беззаветную любовь к Росси, чувство ответственно за что   князь   именно   их   считал   законными   по рождению   сыновьями.   Ведь   именно   с   их ее  судьбу.   С  детства    ему   стала   близка мысль, что его главное  предназначение –     следовать основам, традициям и идеалам.  Кроме того, перед российский смертью   монарх   благословляет     брак Николая II и немецкой принцессы Алисы Гессенской. матерью, с греческой царевной Анной, Владимир был соединён христианским браком.                                                       Образование «Борис   имел   разум,   просвещенный   благодатью Божьей.   Он   брался   за   книги   и   читал   жития Святых   и   другие   духовные   книги,   усердно молился»1. Глеб же, не смотря на то, что еще не умел читать, сидел подле него и слушал. 1 Обстановка в государстве при правлении. В 1015 году ростовский князь Борис в момент Николай   Александрович   принимает смерти своего отца сражался с печенегами. Глеб, получивший     от   отца   во   владение   Муромскую императорский   манифест,   который превращал   Россию   из   абсолютной 15 землю,   безуспешно   пытался   вовлечь   в   лоно христианства народ. В древней Руси   хозяйство было   первоначально скотоводческим или даже коневодческим, так как кони требовались   для монархии   в   полуконституционную,   в результате появляется чего     Государственная Время царствования   Николая   II   явилось дума.     военных   целей.   Плохо   развивалась   торговля страны,   на   продажу   сельскохозяйственные периодом   самых   высоких   в   истории России темпов экономического роста. За продукты   не     производились   –   все   это   было следствием   слабого   развития   земледелия.   Но 1880­1910   г.г.   темпы   роста   продукции российской   промышленности   превышали принятие   христианства   дало   толчок   его как дальнейшему развитию, так       стали сельскохозяйственные необходимыми   для   жизни   христианского продукты     человека. 9%   в   год.   По   этому   показателю   Россия вышла на первое место в мире, опередив даже   стремительно   развивающиеся   По Соединенные   Штаты   Америки. производству главнейших сельскохозяйственных   культур   Россия   вышла   на   1   место   в   мире,   выращивая более   половины   производимой   в   мире ржи,   более   четверти   пшеницы,   овса   и ячменя,   более   трети   картофеля.   Россия   стала сельхозпродукции, главным   экспортером   первой   «житницей Европы».   На   ее   долю   приходилось   2/5 всего   мирового   экспорта   крестьянской продукции. В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по тем временам   рабочее  законодательство, обеспечивающее   нормирование   рабочего   выбор   рабочих   старост, времени, вознаграждение   при   несчастных   случаях 21«Исторический календарь». Составитель В.В. Алексеев 1996 г.  Жильяр П. «Император Николай II и его семья», 1921 г. с.83. производстве, обязательное на страхование   рабочих   от   болезней,   по 16 инвалидности   и   старости.   Император активно   содействовал   развитию   русской культуры,   искусства,   науки,   реформам армии и флота. Кроме того, заботясь о мирном развитии России,   в   Гааге   он     выдвигает   свое предложение сокращении войск.   о   разоружении   и                            Смысл поведения в той или иной ситуации. Борис и Глеб избрали христианский путь  Николая II он без сопротивления принял  непротивление злу, отказа от борьбы во имя  высших государственных и религиозных идеалов. отречение, так как он не мог долго  вынести двойную ношу царя и  главнокомандующего. Поражение армии в войне, обнищание страны, усталость­ все  это привело его в состояние  подавленности.  Он мог исправить  положение в стране, дав власть  Государственной Думе, что он и сделал,  но так и не смог отказаться от идеи  самодержавия, что спровоцировало  жестокому исходу событий. 24 июля в день гибели Бориса. В день расстрела в ночь с 16 на 17 июля. Когда празднуется день великомучеников После принятия Русью христианства,  государство нуждалось в своих русских святых.  Канонизация должна была   способствовать объединению народа  Смысл  канонизации Поиск новых духовных ценностей.   Божия в вере  и благочестии. Возврат к  прежним духовным ценностям. Вывод:    Проанализировав  этих правителей  можно заметить, что и братья, и Николай  II живут   в  разных,  но  похожих  по  обстоятельствам  эпохах,  что  деятельность   их  направлена    на служение Отечеству, на становление благополучия в государстве. Следовательно, как и Бориса с Глебом, так и Николая II, тоже можно причислить к лику святых страстотерпцев». 17 3. Метод анкетирования. Метод анкетирования – вербально­коммуникативный метод, в котором в качестве средства для   сбора   сведений   от   респондента   используется   специально   оформленный   список   вопросов   ­ анкета.   Анкетирование   в   социологии   и   демографии   играет   лишь   вспомогательную   роль.   Здесь контакт     с   респондентами   сведён   к   минимуму.   Анкетирование   позволяет   наиболее   жёстко следовать   намеченному   плану   исследования,   так   как   процедура   «вопрос­ответ»   строго регламентирована. При помощи этого метода можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости  исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность   респондента   не   фиксируется,   фиксируются   лишь   его   ответы).   Анкетирование проводится   в   основном   в   случаях,   когда   необходимо   выяснить   мнения   людей   по   каким­то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Анкетирование  – одна из наиболее  сложных  разновидностей  психологического  общения, поскольку   связь   между   главными   его   участниками   обеспечивается   с   помощью   множества промежуточных звеньев, влияющих на качество получаемых данных. Качество   информации,   получаемой   в   результате   анкетирования,   зависит   от   некоторых факторов:   формулировка   вопросов   анкеты,   которые   должны   быть   понятны:   добросовестности, психологических   особенностей   исследователей,   ситуации   опроса,   его   условий,   эмоционального состояние   опрашиваемых.   Поэтому,   используя   такую   информацию,   всегда   необходимо   делать поправку на неизбежность субъективных искажений. Поэтому рекомендуется наряду с опросом обращаться и к другим методам – наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов. Пример: «Почему Николая II причислили к лику святых?»  Выполнил: Мингазов Руслан, учащийся 10 класса, 2009 год. «Последний   российский   император   Николай   II     был   прославлен   как   страстотерпец Архиерейским Собором 13­16 августа 2000 года. Реакция российского общества на решение Собора оказалась весьма неоднозначной. 18   Опрос   мнения   населения   (в   56   населенных   пунктах   29   областей,   краев   и   республик   России, интервью по месту жительства 2­3 сентября 2000 года 1500 респондентов) показал следующие результаты: На   вопрос:   ЗНАЕТЕ   ЛИ   ВЫ   О   ТОМ,   ЧТО   РУССКАЯ   ПРАВОСЛАВНАЯ   ЦЕРКОВЬ КАНОНИЗИРОВАЛА   (ПРИЧИСЛИЛА   К   ЛИКУ   СВЯТЫХ)   ПОСЛЕДНЕГО   РУССКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II? Из ответов респондентов была составлена следующая схема. КАК ВЫ ЛИЧНО ВОСПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О КАНОНИЗАЦИИ НИКОЛАЯ II? Те   же   самые   вопросы   мы   задали   учащимся   9­х,   10­х,   11­х   классов     и   учителям   средней общеобразовательной школы № 33, с углубленным изучением английского языка (144 учащихся и 27 учителей) 19 Как   видно   из   графиков,   интерес   к   личности   Николая   II   у   школьников   в   2008   году значительно   выше,   чем   у   участников   опроса   2000   года.   Это   можно   объяснить   тем,   что   в современной школьной программе по истории личности исторического деятеля отводится больше внимания. Вывод:  Канонизация Николая II  способствовала поднятию в глазах общества его престижа и более глубокому осмыслению деятельности императора в период своего правления. Инициатива Церкви показала, что   возрождаются островки духовности,   которые дадут нашему   Отечеству великую славу.     Практическая   задача   нашей   работы   была   в   том,   чтобы   доказать,   что   есть   у   нашего государства небесный защитник. Это особенно важно в современной напряженной внутренней и внешней обстановке в России».     4. Метод интервью (опроса). 20                    Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи интервьюера входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Во время опроса у спрашивающего, налицо, личный контакт с отвечающим, т.е. он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос. Наблюдатель может в случае   надобности   задавать   различные   дополнительные   вопросы   и   таким   образом   получить дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам. Устные опросы дают конкретные результаты,   и   с   их   помощью   можно   получить   исчерпывающие   ответы   на   сложные   вопросы, интересующие исследователя. Пример: «Великая Отечественная война глазами солдат и маршалов». Выполнили: Валеев Данис, Игошин Сергей, учащиеся 11  класса, 2010 год. «В нашей школе регулярно проводятся встречи с ветеранами. Они направлены на то что бы те, кто был свидетелем тех лет, могли передать нам, современному поколению, свои воспоминания о   войне,   чтобы   мы   не   забывали   свою   историю,   чтили   ее.   Нам   несказанно   повезло:   будучи слушателями лекции посвященной Великой Отечественной войне, нам удалось взять интервью у одного из героев, описанных в вышеуказанной книге. Это был Кузнецов Борис Кириллович.     Вопрос: В каких событиях Великой Отечественной войны Вы участвовали? «В   возрасте   16   лет   я   добровольцем   ушел   на   фронт.   Взяли   меня,   потому   что   я   крепкий   был, занимался спортом. Весил я тогда 97 килограмм. Три месяца в мороз от 8 до 15 градусов лежали в окопах  и держали  оборону на Волховском фронте. Я видел Ленинград». Вопрос: За что Вы получили звание Героя Советского Союза? «За  форсирование Днепра». Немного повременив, до следующего вопроса к Борису Кирилловичу, обратимся к тому, как в своих мемуарах описывал форсирование Днепра маршал Георгий Жуков: «Как правило, подойдя к реке, войска устремлялись вперед. Не дожидаясь подхода понтонных и тяжелых   средств   наведения   мостов,   части   пересекали   Днепр   на   чем   угодно   ­   на   бревенчатых 21 плотах, самодельных паромах, в рыбачьих лодках и катерах. Все, что попадалось под руку, шло в дело. Нелегко приходилось и на противоположном берегу, где вспыхивали ожесточенные бои за плацдарм. Не успев закрепиться, войска вступали в бой с противником, стремившимся, во что бы то ни стало сбросить их в реку...  Решительным   действиям   сухопутных   войск   содействовала   боевая   авиация   фронтов   и   авиация дальнего   действия,   которая,   нанося   сосредоточенные   удары   по   аэродромам,   по   обороне противника, его резервам, надежно обеспечивала наше господство в воздухе.  За   успешное   форсирование   Днепра   и   проявленные   при   этом   героизм,   мужество   и   высокое мастерство,   за   штурм   обороны   на   Днепре   около   двух   с   половиной   тысяч   солдат,   сержантов, офицеров и генералов были удостоены звания Героя Советского Союза»3. Истинные  герой  не  любят рассказывать   о своих   подвигах.  Уже  позднее,  в книге  героев республике Татарстан, мы нашли запись о том, что 2 октября 1943 года командир отделения связи 791­го   артиллерийского   полка   сержант   Кузнецов   при   форсировании   Днепра   с   отделением   на самодельном плотике, под огнем противника переправился через реку  в районе деревни Крещатик, проложил кабельную линию и установил связь передового отряда с артиллерийской батареей. А в журнале «Отечественная История» от 2007 года в статье «Еще раз о битве за Днепр», читая о форсировании Днепра подробнее, мы нашли такие слова: «Ставка   Верховного   Главнокомандования   в   своей   директиве   от   9   сентября   1943   г.   обратила внимание   командующих   армиями,   командиров   дивизий,   корпусов,   бригад,   полков,   а   также понтонных   и   инженерных   батальонов   на   исключительную   важность   быстрого   и   успешного форсирования крупных речных преград и закрепления за собой плацдармов для дальнейшего раз­ вития   наступления.   «Командиры   соединений   и   частей,   ­   указывалось   в   директиве,   должны представляться к высшим правительственным наградам». Что касается форсирования Днепра в районе Смоленска и ниже по течению, а также других, равных Днепру по трудностям преодоления рек,   то   советских   воинов,   закрепившихся   на   правобережных   плацдармах,   рекомендовалось представлять к присвоению звания Героя Советского Союза»4. В учебной литературе написано, что при форсировании Днепра звание Героя Советского Союза  были  удостоины  2438  войнов  – представители   33 национальностей.   В передовой  статье газеты «Правда» 18 октября 1943 года говорилось: «С сынами украинского народа, как с братьями, в эти исторические дни все народы Советской страны…Никогда еще не выделялось из множества 3 Жуков Георгий Константинович ­  «Воспоминания и размышления». Глава восемнадцатая. В сражениях за Украину. 4 Журнал «Отечественная история», № 3, 2007 год, стр. 8­12. 22 храбрых   советских   войнов   столько   сверххрабрых.   Красная   Армия,   давшая   миру   уже   столько примеров воинской отваги, словно превосходит самое себя»5.                                                                                           «Отечественная война» 2007год,№ 3 Вопрос: Где Вы воевала дальше? « В 1944 году был разведчиком. Занимался эвакуацией штаба югославского сопротивления».   доставлял ценные сведения. Вынес с поля боя Боевое Знамя части.  Вопрос: Где Вы закончили войну? « Присутствовал при взятии Берлина. Нас, 20 человек, отобрали  для сбора архивных документов  Все в той же книге героев мы прочитали, что Борис Кириллович  9 раз был в тылу врага и  Рейха». Об   этих   событиях   свидетельствуют   и   исторические   источники.   В   отрывке     обращения маршала   Советского   Союза   Г.   К.   Жукова   «Бойцам,   сержантам,   офицерам   и   генералам   1­го Белорусского фронта» говорится: «…Товарищи   офицеры,   сержанты   и   красноармейцы!   Ваши   части   покрыли   себя   неувядаемой славой. Для вас не было препятствий ни у стен Сталинграда, ни в степях Украины, ни в лесах и болотах   Белоруссии.   Вас   не  сдержали   мощные   укрепления,   которые   вы   сейчас   преодолели   на подступах к Берлину. Перед вами, советские богатыри, Берлин. Вы должны взять Берлин, и взять его как можно быстрее, чтобы не дать врагу опомниться. Обрушим же на врага всю мощь нашей боевой техники, мобилизуем всю нашу волю к победе, весь разум. Не посрамим своей солдатской чести, чести своего боевого знамени …»6.        В  учебной  литературе   сказано, что 1  мая в  руках  немцев  остались  только  Тиргартен  и правительственный   квартал.   Здесь   располагалась   имперская   канцелярия,   во   дворе   которой находился бункер ставки Гитлера.  Мы   рады,   что   довелось   пообщаться   с   Героем   Советского   Союза   Кузнецовым   Борисом Кирилловичем,   и   что   примечательно   –   аудитория,   которая   была   полна   молодежи,   задавала ветерану   много   вопросов.   Это     не   может   не   радовать,   ведь   интерес   к   истории   Великой Отечественной войны не угасает.  5 газеты «Правда» 18 октября 1943 года. 6 Жуков Георгий Константинович ­  «Воспоминания и размышления». Глава двадцать первая. Берлинская операция. 23                Вывод: Мы можем понять, что творцы истории – обычные люди, те, кого мы видим каждый день. В данном случае наши земляки – ветераны принимали участие в переломных событиях войны. Кто знает, не будь таких людей на полях сражений – проходил ли бы Парад Победы в Москве, а не в Берлине?  Читая   историческую   литературу,   смотря   военные   фильмы,   мы   прикасаемся   к   своей   великой истории,  однако далеко не всегда осознаем, что вершилась  она обычными  солдатами,  которые кроме   голода   и   холода,   ощущали   чувство   ответственности   за   свою   страну   и   следующие поколения». 5. Математический метод.   Математические методы являются важнейшим  инструментом анализа экономических явлений и процессов в обществе.  Исследования и практические задачи базирующиеся на  большом объеме информации,   которую   необходимо  объективно   оценить   и   провести   группировку   или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование, выявить оптимальные условия развития или установить пространственные закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Эти вопросы успешно решаются с помощью математических методов.  Пример: «Художественное осмысление реформы 1861 года Н. А. Некрасовым в поэме «Кому  на Руси жить хорошо». Выполнил: Камалиев Тимур,  ученик 9  класса, 2011 год.  «Современному человеку будет весьма трудно сориентироваться в той жизни, не зная курса российского рубля того времени.   В первом номере газеты «Моя семья» за 2011 год есть статья «Сколько стоил поросенок в позапрошлом веке»? В ней рассказывается, сколько зарабатывали и на 24 что тратили деньги люди в то время. Сведения о ценах просто удивительные. Они­то и заставили нас задуматься, «были ли   довольны люди своим материальным достатком, если поросенок стоил 1 рубль»? Экономисты упростили задачу, переведя цены конца XIX века на курс рубля 2010 года. И если «царский» рубль на наши деньги  стоит примерно 4 тысячи рублей,  то пальто можно было купить за 60 тысяч, а яловые сапоги за 20 тысяч. Теперь нам понятно, почему мужики в поэме просят,   чтоб  «армяки   мужицкие   носились,   не   сносилися!»,   «липовые   лапотки   служили,   не разбилися», «вошь, блоха паскудная в рубахах не плодилася» ­ одежда стоила очень дорого: В  главе «Сельская ярмарка» дед выбирает внучке башмачки: Тут башмачки козловые Дед внучке торговал, Пять раз про цену спрашивал,  Вертел в руках, оглядывал Товар ­ первейший сорт! «Ну, дядя! Два двугривенных Плати, не то проливай!»­ Сказал ему купец.  Проведем небольшое вычисление. Если 1рубль равнялся 4 тысячам современных рублей, а «два двугривенных» ­ это 20 копеек, то башмачки  на наши деньги будут стоять 800 рублей. Эта цена приемлема для современного человека, но для крестьянина XIX века  эта покупка  является тем предметом, а ее стоимость той тратой, которая не поможет ему в ведении хозяйства и не принесет дохода. Поэтому то, что дед «пять раз про цену спрашивал», говорит о бережливости, об аккуратной трате денег. Цены на продукты питания ошеломляют еще больше. товар (за 1 шт) курица  свекла  яблоко, яйцо  черствый хлеб  цена в рублях 1000 26 40 53 Рассуждая о прожиточном минимуме для семьи, мы решили рассчитать стоимость одной трапезы, представленной в поэме.  Три года я, робятушки, Жил у попа в работниках, Малина ­ не житье! 25 Попова каша ­ с маслицем, Попов пирог ­ с начинкою, Поповы щи ­ с снетком!»   Прислуга была самой низкооплачиваемой   частью   работающего населения России. Но в этом   случае   работники   имели   бесплатное   жилье,   питание   и   одежду   «с   барского   плеча».   Это, конечно же, экономно для работника. Но мы все же попробуем рассчитать, сколько будет стоить обед  у попа.  Товар приготовление кислая капуста картофель сметана приготовление гречка Сливочное масло Хлеб приготовление Мука Сахар Яйцо (начинка) Итого: цена  первого  168 руб за кг 67 руб за 10 шт 935 руб за кг второго  330 руб за кг 1800 руб за кг 53 руб за бух. третьего 265 руб за кг 400 руб за кг 40 руб за шт  нужное количество блюда:   щи. 500 гр 10 шт 50 гр блюда: каша. 300 гр 50 гр 1 буханка блюда: пирог с 1 кг 50 гр 5 штук      стоимость 84 рубля 67 рублей 47 рублей 100 рублей 90 руб 53 рубля начинкой. 265 рублей 20 рублей 200 рублей 926 рублей Просматривая цены   на продукты в РОССТАТе за январь 2011 года, мы пересчитали эту трапезу на наши деньги. Этот обед  нам бы обошелся в 134 рубля. Это в несколько раз  дешевле, чем в  XIX  веке. А какой вывод тогда можно сделать о трапезе семьи крестьянина с большим числом малых детей? Что им было не доступна покупка самых необходимых продуктов питания». 6. Метод иллюстрирования. Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой­либо форме. Говоря об этом методе, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально­выразительных средств осуществляет дополнение к информации,   делая   ее   зримой.   Этот   метод   не   просто   вносит   элементы   художественности,   он раскрывает,   развивает,   углубляет,   конкретизирует   тему.   Одна   и   та   же     тема   может   быть проиллюстрирована по­разному. Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия.  Пример: «Сделаем Конституцию ярче!» (По страницам детской литературы) 26 Выполнила: Гениятова Диана, ученица 8 класса, 2011 год.                                                   Если гражданин России отстоять права не может,                                                    Основной Закон бери – Конституция поможет.                                                                         Гениятова Диана 8 «б» класс  « 10 декабря 2008 года во многих средствах массовой информации появилось сообщение, о том, что жителям Екатеринбурга предложили проиллюстрировать статьи Конституции Российской Федерации красочными и запоминающимися рисунками   в рамках акции «Сделаем Конституцию ярче!» Кроме того, организаторы акции предложили издать понятную даже детям «Конституцию в картинках». Это был бы грандиозный проект.  Сегодня   создание   проектов   является   важным   элементом   инновационной   деятельности учащихся.   Действуя   по   этому   принципу,   мы,   учащиеся   7­го   класса,   создали   свой   проект «Конституции в картинках». Объект   исследования  является    2   глава     «ПРАВА   И   СВОБОДЫ   ЧЕЛОВЕКА   И ГРАЖДАНИНА».  Основная  задача  данной   работы   –   содействовать   социализации   личности,   формировать правовую грамотность школьников.  Практическая   ценность  состоит   в   том,   что   у   учащихся   развиваются   навыки   анализа ситуаций,   умения   и   желания   отстаивать   свои   права   в   повседневной   жизни,   а   также профессиональная ориентация учащихся. Гипотеза рассматриваемого процесса состоит в том, что бы довести до сознания учащихся представления   о   содержании   конкретных   прав   и   об   ответственности   за   их   реализацию     по средствам иллюстраций и  формирование у детей элементов правовой культуры.     Практическое   применение  состоит   в   использовании   предлагаемого   проекта   на   уроках обществознания и во внеурочных занятиях. А также эта работа может дать темы для размышлений при   проведении   Недели   правовых   знаний   и   Парламентского   урока,   которые   становятся традиционными в системе образования Российской Федерации и Республики Татарстан».   Статья 19.              Никто не в праве, что не говори                                  Ущемлять свободы и возможности твои.                                  Будь ты мужчина, женщина, ребенок                                  Усвоить вы должны еще с пеленок И понимать своим умом                                   Мы все равны перед законом и судом.                                                                                                   (Экспромт на уроке.) 27                         Статья  19                                                     Статья 21 Статья 19. «1.Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…» Статья 21. «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему   человеческое   достоинство   обращению   или   наказанию.   Никто   не   может   быть   без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».                                          Статья 30 Статья 30. «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы   для   защиты   своих   интересов.   Свобода   деятельности   общественных   объединений 28 гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое­либо объединение или пребыванию в нем». Учитывая,     интерес   детский   к   сказкам,   стихотворениям   и   иным   произведениям,   можно умело  использовать  их при изучении  Конституции РФ.     Нельзя забывать  и об эмоциональной восприимчивости учащихся.  Именно тогда  возникает реальная возможность  перевода полученных знаний в стадию взглядов. За два года изучения прав и свобод в Конституции РФ были прорисованы все статьи из 2 главы. А к некоторым были написаны стихотворения.  7. Вариативный  метод.  Вариативный метод используется при разработке планов, схем, иллюстраций, при прогнозировании. Он предусматривает рассмотрение различных вариантов, направлений в исследовании. Пример: «Исследование круга. Создание эмблем циркулем». Выполнил: Петров Илья, учащийся 3 класса, 2011 год. «Темой   моего   исследования   являются   рисунки,   выполненные   циркулем,   а   также   их создание. Чтобы результаты работы имели практическое значение, я решил одну из глав посвятить супермаркету «Перекресток». Почему? Во­первых, я здесь часто бываю и заметил, что в торговом зале не совсем выдержан стиль оформления. Можно было бы продолжить оформление вывесок в том же цвете, что и клубная карта. Во­вторых, мне нравится, что супермаркет «Перекресток» постоянно   проводит   благотворительные   акции   для   школ   и   различные   праздники   для   детей. Поэтому   я   решил   придумать   эмблемы   для   торгового   зала.   Мои   рисунки   выполнены   только циркулем.                                                                                                                                                         Молоко                        Мороженое                       Рыба Результат:  администрации супермаркета  «Перекресток».     работа   получила   отзыв     и   благодарность   за   проделанную   работу   от 29 8. Метод моделирования.                    Моделирование  –  позволяет  применять  экспериментальный   метод  к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные   или   практические   действия   с   «заместителем»   этого   объекта   –   моделью. Моделирование представляет собой исследование  каких­либо явлений или процессов путем построения и изучения их модели. Моделью можно назвать образ какого­либо объекта. Пример: «Влияние Луны на  учебную деятельность школьников и создание модели  Фазолуниса». Выполнил: Петров Илья, ученик 4  класса, 2011 год.  «В научной литературе наблюдения  за Луной требовали выполнения определенных правил. Одно из этих правил – это фотографирование Луны. Нами  проводились фотосъемки, но мы еще использовали фотографии из сети Интернет. Описание модели     «Фазолуниса». 1.  Назначение:   учебная   модель   предназначена   для   иллюстрации   смены   лунных   фаз.   Может использоваться   как   на   уроках   окружающего   мира,   природоведения,   так   и   на   внеклассных мероприятиях. 2.  Описание  модели. Модель состоит из  двух дисков,  скрепленных  между  собой в центре. На нижнем диске по краю приклеены фотографии фаз Луны с информацией о ней. На верхнем диске прорезь для показа изображения нужной фазы. 30 3. Технология изготовления. Для изготовления модели понадобятся: 1)  2 больших листа картона, цветная бумага; 2) краска «Нитроэмаль» черная;3) фотографии фаз Луны; 4) двусторонний скотч; 5) ножницы; 6) винт и гайка. 9. Метод «развенчивания» мифов.   В современно  мире сохранилось  много мифов  о разных личностях  и  явлениях в обществе,  и постоянно создаются новые. «Подвергнуть миф объяснению – единственный для интеллектуала эффективный способ борьбы с ним». Р. Барт Пример:   «Почему   мы   помним   о   Ломоносове?»   к   300   –   летию   ученого.   Выполнила: Шарифуллина Лилия, 10 класс, 2011 год. «Миф 1: В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идет в Москву учиться.  Все не так и не так. Во­первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19­летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во­вторых, в Москву отправился вовсе не сын   бедного,   темного   помора,   а   единственный   наследник   человека,   для   своих   мест   если   не богатого,   то   весьма   обеспеченного,   пользующегося   и   авторитетом   и   известностью.   Василий 31 Ломоносов содержал лодки, на которых перевозил по морю казенную и частную кладь, так что называть Михаилу Васильевича крестьянским сыном можно лишь с некоторыми оговорками. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах,  и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. То есть явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность   внезапного   озарения,   а   неизмеримо   более   серьезное   отражение   некоего   сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.  Миф 2: Периферия обладает настойчивостью. Г. В. Плеханов писал о Ломоносове: «Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был именно архангельским мужиком, мужиком­поморцем, не носившим крепостного ошейника» (Плеханов Г. В. Сочинения. М.; Л., 1925, т. 21, с. 141. ). Действительно, русский Север почти не знал крепостного права, земля там принадлежала государству, а крестьяне выплачивали денежную подать.  Миф 3: Жизнь Ломоносова, представлялась довольно благополучной. Да, была и благосклонность Елизаветы, и защита Шувалова, но человек этот за короткий свой век отведал из всех чаш горестей. Над ним издевались монархи и ненавидели монаршие холопы, как издевались и ненавидели они славнейших сынов нашего Отечества.» 10. Метод виртуальных диалогов. Метод   виртуальных   диалогов   –   это   тонкая   научно­литературная   мистификация. Исследователь проводит процесс структурирования различных мнений на проблемы или вопросы возникшие   в   обществе   используя   различные   исторические   источники,   возможно   даже   разных периодов в истории. Пример:  «Исторические   параллели   представления   демографической   проблемы   в   России   со времен Ломоносова до сегодняшних дней». Выполнила:  Шалангина Елена, ученица 9  класса, 2011 год. 32 «Диалоги Ломоносова с учёными и статистами XX­XXI веков. Обнаруженное в начале XIX века в архиве письмо  Ломоносова к Шувалову «Рассуждения о размножении и сохранении российского народа» (1761) никогда широко не публиковали. Больно уж неприглядная картина вырисовывалась и очень современно звучали рассуждения о том, что без усилий   верховной   власти   не   преодолеть   России   вековой   дикости   и   отсталости,   не   построить достойного   сильного   государства.   Вы   слышали,   чтобы   накануне   юбилея   Ломоносова   кто­то вспомнил об этом письме? Ваш ответ будет: «Нет». Потому что куда безопаснее рассуждать о Ломоносове­ученом, чем о Ломоносове­государственнике, Ломоносове­реформаторе.  Во времена Ломоносова, в первой половине XVIII века, демография, как самостоятельная научная дисциплина, отсутствовала не только в России, но и во всём мире. Но Ломоносов мыслил именно как учёный­ демограф: «Сохранение   и     размножение   российского   народа,   в   чем   состоит   величество,   могущество   и богатство всего государства, а не   в обширности, тщетной без обитателей».  Учёный прекрасно понимал, что наука ­ это не отвлечённая от жизни теория, а средство, создавая   которое,   конкретный   народ   обеспечивает   себе   земное   существование.   Русская   наука должна служить, в первую очередь, русскому народу и его процветанию. В противном случае, её достижения   будут   использованы   многочисленными   врагами   против   России,   как   это   зачастую происходит в последнее время. В   современной   прессе   уже   многократно   обсуждалась   Концепция   государственной демографической политики. Цитируя статью Людмилы Рябченко, руководителя Межрегионального общественного   движения   «Семья,   любовь,   Отечество»,   можно   увидеть,   что   государственная политика в волнующем нас вопросе выполняется в совершенно противоположном направлении: «…   в   качестве   мер   по   спасению   страны   из   той   демографической   ямы,   в   которой   мы находимся, предлагались следующее направления: миграция, государственное финансирование программ ЭКО (так называемого экстракорпорального оплодотворения) и создание программ репродуктивного (то есть полового) просвещения школьников. Это - три главных направления, которые были предложены нам в качестве панацеи, которые даже на общий взгляд никак не решают проблему восполнения генофонда нации, и там почему­то никак не была представлена проблема абортов и та роль, которую они играют в создании демографической проблемы в России».                                                         «Русская народная линия», 11.03.2011 33 А сколько же абортов в России  было сделано за последнее время. «  По числу абортов мы далеко впереди всех цивилизованных и нецивилизованных сказал: «В России делают 1,6­1,7 миллиона в год». Значит, за 20 лет 40 миллионов абортов»,  стран. В апреле 2006 года Зурабов (тогда министр   здравоохранения)   официально  писал   в   рубрике   «Письма   президенту»   Александр Минкин. («Московский комсомолец» 21­28 сентября 2011 года).  Это не домыслы, ведь есть постановление правительства РФ «Об утверждении перечня социальных показаний для искусственного прерывания беременности». Это перечень из 13 пунктов. И,   как   не   парадоксально,   но   постановление   принято   «во   исполнение   основ   законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».   М.В. Ломоносов весьма обстоятельно рассматривал вопрос о снижении смертности, обременная   и, главным образом, детской смертности. Как беду он описывал «детское душегубство»: «…чтобы   в   отчаянии   убивают». Ученый предлагает: «надобно бы учредить нарочные богадельные матери   домы для зазорных детей приему, где богадельные старушки могли   б за   ними ходить вместо     женщина,  не искала бы способов     детей    , отчего   иногда     своих     утаить     своего     несчастия     матерей…»  Поддерживая  наш диалог, Л. Рябченко продолжила в той же статье: «Необходимо обратиться в адрес Правительства с предложением о проведении Национальной информационной кампании по пропаганде семьи, детства и непременно ­ родительства: его ценности, его достоинства, его  святости, потому что сейчас под угрозой находятся уже даже   не   семья   и   не   дети,   а   именно   родительство.   И   именно   уничтожение   института родительства будет означать уничтожение семьи и гибель детства». Но в то же время продвинулся в решении проблемы вопрос о медицинской помощи семье. Вот   цитата   из   интервью   с     директором     Научного   центра   здоровья   детей   РАМН   Александра Баранова: «Показатели младенческой смертности у нас остаются высокими только на Кавказе и Дальнем Востоке, в 20 регионах эти цифры уже на уровне западноевропейских, а в центральной и в северо­западной части РФ даже ниже, чем в Финляндии и Голландии. Также мы начинаем реанимировать   детей   с   очень   низкой   массой   тела   –   от   500   грамм,   с   22­й   недели беременности».                                                                 Статья «Рожать и спасать»                                                         «Аргументы и факты» № 28, 2011г. 34 М.В. Ломоносов не забыл упомянуть и о миграции ­ явлении, которое напрямую связано с демографией   и   сопутствует   ей.   Он   называл   тех   русских,   которые   уезжают   жить   за   границу, «живыми покойниками». «С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона». Он считал необходимым предпринимать меры   по  возвращению   людей   из­за   границы,   так   как   Россия  «в   состоянии   вместить   их   в   своё безопасное недро». То есть фактически Ломоносов призывал и к репатриации наших сограждан. Академик В.Бондарь в статье «Нынешняя госполитика не способствует росту населения страны» разъясняет похожую ситуацию в  России сегодня: «Согласно   заявлению,   которое   сделал   в   ходе   интервью   телеканалу   «Россия   24»   в   феврале нынешнего   года   директор   Федеральной   миграционной   службы   России   Константин Ромодановский, ежегодно порядка 300—350 тыс. граждан России уезжают на заработки в другие   страны   (согласно   информации   ведущих   рекрутинговых   агентств,   большинство выезжающих   —   молодые   специалисты).Таким   образом,   получается,   что   существующая   в современной   России­РФ   рыночная   экономическая   система   в   отсутствие   адекватной государственной   политики,   которая   могла   бы   компенсировать   рыночные   перекосы,   мягко говоря, слабо стимулирует желание граждан изменять демографическую ситуацию в стране к лучшему».                                                                        «Однако», 2.03.2011 В   наш   диалог   вступает   Ю.   В.   Крупнов.   В   своей   статье   «Демографический   приговор»   он высказывает своё отношение к ситуации в стране по итогам переписи 2010 года.  «Ведь результаты переписи выносят неолиберальной модели, даже в её нынешней путинской социальной   версии,   смертный   демографический   приговор.   Страна   продолжает   вымирать, люди   отказываются   жить   сами   и   давать   жизнь   потомкам.   Жизнь   в   стране   абсолютно нерентабельна и потому строго противопоказана».                                                                                        KMnews 30.03.2011 В   своей   записке   графу   Шувалову     М.   В.     Ломоносов   «О   сохранении   и   размножении российского   народа»   (1761),   разбирает   13   причин,   способствующих   снижению   численности населения.   Но   если       принять   несколько   срочных   мер,   чтобы   устранить     вредное   влияние обозначенных факторов, то: « …на каждый год может взойти приращение российского народа … от ревизии до ревизии в 20 лет – до 10 лет миллионов». 35 Но сегодня перепись населения показала, что нас 142 миллиона. Удивительно, что секретарь Совета безопасности РФ Патрушев  заявил в своем интервью о тех же цифрах, что и Ломоносов, только   с   точностью   до   наоборот:  «   Предполагается,   что   численность   населения   в трудоспособном   возрасте   с   2011   по   2025   год   уменьшится   не   менее,   чем   на   10   миллионов человек.»                                            «Московский комсомолец» 21­28 сентября 2011 года Гений   Ломоносова   предвидел   это   два   с   половиной   столетия   назад.   Тогда   его   записка попала «под сукно», так как граф Шувалов вскоре потерял своё влияние при дворе. Если и сегодня не прислушаться к его советам, то в нашем народе вряд ли уже когда­то появятся люди, сравнимые с Ломоносовым. Меры по сбережению русского народа должны стать для государства главными, ведь от этого зависит «сохранение жизни столь великого множества людей»… Вывод:  Оснований   для   оптимизма   в   оценке   демографической   ситуации   в   нашей   стране   мало. Удивительно   то,   что   Ломоносов   поставил   главную   демографическую   проблему   (сохранения   и размножения народа), когда, казалось бы, не было никаких оснований для беспокойства, когда, кроме него, никому и в голову не приходило, что, быть может, наступят времена необратимого «умаления» великого народа. Предлагая свои меры, Ломоносов менее всего заботился о том, как их оцепят потомки. Он заботился о том, чтобы сами потомки были». 36 Заключение.  В заключении хотелось бы сказать, что исследовательское обучение часто понимается узко, только как написание научной работы. На самом деле, процесс не должен заканчиваться только написанием и защитой научной работы. Исследовательская деятельность должна стать постоянной средой   обитания   современного   школьника.     «Ученик   это     не   сосуд,   который   необходимо наполнить,   а  факел,   который  важно   зажечь»,­  говорили  еще  древние  педагоги.  В  то  же  время применение   различных   методов   в   работе       позволяет   развивать     у   учеников   критическое   и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно­популярной литературой. Школьники гораздо лучше усваивают то, до чего додумались сами. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.  Хотелось   бы,   чтобы   читатель   принял   эту   работу   не   как   очередную   методическую инструкцию, а как приглашение принять участие в совместном творчестве. Пусть никого не пугает, что какая­то доля предложенной разработки будет неприемлемой по каким­либо  соображениям. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому.   На сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно­исследовательской  и проектной деятельности остаются недостаточно   разработанными,   другими   словами,   представляют   собой   широкий   фронт   для творческого поиска.

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»

: «Методы учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017