В последнее десятилетие приоритетными целями образования являются: поиск и развитие одаренных детей. Причем выявление таких детей происходит уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Начальная школа играет решающую роль в развитии личностных способностей ребёнка.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.doc
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Шипика О. В.
учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 24, г. Таганрог
shipika.ol@yandex.ru
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества
состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его
представителей. Цели образования сегодня – это не просто сумма
«знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а
характеристика того, как у него сформированы познавательные и
личностные способности. Поэтому как важно именно в школе выявить
всех, кто интересуется различными областями науки и техники,
помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на
дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с
одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и
развитие – одно из важнейших аспектов деятельности школы.
Первые шаги по выявлению одарённости учеников мы, учителя
начальных классов, делаем с первых дней обучения ребёнка в школе.
Изучаем условия и историю развития учащихся в семье, их увлечения,
сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы,
способности. Работает система портфолио ученика, которая создаётся
с первого класса и ведётся до окончания школы. Уже в начальной
школе можно встретить таких детей, которых не удовлетворяет
работа со школьным учебником, они читают словари и специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях
знаний. В период жизни ребёнка от 6 лет до 12 лет развивается
логическое мышление, воображение, интерес и любознательность к
открытию новых знаний. Таким образом, начальная школа играет
решающую роль в развитии личностных способностей ребёнка. Задача учителя начальной школы не только в том, чтобы научить ребёнка
читать, писать и считать, дать ему определённую сумму знаний, но и в
том, чтобы помочь раскрыться духовным силам, зреющим в каждом
ребёнке, создать благоприятные условия для их развития. Полюбить
умственный труд, заинтересовать.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми
основывается на дифференцированном подходе, что способствует
расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Для этого я использую следующие формы работы: урочная
деятельность (уроки по предметам); школьные мероприятия;
театрализованные праздники; международные, всероссийские и
региональные конкурсы и олимпиады; работа с родителями.
проектноисследовательская деятельность;
В урочной деятельности я использую следующие виды
деятельности: проблемноразвивающее обучение; работа в малых
группах;
игровые
технологии; информационнокоммуникативные технологии для
удовлетворения познавательной мотивации развития способностей
(разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); творческие и
нестандартные задания. Обучение детей в классе осуществляется по
программе «2100». Содержание программы – обязательная реализация
системнодеятельностного подхода. Основным методом развития
интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение
познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной
на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные
мероприятия. При участии в школьных мероприятиях у детей
начальных классов появляется возможность использовать свой
творческий потенциал в полной мере. Дети пробуют сочинять стихи,
сказки, загадки, придумывают сценки, узнают много нового,
расширяют кругозор, развиваются организаторские способности
детей, развиваются и проявляются личностные качества. С
удовольствием участвуют дети в конкурсах чтецов, рисунков,
поделок.
Особой формой работы с одарёнными детьми являются
театрализованные праздники, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности,
непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить
творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить
склонность к художественному чтению и литературному творчеству,
проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и
литературных рингах. Такая работа способствует мотивации
одарённых детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой
работе по самосовершенствованию.
Проводятся конкурсы,
Урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы
ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах
деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных
способностей учащихся.
викторины,
интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц
турниры», используются логическипоисковые задания, где каждый
может проявить свои способности. Совершенствуются групповые
формы работы, ученики начинают проявлять склонность к тому или
иному учебному предмету, самостоятельность и творчество при
выполнении заданий. В учебной работе используются словари, детские
энциклопедии, справочники, Интернет. Важнейшей формой работы с
одарёнными учащимися являются олимпиады и конкурсы. Ребята
имеют возможность попробовать свои силы в различных направлениях
учебной, творческой деятельности. Активно участвуют дети в
интеллектуальных конкурсахиграх: Международный конкурсигра
«Русский медвежонок – языкознание для всех»; Международный
математический конкурс – игра «Кенгуру»; Всероссийский конкурс
«КИТ», конкурсе «Золотое руно». Они способствуют выявлению
наиболее способных и талантливых детей. Работа с одарёнными
детьми в начальных классах – важная и необходимая часть
деятельности педагога. Главное, выявить способных детей, создать
мотивации и условия для их оптимального развития, повышать
познавательную активность детей.
Литература:
1. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 59
лет/ Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг: 2002. 2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.