Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Оценка 5

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
10 кл
23.09.2018
Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Проект дает возможность использовать данные исследований на уроках русского языка и литературы. Цель образовательная: учить использовать данные словаря в решении лингвистических задач; применять знания как на уроке, так и во внеурочное время; Цель воспитательная: воспитывать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия материала, воспитывать творческую индивидуальность; возбудить интерес к истории языка. Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться к значению слов. Планируемый результат: качественная презентация
Проект.docx
Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого  великорусского языка» дает возможность использовать данные исследований  на уроках русского языка и литературы. Цель образовательная: учить использовать данные словаря в решении  лингвистических задач; применять знания как на уроке, так и во внеурочное  время; Цель воспитательная: воспитывать активную творческую позицию на  основе эстетического восприятия материала, воспитывать творческую  индивидуальность; возбудить интерес к истории языка. Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться к  значению слов. Планируемый результат: качественная презентация Предварительная работа: учащимся даны задания для подготовки к  олимпиаде по русскому языку (задания подготовлены по материалам  Т.В.Егоровой. «Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников по  русскому языку. Задачи и ответы»//Русский язык. Издательский дом  «Первое сентября».­№11,2013); «Материалы для подготовки к  региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому  языку»//Русский язык,2013) http://metodikarl.blogspot.ru/ Задание дано по группам: 1 группа – Словарь В.И.Даля зафиксировал значительное количество  слов иноязычного происхождения. В качестве синонимов к ним автор,  руководствуясь пуристическими установками, нередко предлагает исконно  русское слово. Назовите слово с латинским корнем, поясняя значение которого  В.И.Даль пишет: «Почетъ хорошо отвhчаетъ этому слову. Что у вас почету  съ листа?» 2 группа – Непаханная земля, по словарю В.И.Даля, называлась в  русских народных говорах лешая земля. С чем связано это название? Что  значит упоминаемое в этом же словаре выражение лешие яблоки?; 3 группа – В словаре В.И.Даля читаем: «Смиренъ топоръ, да веретено  бодливо, о мужикh и бабh».Какой вид переносного значения  слов топор и веретено здесь представлен? Ход занятия: Первичная проверка понимания. ­ сначала предлагаю ученикам прочитать одну из статей словаря  (заинтересовать учащихся): Рукобитье ср. битье по рукам отцов жениха и  невесты, обычно покрыв руки полами кафтанов, в знак конечного согласия;  конец сватовства и начало свадебных обрядов: помолвка, сговор,  благословенье, обрученье, зарученье, большой пропой; местами (ярс.)  рукобитье бывает у отца жениха, где они ломают пирог; но более в доме  отца невесты, и тогда затем еще через неделю бывает другой сговор; в  таком случае на рукобитии определяют кладку или столовые деньги, от  отца жениха, и приданое невесты, а на сговоре благословляют со  священником и венчальными свечами; сама невеста потчует, раздает дары,  девки величают гостей, и плачу нет. Через день пир у жениха: смотрят дом  или двор, через день пирушка у невесты, гости идут с гостинцами; затем  девичник, где жених остается не долго, а уходит домой пировать с  товарищами. На рукобитье или на сговор едут поездом: дьякон с дружкой,  священник с женихом. там поезжане, а последнею сваха с большим  пряником. (В статье о слове «рукобитье»[7] объясняется сложный свадебный обряд  и целый ряд связанных с ним обычаев, характерных для свадьбы в старом  крестьянском быту). ­ Вспомним, что мы знаем о В.И.Дале?( материал можно использовать в  качестве 2­3 слайдов презентации) ­ Знаком ли нам словарь В.И.Даля? Чем он отличается от словаря  Ожегова? ­ Как строится статья в данном словаре?(тоже можно использовать в  презентации) (обращаемся к названию словаря, учащиеся объясняют значение  выражения «хождение за словом»); ­ просмотр одной словарной статьи (оригинальная орфография). ­ Работа с заданиями (задания разобрали, обратили внимания на  буквы,на лексическое значение некоторых слов­«пуристический»,  «бодливо»; затем работают в группах, предлагают варианты решения); ­ Выступление групп (зачитывают ответы, группы оценивают); (Задания и ответы отображают в презентации). ­ Обобщение и систематизация: Коллективная работа над планом презентации: 1. подумайте, ЧТО вы хотите показать в презентации; 2. какова главная МЫСЛЬ вашей работы; 3. какие ЧУВСТВА хотите вызвать у одноклассников, учителя; 4. какие аудио­,фото­ средства будете использовать. 5. Как словарь может помочь в подготовке к олимпиадам? Учащиеся обсуждают и дают в группах варианты содержания слайдов  («Жизнь и творчество В.И.Даля», «История создания «Толкового словаря  живого великорусского языка», «Оригинальные страницы словаря»,  «Интересные словарные статьи», «Словарь В.И.Даля в современном искусстве»,  «Словарь В.И.Даля в интернете», «Лингвистические задачи и словарь», «Как  мне может помочь словарь в подготовке к олимпиадам» и т.д.) Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность  почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным  творчеством, найти в себе читателя, зрителя, работать с ИКТ на пользу учению,  и в решении этой задачи помогают такие формы, как презентации. Обязательные условия при этом – рефлексия деятельности, т.е. оценка  того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что  удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в  будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно  оценивать себя и обсуждать результаты. Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и  устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе  самых интересных «выходов» проектных работ можно составить богатейший  дидактический материал для работы на уроках, что может стать одной из наград для авторов­учащихся.

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Проект «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018