Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Центр образования № 1»
Забытые профессии на
железной дороге.
Машинист паровоза.
Выступление подготовили
Килин Иван, Килина Татьяна
Классный руководитель
Шпенглер Е. А.
2015 г. Введение
Отправиться в путешествие на поезде нужно каждому, хотя бы один раз в жизни.
Современные железнодорожные компании и конструкторы поездов работают по
разным направлениям – увеличивают скорость, улучшают комфорт, добиваются
снижения энергопотребления и стоимости перевозок.
Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире.
Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже
никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте, не выходя из дома, и
сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет. Но так было не
всегда.
Не так уж и давно на железной дороге звонко звучали колокола, поднимали
крылья семафоры, дудели в рожки стрелочники, дежурные в красных фуражках
поднимали над головой сигнальные диски; по перегону шел путевой обходчик с
гаечным ключом и молотком на плече, забивал вылезшие костыли, подтягивал
ослабшие гайки и важно показывал флажок проходившим поездам; а по станциям
передвигались шипящие паровозы с клубами дыма. И пахло гарью, керосином,
смазкой, смолой, песком... Сегодня такой паровоз выглядит аттракционом, а облик
железной дороги изменился со временем так, что современному человеку даже
трудно представить, как все начиналось.
Интерес к старым и современным поездам и явился началом нашей работы.
Цель данной работы: выяснить значение профессии машинист паровоза и её
особенности
Задачи: Изучить источники информации о профессии машиниста паровоза; Узнать,
какое значение имела данная профессия для развивающегося железнодорожного
транспорта; Публично представить результаты своей работы. Машинист паровоза
Иногда, среди шумного дня или же глубокой ночью, в самую непогоду, в
дождь, молотящий за окном, или
завывающую вьюгу можно услышать
далекий паровозный гудок, услышать и не
поверить своим ушам, сказать себе: нет,
не может быть! Но звук не идет из
головы, из сердца, так далеко он проник
за несколько секунд звучания. Слишком
много в нем: слишком много надежд,
расстояний и человеческих судеб. И
представляется уже, как сквозь непогоду,
сквозь мрак летит по железной дороге
огнедышащая машина, пронзая время и
пространство,
и смотрит вперед
машинист паровоза, господин Механик.
Паровозы…
только
Наверное, нет более мистических машин, это настоящие драконы, изрыгающие
огонь и дым, в дыхании которых слышна сдерживаемая мощь и сила. Громадные
механизмы со множеством движущихся частей, с которых начался весь технический
прогресс, они сократили расстояния, связали отдаленные уголки мира, они долгие
годы трудились, не щадя своих сил, они почти вымерли, почти пропали… Но, как
оказалось,
почти.
Казалось бы, давно ушло время настоящих героев, время огня, угля и пара,
когда слово ценилось больше жизни, когда о людях судили не по их праздной
болтовне и нарядам, а исключительно по делам. Мы забыли о многом, о том, о чем
забывать не следовало бы. Но паровозы вернулись напомнить нам, перенести нас в
то героическое время, когда они были бесспорными королями дорог, когда о них
заботились, любили и восхищались. Когда о них пели песни, снимали фильмы и
слагали легенды, а огнедышащие механизмы в ответ служили верой и правдой,
делая порой невозможное. Так и неслись по дорогам в неразрывной связке человек и
машина, и были они одним целым живым существом, которому не страшны ни горе,
ни беда, и разносился над просторами гордый гудок паровоза, вперед и только
вперед
машинист….
машина,
смотрел
вперед
летела Машинист паровоза, или, как когдато говорили, господин Механик – человек
знающий и умеющий. Для него (и так было во все времена) паровоз – существо
живое, действительно, он теплый на ощупь, даже зимой, он имеет свой характер и
дышит. Эта горячая машина не имеет ни одного прибора, который бы подсказывал
машинисту оптимальный режим работы. Доскональное знание профиля железных
дорог, чувствование паровоза буквально кончиками пальцев, участие в
промывочном и подъемочном ремонтах – все это давало прекрасный результат.
Чтобы стать машинистом паровоза, надо, конечно же, учиться. Вообще на
железной дороге на каждый вид тяги: на электровоз, на тепловоз, а также на паровоз
– надо получать отдельные права. Сейчас, когда паровые механизмы уже не таскают
тяжеленные составы и не водят дальние пассажирские поезда, а возят экскурсантов,
на них работают настоящие мастера своего дела, имеющие право водить любые
локомотивы. Эти люди –настоящая рабочая элита. Но получить права мало. Опыт,
опыт – вот что нужно. Ведь паровоз действительно является продолжением
человека, и, если в дальней поездке на нем за регулятором сменился машинист,
паровоз изменит характер движения, и вы почувствуете это, сидя в вагоне. Поэтому
машинист должен постоянно ездить, не терять навыков, хозяйственные и
маневровые работы – все входит в меню машиниста. Давайте же посмотрим, как все
это происходит,
хоть немного окунемся в эту атмосферу.
Машинист паровоза, придя на работу, первым делом принимает машину у
помощника и кочегара. Три человека – вот экипаж или бригада. Что важно: у
паровоза нет кабины! Есть будка, в ней машинист сидит справа, он ведет состав.
Помощник слева, он подкачивает воду, топит паровоз и отвечает за безопасность
слева. А кочегар в тендере, он перебрасывает уголь от задней стенки тендера,
наполняя специальный лоток, а уж из этого лотка уголь забирает помощник
машиниста.
Машинист надевает белую перчатку, проводит рукой по паровозу. Если на
перчатке грязь, помощник и кочегар перемывают паровоз снова! Давление должно
быть не меньше 13 атмосфер. Можно ехать. Помощник заправляет топку углем,
закрываете дверцы шуровки, подкачиваете воду до отметки, открываете сифон
(устройство для создания искусственной тяги), реверсом переводите ход вперед
или назад, в зависимости от задачи, отпускаете главный тормоз… Но чтобы паровоз
поехал, надо не забыть отпустить мальчика! Если мальчика не отпустишь, паровоз
никуда не поедет, будет трястись, но с места не сдвинется. Мальчик – малый
тормоз.
Условия работы не для слабых. Вот, например, зимой. На улице минус
двадцать, а у котла в будке плюс семьдесят. Течет пот, отойдешь от котла два шага – и можно отморозить ноги, все продувается, щели в полу… Но мало того, из
паровоза вперед видно плохо, особенно в мороз, когда паровоз порой скрывается в
клубах пара, вырывающегося из клапанов, а сигналы смотреть надо! Поэтому
машинист и помощник высовываются из окон практически по пояс и смотрят
вперед. Итак, слева от машиниста плюс семьдесят, справа открытое окно. Кроме
того, в паровозе грязно, угольная пыль. Когдато особым шиком для машиниста
было отправиться в белых перчатках и прибыть в белых перчатках. Секрет тут
прост: после отправления машинист перчатки быстренько снимал и прятал, а перед
станцией назначения надевал вновь. Так вот, это зимой, а летом в будке и сто
градусов может быть. Ну, и отмываться в душе после рейса часа полтора, не
меньше.
Есть еще одна напасть: паровоз надо топить. Даже если он ездит раз в неделю,
его надо все время подтапливать, потому как тушат паровоз только для ремонта.
Конечно, это, по большому счету, дело кочегара и помощника, но бригада обычно
дружная, и все делят это поровну. Через каждые тричетыре часа, в зависимости от
погоды, ходят и подбрасывают лопат двадцать угля, чтобы машина пыхала и
дышала и была готова отправиться в рейс. Ведь для того чтобы зимой холодный
паровоз растопить до рабочего состояния, нужно около восьми часов, да еще
столько же, чтобы потушить, да игра металла какая, на расширение, вот и не гасят
огонь, пока не понадобится ремонт.
Ремонт. В нем участвует обычно вся бригада. Как гласит поговорка, на
паровозе найти неисправность – пять минут, а ремонтировать полчаса, в отличии от
тепловоза, где искать неисправность надо полчаса, а ремонтировать пять минут.
Самое сложное в ремонте – то, что со временем утерялся опыт, Раньше этот опыт
передавался из поколения в поколение, а сейчас он ищется по крупицам, ведь
спецов остались единицы.
Что такое быть машинистом паровоза сейчас? Это возможность своими
руками прикоснуться к истории, к героическому прошлому, ведь не одно
десятилетие паровозы вывозили нашу страну из всех катаклизмов. Во время
Великой Отечественной войны Жуков говорил: если при подготовке наступления
железнодорожники не выполнили задания, наступать нельзя. И они выполняли,
перекрывались все нормы, и техника, и люди работали за пределами своих сил. За
годы войны паровозами перевезено столько грузов, что, если собрать их в один
состав, им можно шесть раз опоясать землю по экватору… Вот такая история. И
паровоз по сути своей – это единственная реально существующая машина времени,
переносящая нас в эпоху великих подвигов, во время огня, угля и пара. Заключение
Машинисты, кочегары, кондуктора, стрелочники, обходчики, смазчики –
каких только профессий не знала железная дорога. Но с развитием техники труд
людей заменили машины, с улучшением качества железнодорожных путей стали не
нужными люди, которые следили за паровозом как за живым существом. Источники информации
1. http://www.ruzgd.ru/locomot_enginer.shtml
2. http://yablor.ru/blogs/mashinistparovozaprofessiiintere/5201199
3. http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE
%D1%80%D0%B8%D1%8F
%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8
F%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE
%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE
%D0%B3%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8B
%D0%B5%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE
%D0%B7%D1%8B%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C
%D0%BC&path=wizard&parentreqid=1449157637816462
1281527625676048010062879ws35
030&filmId=ddbit6Do0Cw&redircnt=1449157753.1
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Проект "Забытые профессии. Машинист паровоза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.