Проект «Женские имена в математике»
Оценка 4.6

Проект «Женские имена в математике»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
математика
10 кл
15.05.2018
Проект «Женские имена в математике»
Презентация
Публикация является частью публикации:
топал.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» УЧРЕЖДЕНИЕ   Тема работы «Женские имена в математике». номинация «История математики» Автор: Топал Сергей, 10 класс МБОУ «СОШ № 22» Научный руководитель: Крымкина Наталья Васильевна учитель математики высшей категории г. Сергиев Посад 2017 год. Содержание 1.Введение………………………………………………………………………3  2.1. С.А. Яновская…………………………………………………………….3 2.2. Е.Ф. Литвинова…………………………………………………………...4 2.3. С.В. Ковалевская…………………………………………………………5 2.4. Н.Н. Гернет……………………………………………………………......6 2.5. К.Я. Латышева………………………………………………………........6 2.6. П.Я. Полубаринова…………………………………………………........7 2.7. Н.К. Бари…………………………………………………………….........8 2.8. Л.В. Келдыш………………………………………………………………9 2.9. О.А. Олейник……………………………………………………………...9 3.Заключение……………………………………………………………………10 4.Список литературы…………………………………………………………10 1.Введение  Наша Родина всегда была богата математическими талантами, в том числе и женскими.   Но   в   условиях   царской   России   они   не   находили   государственной поддержки и, как правило, гибли без поры и времени.  Жизнь женщин – математиков сложилась трудно. Нелегко было пробивать дорогу к науке женщинам, преодолевая и сложные условия того времени и свои тяжелые   настроения,   которые   их   порой   охватывали   под   влиянием   житейских неудач, борьбы между личным и общественным, между чувством и долгом. Среди женщин­математиков наиболее известны Гипатия Александрийская, Софья   Васильевна   Ковалевская,   Нина   Карловна   Бари,   Софья   Александровна Яновская и д.р.  Изучению их жизни и деятельности  посвящена моя работа.   Цель моей  работы: изучение роли женщин­математиков в развитии науки. Задачи работы:  Определить роль женщин в истории математики;  Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.  2.1.Софья Александровна Яновская (1896 ­ 1966) была профессором механико­математического факультета МГУ. Софья Яновская родилась в местечке Пружаны бывшей Гродненской губернии. Образование она получила  на Высших женских курсах, сначала на естественном отделении, а потом, по   совету   видного   математика   того   времени С.О.Шатуновского,   математическом   отделении. Шатуновский привил Яновской вкус к философии математики   на и математической логике. В Москве, в университете включается в работу научного семинара Д.Ф.Егорова и В.В.Степанова. В 1924 году Софья Яновская приступает к занятиям в Институте красной профессуры. Здесь она интересуется историей и проблемами математики.   С.А.Яновская имеет свыше 40 печатных научных работ.   В   1950   году   в   результате   исследований   научного   наследства Н.И.Лобачевского   по   вопросам   оснований   геометрии   Софья   Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И.Лобачевского орудие борьбы против идеализма в математике”. За совокупность научных работ в 1931 году С.Яновской присуждено звание профессора, а в 1935 году, без защиты диссертации, ­ ученая степень доктора физико­математических наук. 2.2.Елизавета Федоровна Литвинова (21.09.1845 ­ 1919)    была в России (наряду   с   С.   Ковалевской)   одной   из   первых   женщин­   Доктор   математики, математиков. минералогии Бернского университета.    философии   и Елизавета Федоровна родилась в Тульской губернии. Математическое  образование  получила  в  Петербурге  под руководством А.Н. Страннолюбского. С 1872 по 1876 годы училась в Цюрихском университете. В 1878 году защитила диссертацию   по   теории   функций   при   Бернском университете   и   получила   диплом   доктора   математики, философии   и   минералогии.   По   возвращении   в   Петербург   не   смогла   получить должность профессора и преподавала арифметику в младших классах и только в 1887 году   ей   позволили   преподавать   математику   в   старших   классах   гимназии,   но   без штатной должности. Елизавета Федоровна Литвинова была талантливым педагогом, популяризатором   и   литератором.   Ей   принадлежит   более   70   статей   по   различным вопросам педагогики, 10 биографических очерков многое другое. 2.3.СОФЬЯ   ВАСИЛЬЕВНА   КОВАЛЕВСКАЯ   (1850­1891)  выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член корреспондент Петербургской академии наук. Первым ее учителем по высшей математике была самая обыкновенная   стена   детской   комнаты,   оклеенная пожелтевшими   листами   литографированного   курса   высшей математики   М.В.Остроградского,   по   которому   когда­то учился сам отец. Софья подолгу стояла у этой загадочной стены,   стараясь   разобрать   символы   высшей   математики, неведомый   ей   язык   дифференциального   и   интегрального исчисления. Она по­своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для   понимания   некоторых   формул   понадобилась   тригонометрия,   которую   она постигла самостоятельно по учебнику физики Н.П.Тыртова, подаренному отцу самим автором. Отец заметил тягу дочери к математики и вскоре Софья стала брать уроки у известного педагога А.Н.Страннолюбского. Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присужена степень доктора философии “с наивысшей похвалой”. Ценой большого упорства и настойчивости,   преодолев   трудности,   Софья   Ковалевская   получила   высшее образование и даже ученую степень доктора. За границей она прославила себя рядом выдающихся открытий и в области математики стала знаменитостью. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Эта работа явилась подлинным научным триумфом Ковалевской.   В   1889   году   Ковалевской   была   присуждена   еще   одна   премия,   на   этот   раз Шведской академией наук, за вторую работу о вращении твердого тела. П.Л.Чебышев   в   1889   году   совместно   с   академиками   В.Г.Имшенецким   и В.Я.Буняковским   добился   избрания   Ковалевской   членом­корреспондентом Российской   академии   наук.Работы   Ковалевской   внесли   огромный   вклад   в   теорию дифференциальных   уравнений,   теорию   алгебраических   функций,   теоретическую   и небесную механику. 2.4.Надежда   Николаевна   Гернет   (1877­   1943) родилась     в Симбирске. Среди русских женщин, занятиями которых   руководил   в   Геттингене   знаменитый   немецкий математик   Д.Гильберт,   была   Н.Гернет.   Она   прибыла   в Геттингенский   университет   после   окончания   в   1898   году Высших   (бестужевских)   женских   курсов.   Через   три   года представила   диссертацию   "Исследование   об   одном   новом методе в вариационном исчислении" и вернулась на родину со степенью доктора. В   1915   году   Надежда   Николаевна   защитила   диссертацию   "   Об   основной простейшей   задаче   вариационного   исчисления"   на   степень   магистра   математики   в Московском   университете.   В   том   же   году   Н.Гернет   была   избрана   профессором кафедры   математики   Бестужевских   курсов.     В   группах   математиков   она   нередко излагала материал глубже, чем требовала программа. " Я хочу открыть форточку, чтобы на вас пахнуло свежим воздухом математики",­ говорила она.     Помимо   занятий   в   учебные   часы,   Надежда   Николаевна   проводила   много консультаций,   вела   математические   кружки,   руководила   чтением   математической литературы.   Все   это   носило   добровольный   характер   и, конечно, не оплачивалось  Умерла Н.Гернет в Ленинграде в 1943 году во время блокады. 2.5.Клавдия   Яковлевна   Латышева   (1897   ­   1956) родилась   в   Киеве   в   семье   военнослужащего,   закончила гимназию,   а   высшее   образование   получила   на   физико­ высших математическом   педагогических   курсах.   С  1916   по   1921  годы.   Научная   и   Киевских отделении   педагогическая деятельность Латышевой связана с Киевским университетом. Ее учителями были Б.Букреев, Д.Граве, Г.Пфейфер. Начиная с 1946 года К.Латышева плодотворно   работала   в   области   аналитической   теории   дифференциальных уравнений. В 1952 году Клавдия Яковлевна  защитила  докторскую  диссертацию  на тему "Нормальные   решения   линейных   дифференциальных уравнений с полиномиальными коэффициентами".  Первой из женщин   Украины   она   была   удостоена   степени   доктора физико­математических наук. 2.6.Пелагея Яковлевна Полубаринова – Кочина (1899­1999) российский   ученый,   академик   РАН   (1991;   академик   АН   СССР   с   1958),   Герой Социалистического Труда (1969). Жена Н. Е. Кочина.   После   окончания   университета   Пелагея   Полубаринова   ­   математик   в обсерватории,   преподаватель   на   рабфаке,   в   институте   инженеров   сообщения.   Имя Полубариновой   ­   Кочиной   становится   широко   известным   среди   математиков   и производственников.   Выходят   книги  "Некоторые   задачи   установившихся   движении грунтовых вод", "Теория движения грунтовых вод", десятки статей. Эти исследования сделали   ее   главой   современной   школы   гидродинамической   теории   фильтрации жидкостей   и   газов.   Научная   деятельность   Пелагеи   Яковлевны   ­   яркий   пример успешного применения высших разделов математики к решению практических задач, возникающих  перед  советской  наукой  в  ходе  построения материально­технической базы коммунизма.     Ряд ее исследований посвящен жизни и творчеству выдающейся русской женщины, столь похожей на Пелагею Яковлевну и столь же не похожей ­ математика Софьи Васильевны Ковалевской. В 1947 году П. Я. Полубаринова­Кочина избирается   в   члены­корреспонденты   Академии   наук   СССР,   а   1958году   стала академиком, а в 1969 году ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. 2.7.     Бари Нина Карловна (1901 ­ 1961) советский математик, доктор физико­ математических   наук,   профессор   МГУ.   Нина   Бари   росла одаренным   ребенком.   Еще   в   гимназии   она   увлеклась математикой,   которую   считала   любимым   предметом.  Нина Карловна   была   одной   из   первых   женщин,   поступивших учиться на физико­математический факультет Московского университета.  Это  был   первый  прием  в  университет  после Октябрьской   революции.   Она   получила   возможность общаться   с   крупнейшими   учеными   нашей   страны   – Д.Ф.Егоровым,   Н.Е.Жуковским,   Н.Н.Лузиным,   С.А.Чаплыгиным.   Математический талант Бари заметил профессор Лузин.   В   1925   году   Н.К.Бари   блестяще   окончила   аспирантуру   Московского университета,   а   в   январе   следующего   года   успешно   защитила   кандидатскую диссертацию на тему “ О единственности тригонометрических разложений”. Степень доктора физико­математических наук ей присудили в 1935 году, когда она   была   уже   известным   ученым,   имевшим   большие   заслуги   в   изучении тригонометрических рядов и теории множеств. Н.К.Бари – ученый с мировым именем. С 1927 года она – член Французского и Польского математических обществ. Бывала несколько раз за границей. В 1927 году в Париже   активно   учавствовала   в   семинаре   академика   Адамара.   Через   год,   снова   в Париже,   ведет   большую   научно­исследовательскую   работу.   Нина   Карловна представляла советскую математическую школу на международных математических конгрессах   в   Болонье   (1928)   и   в   Эдинбурге   (1958).   Она   выступала   с   обзорными докладами и на различных математических конференциях и съездах у нас в стране. 15 июля 1961 года Н.К.Бари погибла, попав под поезд. 2.8.Людмила Всеволодовна Келдыш (1904 ­ 1976)  родилась в Оренбурге. В 1925 году окончила Московский университет. В 1941 году стала доктором физико­математических наук, а в 1964 году ­   профессором.   С   1934   года   Людмила   Всеволодовна работает в Математическом институте АН СССР. Она   является   крупным   специалистом   в   области теории функций действительного переменного и теоретико­ множественной   топологии.   Известны   ее   работы   по множествам, которые можно получать, исходя из замкнутых и   открытых   множеств   осуществлением   операций объединения и пересечения в применении к конечному или счетному множеству множеств. Л.В.Келдыш была награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью "Материнская слава" 2­й степени. Л.В.Келдыш ­ сестра М.В.Келдыша, знаменитого советского математика. 2.9.Олейник Ольгa Apсеньевнa (1925 ­ 2001)   pодилaсь 2 июля 1925 г. в г.   Окончилa   мехaнико­ Мaтусов   Киевской   облaсти. мaтемaтический   фaкультет   МГУ   (1947).   Квaлификaция: мaтемaтик.   Кaндидaт   физико­мaтемaтических   нaук   (1950), доктоp   физико­мaтемaтических   нaук   (1954).   Пpофессоp (1955).   Зaведующая   кaфедpой   диффеpенциaльных   уpaвнений мехaнико­мaтемaтического фaкультетa (1973).       В   1947   году   окончила   Московский   университет, училась   в   аспирантуре   и   одновременно   работала   в Математическом   институте   при   АН   СССР.   В   1950   году   защитила   кандидатскую диссертацию, а в 1954 ­ докторскую. Облaсть   нaучных   интеpесов:   топология   aлгебpaических   многообpaзий, уpaвнения с чaстными пpоизводными, мaтемaтическaя физикa, теоpия погpaничного слоя,   теоpия   упpугости,   теоpия   усpеднения.     Подготовилa   56   кaндидaтов   и   14 доктоpов нaук. 3.Заключение Извечный спор, кто умнее ­ мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора. К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику   и   двигавших   ее   вперед,  встречается   очень   мало.  Сведений   о   жизни   и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую. Причем не о ней, а ее имя. В   последние   годы   мировое   сообщество   стало   понимать,   что   роль   женщин   в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике. В  истории   математики   женщины   занимают   существенное   и   достойное   место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки. К сожалению, информации о них мало. Никто и нигде (школа, институт, СМИ) не ставит задачу рассказать о них. Я думаю, что роль женщин в будущем должна существенно измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике. 4.Список литературы 1998.    Айвазова   С.   Русские   женщины   в   лабиринте   равноправия.   М., Богданова   Н.Ф.   Женщины   в   науке:   вчера,   сегодня,   завтра   // СоцИс. ­ 2004. ­ N 1. ­ С.103­112.  Гинзбург   В.   Удельный   вес   прекрасной   половины.   Женщины   в   Российской науке. // Лит. газ. ­ 2003. ­ 26 февр.­3 марта. ­ C.11.  Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная работа по математике в 6­8 классах – М., 2004.     Досина Н.В., Коновалова Г.Г. Женщины в науке // Женщины Ярославской области: Сб. информ.­аналит. м­лов. ­ Ярославль,2001. ­ С.31­ 33.

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»

Проект «Женские имена в математике»
Скачать файл