Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа с.Марфино Аткарского района Саратовской области.
Социальный проект
на тему:
«Живи, родник»
Руководитель работы Кириллова С.Б.
Выполнили работу: участники кружка «Моя –малая Родина»
2016-2017 уч.год.
Содержание
I. Введение.
II. Основной этап
1.Исторические данные.
2.Характеристика родниковой воды. (плюсы и минусы)
3. Загадки, пословицы и народные приметы о роднике.
4. Практическая часть
а) Социологический опрос.
б) Методики проведения исследования родниковой воды.
в) Проведение акции «Чистый родник»
III. Заключение
IV. Список используемой литературы.
V. Приложение.
Введение
Актуальность данного проекта состоит в том, что он способствует привлечению подростков, к сохранению уголка природы.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для всех жителей села. Проект охватывает такие разделы науки, как история, география, информатика, химия, социология. В масштабе страны эту проблему можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот родник имеет не только эстетическое значение, но и экологическое, и хозяйственное. В связи с захламлением окружающей территории данной местности, родник потерял свой первозданный вид. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей села.
Возраст школьников: 12-13 лет, участники кружка «Моя – малая Родина»
Цели проекта:
Цель нашего проекта обеспечить сохранность родника нашего села; провести практические мероприятия по исследованию качества воды, а также расчистке и обустройству родника;
привлечь общественность к решению социально-экологической проблемы данного водоёма.
Задачи
— Провести акцию «Чистый родник».
— Донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке.
— Развивать творческие инициативы и умения работать в команде у участников проекта.
— формировать бережное отношение к родному краю, к окружающей среде;
— развивать чувство ответственности за порученное дело; научить учащихся анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Направление работы экспертных групп:
- социологические исследования (социологический опрос, анализ опроса, анкетирование);
экологические исследования (анализ воды, загрязненности прилегающей территории);
- рисунки и макеты родника.
Безымянный, неприметный родничок он и сам то вряд ли знает, что течет и совсем не понимает – для чего… Ты, наверное, забудешь про него. Ты, конечно, проживешь без родника. А для леса он – как жилка у виска. Р.Рождественский" |
|
|
|
Характеристика родниковой воды |
Почему полезно пить родниковую воду:
1) Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;
2) Ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;
3) В ней много кислорода;
4) Она является «живой водой» и ее не надо кипятить.
Минусы родниковой воды:
1) пить можно воду только из проверенных, т. е. безопасных родников, нужно постоянно быть в курсе последних данных о проверках, которые регулярно проводит «Центр гигиены и эпидемиологии». Поскольку эта информация плохо освещается в СМИ, люди по продолжают пользоваться водой из родников, признанными опасными;
2) многие родники расположены далеко от населенного пункта и в неудобном месте – в оврагах, низинах и т. д. Это значит, что на машине к ним не подъедешь;
3) некоторые родники бьют из земли слабой струйкой, и емкости набираются слишком долго;
4) родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои органолептические качества.
Качество воды в родниках
Не возможно себе представить чистый родник в центре города или рядом с «химкомбинатом», а вот родники в лесопарковых зонах и лесных массивах, с каждым глотком воды наполнят ваш организм исключительно полезной живой водицей. Хранить родниковую воду можно не более недели. Нельзя хранить воду при комнатной температуре, во избежание размножения в ней бактерий. Не рекомендуется хранить воду в пластиковых бутылках, особенно если на дне бутылки есть знак PVC или цифра 3 заключенная в треугольник. Лучше всего набирать воду из источника в чистую стеклянную тару, предварительно обработанную.
Загадки о роднике.
1.
Он
без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой.
2. Там, где корни
вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдёт - нагнётся,
И опять в дорогу
Силы наберётся.
3.
Кто
напоит нас с тобой
Чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник.
Весело журчит...
4. Под землю ходит,
На небо смотрит
Пословицы о роднике.
Вода мутная от самого родника. |
|
(Персидские пословицы) |
|
||
Если исток родника чист, то и устье его чистое. |
|
(Монгольские пословицы) |
|
||
Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду |
|
(Армянские пословицы) |
|
||
Из высохшего родника воды не напьешься. |
|
(Армянские пословицы) |
|
||
Как ни мути родник, он все равно очистится. |
|
(Осетинские пословицы) |
|
||
Пей воду - и не мути родник. |
|
(Таджикские пословицы) |
|
||
Сидеть у родника и воды не пить - так не бывает. |
|
(Лакские пословицы |
Приметы
Родник чистый, ухоженный – впереди вас ждёт счастье, большой успех в делах и множество мелких радостей, которые будут сопутствовать вам.
Мутный, заброшенный – сулит большие неприятности, заботы и пустые хлопоты по разрешению великого множества насущных вопросов.
В роднике вода вкусная, немного сладковатая – люди желают вам только добра.
Вода пустая на вкус – рядом с вами находятся лицемеры и пройдохи.
Опрос местного населения и учащихся школы проводился участниками кружка по составленной анкете. В опросе участвовали: учащиеся 7-11 классов, все учителя и другие жители села.
Вывод: 80% жителей села пользуются родником, 20% не пользуются, так как имеют скважины в своих подворных хозяйствах. Так как водопровод нашего села очень старый, и часто происходят аварии, то родник для жителей является единственным источником питьевой воды.
Вопросы для социологического опроса.
1. Пользуетесь ли Вы родниковой водой?
2. Важно ли сохранение родников?
3. Кто виновен в загрязнении родников, водоемов?
4. Какую акцию можно провести в защиту окружающей среды (родников, водоемов)?
5. Ваши предложения по благоустройству родника.
1. Методики проведения исследования родниковой воды.
1. Определение температуры воды.
Оборудование : водный термометр.
Ход работы: опустить водный термометр в воду, только что взятую из родника, на две минуты. Не вынимая термометра, определить температуру воды.
2. Исследование цветности воды.
Оборудование: стеклянная пробирка,
Xод работы: в прозрачную стеклянную пробирку налить исследуемую воду. Рассмотреть ее на свету, определить цвет.
Оценка результатов: для описания цвета воды используют обычные сто названия: прозрачный, желтый, светло- желтый, зеленоватый, бурый и так далее.
3. Исследование мутности.
Оборудование: стеклянная пробирка.
Ход работы: взболтать воду и налить сё в пробирку, чтобы высота воды была равна 10 см. Рассмотреть воду на свету, определить уровень мутности.
Оценка результатов: мутность воды может быть слабая, заметная, сильная.
4. Определение прозрачности воды.
Оборудование: градуированный цилиндр с плоским дном; газета.
Ход работы: на газету поставить градуированный цилиндр с плоским дном и постепенно наливать исследуемую воду, следя за четкостью различения шрифта до тех пор, пока буквы станут плохо различаться. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды. Вода по прозрачности бывает прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная. 'Гак, прозрачность питьевой воды должна быть не меньше 30 см.
5. Исследование осадка воды.
Оборудование: стеклянная пробирка.
Xод работы : рассмотреть исследуемую воду на свету.
Оценка результатов: отсутствие осадка
6. Определение запаха воды.
Оборудование : коническая колба с пробкой (желательно стеклянная).
Xод работы: в коническую колбу с пробкой (желательно стеклянной) налить исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Открыть колбу и отметить характер и интенсивность запаха.
Оценка результатов:
а) признаки запаха:
Естественного происхождения |
Искусственного происхождения |
Развитие и отмирание водных растений, водорослей (запах герани, рыбный, огуречный и другие) |
Загрязнение воды промышленными фекально-хозяйственными сточными водам (запах гнилостный, ароматический) |
б) сила и характер запаха по пятибалльной шкале:
балл
|
Степень |
Характер запаха
|
0 |
Нет запаха |
Запах совсем не ощущается |
1 |
Очень слабый |
Запах обычно не замечается, обнаруживается опытным наблюдателем |
2 |
Слабый |
Запах обнаруживается потребителем. |
3 |
Заметный |
Запах легко замечаемся, заставляет воздерживаться от питья. |
4 |
Очень сильный |
Запах резко выраженный, вода не пригодна для питья. |
|
|
|
7. Определение жесткости воды.
О б о р у д о в а н и е : лакмусовая бумажка; таблица для определении жесткости воды но цвету лакмусовой бумажки.
Ход работы: опустить лакмусовую бумажку в родниковую воду. Определить цвет лакмусовой бумажки в воде.
Оценка результатов: сравнить цвет полученной лакмусовой бумажки с данными таблицы.
Заключение.
80% жителей села пользуются родником, 20% не пользуются, так как имеют скважины в своих подворных хозяйствах.
Так как водопровод нашего села очень старый, и часто происходят аварии, то родник для жителей является единственным источником питьевой воды.
Местное население в большинстве случаев безразлично относится к своему роднику, а потому оно не принимает участие в благоустройстве и зачастую не соблюдает вокруг него чистоту.
Каждый из респондентов высказывает мысль о том, что местная власть не уделяет внимание благоустройству родника, и не верит, что этот родник можно сделать одним из красивейших уголков нашей местности.
Результаты исследования воды нашего родника.
t воздуха. |
t воды |
цветность |
мутность |
Прозрачность (см) |
осадок |
запах |
жёсткость |
+15 |
+2 |
прозрачная |
отсутствует |
Более 30 см. |
отсутствует |
Без запаха |
0% |
По органолептическим свойствам вода нашего родника вполне пригодна к употреблению.
Проведена акция «Чистый родник» силами участников кружка. (фото репортаж -приложение №)
Выводы по проекту:
В ходе выполнения проекта были проведены экологические исследования воды и практические мероприятия по расчистке родника. В целом мы думаем о том, что сделали сообща одно, но очень важное и для природы, и для людей дело. За что получили большую благодарность от наших жителей.
Список используемой литературы:
1. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зеленый остров. Серый ключ. Красная речка. Саратов. Приволж. кн. изд – во, 1991
2. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Несколько портретов на фоне истории Поволжья. Саратов. Соотечественник, 1998.
3. Вардугин В.И., В.Б. Герасимов, М.В. Коптилкин. Черты Саратовской губернии. Саратов: Приволж. кн. изд – во, 1997
4. Максимов Е. Два века губернии. Саратовский край из прошлого в настоящее. Саратов: Кадр, 1997
5. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
6. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
7. Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 19.
8. Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993.
приложение
Вопросы для социологического опроса.
1. Пользуетесь ли Вы родниковой водой?
2. Как часто вы пользуетесь родником?
3. Важно ли сохранение родников?
5. Кто виновен в загрязнении родников, водоемов?
4. Какую акцию можно провести в защиту окружающей среды (родников, водоемов)?
5. Ваши предложения по благоустройству родника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.