В настоящее время экологическое воспитание дошкольников является приоритетным направлением. Дошкольное детство – один из важных этапов становления личности ребенка, формирования нравственности, ценностного отношения к миру природы. Птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу. В холодное время года доступной пищи становится меньше, многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Мы, взрослые, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, об условиях их жизни и питания зимой. Воспитывать у детей чувство сострадания к птицам, желания заботиться о них.
Проект зимующие птицы нашего края.docx
Муниципальное образование
ХантыМансийского автономного округаЮгра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенкадетский сад№20 «Сказка»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад №20 «Сказка»)
ПРОЕКТ:
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Выполнили: воспитатели
Могирь Е.В
Злобина А.В г. ХантыМансийск.
2017 г.
• Тема проекта: «Зимующие птицы нашего края».
• Вид проекта: групповой, проектный, информационный.
• Тип проекта: информационно воспитательный.
• Образовательные области: познавательное, социально
коммуникативное, речевое, художественно эстетическое и физическое
развитие.
• Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
• Сроки реализации проекта: 16.01.2017 20.01.2017
• Возрастная группа: младшая 34 года.
• Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели,
родители.
Актуальность:
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников является
приоритетным направлением. Дошкольное детство – один из
важных этапов становления личности ребенка, формирования
нравственности, ценностного отношения к миру природы. Птицы
окружают нас круглый год, приносят людям пользу. В холодное
время года доступной пищи становится меньше, многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Мы, взрослые, должны научить
детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, об
условиях их жизни и питания зимой. Воспитывать у детей чувство
сострадания к птицам, желания заботиться о них.
Проблема: много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает
всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов.
Гипотеза: если в течение зимних холодов, постоянно подкармливать
птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы,
чаще будут радовать нас своей красотой и пением.
Цель проекта: закрепить представления младших дошкольников о
зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными
изменениями в природе, роли человека в жизни птиц). Создание
условий для расширения представлений детей о жизни и питании птиц
в холодное время года.
Задачи:
в трудных зимних условиях;
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать
• Способствовать формированию умения детей узнавать и называть
зимующих птиц.
Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
Научить детей правильно их подкармливать;
•
•
• Объединение детей и родителей.
• Пополнить развивающую среду по теме проекта.
У детей сформируется система знаний о зимующих птицах.
Появится желание заботиться о птицах.
Предполагаемый результат:
•
•
Методы реализации проекта:
Практические:
Пальчиковые игры
Физминутки
Дидактические игры
Подвижные игры
Словесные:
Беседы
Чтение художественной литературы
Ситуативные разговоры
Наглядные:
Рассматривание иллюстраций, картинок
Рассматривание ситуативных иллюстраций
Выставка кормушек для зимующих птиц
Материалы и оборудование:
Художественная литература: Загадки о птицах, книги русских
писателей, сказки, рассказы.
Иллюстрации: зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки,
кормушки.
Планируемые результаты:
-умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих
птиц нашего края;
-умение подбирать соответствующий корм для птиц;
-бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек,
подкормка;
-познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.
Реализация проекта
Этапы работы:
1.этап.Теоретический:(подготовительный)
Цель: Постановка цели и задач проекта, обсуждение с родителями;
Создание необходимых условий для реализации проекта; обоснование,
предсказание путей реализации проекта
2.этап.Практический: (Основной)
Цель: Обогащение представлений о жизни зимующих птиц в нашем
городе, о приспособленности, особенностях их поведения и питания;
формирование практических навыков по оказанию помощи зимующим
птицам через различные формы организации детской деятельности;
Повысить уровень ответственности взрослых и детей за сохранение
численности птиц.
Образовательная область
Формы организации деятельности педагога с детьми
Выполнение проекта в соответствии с направлениями
развития детей в рамках интеграции образовательных
областей и формы организации познавательной
деятельности
Направления развития детей,
образовательные области
Формы организации познавательной
деятельности
Социально – коммуникативное развитие
(«Социализация», «Труд»)
Дидактические игры:
«Одинмного», «Назови и покажи птиц»,
«Собери и назови птицу», «Накорми птицу».
Пальчиковая гимнастика
«Дятел». Познавательноречевое развитие
(«Коммуникация», «Познание», «Чтение
художественной литературы»)
Труд:
1.Подкормка птиц во время прогулки.
2.Очистка кормушек от снега, мусора.
Выставка кормушек
Беседы
«Зачем помогать птицам зимой»,
«Почему птиц стало меньше»,
«Меню птиц».
Ситуативный разговор
«Что значит заботится о зимующих птицах».
«Рассматривание ситуативных иллюстраций» .
Дидактическая игра беседа
«Зимующие птицы»
Чтение художественной литературы
рассказ «Птичья кормушка», «Отгадывание
загадок про зимующих птиц».
Продуктивная
1 «Приглашение снегиря съесть рябину по
скорей». (Рисование).
Художественноэстетическое развитие
2. «Раскрашивание картинок»
«Воробей, снегирь, синица, голубь, сорок
3. «Птицы на кормушке» (Аппликация).
3. «Маски для подвижных игр»
Подвижные игры:
1. «Воробушки и кот»
2. «Птички в гнездышках»,
3. «Совушка сова»,
4. «Птички водят хоровод»,
5. «Птички невелички».
Динамическая пауза
«Воробышки»
Физминутка
«Маленькие птички»
Консультации для родителей
1. «Как помочь птицам пережить зиму»
2. «Как и из чего можно сделать кормушки»
3. «Выставка кормушек»
Физическое развитие («Физическая
культура», «Здоровье»)
Взаимодействие с семьями
воспитанников
3.этап.Заключительный:
Цель: Подведение итогов (изготовление кормушек для зимующих
птиц).
Показать практическую значимость проекта, его результативность. БЕСЕДЫ
Альбом «Зимующие птицы нашего края «Выставка кормушек»
Составление альбома: «Зимующие птицы нашего края».
4.Ожидаемые результаты проекта:
(подведение итогов)
Цель: Анализ результатов проекта, оценка деятельности, активизация
интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и
внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и
практических умений по данному направлению. Изготовление
кормушек для птиц, с участием родителей воспитанников
«Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению
причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают
туда, где ее много, формировать умение различать зимующих и
перелётных птиц.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, модели,
насекомых.
-Кто это?
-Какие они?
-Они живые?
-Чем они питаются?
(Все птицы любят есть жуков и мошек).
- а как зовут эту птичку (Показ картин с изображением синицы)
-Чем она питается?
-Много ли сейчас насекомых?
-Зачем надо подкармливать птиц?
(Стало холодно, насекомых нет будем подкармливать птиц крошками).
-Какие птицы улетают?
-Как их называют?
-Почему они улетают?
(Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и
насекомых).
-Почему синички, голубь, воробей, сорока остаются зимовать с нами?
-Так какие же птицы бывают?
«Меню птиц».
Цель: Подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма,
их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель:
-Что это?
-Зачем нужна кормушка?
-Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим
кормушку, посыпаем туда крошек хлебушка, зерен, положим семечек,
зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
-Что ест голубь, воробей, синичка?
-Так зачем подкармливать птиц зимой?
Давайте вспомним правила подкормки.
Ведь «Птицы наши пернатые друзья»
И о них нужно заботится. «Зачем помогать птицам зимой».
Цел: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их
образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни
птиц.
Воспитатель:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
2. Введение в тему
А сейчас мы поговорим о птицах.
- Каких птиц вы знаете?
Дети (Ответы.)
-Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети (Зимующие.)
Игра «Отгадай загадку»
Воспитатель:
-А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте. Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр! »
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Беседа о внешнем виде птиц
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на
изображения птиц на доске.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев)
-А для чего птицам нужны перья?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от
намокания, пересыхания.
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
-Как мы можем помочь птицам?
-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки,
построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви
деревьев кусочки ваты и меха)
-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В
феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.) Физкультминутка
Игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит
на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
5. Дидактическая игра на закрепление
- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу
людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети
слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые.
Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё
корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха,
дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс,
пшено.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь,
синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и
поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно
едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и
дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для
ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и
птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь.
Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка,
каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого
певуна.
«Зимующие птицы»
Цель: Воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к
окружающему миру
Воспитатель:
-Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам
покушать.
Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом
и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками,
гусеницами.
Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним
и зимним, не добраться до них.
Зимой птицам холодно и голодно.
Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Дидактическая игра беседа -Кто может им помочь зимой?
Дети(человек)
Воспитатель:
-Правильно птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые
делают кормушки и насыпают в них корм.
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
к нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель
-Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети (хлебом, крошками, семечками).
Воспитатель:
-Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается?
Дети (ответ детей)
Воспитатель:
- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
-Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их
лакомство – сало.
-Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды
хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами
рябины.
-Клесты питаются семечками шишек.
Игра «Накорми птичку».
Воспитатель:
-Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными
крошками, семечками, шишкой. Давайте поиграем с вами в игру
«Накорми птичек».
Какие вы молодцы ребята, всех птичек накормили правильно.
«Ситуативный разговор»
«Что значит заботится о зимующих птицах»
Цель: Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих
птицах. Научить детей правильно подкармливать птиц.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать
связную речь.
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в
трудных зимних условиях
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске
предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья.
Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы
будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).
Воспитатель: Ребята в холодное время года перед зимующими птицами
встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи
становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают
-А кто знает, для кого нужна кормушка
-Дети: (перечисляют).
-Воспитатель: (почему нужно заботится о зимующих птицах)
-Дети: (потому что корма для птиц стало меньше).
-Воспитатель: (А как люди заботятся о птицах).
-Дети: (кормят)
-Воспитатель: (А какой корм они им дают)
-Дети: (перечисляют какой корм).
-Воспитатель: (ребята а какие птиц остаются зимовать).
-Дети: (перечисляют)
-Воспитатель: (вы правы. Ну что ж продолжим).
-Воспитатель: (спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Я даю вам
кормушку и корм, кормите и берегите птиц. «Дидактические игры»
«Один-много»
Цель: Способствование развитию игровой деятельности
Воспитатель:
-Посмотрите, что я приготовила сегодня для игры (воспитатель
показывает карточки с изображением разных картинок).
-Что это? Сколько карточек?
-Хотите с ними поиграть? (Раздает по одной карточки каждому
ребенку). -Сколько у тебя, Лиза, грибков? А у Маши? Возьму и себе
карточку (воспитатель берет карточку где много грибков)? (Ответы
детей)
«Назови и покажи птиц»
Цель: Познакомить с зимующими птичками, различать пернатых по
окрасу, развивать речь, мышление, словарный состав языка ребенка
Детям предлагаются карточки с изображением зимующих птиц. Они
должны назвать птицу и показать на карточке как она выглядит. «Собери и назови птицу»
Цель: формировать представление о птицах; упражнять складывать
целое изображение из нескольких частей; развитие сенсорного
восприятия, мелкой моторики рук. Воспитатель раскладывает перед
ребёнком готовый силуэт птицы (сова утенок, голубь или ласточки),
части птиц (голова, туловище, лапки, крылья). Воспитатель предлагает
ребёнку, рассмотреть, назвать из каких частей состоит данная птица на
готовом силуэте (сова утенок, голубь или ласточки а) и собрать части
птицы вместе.
«Накорми птиц».
Цель: Формировать умение понимать количественную характеристику
из отдельных предметов, используя в речи «один», «много».
В игре используются карточки трех видов: птицы, кормушки и
подкормка для птиц.
Играют от 2 до 8 человек, воспитателем выбирается карточка с
изображением птицы, играющие выбирают кормушку и подкормку для
птицы. Рассказывая почему он эти картинки выбрал.
«Подвижные игры»
«Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не
задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать,
находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая
место, не толкать товарищей.
Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах,
обозначенных на коврике, на одной стороне площадки. На другой
стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки»
«вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки,
зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто
клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за
«воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль
«кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
«Птички в гнездышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг
на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя,
помогать друг другу.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи
(«гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит
в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички»
выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке.
Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом
конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками
пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой
свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми,
можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в
гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» -
дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит,
чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч,
использовали всю площадь, выделенную для игры.
«Совушка сова»
Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость
Один из играющих - «Совушка» - находится в на стульчике (в «гнезде»).
Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек
лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» - все
останавливаются, а Совушка вылетает на охоту. Все играющие
замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет
его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» - все
снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают
новую Совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки,
ни разу не попавшиеся в гнездо.
Правила:
1) Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же
игроком.
2)Вырываться от Совушки нельзя.
3)Если Совушка не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал
«День», то она улетает в гнездо одна, без добычи.
«Птички водят хоровод»
Цель: развивать двигательную активность
Птички водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише птички, не шумите,
Кота Ваську не будите
Вот проснется Васька кот
Разобьет наш хоровод!»
Прилетели птички
Птички невелички
Весело скакали
Зёрнышки клевали
Дети изображают птиц: летают, прыгают, клюют зёрна.
Вдруг лиса по лесу бежит
И птичек хочет поглотить.
«Дятел»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Дятел дерево долбит:(Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –
«дятел» - кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
«Воробышки».
Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
«Пальчиковая гимнастика»
«Динамическая пауза» И тихонечко летят.
Полетели, полетели,
Пёрышки почистили,
Хвостиком встряхнули.
Опять полетели.
На дорожку сели,
Прыгают, чирикают,
Зернышки клюют.
«Маленькие птички»
«Физминутка»
Маленькие птички, птички невелички.
По лесу летаю, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло, там не тронет их никто.
Все движения согласно текста. «Птичьи кормушки»
Чтение рассказа Л. Воронковой «Птичьи кормушки».
«Чтение худ. Литературы» Цель: продолжать учить составлять рассказ по картинке и опорным
вопросам; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
выделять и называть героев рассказа; формировать личную оценку
поступков героев. Учить сравнивать предметы по признакам различия и
сходства. Воспитывать желание помогать и заботиться о братьях
наших меньших.
Оборудование. Сюжетные картинки, рассказ Л.Воронкова
«Птичьи кормушки».
Предварительная работа. Чтение рассказов о животных, о зиме.
Рассматривание иллюстраций о природе и зверях зимой.
Ход занятия.
1.Воспитатель обращает внимание детей на картинки.
На доске вися картинки с птицами. Дети сидят на стульчиках.
1.Как называются эти птицы?
2.Чем похожи снегирь и синица?
3.Чем они отличаются друг от друга?
4.По какому признаку мы сразу можем узнать снегиря?
1.Для кого зима – самое суровое время года? Почему?
2.Помогают ли люди животным пережить суровую зиму? Что вы об
2.Ответьте на вопросы:
этом знаете?
3.Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.
Физ. минутка.
Вопросы:
1.Что висит на дереве?
2.Почему вокруг кормушки много птиц?
3.Кто наблюдает за птицами?
4.Почему дети спрятались за дерево?
5.Как вы думаете, кто повесил кормушку и насыпал в нее корм?
6.Для чего это сделали?
7.Можно ли сказать, что дети любят и охраняют природу?
8.Расскажите самостоятельно, что вы видите на картинке.
Маленькие птички, птички невелички.
По лесу летаю, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло, там не тронет их никто.
Все движения согласно текста.
Однажды Арина выбежала с ребятами на улицу поиграть в
Чтение рассказа «Птичьи кормушки».
снежки. Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые
деревья – и призадумалась.
- Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую
снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы
должны им помочь, им нужны кормушки.
у нас во всех дворах кормушки были!
было что о кормушках.
- Да ведь у нас есть кормушки возле школы!
- Птиц много, а кормушек мало, - ответила Арина. – Вот если бы
Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров
- Я живо кормушку сделаю, - сказал Митя, - мне это недолго!
- И я сделаю! – закричал Паша. Не прошло и двух дней, как у всех ребят уже висели во дворах
птичьи кормушки.
Вопросы:
1.Что Арина увидела на улице?
2.Что она сказала?
3.Что решили сделать ребята?
4.Какие птицы прилетают к кормушке?
5.Как вы помогаете зимующим птицам?
6.У кого из вас есть возле дома кормушка?
7.Почему зимой птицам нужны кормушки?
8.Чем можно кормить птиц?
«Отгадывание загадок про зимующих птиц»
Загадки о зимующих птицах
Птичка-невеличка
В сером армячишке
по дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Всю ночь летает
- Мышей добывает.
А станет светло
- Спать летит в дупло.
(Сова)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
(Дятел)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Сорока) «Как помочь птицам пережить зиму»
Во второй половине зимы, когда большая часть
зимних ягод и плодов съедена или пропала,
дополнительные подкормки особенно важны для
выживания птиц. В суровые зимы, наличие
специального жирного, высококалорийного корма
поистине становится для многих птиц вопросом жизни
и смерти"
Если вы проводите зиму в загородном доме или на даче, проследите,
чтобы зимний корм всегда был разложен в вашем саду. Если вы живете
в городской квартире, то позаботьтесь о птицах во дворе, в ближайшем
парке или у окрестного водоема. Если в вашем окружении есть дети,
привлеките их к изготовлению корма и кормлению птиц, ведь для них
это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего
мира, а также отличный практический урок милосердия.
Готовый зимний корм можно приобрести в садовых центрах или в специализированных магазинах для птиц, а можно изготовить самому -
это совсем не сложно и не дорого.
Зимний пирог для птиц
Изготовить настоящий "зимний пирог" для птиц, основным
ингредиентом которого является жир, можно так. В глубокой
сковороде растопите нарезанный кусочками нутряной жир или сало,
добавьте несоленые черные семечки подсолнечника, очищенные
несоленые орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья,
тертый сыр (любые из этих ингредиентов, один из них или все вместе -
на ваш выбор) в пропорции 1/3 сала или жира на 2/3 остального.
Перемешайте и поместите в удобные емкости: упаковки из-под
йогурта, половинки кокоса или в специальные кормушки для "птичьих
пирогов".
Когда "пирог" застынет – угощение для птиц готово и его можно
разместить в саду, закрепить под окном или на дереве. Если у вас в
саду есть специальный птичий стол (плоская открытая кормушка),
"пирог" можно просто выложить на него. Можно также поместить его в
мелкие пластиковые сетки (в таких продаются, например, чеснок или
мандарины), их очень удобно прикреплять на гвоздях или ветках
деревьев. Однако некоторые исследования показали, что такие сетки
могут стать причиной поломанных конечностей у птиц и, например,
британское Королевское общество защиты птиц (RSPB) не рекомендует
их использовать. Хороший способ размещения "пирога" - заполнить им,
как замазкой, выемки в стволах деревьев в саду или во дворе или
размазать его по неровной поверхности коры. Вариант для птиц,
предпочитающих кормиться на земле (например, дроздов или
крапивников) – разложить жирный корм под живой изгородью, где они
ищут пропитание и укрытие.
Всегда размещайте кормушки или корм с расчетом, чтобы у птиц была
возможность хорошего обозрения окружающего пространства. Это
поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность
(например, кошку, лису или хищную птицу). Не забывайте о свежей
воде, которая необходима птицам и зимой. Это особенно важно для
регионов, в которых не выпадает снега.
Другие зимние угощения для птиц
Это могут быть готовые зимние смеси для диких птиц из
специализированных магазинов или домашнее угощение для птиц,
которое вы готовите сами из доступных и недорогих продуктов - такие
продукты обычно есть в любом доме. И, наконец, перед тем, как
выбрасывать ненужные остатки еды, вспомните о птицах, которым
столь необходим высококалорийный корм зимой. Вот продукты,
которые помогут птицам продержаться до весны:
Специальные высококалорийные смеси семян и орехов из
специализированных магазинов Смеси из червяков и насекомых из специализированных
магазинов (это довольно дорогой вариант)
Головки подсолнечника, желательно с черными семечками (в них
выше содержание жира)
Свежие фрукты или фруктовые отходы
Свиное сало или нутряной жир
Отварной, жареный или печеный картофель, особенно с
добавлением жира
Тесто или готовая выпечка (хлеб, сдоба, кексы, печенье),
особенно с высоким содержанием жира
Остатки отварного риса, гречки, перловки, овсянки, фасоли,
чечевицы и других круп и злаков
«Как и из чего можно сделать кормушки»
Кормушку для птиц можно сделать практически из всего:)
Вот например такой вариант из майонезного ведерка, крышка
закрывается плотно и никакие погодные условия не испортят
содержимое кормушки, Также очень удобно досыпать корм через верх:)
Вот еще некоторые варианты, особое внимание заслуживают- пакет из-
под молока, стеклянные банки и водочная бутылка:), самые простые и
доступные для всех способы накормить наших «Работа с родителями» «Выставка кормушек для зимующих птиц» Аппликация «Птицы на кормушке»
Ход занятия
1 Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие.
Воспитатель - Правильно – это кормушка.
-а для чего она нужна?
Дети (Кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края?
Дети (ответы детей)
-Ребята какие птицы остались зимовать?
Дети (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала
(картинки зимующих птиц из загадок)
Как лисица среди зверей,
Это птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее. (Ворона)
Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет?
(Сорока).
Грудка ярче, чем заря у кого. (У снегиря)
Воспитатель
-Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, давайте мы
посмотрим на птичек, ой, но почему-то птички пролетели мимо и не
сели на мою кормушку?
Дети (в кормушке нет корма)
-Ребята посмотрите нам снеговик принес письмо и просит, что бы мы
покормили птичек. Поможем?
Дети(ответы детей)
Воспитатель:
- Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой?
Дети (ответы детей).
Дети клеят птичек на кормушку и рисуют зернышки для птиц
Воспитатель:
-Ребята посмотрите какая красивая кормушка с птичками получилась у
нас с вами.
Воспитатель: Ребята наши пальчики наверное устали давайте немного
разомнём их.
«Пальчиковая гимнастика»
«Дятел»
Дятел дерево долбит:(Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –
«дятел» - кулачком стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
-Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все
похожи?
Дети (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а
тело покрыто перьями). Воспитатель:
-Зачем птицам крылья?
Дети(летать)
Воспитатель:
- Ребята а как вы думаете зачем птицам лапки?
Дети (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель:
-А для чего птичкам клюв?
Дети (есть, пить)
Демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель:
-Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах, но
сожалению наше занятие подошло к завершению.
Нашим птичкам очень нравится наша кормушка, давайте будем не
забывать про братьев наших меньших и будим о них всегда заботится.
Рисование «Приглашение снегиря съесть рябину по скорей»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, мышления воображения,
образного мышления, изобразительных навыков, художественного
вкуса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам прилетели птички, посмотрите, какие они
красивые, это снегирь. Здесь разные птицы: большие и маленькие
(воспитатель просит 2 -3 детей показать больших, маленьких птиц).
-А, какого цвета у них грудки?
Дети (Ответы детей).
Воспитатель:
Дети, снегири прилетают близко к людям, когда им нечего есть в лесу,
зимой они любят клевать рябину (воспитатель показывает кисть
рябины).
-Какого она цвета?
-Какие ягоды?
Дети (ответы детей).
Воспитатель:
-Посмотрите на наше дерево рябину. На нем есть немного листьев.
-Какого они цвета?
Дети (ответы детей).
-Но на дереве нет ягод. Что же будут клевать наши снегири?
Дети (ответы детей)
-Ребята, я знаю, как помочь птичкам. Давайте нарисуем ягодки –
рябинки и угостим ими снегирей? Сегодня ягодки будем рисовать
пальчиком, но сперва немного разомнёмся
«Физминутка»
«Маленькие птички»
Маленькие птички, птички невелички.
По лесу летаю, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло, там не тронет их никто. Все движения согласно текста.
При рисовании воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим
затруднения. По окончанию занятия дети рассматривают рисунки.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята у вас хорошо получилось, снегири обязательно
прилетят на наши веточки с рябиной.
Раскрашивание картинок
«Воробей, снегирь, синица, голубь, сорока»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, Беседа о
красоте птиц.
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
ПРОЕКТ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.