Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - программ) должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Программа включает в себя следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа;
- оценочные и методические материалы.
Титульный лист. Продумать, что требуется заполнить в соответствии с программой.
Форма титульного листа общая у всего учреждения.
Пояснительная записка
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «_____» (далее - программа) имеет …….. направленность. (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).
Описать, почему сегодня это актуально. Т.е. – значимость программы для развития ребенка.
Это ответ на вопрос о том, зачем современным детям в современных условиях данная образовательная программа.
Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.
Адресат программы (обязательно) - характеристика категории учащихся по программе.
Пол, возраст учащихся, участвующих в освоении программы. (Нужны ли особые условия, требования…). О наличии справки о состоянии здоровья, где это нужно.
Можно прописать для кого конкретно программа, если особая группа учащихся.
Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции развития дополнительного образования. (Цель и задачи выбирает педагог самостоятельно)
Цель должна быть направлена на (выбираем подходящий вариант и адаптируем под свою программу; цель – это конкретный результат):
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- личностное развитие учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Цель может быть направлена на:
— создание условий развития ребенка в целом;
— развитие определенных способностей ребенка;
— формирование личности, владеющей определенными навыками;
— формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами различных направлений развития личности ребенка, способного к творчеству, самовыражению через овладение основами мастерства различных направлений дополнительного образования;
— социализацию ребёнка в обществе.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи: (обучающие, развивающие и воспитательные):
Задачи – это шаги по реализации программы.
Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
Дополнительное образование нацелено на личностное развитие учащихся, поэтому к главной группе задач относятся развивающие (развитие того, что уже есть) и воспитательные (воспитываем новое, на что больше направлена программа). Предмет – это средство развития.
Воспитательные - (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы) воспитываем новое, на что больше направлена программа)
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие - (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие)
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
Обучающие - (что узнает воспитанник, освоив программу, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.)
- развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Условия реализации программы (важно прописать все условия организации)
Условия набора и формирования групп
На 1-й год обучения принимаются дети в возрасте ……
(возраст тех, кого принимают на 1 год обучения, группы одновозрастные или разновозрастные, нужны ли тестирования и прослушивания, если да, то для чего. Конкурсного отбора быть не может).
1-ый год обучения – наполняемость группы – не менее 15 человек, 2-ой год обучения –
наполняемость группы – не менее 12 человек, на 3-м году обучения - не менее 10 человек.
Есть возможность зачисления учащихся в группы 2-го и последующих годов обучения.
Учащиеся, уже обладающие необходимым уровнем подготовки в объеме знаний и умений 1-го года обучения, могут быть приняты сразу на второй год обучения по программе после собеседования с педагогом.
Продолжительность образовательного процесса ___ лет,
объем образовательного процесса _____ часов
Уровень освоения программы ____________ (общекультурный, базовый, углубленный)
Объем и сроки освоения программы, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее - СапПиН).
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая,
Коллективная, индивидуальная.
Занятия могут проводиться: со всем составом объединения, в малых группах, индивидуально (указать в каких случаях).
Формы проведения занятий (перечислить традиционные и нетрадиционные формы).
Особенности организации образовательного процесса (здесь прописываются условия образовательного процесса, особенности режима занятий, выездах, о которых учащиеся и родители должны знать до начала занятий, при знакомстве с программой).
Для организации работы туристов прописать о походах выходного дня, учебно-тренировочных сборах и т.д.
Прописываются и экскурсии выездные или пешие, экспедиции и т.д.
— Этапы, модули (при наличии)
Кадровое обеспечение (кому нужны дополнительные люди).
Для успешной реализации программы нужен концертмейстер …
Материально-техническое оснащение. Для успешной реализации программы необходимы:
- (требования к помещению) отдельный кабинет, оборудованный столами и стульями (помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности)…
- оборудование (перечислить … колбы, мячи, маты ….)
Планируемые результаты освоения программы учащимися.
Результаты – это реализация цели и задач программы (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
Предметные результаты (см. обучающие задачи) при освоении программы учащийся научится (будет знать):
-
- … (это знания и умения, конкретные элементы практического опыта)
Метапредметные результаты (см. развивающие задачи)
-
- … (это развитие общеучебных умений и навыков интеллектуальных, коммуникативных и организационных)
Личностные результаты (см. воспитательные задачи)
-
- … (это сформировавшиеся качества личности, самооценки, отношения к другим, общественной активности, культуры общения, навыка здорового образа жизни …)
Учебный план _____ года обучения (на каждый год)
№ |
Название раздела, тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
|
|
Не = 0 |
|
2. |
|
|
|
|
|
5. |
Контрольные и итоговые занятия |
|
0 |
|
|
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Количество учебных часов
|
Всего учебных недель |
Режим занятий |
1 год |
10 сентября |
25 мая |
144 … |
36 недель |
2 раза в неделю по 2 академических часа |
2 год |
1 сентября |
25 мая |
144 |
36 недель |
2 раза в неделю по 2 академических часа |
… |
|
|
|
|
|
Итого по программе |
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа 1 года обучения
Рабочая программа включает:
- задачи и планируемые результаты на каждый год (в пояснительной записке было обо всей программе)
- содержание обучения,
- особенности каждого года обучения,
- календарно-тематическое планирование.
Содержание обучения раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей (как и в предыдущих требованиях к программе).
Задачи I-го года обучения
Обучающие: …
Развивающие: …
Воспитательные: …
Планируемые результаты по окончании 1-го года обучения
Предметные …
Метапредметные
Личностные …
Содержание программы I года обучения
Вводное занятие.
Теория.
Практика.
Тема 1.
Теория.
Практика: Разбор предложенных изделий по видам рукоделия. …
………
Итоговое(ые) занятие(ия)
Теория
Практика
Рабочая программа 2 года обучения
Задачи 2-го года обучения
Планируемые результаты по окончании 2-го года обучения
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие.
……
Итоговое(ые) занятие(ия)
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные и методические материалы содержат основные составляющие УМК (педагогические методики, дидактические материалы, система контроля результативности обучения):
• педагогические методики, и технологии, методы организации образовательного процесса (как и в предыдущих программах), в том числе и современные педагогические, информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации программы;
• дидактические материалы:
Ø раздаточный материал (карточки, схемы, фото, карты, тексты…)
Ø разработки игр, бесед
Ø рекомендации по проведению лабораторных опытов, походов…..
Ø лекционные материалы
Ø методики….
Ø электронно-образовательные ресурсы для детей
• система контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
Входной контроль проводится на первых занятиях с целью выявления отношения ребенка к выбранной деятельности, его способностей и возможностей в данном виде деятельности, а также личностных качеств (анкетирования, собеседования, педагогические наблюдения). Полученные данные фиксируются в карте наблюдений педагога.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся. Полученные данные фиксируются в карте наблюдений педагога.
Промежуточный контроль проводится по окончании всех полугодий и 1-года обучения (может проводиться и по изучению каждой темы). Может проходить в форме анализа детских работ, защиты творческих работ, выставок, викторин и других. Результаты фиксируются в карте наблюдений педагога. Кроме того, результат может быть зафиксирован в виде фотоматериалов, грамот и дипломов, и в виде другого «продукта».
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по программе. Формы – анализ творческих работ, защита творческих работ, участие в выставках и фестивалях различного уровня. Для оценки личностных изменений используется педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, заполнение учащимся карт самооценки. Результаты заносятся в диагностическую карту, фиксируются в виде фотоматериалов, грамот, дипломов… Формы предъявления результатов – это формы итоговых занятий.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Списки литературы для учащихся, для педагогов и родителей
Интернет источники (адрес сайта и название)
К программе прикладываются:
Календарно-тематическое планирование
Диагностические карты и формы фиксации.
Календарный учебны график и календарное тематическое планирование (на каждую группу) утверждаются ежегодно.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ |
Плани-руемая дата |
Т Е М А |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примечание |
1 |
|
Вводное занятие. Введение в программу Инструктаж по охране труда (далее ОТ) |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 …. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.