Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе.
Оценка 4.7

Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе.

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
3 кл
23.01.2021
Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе.
Проектирование урока русского языка в 3 классе на основе деятельностного подхода. Сущность деятельностного подхода к проектированию урока заключается в планировании учителем целенаправленной активности учащихся, направленной на понимание, принятие целей и задач обучения и самостоятельное их достижение, при условии грамотного управления со стороны учителя.
Педагогический проект. Киреева. 2020.docx

Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе.

Хороших методов существует ровно столько,

 сколько существует хороших учителей.

 Д.Пойя

 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока. Проектирование уроков в условиях реализации ФГОС должно осуществляться с позиций его методологической основы - системно-деятельностного подхода.

При проектировании и анализе урока важен общий методологический принцип, позволяющий реализовать системно - деятельностный подход на уроках. С позиций системного подхода важнейшей особенностью является взаимосвязь всех структурных компонентов урока: цели и задач, этапов урока, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.

Сущность деятельностного подхода к проектированию урока заключается в планировании учителем целенаправленной активности учащихся, направленной на понимание, принятие целей и задач обучения и самостоятельное их достижение, при условии грамотного управления со стороны учителя.

В отличие от традиционного знаниево-ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности (учения), то есть осознает личный смысл выполняемой работы, четко представляет желательный результат своей деятельности (цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения.

При проектировании урока меняется функция учителя: он перестает выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся, консультантом, помощником, создающим условия для формирования у обучающихся осознанных знаний и умений, универсальных учебных действий. Проектирование любых типов уроков в логике системно – деятельностного подхода можно представить на основе модели, в которой цели и задачи будут определять учебные ситуации и логику их реализации, обеспечивать реализацию задач ФГОС.

           Технология системно-деятельностного обучения основывается на формировании у учащихся «умений самостоятельно  учиться» через овладение  универсальными учебными действиями и способами деятельности.

 

Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными умениями, такими, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, и умениями практического характера (вычисления, измерения, чтение графиков, диаграмм; работа на компьютере).

Системно-деятельностный  подход в обучении основан на формированиии у учащихся умений выделять в изучаемом материале существенные свойства и отношения, которые могли бы служить ориентирами, опорными толчками для любого частного задания данной области.  Вычленив определённые элементы (шаги) в структуре действия, необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их исполнения и наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовать их выполнение.

ФГОС общего образования  дал педагогам методологическю основу  для перехода на системно-деятельностный, компетентностный подход в обучении.  Системно-деятельностный подход в обучении  предполагает овладение учащимися способами познавательной, информационно-коммуникативной и регулятивной деятельности на основе овладения УУД.

Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление им со стороны учителя. Растёт  понимание  учителем необходимости совершенствования  перспективного и текущего планирования учебного процесса. Это вызвано необходимостью совершенствовать содержание и технологии обучения в условиях перехода на ФГОС. Учитель,   выбирая  форму перспективного планирования должен спроектировать учебный процесс как целостную педагогическую систему.

Наиболее эффективной формой перспективного планирования как формы конструирования педагогом педагогического  процесса,  является  технологическая карта.

Технологическая карта (ТК) разрабатывается на учебную тему (раздел), является основой для разработки поурочных планов, в которых конкретизируются (детализируются) положения технологической карты темы.

ТК позволяет представить процесс обучения  как целостную педагогическую систему - систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному компонентам. В ней предусматривается  планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование предметных, метапредметных, личностных УУД и способов деятельности. Указанные показатели являются  конечными результатами  усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями ФГОС.

         Таким образом, ФГОС  предполагает на уровне каждого учителя создание принципиально новой педагогической системы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

Учитель                          Киреева Елена Петровна

Педагогический

стаж:                                25 года

Категория                      1 категория

Предмет                         русский язык

Класс                              4

Тема урока: Урок 4. Безударные  падежные  окончания  имен существительных в единственном  числе. Как выбрать окончание: Е или И?

 Тип урока:    Урок «открытия»  новых знаний.

 

 Триединая дидактическая цель урока:

обучающий компонент:

Учащиеся закрепят полученные знания, умения и навыки / получат возможность:

- использовать алгоритм действий при определении падежного окончания имен существительных;

- самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки о склонении имён существительных, осуществлять их перенос в новые условия.

развивающий компонент:

Регулятивные УУД:

                       -  умение проговаривать последовательность действий на уроке;

                       - работать по коллективно составленному плану;

                       - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на 

                         основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

                       - оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Коммуникативные УУД:

- умение организованность сотрудничество и совместное действие с учителем и сверстниками, находить общие способы работы в парах, слушать товарища.

Познавательные УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы  на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

воспитательный компонент:

Личностный УУД:

            - умению ясно и аргументировано излагать свои мысли;

           - понимать смысл поставленных задач, приводить примеры.

Методы обучения:  наглядный, словесный, индуктивный, самостоятельная работа, самоконтроль, метод взаимной проверки.

ФОПД: индивидуальная, парная, фронтальная

   Оборудование:

            - учебник «Русский язык» под редакцией  Л.Я. Желтовской;

                 - презентация; раздаточный материал.


Технологическая карта урока русского языка в 4 Б классе.

Тема урок:  Безударные  падежные  окончания  имен существительных в единственном  числе. Как выбрать окончание: Е или И?

Учитель:  Киреева Е.П.

Этап урока,

задачи урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность учителя

 

Деятельность  обучающихся

Прогнозируемый результат

I. Самоопределение к деятельности.

Задачи:

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности;

- включить учащихся в деятельность по выполнению готовности.

(1 мин)

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Личностные:

- положительное отношение к процессу познания.

Слайд 1. Добрый день, дорогие ребята. Прошу присаживаться.

В маршрутном листе  вы будете выставлять баллы, полученные вами за каждый этап урока. (Приложение 1)

Приступаем к работе!

Эмоциональный настрой на урок. Проверяют готовность к уроку.

 

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II. Актуализация  знаний.

Задачи:

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать фиксацию затруднения самими учащимися

 

 

Организация работы по улучшению каллиграфических навыков.

 

Организация повторения изученных орфограмм

(5 мин)

Познавательные:

- совершенствование навыков каллиграфического письма.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения с эталоном.

Слайд 2. Чистописание

«Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей»

-Выберите и спишите шестое и одиннадцатое слово.

Выбирают  необходимые слова в тексте. Совершенствуют  навыки каллиграфического письма.

Выполняют самостоятельно письмо в тетрадях.

Сравнивают с эталоном. Осуществляют взаимоконтроль. Выставляют баллы в маршрутные  листы.(до 1 б.)

Правильное и быстрое выполнение задания.

Познавательные:

- совершенствовать умения в установлении  наличия в слове орфограммы;

- умение находить ошибки и исправлять их с обоснованием своих ответов;

-  рассуждение вслух, ответы на вопросы учителя.

Регулятивные:

- в ходе заслушивания ответов осуществление самоконтроля и контроля, развитие орфографической зоркости.

- контроль в форме сличения с эталоном.

Коммуникативные:

 - дополнение, коррекция ответов одноклассников в случае необходимости.

 

Слайд 2.Орфографическая пятиминутка.

-  Выберите и спишите слова с безударной гласной, не проверяемой ударением: 

окно            снежок

вагон          берёза

зима            трава

корабль      кровать

Слайд 3.

-  Найдите слова с ошибками.  Исправьте, объясните написание. Выпишите их.

 

оврак          телефон

титрадь      мебель

яблоко        космонавт        

залесом      алея

 

Анализируют, выбирают и  самостоятельно записывают слова  в тетрадях.

Установление наличия в слове орфограммы. Объясняют:

- безударная гласная … , потому что проверочное слово …

- чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на безударную гласную падало ударение;

- слова с безударной гласной, не проверяемой ударением  надо запомнить. 

Сравнивают с эталоном. Взаимоконтроль. Выставляют баллы в маршрутные  листы. (до 8 б.)

Установят наличие орфограмм  у существительных.

III . Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать фиксацию затруднения самими учащимися

Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?»,  «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

(5 мин)

 

Познавательные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

 

Регулятивные:

- целеполагание, прогнозирование;

 

Коммуникативные УУД:

- построение суждений;

-выдвижение гипотезы и обоснование её;

-умение отстаивать свою точку зрения.

 

-выдвигает проблему:

Слайд 4:

- Решите орфографические задачи, докажите.  

От веточк….к  веточк… потянулись золотые паутинки.

Как нужно действовать, чтобы написать букву безударного гласного в падежном  окончании существительного?

- Какую цель деятельности вы поставите перед собой?

- анализируют, выдвигают гипотезу, высказывают своё мнение;

-определяют и осмысливают цель урока и его задачи.

 

Включаются в обсуждение, формулируют ответы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения («Открытие» нового знания) 

Задачи:

Организовать работу по постановке учебной задачи, и  на этой основе - выбор способа и средств их реализации

 

 

Познавательные:

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения   

Выделять характерные причинно-следственные связи

Коммуникативные:

- умение использовать для решения познавательных задач источники информации

овладение навыками коммуникации, требующими создания письменного или устного текста с заданными параметрами(текст-алгоритм)

 

- составьте алгоритм действий, на основе имеющихся знаний, для решения орфографической задачи.

Вставьте пропущенные слова в схему: Слайд 5.

1. Ставлю существительное в ___

 и определяю ________.

2. По _____ и ______ определяю _______.

3. Определяю по  _____ и _____  окончание.

(Приложение 3)

 

Работа в парах:

- составляют алгоритм действий, для  написания буквы безударного гласного в падежном  окончании существительного?

1. Ставлю существительное в начальную форму

 и определяю склонение.

2. По вопросу и предлогу определяю падеж.

3. Определяю по  склонению и падежу окончание.

- восстанавливают  деформированный   текст; -оценивают  результаты своей работы в маршрутных листах.(до 7 б.)

 

Правильное и быстрое выполнение задания, в итоге чего составят алгоритм действий при определении окончания у имен существительных

Физминутка.

Задача: снятие усталости.

(3 мин)

 

Организовать выполнения упражнений

Под музыку выполняют упражнения.

Здоровьесбережение.

V.   Первичное закрепление

Задачи: Организовать  усвоение учащимися открытого ими нового знания

 

 (5 мин)

 

Познавательные:

- Логическое осуществление самостоятельного выбора  ответа

- участие в обсуждении ответов на поставленные вопросы, осознанное построение речевых высказываний.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем; умение работать в паре;

- построение высказываний, владение диалогической формой речи.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников

 

Слайд 6.

Тест: Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с выска­зыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус. (Приложение 2)

 

1.У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

2.У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

3.У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

4. У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

5. У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -е.

Осуществляют самостоятельно  выбор ответов.

Сравнивают с эталоном. Осуществляют взаимоконтроль.

Выставляют баллы в маршрутных листах. (до 5 б.)

Правильное и быстрое выполнение задания.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задачи:

 Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности. Развивать у учащихся способности к оценочным действия

 (8 мин)

Познавательные:

- умение самостоятельно использовать полученные знания; 

- участие в обсуждении ответов на поставленные вопросы, осознанное построение речевых высказываний.

Коммуникативные:

Умение работать с учебником, вникать в суть задания и правильно его выполнять.

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 

 - выполните упр. 80, стр. 33 в учебниках.

Консультирует, проверяет правильность выполнение работы, создает ситуацию успеха.

Слайд 7.

Выполняют задание самостоятельно. Проводят самопроверку по эталону, фиксируют свои результаты в маршрутных листах. (до 5 б)

Правильное и быстрое выполнение задания.

VII. Включение в систему знаний и повторений.

 предложить учащимся задание,  которое содержат новый алгоритм учебных действий; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

 

(8 мин)

Познавательные:

- объяснение разницы в произношении и написании слов;

-  обоснование способа проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных;

- нахождение слов по заданным грамматическим признакам.

Коммуникативные:

- умение работать в малых группах, в паре и фронтально;

- выбор адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативных задач

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

- осуществление взаимного контроля, оказание в сотрудничестве необходимой помощи.

 

Слайд 8. Укажите слова, которые в Р.падеже имеют окончания

-Ы-И

улыбка              столица

факел                 вагон

путешествие     морковь

Какие существительные выбрали. Обоснуйте свой ответ.

Слайд 9.

Укажите ошибку в правописании безударных окончаний имён существительных. Обоснуйте ответ.

на асфальте        у площаде

к клетки            без тетради

около собаки     в театри

 Слайд 10.

Выпишите имена существительные с окончанием –Е. Обоснуйте ответ.

Работа в парах:

-выбирают и записывают слова, опираясь на новый алгоритм учебных действий;

- высказывают своё мнение.  Сравнивают с эталоном,

оценивать результаты своей работы в маршрутных листах.(до 9 б)

.

Правильное и быстрое выполнение задания.

 

VIII. Рефлексия деятельности (итоги урока)

Задачи: 

 Организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ  применения нового способа действия

.

(3 мин)

Регулятивные:

- умение соотносить цель и результат;

- волевая саморегуляция, самооценка;

- выделение и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Подведение итогов игры.

Слайд 11.

Критерии:

менее 27 баллов – базовый уровень

31 – 28 баллов – повышенный уровень

более 31 б.  – высокий уровень

 - соотнесите свои результаты с таблицей и определите свой уровень овладения темой.

Подсчитывают количество баллов за работу на уроке в оценочных листах.

Определяют индивидуальный уровень овладения темой (базовый, повышенный, высокий) по эталону.

Дифференцированная отметка за урок у каждого ученика.

VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(2 мин)

 

Регулятивные:

- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Слайд 12. Домашнее задание.

Учитель предлагает на выбор задания по уровням сложности:

1.      стр.35, упр. 86.

2.      стр. 34, упр. 85.

3.      стр. 34, упр. 85, выписать из словаря три существительных разного склонения и изменить по падежам.

Выбирают домашнее задание соответствующее своим результатам на уроке.

Дифференцированное домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

Маршрутный лист:

Ф.И. ученика_____________________________________________

Содержание:

Баллы:

1

Чистописание.

 

2

Орфографическая пятиминутка.

 

3

Алгоритм.

 

4

Тест.

 

5

Самостоятельная работа.

 

6

Работа в парах.

 

 

                                                       ИТОГ:

 

 

 

Приложение 2.

Тест:

Внимательно прочитай предложения.

Если соглашаешься с выска­зыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

 

2.

У имён существительных второго склонения, никогда не пишется окончание -и.

 

3.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и.

 

4.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е.

 

5.


У имён существительных первого склонения в форме родительного падежа  окончание -е.

 

8.

У имён существительных третьего склонения окончание - и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах – окончание –е.

 

 

Приложение 3.

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в ________

 и определяю ________.

2. По _____ и ______ определяю _______.

3. Определяю по  _____ и _____  окончание.

 

 

 

 

 

Литература

1.  Асмолов А.Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2.  Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся /Основина В.А., Пудова Ю.В. – Ульяновск: 2009. – 68 с.  

3.  Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. / В.А. Основина – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

4. Поташник, М.М. Качество образования: Проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). / М.М. Поташник – М.: Пед. общество России, 2002 .


 

Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе

Проектирование учебного занятия на системно-деятельностной основе

Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными умениями, такими, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, и умениями практического характера (вычисления, измерения, чтение…

Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными умениями, такими, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, и умениями практического характера (вычисления, измерения, чтение…

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Учитель

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Учитель

Технологическая карта урока русского языка в 4

Технологическая карта урока русского языка в 4

Познавательные: - совершенствование навыков каллиграфического письма

Познавательные: - совершенствование навыков каллиграфического письма

Познавательные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

Познавательные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

Познавательные: - Логическое осуществление самостоятельного выбора ответа - участие в обсуждении ответов на поставленные вопросы, осознанное построение речевых высказываний

Познавательные: - Логическое осуществление самостоятельного выбора ответа - участие в обсуждении ответов на поставленные вопросы, осознанное построение речевых высказываний

Задачи: Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности

Задачи: Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности

Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению - осуществление взаимного контроля, оказание в сотрудничестве необходимой помощи

Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению - осуществление взаимного контроля, оказание в сотрудничестве необходимой помощи

VIII . Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII . Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Приложение1. Маршрутный лист:

Приложение1. Маршрутный лист:

Литература 1. Асмолов А.Г

Литература 1. Асмолов А.Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021