Проектирование учебных материалов для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

  • docx
  • 01.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обобщение опыта.docx

        Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное

учреждение  средняя общеобразовательная

школа  с. Метели  муниципального района

Дуванский район Республики  Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта  по теме:

 

 

" Проектирование учебных материалов для обучающихся с  ОВЗ в начальной школе"

 

          

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

                        Булыгина  Нина  Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метели-2022 год

         С каждым годом в обычную общеобразовательную  школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с задержкой психического развития.

     Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В школьном коллективе должна сформироваться установка:

   «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своих  способностей, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».

   Вот и в нашей маленькой школе настала проблема с количественным составом  обучающихся. В виду малого количества  будущих первоклассников, у меня в прошлом классе было 3-ое обучающихся, оставленных на повторное обучение. Да ещё одна девочка пришла с проблемами в обучаемости. Поэтому класс сформировался со средними и слабыми возможностями. И каждое объяснение приходилось как-то адаптировать и делать более доступным таким детям. Не  требовать часто невозможного, а повторять снова и снова одно и тоже, находя приёмы  для понятности и доступности материала.

Главные требования к уроку с детьми ОВЗ:

·        воздействие на все органы чувств;

·        разнообразные виды деятельности;

·        обращение к опыту ребенка;

·        комфортные условия на уроке;

·        игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра;

·        чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность) сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;.

·        по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д. Я готовлю три варианта контрольных работ и дети сами выбирают на 5, 4  или 3 ;

·        обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

·        ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

·        задания малыми дозами;

·        помогать  раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления. Обращать внимание на то, что у ребёнка хорошо получается;

·        создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

    Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ:

1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

3.Смена видов деятельности каждые 10-15 минут с целью предупреждения утомления;

4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние ученика на конкретный момент;

7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь. Девиз: «Понял сам, объясни другому»;

  8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);

9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;

10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;

11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;

12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением  личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

   Моя тётя раньше работала в специальной коррекционной школе и советовала мне, больше говорить хором (учить стихи, правила, выводы ), домашние задания разъяснять «как Кашпировский» глядя в глаза;

13. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

  Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

       Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

           В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Многих таких детей  в начальной школе я пытаюсь научить счёту через денежные отношения. Им легче считать не отвлечённые  примеры, а траты денег.

        Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

  Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

     Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве  и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

                                    Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6.

3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.