Проективная методика «Три дерева»
Оценка 4.9

Проективная методика «Три дерева»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
6 кл—8 кл
02.03.2019
Проективная методика «Три дерева»
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева». Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман. Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.
конспект.docx
Проективная методика «Три дерева»  Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных  отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева». Эта проективная рисуночная  методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман.  Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.  Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве  сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих  тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает  рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с  близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.  Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об  изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями.  Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно  сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и  так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним  в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей (рис.1). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка,  почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.  Инструкция по проведению теста предполагает, что в ходе предварительной беседы ребенка  расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где  учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит  ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается  горизонтально, "любые три дерева". Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может  побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.  Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка ­ один из  важнейших принципов Кататимно­имагинативной психотерапии. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит  данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона  изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.  Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот  же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных  переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов ­ как  наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может  оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей  протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей  приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в  которой находится пациент сейчас.  Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип  предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются  символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное  время. Другой важный аналитический принцип символообразования ­ принцип амбивалентности ­ предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений.  Именно поэтому при анализе символики цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в  спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые  диагностические выводы.  1 Цвет (позитивное и негативное значение цвета)  КРАСНЫЙ любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение красный агрессия, ненависть,  опасность.  СИНИЙ разум, дисциплина, порядок, верность синий безумие, иррациональность  ЖЕЛТЫЙ открытость, активность, свобода, слава, сила желтый ревность, зависть, жадность,  лживость, мания, бред  ОРАНЖЕВЫЙ зрелость личности, радость, энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета,  страсть борьбы и войны  ЗЕЛЕНЫЙ витальное начало, рост, надежда зеленый яд, болезнь, незрелость  ФИОЛЕТОВЫЙ равновесие, мистика, колдовские чары, сокровенное знание, покаяние  фиолетовый внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия  КОРИЧНЕВЫЙ материнство, плодородие, земля коричневый грязь, гной, кал  ЧЕРНЫЙ достоинство, торжественность черный смерть, траур, грех  БЕЛЫЙ чистота, гармония белый привидение, траур  СЕРЫЙ неясность, туман, депрессия  После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему  "больше всего нравится". Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что  выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок ­ это  интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане  психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к  внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку  клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело  принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение  собственного тела.  Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:  ­ Какое дерево самое большое?  ­ Какое дерево самое маленькое?  ­ Какое дерево самое молодое?  ­ Какое дерево самое старое?  ­ Какое дерево самое красивое?  Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале  предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на  "высокое дерево" отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой  последовательности обращение затем к "более маленькому дереву" воспринимается уже не как  более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же  причине лучше сначала спросить о "более молодом дереве", а лишь затем о "более старом".  Вопросы "Какое дерево тебе больше всего нравится" и "Какое дерево самое красивое?"  специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. В то же время, "больше всего нравится" не  обязательно "самое красивое" дерево.  Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.  В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или  садовницей. Дети должны ответить на вопрос: "Чтобы можно было бы сделать для каждого  дерева?" В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести  удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно  2 проговаривается и такой вариант ответа: "А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и  так хорошо." Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему  нужно.  Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его  семьи психолог предлагает какое­нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых  сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи.  Например, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам  своеобразной лестницы ­ от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может  провести какой­либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами  его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с  кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий  этому человеку цвет.  В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку  представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то  отношения.  3

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»

Проективная методика «Три дерева»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019