Проектная деятельность
Оценка 4.8

Проектная деятельность

Оценка 4.8
docx
08.04.2023
Проектная деятельность
проектная деятельность.docx

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий     у  младших   школьников через проектную деятельность.

       Ребенок начинает общаться и говорить уже с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общению  уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого.

 Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни

Актуальность проблемы

   Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками и агрессии по отношению к сверстникам, поэтому необходимо учить детей сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно и четко излагать свою точку зрения на проблему.

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД.

Гипотезой  работы  является предположение, что проектная деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных действий.

 Целью работы является создание условий  для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование проектной деятельности.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата.

Рассмотрим  методические особенности организации проектной деятельности младших школьников

 Проекты бывают:

а) исследовательские.

б) творческие.

в) игровые

г) информационные

д) практико-ориентированные

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

 1. Мотивационный этап

 2.Этап планирования

 3.Информационно - аналитический этап

 4.Этап реализации проекта

 5.Защиту   про­екта

 6.Рефлексивный этап

3.Из опыта работы

 При анализе анкет и диагностических данных первоклассников я выявила следующие проблемы:

·        отсутствие коммуникативных навыков;

·        психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

   Исходя из этого, одной из важнейших целей своей работы вижу формирование и развитие у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Для развития этих качеств в своей работе я использую проектную деятельность, которая, я считаю, повышает эффективность формирования коммуникативных учебных действий.

  Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности  учащихся, однако уверена, что начинать вовлекать младших школьников в эту деятельность нужно обязательно.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, я  вовлекаю учащихся в проектную деятельность. Программа, по которой я работаю (УМК «Планета Знаний») позволяет мне вести проектную деятельность: для работы с проектом отводится время;  в конце каждого раздела предлагаются темы проектов, нам с ребятами остается только выбрать ту тему, которая заинтересовала их больше.

  Из опыта своей  работы могу сказать, что маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

В работе  в группе  мы с детьми определили  следующие правила:                                      

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично, по имени.

     В процессе работы над проектом я провожу с младшими школьниками экскурсии. Например,  при подготовке проекта по теме «Зима» мы с детьми организовали прогулку - наблюдение, целью, которой было выявить признаки изменения в природе в зимнее время года.    Для поиска ответов на эти вопросы мы  направились в  сельскую библиотеку, где  нашли много интересных загадок, пословиц и примет о     зиме,   которые потом дети применили в своих проектах.

  При подготовке проекта по теме «Будь здоров»   мы с ребятами посетили мед. амбулаторию, где наш врач, Елена Владимировна, рассказала о необходимости вести здоровый образ жизни, чтобы всегда оставаться здоровыми.  При выполнении этого проекта на уроке, я отметила, что дети активно отвечали на вопросы,  и в итоге самостоятельно сделали вывод и презентовали свои работы.

  Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

  В моем классе защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые создали дети. Кроме того, прошу детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

   После защиты проекта, изготовленные изделия мы дарим ученикам других классов, членам семей учащихся, или оставляем в классе как наглядное пособие (проект по теме «Наша речь» дети  сделали все вместе алфавит, каждая буква, которого выполнена из разного материала).

Проекты  по теме «Моя семья» были индивидуальными и получились очень разнообразные, так как кто-то сделал «семейное дерево»,  кто-то  показал се­мейные увлечения. Комментарии в виде рассказа ребенок делал само­стоятельно . Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья». Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

    При подготовке к работе проекта по теме «Одежда» были проведены три урока, на которых ребята узнали о видах одежды, ее разнообразии и в  итоге были сделаны такие проекты как:

«Мода из комода», «На швейной фабрике», «Костюмы Барби и ее друзей», «Одежда для рыцарей». Этот проект получил игровую форму, и дети до сих пор играют ими: одевают одежду на кукол.

   Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощание с Букварем». В подготовке активное участие принимали, родители учащихся и ученики 4 класса. Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.

  С внедрением ФГОС вводится внеурочная деятельность. Выбирая направления внеурочной деятельности, на школьном МО педагоги определили следующие студии: вокальная, театральная, РТВ, хореография, игротека - неслучайно, т.к. в этих видах деятельности эффективно развиваются коммуникативные качества ребенка. И на своих занятиях мои коллеги также применяют проектную деятельность.

   При оценке успешности обучающегося  необходимо понимать,  чтоположительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

4 Результативность реализации проекта

Используя проектную деятельность в системе, я могу наблюдать ряд позитивных изменений:

- детям стало небезразлично, их взгляд превратился в заинтересованный;

- мои ученики с желанием работают в группах;

- формулируют  свои мысли в виде текста;

- не боятся задавать вопросы;

- не боятся  выступать публично;

- корректно оценивают выступления одноклассников.

    В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор.  Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

  Рассмотрим сравнительный анализ результатов  стартовой диагностики и итоговой, которая проводилась в конце 1 класса. Оценивались качества личности по трёхбалльной системе( контактность, коммуникативные качества, работоспособность, интерес).

 

 

 

 

 

Задание

    

     Стартовая диагностика

    

      Итоговая диагностика

 

 

 

Контактность

 

Сотрудни

чество

 

Работо

способность

 

интерес

 

Контакт

ность

 

Сотрудники

чество

 

Работо

способность

 

интерес

Высокий

уровень

5

 

3

 

 

 

 

 

Средний

уровень

6

 

5

 

 

 

 

 

Низкий уровень

4

2

6

 

 

 

 

 

  По всем параметрам мы видим динамику.

 Предполагаю, что к концу 4 класса, в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне коммуникативной успешности, перейдут на более высокий итоговый уровень.

 

 

 


 

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата

Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников

Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников

При подготовке проекта по теме «Будь здоров» мы с ребятами посетили мед

При подготовке проекта по теме «Будь здоров» мы с ребятами посетили мед

И на своих занятиях мои коллеги также применяют проектную деятельность

И на своих занятиях мои коллеги также применяют проектную деятельность

Задание Стартовая диагностика

Задание Стартовая диагностика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2023