Проектная деятельность- формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка 5

Проектная деятельность- формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников

Оценка 5
docx
27.03.2024
Проектная  деятельность- формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников
Проектной деятельность как формирование самостоятельности.docx

Проектная  деятельность как средство формирования мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников

Ключникова Людмила Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия» г. Гая

  

 

Считаю очень актуальной проблему мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников.  В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и самостоятельно применять во всевозможных ситуациях.

Моя задача как учителя начальных классов развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения прививаю интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.

Считаю, что одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов. Следовательно, я должна эффективно организовать деятельность по созданию проекта в младшем школьном возрасте.

Главное правило, которого я придерживаюсь: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания».

Почему я считаю, что метод проектов способствует  подготовке моих учеников к реальным условиям жизнедеятельности. Хочу отметить в качестве основных достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

·       высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

·       развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

·       приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

·       межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Цель моей работы:

·       формирование и развитие исследовательского поведения учащихся;

·       расширение и интегрирование знаний учащихся;

·       вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

 

Проводя работу по созданию проектов я заметила, что у детей повысился интерес к урокам, они более стали активными, коммуникативными, дружными. Повысилась степень самостоятельности, инициативности. Метод проекта помогает формированию у детей исследовательских, коммуникативных, познавательных навыков. Проект как вид учебной деятельности при формировании мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников использую  в изучении любого предмета, применю на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Работа над любым проектом, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

1 Этап: подготовка

2 Этап: организация проектной и исследовательской деятельности

3 Этап: представление готового продукта (презентация).

4 Этап: оценка процессов и результатов работы.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

На 1 этапе (в 1 классе) я применяю тренинговые игры – занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий. Развиваю умений видеть проблемы,  выдвигать гипотезы, задавать вопросы, подбирать литературу по заданной теме, ориентироваться в словаре, справочной литературе, в тексте, искать ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.  Также на первом этапе создавю простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их.

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:

·       на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

·       на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

·       на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

·       Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий.

·       Главное, я считаю, что результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не только требую от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а и  подчеркиваю важность его  стремления к выполнению работ, отмечаю только положительные стороны. Тем самым обеспечиваею стимулирование и поддержку исследовательской активности ребенка.

·       В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

Оформление проектной работы.

Ход проектной работы (на примере урока по окружающему миру):

Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования.

·       Цветы для мамы.

2.Постановка целей исследования.

·       Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.

3.Задачи исследования.

·       Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет и база исследования

·       Луковицы цветов.

5.Гипотеза исследования.

·       Можно создать условия для цветения цветов зимой.

6.Методы исследования.

·       Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.

7.План исследования.

·       изучение информации о растениях,

·       изучение информации и почве,

·       изучение информации об условиях ухода,

·       посадка растений,

·       наблюдение за растениями,

·       фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

·                     8.Самостоятельная деятельность.

·       изучение информации о растениях,

·       изучение информации и почве,

·       изучение информации об условиях ухода,

·       посадка растений,

·       наблюдение за растениями,

·       фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

9.Результаты исследования.

·       Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

·       Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.

11.Выработка решения.

·       При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.

12.Оценивание исследовательской деятельности.

·       Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

·       Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

  Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

·       творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

Так, например, всем классом мы беремся за выпуск газеты к Дню Космонавтики, Новому году, Дню Мамы и т.д.

·       ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

Так, например, мы с учащмися участвуем в театральных неделях, инсценируя сказки, расскызо о и для детей из раздела "И в шутку и всерьёз".

·       ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

Так, например, проект о дедушке нашего ученика, который был героем ВОВ, который прошел всю войну и донёс до своих предков своё героическое прошлое.

Или проект "Звездное небо и знаки зодиака", где долго и тщательно ребенок изучает влияние знаков зодиака на характер человека на примере учеников своего класса.

·       практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

Так, например, наш проект "Не курите,я хочу быть здоровым!". Итогом которого стал продукт- рисунки, модульная стенгазета для "антирекламы" курения, которые мы развесили в стенах городской больницы.

·       исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Так, ученики 1 класса с удовольствием "играют в ученых", проводя групповые исследования в школе. Например, опыт-эксперимент "Можно ли окрасить белые цветы в разные цвета в домашних условиях", "Можно ли и как сделать поилки для цветов, если мы уезжаем на летние каникулы, а цветы остаются дома без хозяев" и т.д.

Заключение

 Зачем нужны проекты в начальной школе?   Передо мной такой вопрос же не возникает. Ответ очевиден : потому что современная жизнь требует новых людей. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Подводя итог, отмечу, что организация работы над проектом обеспечивает формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.


 

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников

Проект как вид учебной деятельности при формировании мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников использую в изучении любого предмета, применю на уроках и во внеклассной…

Проект как вид учебной деятельности при формировании мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников использую в изучении любого предмета, применю на уроках и во внеклассной…

Этапы занятия Деятельность на занятии 1

Этапы занятия Деятельность на занятии 1

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями?

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями?

Так, ученики 1 класса с удовольствием "играют в ученых", проводя групповые исследования в школе

Так, ученики 1 класса с удовольствием "играют в ученых", проводя групповые исследования в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024