Проектная деятельность как средство формирования мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников
Ключникова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия» г. Гая
Считаю очень актуальной проблему мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности у младших школьников. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и самостоятельно применять во всевозможных ситуациях.
Моя задача как учителя начальных классов развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения прививаю интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.
Считаю, что одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов. Следовательно, я должна эффективно организовать деятельность по созданию проекта в младшем школьном возрасте.
Главное правило, которого я придерживаюсь: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания».
Почему я считаю, что метод проектов способствует подготовке моих учеников к реальным условиям жизнедеятельности. Хочу отметить в качестве основных достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
· высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
· развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
· приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
· межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Цель моей работы:
· формирование и развитие исследовательского поведения учащихся;
· расширение и интегрирование знаний учащихся;
· вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Проводя работу по созданию проектов я заметила, что у детей повысился интерес к урокам, они более стали активными, коммуникативными, дружными. Повысилась степень самостоятельности, инициативности. Метод проекта помогает формированию у детей исследовательских, коммуникативных, познавательных навыков. Проект как вид учебной деятельности при формировании мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников использую в изучении любого предмета, применю на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Работа над любым проектом, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
1 Этап: подготовка
2 Этап: организация проектной и исследовательской деятельности
3 Этап: представление готового продукта (презентация).
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
На 1 этапе (в 1 классе) я применяю тренинговые игры – занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий. Развиваю умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, подбирать литературу по заданной теме, ориентироваться в словаре, справочной литературе, в тексте, искать ключевые слова, ответы на вопросы к тексту. Также на первом этапе создавю простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их.
Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
· на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
· Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий.
· Главное, я считаю, что результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не только требую от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а и подчеркиваю важность его стремления к выполнению работ, отмечаю только положительные стороны. Тем самым обеспечиваею стимулирование и поддержку исследовательской активности ребенка.
· В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
Оформление проектной работы.
Ход проектной работы (на примере урока по окружающему миру):
Этапы занятия
Деятельность на занятии
1.Выбор темы исследования.
· Цветы для мамы.
2.Постановка целей исследования.
· Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.
3.Задачи исследования.
· Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.
4.Объект, предмет и база исследования
· Луковицы цветов.
5.Гипотеза исследования.
· Можно создать условия для цветения цветов зимой.
6.Методы исследования.
· Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.
7.План исследования.
· изучение информации о растениях,
· изучение информации и почве,
· изучение информации об условиях ухода,
· посадка растений,
· наблюдение за растениями,
· фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
· 8.Самостоятельная деятельность.
· изучение информации о растениях,
· изучение информации и почве,
· изучение информации об условиях ухода,
· посадка растений,
· наблюдение за растениями,
· фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.
9.Результаты исследования.
· Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.
10.Представление и защита проекта.
· Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.
11.Выработка решения.
· При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.
12.Оценивание исследовательской деятельности.
· Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
· Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
· творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
Так, например, всем классом мы беремся за выпуск газеты к Дню Космонавтики, Новому году, Дню Мамы и т.д.
· ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
Так, например, мы с учащмися участвуем в театральных неделях, инсценируя сказки, расскызо о и для детей из раздела "И в шутку и всерьёз".
· ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
Так, например, проект о дедушке нашего ученика, который был героем ВОВ, который прошел всю войну и донёс до своих предков своё героическое прошлое.
Или проект "Звездное небо и знаки зодиака", где долго и тщательно ребенок изучает влияние знаков зодиака на характер человека на примере учеников своего класса.
· практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
Так, например, наш проект "Не курите,я хочу быть здоровым!". Итогом которого стал продукт- рисунки, модульная стенгазета для "антирекламы" курения, которые мы развесили в стенах городской больницы.
· исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Так, ученики 1 класса с удовольствием "играют в ученых", проводя групповые исследования в школе. Например, опыт-эксперимент "Можно ли окрасить белые цветы в разные цвета в домашних условиях", "Можно ли и как сделать поилки для цветов, если мы уезжаем на летние каникулы, а цветы остаются дома без хозяев" и т.д.
Заключение
Зачем нужны проекты в начальной школе? Передо мной такой вопрос же не возникает. Ответ очевиден : потому что современная жизнь требует новых людей. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Подводя итог, отмечу, что организация работы над проектом обеспечивает формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности младших школьников, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.