Способы дифференцированной работы на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.8

Способы дифференцированной работы на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.8
docx
математика
22.02.2020
Способы дифференцированной работы на уроках математики в начальной школе
Способы.docx

Начальный курс математики является органической частью всего школьного курса математики. Поэтому работа учителя на уроках математики в начальной школе очень важна. Поскольку причины трудностей в обучении младших школьников различны, то и работа учителя с отдельными учениками должна быть организована на основе учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

Существуют несколько этапов организации дифференцированного подхода к обучению младших школьников.

 

1 этап - диагностический. Цель данного этапа заключается в определении первоначального уровня развития.

 

2 этап - постановка целей. На основе анализа диагностики по определению первоначального уровня развития учитель ставить перед собой цели для улучшения уровня усвоения материала по той или иной теме.

 

3 этап - отбор и дифференциация содержания обучения; разработка

 

дифференцированных заданий. При дифференциации заданий учителем определяется:

 

• объем содержания;

 

Используют 3 уровня:

 

- 1 уровень (вариант) - соответствует предметному стандарту;

 

- 2 уровень (вариант) - соответствует требованиям федеральной программы;

 

- 3 уровень (вариант) - выходит за рамки учебного предмета.

 

Учебный материал отбирается учителем с опорой на уровень учебных возможностей класса, а также с учетом значимости изучаемой темы.

 

• уровень трудности учебного материала;

 

У каждого ребенка свой темп освоения учебным материалом, поэтому учителю очень важно регулировать заданий. Это можно сделать с помощью набора заданий разного уровня сложности:

 

- задания на уровне репродукции (решить подобное) - низкий уровень;

 

- задания частично-поискового характера - средний уровень;

 

- задания творческого типа - высокий уровень.

 

Разноуровневые задания можно брать на основе учебника, используя задания различной сложности. Выделим основные приемы составления разноуровневых заданий:

 

- увеличение количества объектов и действий над ними;

 

- дополнительное задание к тому, которое дано изначально;

 

- выбор способа выполнения задания: самостоятельное выполнение задания или выполнение аналогичного задания (например, по образцу);

 

- выбор заданий разной сложности.

 

Также дифференцированные задания можно давать не только в рамках урока, но и в домашней работе:

 

- выполнить по желанию дополнительное задание;

 

- дать задания различной степени сложности;

 

- самостоятельно составить аналогичное задание и т.д.

 

4 этап - конструирование методов и приёмов обучения.

 

Выбирая методы и приемы для дифференцированного обучения, учитель должен корректировать их с учетом изменений учебной ситуации.

 

5 этап - создание условий свободного выбора заданий. Используя внутреннюю дифференциацию при обучении, необходимо помнить о том, что дифференциация должна быть направлена не только на условное деление класса на группы, но также и на создание условий свободного выбора заданий на уроке и в домашней работе, с которыми ученик справится наилучшим способом.

 

Чтобы выбор задания учеником был сделан осознанно, у него:

 

- должна быть сформирована правильная самооценка;

 

- должны быть освоены формы подачи учебных знаний, которые используются при выполнении самостоятельной работы;

 

- сформированы навыки самостоятельной работы и рефлексия к своей деятельности.

 

6 этап - определение эффективности технологии внутриклассной дифференциации. Процес обучения осуществляется на основе взаимосвязанных компонентов:

 

- содержательный (используется принцип отбора содержания образования и система индивидуальных заданий по ряду предметных областей);

 

- организационно-процессуальный (используется диагностирование познавательных способностей и выявление образовательного потенциала обучающихся, организация групповой и индивидуальной работы);

 

- оценочно-результативный (оценка результативности работы и коррекции содержания и технологии обучения).

 

Для того, чтобы проверить эффективность использования дифференцированного подхода, нами был проведен педагогический эксперимент.

 

Наша экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

 

- 1 этап – Диагностика. Нами была проведена стартовая диагностика в контрольном и экспериментальном классах по теме «Умножение и деление многозначных чисел». Результаты диагностики показали, что экспериментальный класс справился с работой хуже, т.к. вычислительные умения у некоторых учащихся были не сформированы.

 

- 2 этап - Формирование вычислительных умений. На основе методики по определению уровня обученности (по П.И. Третьякову) нами была составлена диагностика, результаты которой помогли нам распределить класс на 3 группы:

 

• группа с низким уровнем сформированности вычислительных

 

умений;

 

• группа со средним уровнем сформированности вычислительных

 

умений;

 

• группа с высоким уровнем сформированности вычислительных

 

умений.

 

Каждой группе мы давали задания, соответствующие тому уровню

 

сформированности вычислительных умений, на котором находились учащиеся.

 

- 3 этап - Проверка эффективности. Для того, чтобы проверить эффективность дифференцированного подхода, мы выполнили статистическую обработку данных, взяв за основу критерий U Манна – Уитни.

 

Данная обработка показала, что дифференцированный подход при формировании вычислительных умений при изучении темы «Умножение и деление многозначных чисел» эффективен, т.к. в результатах учащихся экспериментального класса появилась положительная динамика.

 

Подводя итоги, следует отметить, что учителям начальной школы необходимо использовать дифференцированный подход при обучении математики, т.к. благодаря данному подходу будут учтены индивидуальные особенности каждого ученика, что поможет ему повысить свой уровень обученности. Также дифференциация необходима не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, давая им задания повышенной трудности.


 

Начальный курс математики является органической частью всего школьного курса математики

Начальный курс математики является органической частью всего школьного курса математики

Разноуровневые задания можно брать на основе учебника, используя задания различной сложности

Разноуровневые задания можно брать на основе учебника, используя задания различной сложности

Процес обучения осуществляется на основе взаимосвязанных компонентов: - содержательный (используется принцип отбора содержания образования и система индивидуальных заданий по ряду предметных областей); - организационно-процессуальный (используется…

Процес обучения осуществляется на основе взаимосвязанных компонентов: - содержательный (используется принцип отбора содержания образования и система индивидуальных заданий по ряду предметных областей); - организационно-процессуальный (используется…

Проверка эффективности. Для того, чтобы проверить эффективность дифференцированного подхода, мы выполнили статистическую обработку данных, взяв за основу критерий

Проверка эффективности. Для того, чтобы проверить эффективность дифференцированного подхода, мы выполнили статистическую обработку данных, взяв за основу критерий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020