Технологическая карта урока
Предмет |
Литература |
Класс – 10 |
||
Тема |
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Н.В. Гоголь.
|
|||
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение творчества А.П. Чехова отводится 6 часов, один из этих уроков предполагается отвести на чтение и анализ рассказа «Ионыч» . Урок имеет большое воспитательное значение, так как решается вопрос: «Как и ради чего нужно жить». |
||||
Цель |
Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему. |
|||
Задачи |
Образовательные: - Изучить рассказ А.П.Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; - Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя; - Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева; Воспитательные: - Воспитывать у учащихся представления об истинных и ложных ценностях; - Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ; - Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.
Развивающие: - Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе. - Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом; - Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста; - Активизирование субъектного представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии художественного текста; -Способствование развития умения высказывать и обосновывать (мотивировать) свое суждение о прочитанном. |
|||
Планируемые образовательные результаты |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
ü Умение осознанно воспринимать художественное произведение ü Умение анализировать текст художественного произведения ü Умение понимать ключевую проблему произведения
|
Коммуникативные УУД: ü Умение слушать и понимать других. ü Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: ü Умение прогнозировать предстоящую работу. ü Умение определять и формулировать тему урока. ü Умение принимать и сохранять учебную задачу. ü Умение осуществлять анализ и синтез; ü Умение устанавливать причинно-следственные связи. ü В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. ü Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: ü Умение выявлять сущность, особенности объектов. ü Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
|
ü Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. ü Умение делать свой выбор. ü Потребность в самовыражении через слово. ü Формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
|
||
Методы обучения |
Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный |
|||
Формы обучения |
эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой. |
|||
Межпредметные связи |
Обществознание, психология |
|||
Средства обучения |
Тексты художественного произведения, справочная литература, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство: 1.рационального использования времени на уроке; 2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.
|
|||
Организационная структура урока
Этапы урока |
Методы обучения/ технологии обучения/формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые предметные результаты |
УУД |
||
Организационный Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
Словесный метод. Фронтальная работа |
Приветствие, проверка готовности к урок. Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации. -Сформулируйте цель урока. -Актуальна ли проблема, поднятая писателем? -Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?
|
Осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя |
|
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других. Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей, мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять и формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. |
||
Подготовка к изучению нового |
Словесный и наглядный. Индивидуальная и фронтальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося |
История создания рассказа «Ионыч» ( сообщение учащейся с презентацией) Беседа: - Какова тема рассказа? -Какова основная идея произведения? -Какова композиция рассказа? |
слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода |
Умение понимать ключевую проблему произведения
|
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей |
||
Мотивация, этап актуализации субъектного отношения |
Словесный метод, проблемный , репродуктивный. Фронтальная работа. |
Важнейшим жанром в творческой практике А.П.Чехова стал рассказ. Центр тяжести в чеховском произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в её обыденной повседневности. На место события поставлен быт. Сюжет рассказа «Ионыч» - несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионовича Старцева. На нескольких страницах Чехов поведал историю целой жизни. Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство, переживания объяснены через предметный мир. Вещный мир поглощает человеческую личность, обезличивает ее. В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя
Учитель ставит нравственную проблему: Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча? Ответы учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на что нужно обратить внимание в тексте.
|
Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы Каким приехал Д.И.Старцев в Дялиж? Какова его цель в жизни? Хороший ли он врач? Есть ли у него общественные идеалы? Почему Старцева не приняли обыватели? Каковы его интересы? Почему он всё-таки поехал на кладбище? Что Старцев там увидел, почувствовал, подумал? Каково истинное лицо каждого из членов семьи Туркиных?
Обвинители должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы Каким стал Д.И.Старцев в конце рассказа внешне? Как он относился к своей работе, к людям? Какую роль в жизни Д.И.Старцева сыграла семья Туркиных? Почему он остался один? Любил ли Дмитрий Ионович Екатерину Ивановну? Почему не ответил на её порыв через 4 года? . 10 минут идет самостоятельная эвристическая работа над текстом.
|
Умение осознанно воспринимать художественное произведение
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
|
||
Работа по теме урока Актуализация и осмысление приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений.
|
Словесный метод. Групповая работа |
Первое слово для высказывания предоставляется обвинителям.
Учитель: Может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам. Обвинители могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея рассказа.
|
Ученики зачитывают из текста детали портрета Ионыча; описывают образ жизни; цитируют строки о манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; рассказывают о хобби — любовании деньгами. Учащиеся замечают, что такой человек, как Старцев, не способен любить. Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч — грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги — смысл жизни.
|
Умение анализировать текст художественного произведения
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: Умение делать свой выбор. Потребность в самовыражении через слово
Регулятивные УУД: Умение осуществлять анализ и синтез; Умение устанавливать причинно-следственные связи |
||
Анализ текста художественного произведения |
Словесный метод, проблемный Фронтальная и групповая работа Беседа |
Ставится проблема: Каков же Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа? Как молодой врач Д.И.Старцев относится к своему делу?
Хороший ли он врач?
Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?
Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?
Каков внутренний мир Старцева ?
Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?
|
Он занят больными настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой) , в праздник, после приема больных «Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа» (гл.1)
Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи (гл.2)
Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?
Имеет, их можно назвать передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями города С о том, «что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни...что нужно трудиться, без труда жить нельзя...» Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и он замолчал, замкнулся.
Он любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига, Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит над человеком мать-природа...» (гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью лунного света. Дмитрий Ионович тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична.
Скорее, был очарован, влюблен романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблен, даже унижен — чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнется деградация героя рассказа. |
Умение анализировать текст художественного произведения
|
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: Умение делать свой выбор. Потребность в самовыражении через слово
Регулятивные УУД: Умение осуществлять анализ и синтез; Умение устанавливать причинно-следственные связи |
||
|
|
-Кто же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа?
-В рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти его. l «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чем угодно, жаловаться на жизнь, на людей» (гл.2). l «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал...» (гл.2). l «Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...» (гл.4).
|
Вариантов ответа может быть три: окружающая среда, Екатерина Ивановна, сам. Соперничество спорящих достигает напряжения, тут наступает кульминация урока.
Учащиеся ищут и находят. Это слово - «жаловаться».
Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.
|
|
|
||
Итог эвристической деятельности |
|
Учитель подводит учащихся к выводу, который они должны сделать самостоятельно |
Дмитрий Ионович Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель — лечить людей. Он любит свою работу, отдает ей все свое время. Дмитрий Ионович верит, что общество идет вперед, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа. Вот идея рассказа. Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего. Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию.
|
Умение анализировать текст художественного произведения
|
|
||
Рефлексия |
Индивидуальная работа |
В конце урока учащимся предлагается заполнить рабочие листы:
Мои впечатления от урока. Довольна своей работой. Было интересно. Было интересно, но не все понятно. Было неинтересно, но понятно. Хотелось бы побольше таких уроков. Зря посетила урок.
|
Учащиеся заполняют индивидуальные листы |
|
Регулятивные УУД: Умение прогнозировать предстоящую работу. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
|
||
Приложение
История создания рассказа «Ионыч».
Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно). К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над «Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова». Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».
Вся эта запись, на первый взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут еще нет самого главного - нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи рассказ ведется от первого лица, от имени некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре художественного исследования - его история, его путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания.
Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , — думает он.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.