Технологическая карта урока литературы
Оценка 4.9

Технологическая карта урока литературы

Оценка 4.9
docx
29.05.2020
Технологическая карта урока литературы
Технологическая карта урок литературы в 10 классе.docx

Технологическая карта урока

 

Предмет

Литература

Класс – 10

Тема

Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь.

 

 

В программе под редакцией В.Я. Коровиной   на изучение творчества А.П. Чехова  отводится 6 часов, один из этих уроков предполагается отвести на чтение и анализ рассказа «Ионыч» . Урок имеет большое воспитательное значение, так как решается вопрос: «Как  и ради чего нужно жить».

Цель

 

Раскрыть трагизм  повседневно-будничного мещанского существования и духовного  оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии  темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Задачи

Образовательные:

      - Изучить рассказ А.П.Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя;

      - Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души  главного героя;

 - Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

      Воспитательные:

        - Воспитывать у учащихся представления об истинных и ложных ценностях;

        - Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

        - Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

 

Развивающие:

       - Развитие  навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе.

- Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

- Развитие умения  анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

     - Активизирование субъектного представления учащихся как основу читательского сопереживания при         восприятии художественного текста;

-Способствование развития умения высказывать и обосновывать (мотивировать) свое суждение о прочитанном.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ü Умение осознанно воспринимать художественное произведение

ü Умение анализировать текст художественного произведения

ü Умение понимать ключевую проблему произведения

 

 

Коммуникативные УУД:

ü Умение слушать и понимать других.

ü Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

ü Умение прогнозировать предстоящую работу.

ü Умение определять и формулировать тему урока.

ü Умение принимать и сохранять учебную задачу.

ü Умение осуществлять анализ и синтез;

ü Умение устанавливать причинно-следственные связи.

ü В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

ü Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

ü Умение выявлять сущность, особенности объектов.

ü Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

 

ü Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

ü Умение делать свой выбор.

ü Потребность в самовыражении через слово.

ü Формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

 

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы обучения

эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой.

Межпредметные связи

 Обществознание, психология

Средства обучения

Тексты художественного произведения, справочная литература, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Методы обучения/

технологии обучения/формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые предметные результаты

УУД

Организационный

Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного

восприятия нового материала.

 

Словесный метод.

Фронтальная работа

Приветствие, проверка готовности к урок.

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с  темой урока?

 

 

Осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя

 

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей, мотивацию к целенаправленной познавательной

деятельности.

Регулятивные УУД:

формируем умение прогнозировать предстоящую работу,

умение определять и формулировать тему урока,

умение принимать и сохранять учебную задачу.

 

Познавательные УУД:

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

Подготовка к изучению нового

Словесный и наглядный.

Индивидуальная и фронтальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

История создания рассказа «Ионыч» ( сообщение учащейся  с презентацией)

Беседа:

- Какова тема рассказа?

-Какова основная идея  произведения?

-Какова композиция рассказа?

слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

Умение понимать ключевую проблему произведения

 

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

Словесный метод, проблемный , репродуктивный. Фронтальная работа.

Важнейшим жанром в творческой практике А.П.Чехова стал рассказ. Центр тяжести в чеховском произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в её обыденной повседневности. На место события поставлен быт. Сюжет рассказа «Ионыч» - несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионовича Старцева. На нескольких страницах Чехов поведал историю целой жизни. Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство, переживания объяснены  через предметный мир. Вещный мир поглощает человеческую личность, обезличивает ее. В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя

 

Учитель ставит нравственную проблему: Кто виноват в превращении врача Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча?

Ответы учащихся будут разные. Это позволит учителю предложить учащимся разделиться на тех, кто готов обвинить Ионыча, и на тех, кто хотел бы его защитить, то есть на обвинителей и защитников. Учащиеся пересаживаются так, чтобы были видны две команды. Командам даётся 10 минут для подготовки к обвинению и защите. Для этого группам раздаются карточки с вопросами, подсказывающими, на что нужно обратить внимание в тексте.

 

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким приехал Д.И.Старцев в Дялиж?

Какова его цель в жизни? Хороший ли он врач?

Есть ли у него общественные идеалы?

Почему Старцева не приняли обыватели?

Каковы его интересы?

Почему он всё-таки поехал на кладбище?

Что Старцев там увидел, почувствовал, подумал?

Каково истинное лицо каждого из членов семьи Туркиных?

 

Обвинители должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Каким стал Д.И.Старцев в конце рассказа внешне?

Как он относился к своей работе, к людям?

Какую роль в жизни Д.И.Старцева сыграла семья Туркиных?

Почему он остался один?

Любил ли Дмитрий Ионович Екатерину Ивановну?

Почему не ответил на её порыв через 4 года?

.

10 минут идет самостоятельная эвристическая работа над текстом.

 

Умение осознанно воспринимать художественное произведение

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Работа по теме урока

 Актуализация и осмысление приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений.

 

Словесный метод. Групповая работа

Первое слово для высказывания предоставляется обвинителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Может, Дмитрий Ионович всегда был такой, таким и приехал в Дялиж? Слово предоставляется защитникам.

Обвинители могут при этом возражать, так как начинается процесс одновременного сотрудничества и соперничества. Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её. Так произойдет погружение в художественное произведение и будет понята идея рассказа.

  

 

Ученики зачитывают из текста детали портрета Ионыча; описывают образ жизни; цитируют строки о манере вести себя с больными, с теми, у кого он хочет купить дом; рассказывают о хобби — любовании деньгами. Учащиеся замечают, что такой человек, как Старцев, не способен любить. Обвинители делают вывод: в конце рассказа Ионыч — грубый, равнодушный к людям обыватель, для которого деньги — смысл жизни.

 

Умение анализировать текст художественного произведения

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

 

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ и синтез;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Анализ текста художественного произведения

Словесный метод, проблемный

Фронтальная и групповая работа

Беседа

Ставится проблема: Каков же Дмитрий Ионович Старцев в начале рассказа?

Как молодой врач Д.И.Старцев относится к своему делу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший ли он врач?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?

 

 

 

Имеет ли  Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков внутренний мир Старцева ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через

3 дня?

 

 

 

 

 

Он занят больными настолько, что выбрался в гости к Туркиным только весной (приглашали зимой) , в праздник, после приема больных «Старцев все собирался к Туркиным, но в больнице было много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа» (гл.1)

 

Хороший, потому что больные обращались к нему за помощью, и Вере Иосифовне он помог, хотя до него у неё «перебывали все городские врачи (гл.2)

 

Работа врача — это для Старцева средство для существования или цель жизни?

 

 

Имеет, их можно назвать передовыми: в главе 4 Чехов пишет, что Старцев пытался говорить с обывателями города С о том, «что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни...что нужно трудиться, без труда жить нельзя...» Но Дмитрия Ионовича они не понимали, и он замолчал, замкнулся.

 

Он любил литературу, музыку, если напевал, то романсы на слова Дельвига, Пушкина. Может оценить «таланты» семьи Туркиных. Оказавшись ночью на кладбище, он философствует о том, как быстротечна жизнь, «как нехорошо шутит над человеком мать-природа...» (гл.3). На кладбище у него нет страха, а есть восторженное любование красотой ночи, местом, которое ему видится колыбелью лунного света.

Дмитрий Ионович тонко чувствует красоту природы, искусства, он философ в душе, романтик, речь его образна, метафорична.

 

 

 

 

Скорее, был очарован, влюблен романтично, красиво. Чувство победило разум, когда он поверил в свидание на кладбище в 11 часов вечера и прождал котика до 2 часов ночи. Дмитрий Ионович надеялся на взаимность, строил планы благополучной семейной жизни, а когда ему отказали, был обижен, оскорблен, даже унижен — чувство Старцева умерло. Он ощутил себя очень одиноким. С этого момента начнется деградация героя рассказа.

Умение анализировать текст художественного произведения

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Личностные УУД:

Умение делать свой выбор.

Потребность в самовыражении через слово

 

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять анализ и синтез;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

 

 

-Кто же виноват в превращении Д.И.Старцева в Ионыча, почему погасла, погибла душа?

 

 

 

 

 

 

-В рассказе есть одно слово, которое внесет ясность в том, кто виноват в нравственной гибели Ионыча. Это слово Чехов повторяет три раза. Нужно найти его.

l   «С ней (Екатериной Ивановной) он мог говорить о чем угодно, жаловаться на жизнь, на людей» (гл.2).

l  «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал...» (гл.2).

l  «Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...»

(гл.4).

 

Вариантов ответа может быть три: окружающая среда, Екатерина Ивановна, сам. Соперничество спорящих достигает напряжения, тут наступает кульминация урока.

 

 

 

 

Учащиеся ищут и находят. Это слово - «жаловаться».

 

 

Вывод: жалуется на жизнь человек слабой воли.

 

 

 

Итог эвристической деятельности

 

Учитель подводит учащихся к выводу, который они должны сделать самостоятельно

   Дмитрий Ионович Старцев приехал в Дялиж молодым человеком сразу после университета. У него благородная цель — лечить людей. Он любит свою работу, отдает ей все свое время. Дмитрий Ионович верит, что общество идет вперед, к светлому будущему. У него богатый внутренний мир, он любит и знает литературу, музыку, глубоко чувствует красоту природы. Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви. Но отсутствие воли заставит его отступить перед первыми же трудностями, подчиниться обстоятельствам, среде, променять высокие идеалы на деньги в банке. Дмитрий Ионович предал самого себя, погибла его возвышенная душа. Вот идея рассказа.

Человек, способный подняться до значительных жизненных высот, быстро скатился к бесцветному, обывательскому существованию, где деньги превыше всего. Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию.

 

 

Умение анализировать текст художественного произведения

 

 

Рефлексия

Индивидуальная работа

В конце урока  учащимся предлагается заполнить рабочие листы:

 

Мои впечатления от урока.

 Довольна своей работой.

 Было интересно.

 Было интересно, но не  все понятно.

 Было неинтересно, но понятно.

 Хотелось бы побольше     таких уроков.

 Зря посетила урок.

 

Учащиеся заполняют индивидуальные листы

 

Регулятивные УУД:

Умение прогнозировать предстоящую работу.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

 

 

 

Приложение

История создания рассказа «Ионыч».

 Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно). К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над «Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова». Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

Вся эта запись, на первый взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут еще нет самого главного - нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи рассказ ведется от первого лица, от имени некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре художественного исследования - его история, его путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания.

Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , — думает он.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Развивающие : - Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе

Развивающие : - Развитие навыков исследовательской работы с текстом как индивидуально, так и в группе

Умение осознанно воспринимать художественное произведение ü

Умение осознанно воспринимать художественное произведение ü

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

Мотивация, этап актуализации субъектного отношения

В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя

В рассказе «Ионыч» герой утрачивает имя

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Защитники должны обдумать вопросы, найти в тексте ответы

Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её

Теперь учащимся необходимо пристально вчитываться в текст, отыскивать знаменитую чеховскую деталь, комментировать её

Хороший ли он врач?

Хороший ли он врач?

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Имеет ли Д.И.Старцев общественно-политические взгляды?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Любил ли Старцев Екатерину Ивановну, если утешился после её отказа через 3 дня?

Умение анализировать текст художественного произведения

Умение анализировать текст художественного произведения

Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь

Огонек все разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь

Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви

Старцев — романтик, философ, способный на красивое чувство любви

Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию

Учащимся важно понять, что человек, неспособный оказать сопротивление негативной окружающей среде, обречен на нравственную деградацию

Рефлексия Индивидуальная работа

Рефлексия Индивидуальная работа

Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается

Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020