Как известно, в осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность - это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи (М.А. Гараева, С.Ю. Кондратьева).
У детей с недоразвитием речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
Особенности развития математических навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
• Невнятность, неразборчивость речи, бедный лексический запас приводит к тому, что дети часто чувствуют себя неуверенными во время фронтальных занятий.
• Речевой дефект приводит к проблемам неустойчивого внимания, маленького объёма памяти, низкого уровня развития логического и абстрактного мышления, соответственно, возникают сложности с восприятием учебного материала:
зеркальный способ написания цифр;
трудности с выстраиванием числового ряда;
проблемы с пространственной и временной ориентацией.
Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе:•Реализация программных математических задач совмещается с выполнением задач логопедического плана. Работа планируется на основе тематического принципа•Для формирования навыков счёта важно отслеживать правильное использование падежных форм количественных числительных в паре с существительными (одно яблоко — три яблока).•Необходимо в доброжелательной форме стимулировать детей к развёрнутым ответам, совершенствовать монологическую речь, развивать коммуникативные навыки.•Речь воспитателя должна быть понятна, нетороплива, сопровождаться повторами важной информации для более детального и глубокого её осмысления.•По возможности чаще использовать индивидуальные и групповые занятия в утренние и вечерние часы.•Стараться закреплять навыки порядкового и количественного счёта во время повседневной деятельности (считаем этажи, машины в процессе прогулки, предметы и героев на занятиях по чтению, ).•На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию из бумаги закреплять пространственные представления.
Дошколятам тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.
Особенности практического метода:
• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
• широкое использование дидактического материала;
• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:• демонстрационный и раздаточный;• сюжетный и бессюжетный;• объемный и плоскостной;• специально-счетный, • фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
• по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
• одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
• новый наглядный материал лучше показать детям заранее...
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
• эмоциональная;
• грамотная;
• доступная;
• четкая;
• достаточно громкая;
• приветливая;
• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый,многократные повторения;
• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций,
темп достаточно быстрый,
приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
• грамотная;
• понятная (если у ребенка плохое произношение,
воспитатель проговаривает ответ и просит повторить);
полными предложениями;
• с нужными математическими терминами;
• достаточно громкая...
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, | Планомерно, регулярно, | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в | Воспитатель |
Дидактическая | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, под- | Воспитатель и |
Индивидуальная | Уточнить ЗУН и | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или не | Воспитатель и |
Самостоятельная | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных | Группа, под- | Дети и вос- |
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя. Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.