Как известно, в осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность - это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи (М.А. Гараева, С.Ю. Кондратьева).
У детей с недоразвитием речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.
Особенности развития математических навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе:•Реализация программных математических задач совмещается с выполнением задач логопедического плана. Работа планируется на основе тематического принципа•Для формирования навыков счёта важно отслеживать правильное использование падежных форм количественных числительных в паре с существительными (одно яблоко — три яблока).•Необходимо в доброжелательной форме стимулировать детей к развёрнутым ответам, совершенствовать монологическую речь, развивать коммуникативные навыки.•Речь воспитателя должна быть понятна, нетороплива, сопровождаться повторами важной информации для более детального и глубокого её осмысления.•По возможности чаще использовать индивидуальные и групповые занятия в утренние и вечерние часы.•Стараться закреплять навыки порядкового и количественного счёта во время повседневной деятельности (считаем этажи, машины в процессе прогулки, предметы и героев на занятиях по чтению, ).•На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию из бумаги закреплять пространственные представления.
Дошколятам тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.
Особенности практического метода:
Особенности словесного метода
Форма | Задачи | время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, | Планомерно, регулярно, | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в | Воспитатель |
Дидактическая | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, под- | Воспитатель и |
Индивидуальная | Уточнить ЗУН и | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или не | Воспитатель и |
Самостоятельная | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных | Группа, под- | Дети и вос- |
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя. Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.