«Проектная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

  • Видео
  • pptx
  • 21.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование математических способностей.pptx

Формирование математических способностей. Формы и методы работы в логопедической группе

Как известно, в осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность - это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи (М.А. Гараева, С.Ю. Кондратьева).
У детей с недоразвитием речи, как правило, оказываются частично сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.

Особенности развития математических навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
• Невнятность, неразборчивость речи, бедный лексический запас приводит к тому, что дети часто чувствуют себя неуверенными во время фронтальных занятий.
• Речевой дефект приводит к проблемам неустойчивого внимания, маленького объёма памяти, низкого уровня развития логического и абстрактного мышления, соответственно, возникают сложности с восприятием учебного материала:
зеркальный способ написания цифр;
трудности с выстраиванием числового ряда;
проблемы с пространственной и временной ориентацией.

Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе: •Реализация программных математических задач совмещается с выполнением задач логопедического плана. Работа планируется на основе тематического принципа •Для формирования навыков счёта важно отслеживать правильное использование падежных форм количественных числительных в паре с существительными (одно яблоко — три яблока). •Необходимо в доброжелательной форме стимулировать детей к развёрнутым ответам, совершенствовать монологическую речь, развивать коммуникативные навыки. •Речь воспитателя должна быть понятна, нетороплива, сопровождаться повторами важной информации для более детального и глубокого её осмысления. •По возможности чаще использовать индивидуальные и групповые занятия в утренние и вечерние часы. •Стараться закреплять навыки порядкового и количественного счёта во время повседневной деятельности (считаем этажи, машины в процессе прогулки, предметы и героев на занятиях по чтению, ). •На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию из бумаги закреплять пространственные представления.

Дошколятам тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.

Особенности практического метода:
• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
• широкое использование дидактического материала;
• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:• демонстрационный и раздаточный;• сюжетный и бессюжетный;• объемный и плоскостной;• специально-счетный, • фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:
• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
• по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
• одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
• новый наглядный материал лучше показать детям заранее...

Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:
• эмоциональная;
• грамотная;
• доступная;
• четкая;
• достаточно громкая;
• приветливая;
• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый,многократные повторения;
• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций,
темп достаточно быстрый,
приближающийся к ведению урока в школе...



Требования к речи детей:
• грамотная;
• понятная (если у ребенка плохое произношение,
воспитатель проговаривает ответ и просит повторить);
полными предложениями;
• с нужными математическими терминами;
• достаточно громкая...

Форма
 

Задачи
 

время
 

Охват детей
 

Ведущая роль
 

Занятие
 

Дать, повторить,
закрепить и систематизировать
знания, умения и
навыки
 

Планомерно, регулярно,
систематично
(длительность и регулярность в соответствии
с программой)
 

Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в
развитии)
 

Воспитатель
(или дефек-
толог)
 

Дидактическая
игра
 

Закрепить, применить, расширить ЗУН
 

На занятии или вне занятий
 

Группа, под-
группа, один ребенок
 

Воспитатель и
дети
 

Индивидуальная
работа
 

Уточнить ЗУН и
устранить пробелы
 

На занятии и вне занятий
 

Один ребенок

Воспитатель

Досуг (математический
утренник, праздник, викторина и т. п.)
 

Увлечь математикой, подвести итоги
 

1—2 раза в году

Группа или не
сколько групп
 

Воспитатель и
другие
специалисты
 

Самостоятельная
деятельность
 

Повторить, применить, отработать ЗУН
 

Во время режимных
процессов, бытовых ситуаций, повседневной
деятельности

Группа, под-
группа, один
ребенок
 

Дети и вос-
питатель
 

Формы работы по математическому развитию дошкольников

Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя. Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Спасибо за внимание!