ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Каково место уроков литературы в современном образовании?
На фоне происходящих в отечественном образовании изменений отношение к литературе, как к школьному предмету, достаточно неопределённое со стороны тех министерских чиновников, которые решают вопрос о многострадальном школьном стандарте по литературе, о том, каким быть экзамену по литературе, нужно ли вводить ЕГЭ по этому предмету, следует ли отменять экзаменационное сочинение… В ходе обсуждения этих непростых вопросов невольно рождается следующий: «А зачем вообще нужен такой предмет в школе – литература?» К сожалению, многие школьники рассуждают так же, полагая, что урок литературы ничего полезного для современного молодого человека не даёт, ведь так необходимый сегодня для успеха портфель достижений можно собрать и без любви к литературе. Это качество, по их мнению, необходимо тем немногим, кто в будущем собирается связать свою жизнь с профессией филолога или журналиста.
Оказывается, мы ведём в школе неперспективный предмет. Так ли это на самом деле? Главный редактор журнала «Русская словесность» А.И.Княжицкий в одной из своих последних статей, наоборот, именно литературу называет самым прагматичным предметом, утверждая, что «литература не может быть просто предметом, что называется для себя, для удовлетворения собственной любознательности, для получения собственного удовольствия». По мнению автора, «художественная литература открывает ребёнку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков». Понять вопросы, которые задаёт человеку мир, понять не просто умом и, пусть иногда подсознательно, всем ходом своей жизни ответить на них – вот вполне конкретная, в высшей степени прагматичная задача, которую ни один из школьных предметов, кроме литературы, не решит.
Знакомство с художественными произведениями русских и зарубежных классиков на уроках литературы, действительно, во многом помогает понять жизнь, понять себя, окружающих, помогает, сохранив настоящие ценности, остаться человеком в этом непростом современном мире. Невольно соглашаешься с А.И.Княжицким и в том, что «…настоящий учитель литературы отвечает за то, что происходит не только при нём, у него на уроке, но и после него, спустя годы и десятилетия. Литературное образование рассчитано не только на школьные годы, литературное образование даётся на всю жизнь. И очень часто его качество по-настоящему можно оценить спустя много лет».
Есть ли место проектной деятельности на уроках литературы?
Но жизнь меняется, и ничего не меняя в преподавании предмета литературы, обойтись нельзя. Я думаю, что из всех нововведений в образовании проектная деятельность на уроках литературы в большей степени:
- позволяет этот школьный предмет приблизить к жизни, помогает познать всё многообразие литературных сокровищ, мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, как русских, так и зарубежных писателей;
- позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности, учит позитивно организовывать совместную работу внутри группы единомышленников.
Всё это немаловажно для дальнейшего жизненного успеха в любой сфере деятельности., как в личной, так и в общественной.
Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Какова роль учителя в проектной деятельности?
В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта. Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающихся с преподавателем, который не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность каждого участника проекта. В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти и к проектной деятельности.
Как можно организовать проектную деятельность на уроках литературыв старших классах?
При овладении учителем методом проектов необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Начав заниматься с 2007 года проектной деятельностью в 10 классе на уроках литературы, мы первоначально освоили технологию информационного проекта. Результатом первого полугодия стала защита информационного проекта на тему «Неизвестные страницы жизненного и творческого пути русских писателей XIX века». Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта учащиеся изучали и использовали различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, медиаматериалы), осваивали методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Ребята увлечённо работали над сбором необходимой информации и над совместной её обработкой в группах. Собранные материалы не только расширили представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволят ребятам других классов пользоваться собранными материалами. Красочно оформленные информационные презентации, созданные каждой группой и размещённые в кабинете, привлекли всеобщее внимание не только одноклассников. Ребята младших классов с большим интересом знакомились с малоизвестными фактами жизни и творчества знакомых им писателей XIX века.
Самым необычным моментом защиты проектов для ребят стал этап рефлексии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось) и оценивание результатов работы через рейтинговую оценку, которая представляла собой средний балл из суммы оценок: коллективной оценки в группах, средней коллективной оценки слушателей, самооценки, оценки преподавателя и оценки библиотекаря, при активной поддержке которого шёл поиск литературных и медиаисточников. Рейтинговые оценки показали, наравне с желанием объективно оценивать себя и своих товарищей, и высокий уровень полученных в ходе проектной деятельности знаний, умений и навыков, выведя их на уровень компетентностных практических ценностей., столь необходимых современной успешной личности.
Во II полугодии ребята, вновь разделившись на группы, работали над созданием творческого проекта на тему «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…», цель которого – творческое переосмысление произведений писателей XIX века и создание литературно-музыкальных композиций. Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознанно взялись за создание очередного проекта: увлечённо обсуждали в группах идеи по выбранным темам, распределяли роли, подбирали музыкальное и литературное сопровождение, планировали дополнить композиции собственными поэтическими творениями. В стороне не остался никто, демонстрируя скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.
Проектная деятельность настолько активизировала мыслительную, творческую деятельность ребят, что и на каждый урок литературы ребята стремятся приходить не в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования, способных активно включаться в каждый этап урока, обсуждать вопросы, подсказанные темой, сопоставлять литературный материал с жизненным опытом. Это уже не равнодушные читатели, а думающие личности, для которых литературный материал становится настоящей школой жизни. Подобный настрой испытывают ребята и по отношению к любой внутриклассной деятельности: ни один классный час у нас не проходит без совместных проектов на различные воспитательные темы, вызывающие живое, заинтересованное обсуждение ребят всего класса.
Я надеюсь на то, что и сами ребята будут авторами-разработчиками тем дальнейших проектов, связывая их с собственными интересами, социальными потребностями времени. Именно такая активная жизненная позиция и является самым существенным качественным показателем не только литературного, но и всего школьного образования.
Подведём итоги:
- проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его.
Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Любая проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированное обучение, так как при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Для учителя же проектная деятельность становится не привычной повседневной обузой, а бесконечным творческим поиском.
Литература
1. Княжицкий, А. И. Самый прагматичный предмет [Текст] / А. И. Княжицкий // Русская словесность. – 2007. - № 7. – С. 2 – 6.
2. Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.
3. Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] /
М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С.
118 – 143.
4. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144 – 148.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.