Камаева
Илсеяр Рявкатьевна,
преподаватель русского языка и
литературы
ОГБПОУ «Карсунский медицинский
техникум имени В.В.Тихомирова»
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство самореализации личности.
С каждым днем мы слышим вокруг нас все больше слов «проект», «проектная
деятельность» и т.д. Но не все до конца понимают их значение, а также роль в
жизни человека. Что нам на это скажет интернет? Вот выдержка из Википедии: «Проект —
замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов,
чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической
реализации.» То есть, чаще всего это
какой-то план действий, который создан для решения проблемы. Однако не стоит
забывать о разных видах проектов. К примеру, исследовательский проект ставит
перед собой задачу добычи и систематизации новых знаний. Со временем мы
приходим к выводу, что если сфера проектов достаточно популярна и быстро
развивается, то стоит попробовать использовать это в реальной жизни. В нашем
случае, в учебной среде.
Первый вид проектной деятельности, который я использую непосредственно во
время занятий – это создание групповых проектов. На уроках русского языка и
литературы студенты делятся на несколько небольших команд, каждой из которых
дается какая-либо тема, имеющая прямое отношение к изучаемому на занятии.
Например, если мы изучаем творчество Ф.М.Достоевского, то студентам
предлагается составить кроссворд о биографии писателя, небольшую мини-игру о
великих произведениях, интеллект-карту о «Преступлении и наказании» и т.д. Все
это является небольшими проектами. Работа над их созданием оказывает большое
влияние на студентов. Проектная деятельность в этом случае помогает лучше
узнать друг друга, найти общий язык и в целом сплотиться, студенты учатся работать в коллективе и
команде, Кроме того, это
способствует лучшей усвояемости материала.
Дальше мы переходим к еще одному виду проектной деятельности, которую я
использую в своей работе. «Жизнь, которую мы творим» («Жизнь, Которую Мы Творим»)
– литературная газета, а также новый проект, созданный под моим руководством.
Группа инициативных студентов, любящих литературу, в течение двух лет вносят
свой вклад в ее развитие. На протяжении всего времени существования газеты над
ней поработало большое количество заинтересованных студентов. Они ведут такие
рубрики, как «Проба пера», «Книги юбиляры», «Писатели юбиляры», «Это интересно»
и др. В целом, проект выполняет те же функции, что были перечислены раньше:
работа в команде, взаимопомощь. Однако, кроме всего этого, газета помогает
создать и укрепить крепкие связи между студентами разных групп и возрастов. Это
способствует созданию дружного комьюнити во всем техникуме, что положительно
сказывается на развитии учебного заведения. Из этого коллектива в дальнейшем
формируются команды для участия в региональных и всероссийских конкурсах, а
проектная деятельность, проделанная ранее, позволяет им сплотиться и показывать
хорошие результаты.
Еще один вид проектной деятельности – написание итогового проекта.
Каждый год первокурсники выбирают интересную тему и пишут полноценную работу по
ней. Для того, чтобы результат получился максимально качественным студентам
необходимо не только провести большое исследование, но и правильно изложить его
на бумаге. Эта деятельность способствует выработке умения находить нужную
информацию, работать с разными ее источниками, а также анализировать и проверять
ее достоверность (Например, для итогового проекта по литературе студенты часто
посещают библиотеку, работают с архивными материалами). Это также помогает
лучше выстраивать связи с другими людьми – для полноценного исследования
необходимо пообщаться с представителями разных профессий и видом деятельности.
Конечное выступление, презентация проекта помогают почувствовать себя
уверенней, испытать ощущения публичного выступления. Это помогает студентам в
дальнейшем (например, при подготовке выпускной курсовой, дипломной, работы на 4
курсе). Стоит учесть, что итоговый проект выполняют первокурсники, для которых
эта деятельность является значимым «толчком» в будущее, она помогает им быстрее
социализироваться в новом учебном заведении, а также дает шанс для
самореализации личности.
В целом, примеры проектной деятельности абсолютно разные, но итоги,
которые она получает, часто близки или даже идентичны. Так, например,
студенты-первокурсники делают большой шаг в будущее, когда выполняют те или
иные проекты. Часто значение данного вида деятельности недооценивается, но
практические примеры из года в год доказывают, что проекты оказывают огромное
влияние на развитие и социализацию личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.