Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей, это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.
Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектов является одним из активных методов обучения в рамках ФГОС.
Задачи проектной деятельности в школе:*Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);*Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);*Умение анализировать (креативность и критическое мышление);*Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);*Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:*связь теории с практикой;*научность, сознательность и активность усвоения знаний;*доступность, систематичность и преемственность обучения;*наглядность и прочность усвоения знаний.Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:*деловитости;*предприимчивости;*ответственности.Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев, поликультурных особенностей нашей школы.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:*подготовленность учащихся к данному виду деятельности;*интерес школьников к проблеме;*практическая направленность и значимость проекта;*творческая постановка задачи;*практическая осуществимость проекта.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А 4.1. Титульный лист.2. Оглавление.3. Введение.4. Главы основной части:Глава 1. Конструкция изделия.Глава 2. Технология изготовления.Глава 3. Экономическое обоснование проекта.Глава 4. Экологическая оценка проекта.5. Заключение.6. Библиографический список использованной литературы.7. Приложения.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Таким образом, проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности.
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.
Если ученик открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, успешность важна для каждого ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.