«Проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.9

«Проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности»

Оценка 4.9
Семинары
doc
преподавание
25.03.2020
«Проектная деятельность на уроке  и во внеурочной деятельности»
Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог.
выступление на семинаре.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

 

 

 

 

 

 

 

 

Городской

 научно-практический семинар

 «Проектная деятельность на уроке

и во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы  все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

                                                                                          А.П. Чехов

                                           

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

  Поэтому  в настоящее время широкую популярность приобрели проектные метод обучения.

  Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог.

Наши педагоги работают с проектами. Работа над проектами ведется в системе. Любой ученик имеет возможность личного выбора проекта в соответствии со своими интересами, а также возможность выхода в собственный проект. Проекты создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.  

В основу проектного метода положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Возник вопрос: как организовать работу  над проектной деятельностью.

Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями,  преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

В ходе практических наработок над проектом определились  пять «П»: «Проблема» - «Проектирование» (планирование) – «Поиск информации» - «Продукт» - «Презентации».

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

-         З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

-         М е т о д ы: виды деятельности.

-         Р е з у л ь т а т: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. 

  Проектный метод

Исследовательский метод

-         Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта;

-         решение определенной, ясно осознаваемой задачи

-         Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

-         бескорыстный поиск истины

 

Рассмотрим  э т а п ы данных методов:

 

Проект

Исследование

1

2

1.     Выбор темы проекта.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Планирование проектной деятельности.

4.     Реализация проекта.

5.     Оценка и самооценка проекта.

6.     Презентация

1.     Выбор темы исследования.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Выдвижение гипотезы.

4.     Организация исследования:

-         исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

-         разрешение вопроса и проверка.

5.     Фиксирование результатов                            исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6.     Презентация

 

Планирование проектной деятельности предполагает:

-         определение источников информации;

-         определение способов сбора и анализа информации;

-         итоговый продукт (формы представления результата);

-         выработку критериев оценки результатов работы;

-         распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

·        подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;

·        посмотреть книги по теме и записать важную информацию;

·        спросить у взрослых и записать интересную информацию;

·        посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;

·        используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;

·        понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;

·        провести эксперимент и записать план и результаты.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. 

Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты.

Творческий проект –  особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.

Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.

Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу  в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

Как привлечь родителей к этой работе? В нашей школе организуются коллективные творческие проекты. Одним из таких проектов был проект «Любимое блюдо семьи или блюда Поволжья».

(Слайд-шоу фотографий «Любимое блюдо семьи или блюда Поволжья»)

Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Творческий проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы.

Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.

          Осознавая это, администрация школы активизирует свою деятельность по работе со способными детьми. Психологическая и социологическая службы проводят опросы, которые показывают, что педагоги, учащиеся и их родители отмечают значимость проблем, связанных с развитием способных детей. Важным, по мнению 94% респондентов, является необходимость создания в школе системы поддержки и развития способных детей.

Таким образом, приоритетным направлением работы педагогического коллектива нашей школы стало создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для  реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать.

Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в проектную и исследовательскую деятельность по выбранному им направлению. Именно поэтому первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в нашей школе научного общества учащихся «Академия школьных наук». Это первые шаги детей в науку.

Цели работы научного общества:

1.     Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию проектной и исследовательской деятельностью.

2.     Изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.    

Задачи НОУ:

1.     Развитие познавательных потребностей и способностей школьников, а также их обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и созданию проектов.

2.     Формирование и развитие у учащихся школы умений и навыков исследовательского поиска и представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.                                                                                         

Стать членом общества может любой желающий ученик школы, начиная с первого класса. Главное условие – личная увлечённость, интерес ребёнка к этому виду деятельности.

Высшим органом научного общества «Академия школьных наук» является Учёный совет, в состав которого входят учащиеся, получившие почётное звание «Академик школьных наук», педагоги, а также родители. Возглавляет НОУ министр образования, избираемый на ежегодном заседании школьного правительства республики «Надежда».

Год работы в НОУ завершается научно-практической конференцией в день школы – это праздничное мероприятие.

(Фильм о научно-практической конференции)

Главные задачи учителя, который увидел желание и талант в процессе индивидуальной работы с учеником: помочь ему выбрать тему предполагаемого проекта; определить круг проблем, подлежащих исследованию; стимулировать активность, поддерживать любознательность, желание получать новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Работа НОУ осуществляется в различных формах:

индивидуальная, предусматривающее:

ü отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

ü работу с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

             групповая (включает работу над совместными исследовательскими проектами);

             коллективная (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями  предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможность информационных технологий. Учащиеся учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы.

             Сегодня мы можем утверждать, что работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности.

Научное общество учащихся способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:

§  учебно-познавательной (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

§  информационной (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов и информационных технологий);

§  коммуникативной (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным и т.д.)

§  компетенция личностного самосовершенствования и др.

       

  Педагогическая и психологическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников необходима, т.к.:

   а) раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества;

   б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;

   в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;

   г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;

   д) навыки исследовательской и проектной деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Члены НОУ выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях.

Учащиеся начальной школы №25 активные участники городских конкурсов «Малая академия» и «Аленький цветочек»

Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

Создание научного общества учащихся младших классов, осуществление программы «Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников» в контексте реализации программы научно-практической деятельности в школе являются реальными предпосылками к созданию системы поддержки талантливых детей в школе, что сегодня является одним из основных направлений проекта «Наша новая школа».

Неслучайно на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России - 2009» на вопрос: «Ваше пожелание школе как родителя…», - президент Российской Федерации Д.А.Медведев ответил: «…как родитель я хотел бы как раз сказать одну вещь: считаю, что нужно вкладывать максимальное количество знаний в наших учеников. Только в этом случае у нашей страны есть будущее и только в этом случае мы конкурентноспособны…» Именно это мы и стараемся делать, реализуя проектную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.                     Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Руками к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)            

 

 

 

                                 


Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные метод обучения

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные метод обучения

Возник вопрос: как организовать работу над проектной деятельностью

Возник вопрос: как организовать работу над проектной деятельностью

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных…

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных…

Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта; - решение определенной, ясно осознаваемой задачи -

Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта; - решение определенной, ясно осознаваемой задачи -

Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера; · понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений; · провести эксперимент и записать план…

Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера; · понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений; · провести эксперимент и записать план…

Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач

Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач

Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой

Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой

Цели работы научного общества: 1

Цели работы научного общества: 1

Работа НОУ осуществляется в различных формах: индивидуальная, предусматривающее: ü отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление…

Работа НОУ осуществляется в различных формах: индивидуальная, предусматривающее: ü отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление…

Педагогическая и психологическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников необходима, т

Педагогическая и психологическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников необходима, т

Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы

Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы

Не привыкайте к небесам, Руками к ним тянитесь

Не привыкайте к небесам, Руками к ним тянитесь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020