«Проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности»

  • Семинары
  • doc
  • 25.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог.
Иконка файла материала выступление на семинаре.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»

 

 

 

 

 

 

 

 

Городской

 научно-практический семинар

 «Проектная деятельность на уроке

и во внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы  все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

                                                                                          А.П. Чехов

                                           

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка.

В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

  Поэтому  в настоящее время широкую популярность приобрели проектные метод обучения.

  Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог.

Наши педагоги работают с проектами. Работа над проектами ведется в системе. Любой ученик имеет возможность личного выбора проекта в соответствии со своими интересами, а также возможность выхода в собственный проект. Проекты создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.  

В основу проектного метода положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Возник вопрос: как организовать работу  над проектной деятельностью.

Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями,  преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

В ходе практических наработок над проектом определились  пять «П»: «Проблема» - «Проектирование» (планирование) – «Поиск информации» - «Продукт» - «Презентации».

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

-         З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

-         М е т о д ы: виды деятельности.

-         Р е з у л ь т а т: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. 

  Проектный метод

Исследовательский метод

-         Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта;

-         решение определенной, ясно осознаваемой задачи

-         Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

-         бескорыстный поиск истины

 

Рассмотрим  э т а п ы данных методов:

 

Проект

Исследование

1

2

1.     Выбор темы проекта.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Планирование проектной деятельности.

4.     Реализация проекта.

5.     Оценка и самооценка проекта.

6.     Презентация

1.     Выбор темы исследования.

2.     Постановка целей и задач.

3.     Выдвижение гипотезы.

4.     Организация исследования:

-         исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

-         разрешение вопроса и проверка.

5.     Фиксирование результатов                            исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6.     Презентация

 

Планирование проектной деятельности предполагает:

-         определение источников информации;

-         определение способов сбора и анализа информации;

-         итоговый продукт (формы представления результата);

-         выработку критериев оценки результатов работы;

-         распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

·        подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;

·        посмотреть книги по теме и записать важную информацию;

·        спросить у взрослых и записать интересную информацию;

·        посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;

·        используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;

·        понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;

·        провести эксперимент и записать план и результаты.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. 

Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты.

Творческий проект –  особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.

Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.

Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу  в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

Как привлечь родителей к этой работе? В нашей школе организуются коллективные творческие проекты. Одним из таких проектов был проект «Любимое блюдо семьи или блюда Поволжья».

(Слайд-шоу фотографий «Любимое блюдо семьи или блюда Поволжья»)

Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Творческий проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы.

Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.

          Осознавая это, администрация школы активизирует свою деятельность по работе со способными детьми. Психологическая и социологическая службы проводят опросы, которые показывают, что педагоги, учащиеся и их родители отмечают значимость проблем, связанных с развитием способных детей. Важным, по мнению 94% респондентов, является необходимость создания в школе системы поддержки и развития способных детей.

Таким образом, приоритетным направлением работы педагогического коллектива нашей школы стало создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для  реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать.

Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в проектную и исследовательскую деятельность по выбранному им направлению. Именно поэтому первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в нашей школе научного общества учащихся «Академия школьных наук». Это первые шаги детей в науку.

Цели работы научного общества:

1.     Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию проектной и исследовательской деятельностью.

2.     Изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.    

Задачи НОУ:

1.     Развитие познавательных потребностей и способностей школьников, а также их обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и созданию проектов.

2.     Формирование и развитие у учащихся школы умений и навыков исследовательского поиска и представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.                                                                                         

Стать членом общества может любой желающий ученик школы, начиная с первого класса. Главное условие – личная увлечённость, интерес ребёнка к этому виду деятельности.

Высшим органом научного общества «Академия школьных наук» является Учёный совет, в состав которого входят учащиеся, получившие почётное звание «Академик школьных наук», педагоги, а также родители. Возглавляет НОУ министр образования, избираемый на ежегодном заседании школьного правительства республики «Надежда».

Год работы в НОУ завершается научно-практической конференцией в день школы – это праздничное мероприятие.

(Фильм о научно-практической конференции)

Главные задачи учителя, который увидел желание и талант в процессе индивидуальной работы с учеником: помочь ему выбрать тему предполагаемого проекта; определить круг проблем, подлежащих исследованию; стимулировать активность, поддерживать любознательность, желание получать новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Работа НОУ осуществляется в различных формах:

индивидуальная, предусматривающее:

ü отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

ü работу с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

             групповая (включает работу над совместными исследовательскими проектами);

             коллективная (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями  предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможность информационных технологий. Учащиеся учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы.

             Сегодня мы можем утверждать, что работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности.

Научное общество учащихся способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:

§  учебно-познавательной (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);

§  информационной (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов и информационных технологий);

§  коммуникативной (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным и т.д.)

§  компетенция личностного самосовершенствования и др.

       

  Педагогическая и психологическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников необходима, т.к.:

   а) раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества;

   б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;

   в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;

   г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;

   д) навыки исследовательской и проектной деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Члены НОУ выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях.

Учащиеся начальной школы №25 активные участники городских конкурсов «Малая академия» и «Аленький цветочек»

Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

Создание научного общества учащихся младших классов, осуществление программы «Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектной деятельности младших школьников» в контексте реализации программы научно-практической деятельности в школе являются реальными предпосылками к созданию системы поддержки талантливых детей в школе, что сегодня является одним из основных направлений проекта «Наша новая школа».

Неслучайно на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России - 2009» на вопрос: «Ваше пожелание школе как родителя…», - президент Российской Федерации Д.А.Медведев ответил: «…как родитель я хотел бы как раз сказать одну вещь: считаю, что нужно вкладывать максимальное количество знаний в наших учеников. Только в этом случае у нашей страны есть будущее и только в этом случае мы конкурентноспособны…» Именно это мы и стараемся делать, реализуя проектную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.                     Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Руками к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так – и всё не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)