«Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ»
Яковлева Л.А. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 34»
Добрый день уважаемые коллеги!
Очень рада встрече с вами на форуме по «Духовно – нравственному воспитанию школьников» и поделиться опытом своей работы.
В Концепции духовно - нравственного воспитания сказано, что высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
Одним из средств достижения данной цели является знакомство школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84 – р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объёме 34 учебных часа.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. В светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Об этих нравственных ценностях на родительском собрании говорили митрополит Анастасий Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ и главный имам – Ахунд – Председатель отдела «Региональное духовное направление мусульман Ульяновской области» Ильдар хаджи Сафиуллин. Родителей знакомили с содержанием всех модулей. В гимназии обеспечен свободный, добровольный информированный выбор родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, многое кажется устаревшим, отжившим и уже более не нужным. Корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Эти ценности мы должны не только сохранить, но и передать нашей молодёжи.
Народная китайская мудрость гласит:
« Если у вас план на год, сейте рис, пшеницу,
Если на десятилетия, сажайте деревья,
Если на всю жизнь, растите детей».
Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей у христиан, и у мусульман, у иудеев, и у буддистов.
«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи» (абхазия).
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учителю требуется не только знание предметов и методик их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на духовно – нравственное воспитание ребёнка.
Шестой год преподаю модуль «Основы светской этики». Прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Безусловно, данные курсы были необходимы, так как предмет «ОРКСЭ» был абсолютно новым и вызывал массу вопросов, начиная от методики преподавания и заканчивая содержанием УМК.
На своих занятиях решаю труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, дидактические и воспитательные проблемы. Стараюсь дать не только знания учащимся, но и время для того, чтобы произошло осмысление, которое бы привело к формированию нравственных качеств.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Именно организация проектной деятельности позволяет выйти за рамки урока и «погрузиться» в тему. Эта работа уникальна, так как ориентирована на достижение целей самих учащихся. Она эффективна, так как его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлена на получение практического результата. Её можно применять в урочной и внеурочной деятельности. Поэтому в своём выступлении больше буду опираться на учебные проекты и учебно – исследовательские работы.
«Гимназия № 34» более десяти лет является базой регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия». Практически все учителя начальных классов - педагоги – тьюторы.
Наши ученики – активные участники конкурсов «Аленький цветочек», фестиваля – конкурса «Чистота родного края», «Малая академия». Знания по организации научно – исследовательской и проектной работы стала применять на занятиях по ОРКСЭ.
Все темы курса разделила на основные блоки:
I. «Россия - многонациональная держава».
II. «Когда люди объединяются».
III. «Культура каждого народа неповторима».
IV. «Что помогает людям жить в мире и согласии».
Часто ребята затрудняются с выбором темы. На внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» даю им памятки с примерными темами по блокам. Разбираем эти темы. Выслушиваю предложения детей. Даю им время для размышления, выбора темы и совета с членами семьи. Включение родителей
в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
«Россия - многонациональная держава»:
Ø С чего начинается Родина?
Ø Россия – Родина моя.
Ø История России .
Ø Древняя Русь.
Ø Столица России.
Ø Князья, цари и императоры России.
Ø Народы России.
Ø Русский язык – государственный язык России.
Ø Родной язык – народной мудрости родник.
«Когда люди объединяются»:
Ø Наша семья в годы Великой Отечественной войны.
Ø Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд в мирное время, в тылу, ратный подвиг, творчество и др.).
Ø Письмо ветерану.
Ø Подарок ветерану.
Ø Татарский поэт Муса Джалиль.
Ø Пионеры – герои.
«Культура каждого народа неповторима»:
Ø Что такое этика?
Ø Жилища народов России.
Ø Старинный бабушкин сундук.
Ø Фотография в моём семейном альбоме.
Ø Национальные костюмы народов России.
Ø Национальные игрушки народов России.
Ø Национальные игры народов России.
Ø Ткачество и вышивка народов России.
Ø Религиозные праздники народов России.
Ø Праздники и обряды народов России.
Ø Блюда нашей национальной кухни.
Ø Национальные традиции в нашей семье.
Ø Устное народное творчество народов России.
Ø Эрьзя – скульптор мира.
«Что помогает людям жить в мире и согласии»:
Ø Для чего нужны правила?
Ø Род и семья – исток нравственных отношений.
Ø Родовое древо.
Ø О дереве судят по плодам, а о человеке – по делам.
Ø Вот что значит настоящий верный друг.
Ø Человек, который заслуживает доверия.
Ø Честность – одна из главных человеческих чувств.
Ø Какие ценности объединяют людей?
Ø Я хочу рассказать об одном добром человеке…
Ø Как отличить добро от зла?
Более сложные темы первых двух блоков. Их можно отнести к учебно - исследовательским работам. Такие работы выполняем долго от двух до пяти месяцев. Часто они переходят в исследовательские работы. К ним могу отнести работу «Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны». Автор работы хотел изучить вклад железнодорожников в победу в Великой Отечественной войне. В ходе исследования он узнал о своём прапрадедушке Наумове Василии Андреевиче, который во время войны был машинистом паровоза. Имя его увековечено в книге «Память», а его паровоз стоит в Поволжском музее в Самаре. После посещения Ульяновского Локомотивного депо, подключилась не только вся семья, но и родственники. С данной работой выступили в гимназии, в городе, в регионе. Опыт работы опубликовали.
Не только семье, но и ребятам класса было не только интересно, они гордились Василием Андреевичем, не остались равнодушными и выполнили мини - проект «Что бы я сказал Василию Андреевичу…». Так как его нет в живых, мы письма подарили родственникам. Такие же письма приготовили для ветеранов войны ко Дню Победы.
Среди многообразия проектов наиболее эффективными в рамках классно – урочной системы, считаю информационные проекты (реферативная форма), которые реализую в рамках одного – двух уроков. К таким проектам можно отнести темы третьего блока. Для успешного результата все этапы проекта выполняем в сжатом виде. Учащиеся учатся кратко излагать свои мысли, логично и связно выстраивать сообщение, готовить наглядность. А моя роль – обобщить, резюмировать и дать оценку деятельности учащихся.
Проект «Эрьзя – скульптор мира» выполняли на уроке ОРКСЭ. Класс (участников проекта) разделила на группы, каждая из которых решала свою определённую работу. В группе каждый ребёнок находит работу по силам, по интересам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства. А защищали проект на внеурочной деятельности «Быт, культура и традиции мордовского народа». Ребята даже использовали при этом и ролевой проект. С этим проектом мы выступили перед учащимися четвёртых классов гимназии.
При выполнении проектов третьего и четвёртого блока, чаще используем творческий проект. Завершаем эти проекты на внеурочной деятельности «Мир деятельности». Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ: здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.
Проект «В какие куклы играли раньше» выполнял весь класс. Самостоятельно отобрали материал. После сбора информации мы сшили куклы. Делать выкройки помогала я. Остальную работу выполняли сами ребята. Готовые изделия мы отправили на конкурс. Ребятам были дороги свои работы, но на акции «Добрых дел» часть кукол продали, а деньги перечислили тяжело больным детям. Творческие проекты очень любят мои ребята, наверно потому, что я сама люблю творить.
На примере своих работ показала, чем проект отличается от исследовательской работы. Проект – это «продукт», который надо реализовать. А исследовательская работа – это деятельность, направленная на получение новых научных знаний. И то, и другое должны быть получены самостоятельно в процессе деятельности, а не заимствованы, откуда – то в готовом виде. Ученики являются непосредственными участниками получения и обработки знаний. И проекты и исследования у нас являются учебными.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.