Проектная деятельность учителя-логопеда в ДОУ
Оценка 4.6

Проектная деятельность учителя-логопеда в ДОУ

Оценка 4.6
docx
13.08.2021
Проектная деятельность учителя-логопеда в ДОУ
проект знакомство с органами речи.docx

Уважаемые коллеги, добрый день! Представляю Вашему вниманию проект по теме: «Знакомство с органами речи». Подготовленный материал будет полезным для логопедов, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.

Цели проекта:

·                     сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;

·                     сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Задачи проекта:

1.В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.

2. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

3.Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Предполагаемые результаты.

- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении.

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Актуальность проблемы.

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Содержание и структура проекта.

1 этап: подготовительный.

1. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

2. Подбор информации об органах артикуляции, о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

3. Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

1. Работа с детьми:

1 Знакомство с органами речи с использованием артикуляционных профилей звуков.

2. Изучение общего комплекса артикуляционной гимнастики и комплекса артикуляционной гимнастики для постановки конкретного звука.

3. Рассказывание и показ артикуляционных сказок: «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах»

4. Сочинение артикуляционных историй со Смешариками.

5. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями

6. Изготовление артикуляционных кубиков

2 Работа с педагогами:

1. Составление сборника артикуляционных сказок

2. Изготовление дидактического материала для проведения артикуляционной гимнастики.

3. Изготовление картотеки артикуляционных упражнений

3. Работа с родителями:

1. Консультация «Как устроен речевой аппарат».

2. Консультация «Артикуляционная гимнастика»

3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

4. Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»

5 Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки.

3 этап: заключительный.

1. Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

2. Обобщение опыта работы по проекту и его представление.

Подводя итоги работы по реализации проекта, можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия, у детей повысился уровень развития артикуляционной моторики. В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно — развивающим занятиям благодаря использованию артикуляционной гимнастики в игровых и нетрадиционных методах и приемах. Артикуляционный аппарат детей старшей  группы полностью подготовлен к овладению недостатков звукопроизношения.

Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. В ходе работы был систематизирован практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители в процессе коррекционной работы с детьми.

 


 

Уважаемые коллеги, добрый день!

Уважаемые коллеги, добрый день!

ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению; - осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей

ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению; - осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей

Подготовительный этап. 2. Основной этап

Подготовительный этап. 2. Основной этап

Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков» 5

Создание буклета "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков» 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2021