МОТИВ
Каждый новый набор уже 30 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:
Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?
Как научить детей учиться самостоятельно?
Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?
Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?
Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
3
4
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня– увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах . Поэтому с 2008 года активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу метод учебного проекта. В своей практике использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе.
Предположение (к чему привести детей)
Гипотеза: при создании благоприятных социально-психологических условий появляется возможность для освоения обучающимися российской культуры, как целостного самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Программа «Основы мировых религиозных культур» позволяет затронуть социальные проблемы общества и отношения к ним разных религий. Методические рекомендации, разработанные в ходе изучения предмета, станут условием профессиональной готовности педагогов к реализации задач курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики».
5
Цели:
формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению и диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
создание условий для организации образовательного процесса с учащимися 4-5 классов;
сохранение мирных отношений между мусульманскими и христианскими народами России.
6
Задачи:
организовать процесс обучения и воспитания учащихся
с учетом потребностей и возможностей возраста
10- 11 лет;
познакомить обучающихся с основами мировых
религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего подростка значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи ,общества;
7
обобщить знания ,понятия и представления о духовной культуре и морали , полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценостно - смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры ;
развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
8
Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности. В процессе своей исследовательской деятельности пришла к выводам:
- использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность
Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
13
Плюс ко всему, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме. Я планирую продолжить работу по организации проектной деятельности учащихся. Ведётся разработка проектов, реализуемых на уроках и во внеурочное время в начальных классах.
МОИ ПРОЕКТЫпроект «Открой свой мир»
Цель –воспитание личности:
творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся к разнообразной инновационной деятельности;
гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
владеющей компетентностью, грамотностью ,хозяйственными навыками ,знающей и хранящей традиции ,ведущей здоровый образ жизни;
свободной и любящей свой край и свою Родину
Цели и задачи:-познакомить с понятием « толерантность»;-развивать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы;-уважать личность каждого;-развивать творческие способности учащихся.
15
Краткая аннотация проекта
Претворение в жизнь проекта позволит учителю обратить внимание детей на связь каждого человека с историей. Учитель имеет возможность показать связь истории с происходящим, познакомить младших школьников с семейными историями и через ученика познакомить с историями семей в классе. У учеников появится возможность научиться совместной работе друг с другом, правилам общения со взрослыми.
Выводы, которые сделает ученик в ходе выполнения проекта, помогут школьникам в дальнейшей учёбе. а учителю- в воспитательной работе.
Тип проекта: исследовательский Предмет: литературное чтениеАвтор: Киреева АсиятУчебный год: 2009-2010
Описание работы:
В своей работе Ася рассказала об обычаях и традициях своего народа.
Познакомила со своим дедушкой Киреевым Аскербием Суюновичем -известным ногайским поэтом ,книги которого иллюстрировала его сестра Тамара Аскербиевна Имаева
.
Тема: «Слово о моём народе»(ногайцы)
Следуя традициям своей семьи, по стопам своего дедушки, пробует писать стихи. Её первые стихи опубликованы в четвёртом номере детского журнала «Маъметекей» за 2009год.
Тема Моя семья в истории Отечества
Тип проекта: исследовательский и творческий
Предмет: ОРКиСЭ
Автор: Кубанов Хасан
Учебный год: 2009/2010
Цель исследования:
Что значит «живая история?» Как моя семья связана с историей моей Родины?
Описание работы:
Работа раскрывает связь истории страны с историей конкретной семьи.
План :
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности ислама.
Любовь человека к Родине.
Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?»
Выступил на конференции «Моя семья» в гимназии, 1место.
Тема Моя родословная
Тип проекта: исследовательский
Предмет: окружающий мир
Автор: Аветисян Ангелина
Учебный год: 2012-2013
Цель исследования:
Описание работы:
Выступила на 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?»,2 место.
как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную
Задачи: исследовать историю возникновения фамилии Аветисян и составить своё «Древо жизни».
В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Аветисян. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».
«Каждый народ-художник»принцип проекта «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры!»
2008г.-открытый урок по ОРКиСЭ (практический семинар для руководителей МО города «Введение в общеобразовательный процесс модуля «Основы мировых религиозных культур»
Молитва.
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко-
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
М.Лермонтов.«Молитва»
27
Школа моей семьи
Принимала участие в Международном творческом конкурсе презентаций
«Слайд- 2016».Заняла 1 место.
Принимала участие в акции «Школа моей семьи» в рамках Всероссийского проекта «Страна с великой историей»
(видео)
Работу выполнила:
ученица 3 «А» класса
МКОУ «Гимназия №13»
Кушхова Эмилия Муратовна
Узнав об акции «Школы моей семьи»,мне захотелось рассказать о своей , история которой начинается с 1938 года. Именно тогда в предвоенные годы на улице Первомайской города Черкесска было построено двухэтажное здание ,в котором я учусь .
«Гимназия № 13»
42
Тема исследования:
«Мой родственники - герои войны»
Проблема исследования:
Были ли среди участников Великой Отечественной войны наши прадеды?
Кто они?
Цель исследования:
1. Выяснить, кто из ближайших наших родственников защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны , собрать и сохранить информацию о славных прадедах-участниках ВО войны.
2. Встретиться с родственниками (бабушками и дедушками), взять у них интервью, узнать о боевых подвигах прадедушек..
3. На примере ветеранов Великой Отечественной войны учиться любить свою Родину, гордиться славной историей, восхищаться их подвигами, их бесстрашием, их самопожертвованием.
III Городской открытый конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников (3 место) «Что? Откуда? Почему?»
43
Считаю, что:
- при изучении данного предмета у детей формируется умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников; им прививается интерес к культуре разных народов, они учатся уважать личность каждого. Также развиваются творческие способности учащихся.
-религиозная нетерпимость является причиной страданий и ненависти даже у народов, имеющих много общего: язык, происхождение, основные культурные ценности, приводит к вспышкам насилия в основном из-за грубого невежества и отсутствия представлений о вере и обрядах других людей.
Именно поэтому на уроках учу детей быть терпимыми и уважительными к религиозному многообразию ,т.е стремлюсь воспитать личность гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи, знающей и хранящей традиции.
44
Предлагаю авторам доработать учебник, применимо к местному региону ,и в более занимательной форме (прививать интерес к культуре разных народов через игры, загадки, пословицы, ребусы и т.д. ). Ведь детям интересно то, что они видят ,ощущают, чувствуют. Содержание работы должно базироваться на приоритете культуры нации, проживающей на данной территории, раскрывать перед детьми удивительный и глубокий мир ее народных традиций, фольклора и истории - важнейших средств воспитания человека, гражданина, патриота.
Такая позиция обусловлена тем ,что человек не знающий и не ценящий свою историю и культуру, не сможет с уважением и пониманием относиться к культурному наследию другого народа. Чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах гуманизма.
45
К каким же выводам я пришла в своей исследовательской деятельности?
Именно проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.
46
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Отношение учеников к организации исследовательской работе (тестирование за год)
«помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
«учит дружить и помогать друг другу» (81%),
позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),
- «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),
- проверить свои силы» (34,7%),
- подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).
Характеристика результатов.
1.Итоги тестирования.
Итоги тестирования показали, что программный материал учащиеся усвоили, качество знаний составило-86%.Учащиеся с большим интересом изучали предмет.
2.Итоги анкетирования.
Итоги анкетирования учащихся показали , что:
- изучая учебник, они узнают об истории и культуре, традициях и нравственных качествах человека в различных конфессиях;
-обучающиеся считают, что знать о культуре и религии других народов нужно для того, чтобы не разрушить свой внутренний мири уметь строить отношения между людьми;
48
-учащиеся могут назвать мировые религии и знают ,какие рели- гии присутствуют в КЧР;
-считают , что религии учат нас толерантности, жить в мире и дружбе, помогать друг другу, уважать старших, бережно отно-ситься к природе, любить родную страну;
-всем детям нравится учебник по новому курсу, т.к. он знакомит их с историей России, с примерами нравственности и духов-ности исторических личностей, обучает основным человеческим принципам (доброте, милосердию, сочувствию).
49
50
3. Анкетирование родителей.
В конце учебного года было проведено анкетирование роди-телей. Отвечая на вопрос «Какие положительные результаты изучения предмета вы замечаете?» они ответили, что дети:
- получают более глубокие знания об истории России, более обширные знания по краеведению;
- знакомятся с примерами нравственности и духовности исто- рических личностей, что помогает воспитывать ребенка челове-ком духовно здоровым и высоконравственным, усиливается их патриотическое воспитание;
- на уроках получают заряд хорошего настроения
Предложения в ходе экспериментальной деятельности:
создать учебник по степени сложности, соответствующей
возрастному составу учащихся 4-5 классов(более доступным языком);
разработать «Рабочую тетрадь» к курсу;
при планировании отвести больше часов на изучение религий, распространенных в КЧР , чтобы полнее раскрыть удивительный и глубокий мир народных традиций , фольклора и истории.
51
Обобщение и распространение положительного планомерного педагогического опыта
Мною был разработан педагогический проект «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития личности».
На школьном МО начальных классов данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования. Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии с педагогической программой самообразования и государственными стандартами образования РФ, партнерами являются обучающиеся и их родители, коллектив учителей начальных классов.
В 2013-2014 учебном году опыт работы был обобщён на заседании методсовета ГОРУНО г. Черкесска.
52
53
Участвую в педагогических конкурсах
Публикую работы в СМИ
Участие в конкурсах и викторинах помогает мне в ежедневной работе:
- воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории;
- приобщать к культуре России;
- воспитывать лучшие качества, присущие им – трудолюбие и доброту;
- сформировать у детей чувство сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
57
В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Итак, подводя итоги, можно сказать:
Проект многогранен,
проект эффективен,
проект перспективен,
проект неисчерпаем.
58
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.
Проект - это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.
Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.
Школа будущего - школа проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.