МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговского района Курской области
Проектная работа
«Символы Курского края»
Руководитель
учитель-логопед
Бушиной О.А.
Выполнила
ТЕМА ПРОЕКТА: СИМВОЛЫ КУРСКОГО КРАЯ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Нет и не было, общества без символики. Государственные символы являлись и являются по сей день социальными феноменами и несут на себе печать своего общества, своего времени в них отраженно «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени. По ним можно определить уровень развития самого общества. И они не могут быть не интересны нам. Причины и принципы их возникновения, их эволюция позволяют всесторонне представить исторический процесс, приблизиться к пониманию мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, подойти к изучению социальной психологии отдельных слоёв общества, их менталитета.
Символы государства и отдельных субъектов государства и по сей день играют существенную роль в развитии общества. Ну, а изучать русскую государственность, прошлое родного края, хранить память о причастности к деяниям наших предков к исконным корням своим – это святое.
ЦЕЛЬ: заключается в проведении исследования исторического развития символики Курского края.
В соответствии с поставленной целью сформулированы ЗАДАЧИ работы:
1. Познакомится с историей возникновения, символов Курской области.
2. Исторической ценностью символов.
3.Значимость символов в настоящее время.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - символы Курского края.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – достопримечательности нашего края.
Для решения поставленных задач были применены методы: исследовательский, интегральный, дифференциальный, технологический.
При работе с проектом были использованы следующие материалы: географические карты и атласы, энциклопедии, а также интернет-сайты, которые позволили достаточно полно раскрыть поставленные цель и задачи.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - проект долговременный, рассчитан на учебный год.
Судьба подарила нам счастье жить, учиться, работать на земле, многовековая история которой вплетена в славянскую историю нашей Родины и ее многонационального народа.
Наша область – место славянских подвигов и традиций, которые чтят и бережно хранят, передавая из поколения в поколения, люди смелые и открытые. Люди, которые гордо именующие себя – Куряне.
ЖИВОЙ СИМВОЛ КУРСКОГО КРАЯ. (слайд2)
Соловей давно считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе…
В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная, размером соловей с воробья. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней.
Через 10 дней птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда. Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке. В наши парки соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля. Соловьи – настоящие защитники зеленых насаждений, потому что поедают насекомых, реже – мелких моллюсков и ягоды.
КУРСКАЯ АНТОНОВКА. (слайд 3-4)
Ее издавна считают национальным русским яблоком, и интерес к ней всегда был особенный. Точных данных о том, когда же появилась яблоня сорта Антоновка, до сих пор нет. Известно лишь, что многие годы и даже столетия антоновка существовала на русской земле, но в каждой местности её называли по-своему. Первые письменные упоминания об антоновке относятся к 1848 году.
Считается, что впервые антоновка появилась в Курской и Тульской губерниях, откуда и распространилась впоследствии по средней России. Антоновка была очень популярна в дореволюционной России, доставлялась даже к царскому двору.
Антоновские яблоки можно было встретить в каждом саду. Яблоня хорошо переносила суровые русские зимы, а яблоки долго хранились и использовались как для домашних заготовок, так и в промышленном производстве.
Эти замечательные российские фрукты являлись для людей не только пищей телесной, но и духовной, вдохновляя на творчество. Антоновку изображали на картинах, предметах быта, о них писали литературные произведения.
В социалистической России садами с антоновкой были засажены немалые земли коллективных хозяйств, дававшие огромные урожаи яблок. Антоновка с её душистыми живительными плодами до сих пор почитаема нами, и вряд ли когда-то уйдёт из российских садов.
«МАРЬИНО» - УСАДЬБА КНЯЗЕЙ БАРЯТИНСКИХ. (слайд5)
Род Барятинских – это русские офицеры, дипломаты, верой и правдой служившие Отечеству своему России. Дворцово-парковый комплекс создан в 1810-20-е годы князем И.И. Барятинским. Имение названо в честь жены князя Марии.
В октябре 1952 года имение князей Барятинских превращено в санаторий управления ЦК КПСС.
Сегодня является одним из лучших здравниц управления делами Президента Российской Федерации.
КУРСКАЯ КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ». (слайд6)
Чудотворная икона Божией Матери "Знамение" Курская Коренная - один из древнейших символов Курской области.
Летописец утверждает, что в 1295 году 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска в близи реки Тускари у корня большого дерева нашли лежащую икону. Один из них поднял от земли ее и тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, мужчина поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о чуде своим товарищам, которые, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».
В 1383 году курская земля подверглась новому разграблению татар. Захватчики решили сжечь часовню, но она не загорелась. Тогда они схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили в разные стороны. Благочестивый старец нашел эти части иконы, сложил их вместе, и они тут же срослись.
В годы царствования Бориса Годунова из-за неурожая был голод, куряне слезно молились перед своей небесной заступницей и с крестными ходами просили о плодородии земель. И чудо произошло: курские земли принесли для России большой урожай. Перед чудотворным образом куряне молились и во время осады поляками Курска в 1612 году.
Курская святыня не раз становилась покровительницей русского воинства. Перед Полтавской баталией Петр I вместе с графом Борисом Шереметевым заезжали в Коренную пустынь и молились перед чудотворным образом о даровании побед. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к Михаилу Кутузову список с чудотворной курской иконы, перед которой полководец усердно молился.
В 1892 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская Коренная прославилась благодатной помощью и избавлением курского края от разразившейся в это время страшной эпидемии холеры.
В XX веке Курская Коренная икона, разделив судьбу России, стала спутницей русских людей за границей. Сейчас икона пребывает в храме Русской Православной Зарубежной церкви Нью-Йорка.
Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.
КУРСКАЯ
КОРЕННАЯ ЯРМАРКА. (слайд
7-8)
История
Курской Коренской ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое
официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году.
Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных
ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную
пустынь.
В правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Макарьевской (Нижний Новгород) и Ирбитской (Уральской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, изобилие и великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на свою бескрайнюю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена Курск в качестве Южных торговых ворот России.
Год от года увеличивается число участников Курской Коренской ярмарки из стран ближнего и дальнего зарубежья, расширяется ее география: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, в работе ярмарки принимали участие делегации из Казахстана, Болгарии, Польши, Венгрии, Сербии, Китая и Вьетнама. Высока и экономическая отдача от ярмарки: на ней традиционно заключаются сделки, оформляются контракты, подписываются соглашения о сотрудничестве, протоколы о намерениях. Проведение Курской Коренской ярмарки помогает товаропроизводителям находить новые рынки сбыта своей продукции, расширять список партнеров, что оказывает положительное влияние на экономику нашей области.
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА. (слайд 9)
Духовную идентичность курской земле придает и ее героическое прошлое.
Курская битва летом 1943 года переломала ход Великой Отечественной войны в пользу Победы советского народа. По свидетельству ее участников, горели земля и небо, скрежетали танки и невыносимым для человеческого уха был звук военных самолетов. Эта битва навечно вписана в мировую военную историю как великий подвиг советского народа.
24-метровая Триумфальная арка – это часть ансамбля, в который, кроме нее и памятника Георгию Константиновичу Жукову, входят храм Георгия Победоносца (высота 47 метров), монумент неизвестного солдата и мемориал «Вечный огонь».
Сегодня Триумфальная арка стала визитной карточкой города Курска. 2007 года город Курск, в соответствии с указом Президента РФ, носит гордое имя «Город воинской славы».
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС. (слайд 10-11)
В
Поныровском районе на Тепловских высотах, где в июле 1943 года развернулось
одно из самых кровопролитных сражений Курской битвы. Немцы пытались захватить
высоту 253,5, с которой они могли отрезать советских солдат от коммуникаций и
лишить какой-либо поддержки из тыла. После налета авиации к высотам двинулся
пехотный полк Вермахта при поддержке 40 танков. Для начала гитлеровцы хотели
овладеть высотой 234,0, однако советские артиллеристы, находившиеся под
непрекращающимся минометным огнем немцев, сумели сдержать наступление
гитлеровцев и отбросить их на исходные позиции.
Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский дал такую оценку сражению на Северном
фасе Курской дуги: « Таким образом, войска Центрального фронта выполнили свою
задачу. Упорным сопротивлением они истощили силы врага и сорвали его
наступление. Северной группе немецко-фашистских войск, наступавших с Орловского
выступа, не удалось прорваться навстречу своей южной группе, пробивавшейся на
Южном фасе Курской дуги».
Куряне чтят память героев, погибших на Северном фасе Курской дуги. В их честь сооружены Мемориальные комплексы.
КУРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «ТИМОНЯ»
«Тимоня» - массовая пляска по кругу, была формой праздничного гуляния, объединяющее всех членов сельской общины с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, который исполнялся ансамблем. В него входят струнные и духовые инструменты, в том числе флейты. Звучание инструментов может также имитироваться голосами. Пляска и пение припевок идут в строгой координации ритмов наигрыша.
Хореографические движения разнообразны. Мужская и женская пляска отличается особым стилем. «Тимоня» ассоциируется у носителей традии с ситуацией праздничного веселья. В настоящее время продолжает воспроизводиться в быту и на концертной сцене.
КОЖЛЯРСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Среди жемчужин Курского края числится деревня Кожля. Изделия здешних мастеров продавалась на ярмарках по всей России. Традиции кожлярских мастеров продолжают жить и в наше время.
До 30-х годов прошлого века в Кожле практически в каждом дворе мастерили игрушки. Земли на этом месте не отличаются плодородностью: много глины, рвы. Тут испокон веков занимались гончарным делом. Гончары делали посуду и обеспечивали население Курщины – глиняными горшками, мисками, плошками да кувшинами – все было по силам кожлярским мастерам гочарного дела… Но в Кожле среди мастеров были еще и мастера, которые изготавливали игрушки. Получались они яркие и нарядные. Так и зародился на земле Куской народный промысел. Ходили по городам коробейники из Кожли, игрушки всем свои продавали или меняли на что другое.
Добрую и веселую кожлярскую игрушку хорошо раскупали на ярмарках как на территории нашей области так и за ее пределами.
СТРЕЛЕЦКАЯ СТЕПЬ.
Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник им. проф. В.В. Алехина организован в 1935 году для сохранения эталонных целинных черноземов и последних участков девственных степей с богатейшим видовым разнообразием травянистой растительности. В 1979 году по инициативе ЮНЕСКО он был включён в мировую сеть биосферных резерватов. С 1995 года ЦЧЗ является полноправным членом Федерации национальных парков и природных резерватов Европы. В 1998 года в числе четырёх из ста двух заповедников России он стал обладателем Диплома Совета Европы. Заповедник не является единой целой территорией, а состоит из шести разных по величине участков, удаленных на расстояние до 120 километров друг от друга и расположенных в разных районах Курской области: в Курском районе - Стрелецкий участок (2046 га), в Медвенском - Казацкий (1638 га), в Мантуровском - Букреевы Бармы (259 га), в Горшеченском - Баркаловка (368 га), в Обоянском - Зоринский (495.1 га), в Пристенском и Обоянском - Пойма Псла (481.3 га). Вся территория заповедника (природное ядро) составляет 5287.4 га. Её по всему периметру окружает охранная (буферная) трехкилометровая зона со щадящим природопользованием. На территории заповедника представлены следующие экосистемы: степные и луговые – 49 %, лесные – 38 %, водно-болотные – 8 % и прочие – 7 % площади.
ЛИТЕРАТУРА:
- Официальный сайт Администрации Курской области;
- Журнал мануфактур и торговли. 1856 г. Ч.III. СПб., 1856. С.319, 320;
- Труды Курского губернского статистического комитета. Вып.1. С.102; ГАКО. Ф.4. Оп.1. Д.35. Л.18;
- Статистический временник Российской империи. Сер.1. Вып.1. СПб., 1866. С.176;
- Движение ярмарочной торговли в России за последние 5 лет (1868-1872). СПб., 1873. С.28, 29;
- Движение ярмарочной торговли в России за последние 5 лет (1868-1872). Курские губернские ведомости. 1878. №5;
- Обзор Курской губернии за … 1890-1895 гг. Курск, 1891-1896;
- Блау А.А. Торгово-промышленная Россия. СПб., 1899. Стб.402;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.