Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»
Проектная работа: «Занимательные задачи
творят чудеса».
Выполнили:
Учащиеся МОУ гимназии №12
4 «в» класса
Манухин Егор Сергеевич,
4 «г» класса
Уксусова Софья Михайловна,
Научные руководители:
Шефер Наталья Владимировна,
Захарова Екатерина Викторовна
учителя начальной школы,
высшей
квалификационной категории
МОУ гимназии №12
Волгоград, 2022 год
Содержание
1. Введение
2. Основная часть. «Виды занимательных задач»:
1. Задачи – сказки
2. Задачи – шутки
3. Задачи – ребусы
4. Задачи – стихотворения
5. Задачи познавательного характера
6. Задачи на разрезание
3. Наши исследования
4. Выводы
5. Заключение
6. Список использованных источников.
Тема проектной работы: «Занимательные задачи творят чудеса».
1. Введение.
Цели нашей работы:
· углубление знаний о занимательных задачах путем исследования их разнообразия;
· научиться правильно, рассуждать при решении логических задач и задач на смекалку;
· развитие логического мышления и тренировка памяти путем решения занимательных задач на логику;
· доказать одноклассникам, что математика бывает интересной и занимательной.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
· изучение научных и литературных источников по теме нашего исследования;
· поиск и решение интересных занимательных задач в соответствии с нашим возрастом;
· рассмотреть и классифицировать многообразие логических задач;
· выявить те задачи, которые интересны ребятам нашего возраста;
· составление своих занимательных задач;
· повысить интерес у одноклассников к решению занимательных задач на логику.
Актуальность проекта: задачи, которые были исследованы в ходе написания работы, могут быть использованы на занятиях школьного кружка по математике, во внеклассной работе, в качестве дополнительного материала к урокам и для проведения олимпиад. Все они могут быть интересны школьникам и облегчить изучение темы решения задач на логическое мышление.
Объектом нашего исследования стали занимательные задачи.
Для достижения целей исследования необходимо выполнить следующие этапы работы:
· изучение научных и литературных источников по исследуемой теме;
· поиск и решение самых интересных различных занимательных задач и их систематизация;
· составление своих занимательных задач;
· издание книжки – малышки с занимательными задачами для одноклассников.
Описание работы:
Работа посвящена изучению и подбору интересных занимательных задач для нас и моих одноклассников.
Тему нашей работы мы выбрали не случайно. Многие считают математику скучным предметом, а мы так не считаем. Математика наука очень интересная, но сложная. Нам очень нравиться работать с числами, любим, решать задачи. И чем сложнее задача, тем радостнее осознавать, что смогли с ней справиться.
Мы обратились к ребятам своих классов с вопросом: «Нравится ли вам решать задачи на логическое мышление и интуицию?»
Из 40 учеников наших классов:
28 ответили – «нет», что составило 63 %;
8 ответили – «да», что составило 30 %;
4 затруднились дать ответ – 7 %.
Поэтому мы решили доказать одноклассникам, что решать такие задачи интересно и полезно для развития логического мышления, памяти, смекалки.
На уроках математики мы часто встречаемся с задачами, отмеченными «звездочкой», для решения которых необходимо не только произвести арифметические расчеты, но даже, прежде всего логически рассуждать. Такие задачи называют «занимательными» или задачами на «логику». Обычно занимательное понимается как увлекательное, интересное, привлекающее к себе. Математические задачи могут стать занимательными благодаря необычности сюжета, оригинальному построению условия и нестандартному способу решения. Такие задачи тренируют память и логическое мышление, способствуют лучшему пониманию изучаемого материала. Еще с 17 века известна фраза французского математика Блеза Паскаля «Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его более занимательным».
Для нас эта тема
решения задач на «логику» также была сложной, поэтому для улучшения собственных
знаний и развития логического мышления мы выбрали для исследования эту тему.
Перед нами встала проблема, какие интересные логические задачи
существуют.
Однажды нам встретилась задача Л.Н. Толстого и, исходя из этого нашего небольшого стихотворного опыта, мы выдвинули гипотезу, что и мы и сами сможем составить занимательную задачу в виде стихотворения. В ходе исследования мы подтвердили свою гипотезу. Научились составлять занимательные задачи на логику.
2. Основная часть.
Сегодня
по-прежнему в числе самых сложных разделов математики называются
нестандартные задачи на логику. История дробей также не была простой. Разные
народы иногда независимо друг от друга, а иногда заимствуя опыт
предшественников, пришли к необходимости введения, освоения и применения долей
числа. Всегда учение о дробях вырастало из практических наблюдений и благодаря
насущным проблемам. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных,
между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу
охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе.
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась
потребность размечать равные участки земли, высчитывать налоги, измерять время
и так далее. Результат измерений не всегда удавалось выразить целым числом,
приходилось учитывать и доли употребляемой меры.
В зависимости от способа классификации одни и те же задачи могут быть отнесены к различным группам. В результате исследования мы выяснили, что занимательные задачи бывают:
· Задачи - сказки
· Задачи - шутки
· Задачи - ребусы
· Задачи - стихотворения
· Задачи познавательного характера
· Задачи на разрезание, переливание, со спичками и другие.
Задачи – сказки
Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Особенно она любима детьми. Без сказок наша жизнь стала бы неинтересной и холодной. В сказках каждое слово имеет свой смысл, свое значение, но мы не всегда понимаем их. Где, например, находится тридевятое царство, тридесятое государство? Оказывается, оно рядом, потому что 3х9=27, а 27 дней – это лунный месяц, время обращения Луны вокруг Земли, а 3х10=30 – это период между двумя новолуниями. Значит, тридевятое царство, тридесятое государство находится на расстоянии, равном месяцу пути. Такой пример сказочной математикой задачи придумал Б.Голдовский.
Поэтому задачи – сказки очень нравятся детям, вызывают огромное желание войти в этот мир и, во что бы то ни стало, справиться с её решением.
Мы решили более 50 задач - сказок, наиболее понравившиеся нам мы отобрали для нашей книги «100 занимательных задач на логику». Надеюсь, что нашим одноклассникам понравятся задачи - сказки, которые мы для них подобрали. (Приложение 1)
Задачи – шутки
В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. В начальных классах задачи-шутки предлагаются, как правило, на внеклассных занятиях. Но в некоторых случаях их можно предложить и на уроке.
Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, которые рассматриваются на уроках. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.
Цель введения задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач. Нам очень нравится решать такие задачи, ведь они ещё и повышают настроение. Мы нашли и решили более ста таких задач, несколько из них мы отобрали и для своих одноклассников. (Приложение 2)
Задачи – ребусы и головоломки
Ребусы - задачи, оформленные в виде картинок с буквами и знаками и текстом-задачей, одна из любимых забав ребят с обучающим эффектом. Она помогает ученикам подтянуть знания по арифметике. Они требуют выполнения соответствующих операций – начиная с простых арифметических действий и заканчивая построением системы уравнения. Решение таких ребусов требует не только логики и внимательности, но и умения считать.
Математические ребусы-задачи развивают гибкость ума,
усидчивость, способность мыслить и находить из непростых на первый взгляд
ситуаций.
Различные типы задач - головоломок решаются по разному, но все они требуют
наблюдательность и логику, умение определять последовательности,
восстанавливать математические цепочки и др.
Как и любые задачи математические ребусы бывают начального, среднего и
продвинутого уровня. При решении задач – ребусов мы продвинулись до среднего
уровня. Надеемся в будущем осилить и решение ребусов продвинутого уровня.
Мы разгадали более 90 ребусов, наиболее понравившиеся нам мы отобрали для нашей книги «100 занимательных задач на логику». Надеемся, что наши одноклассники оценят ребусы, которые мы для них подобрали. (Приложение 3)
Задачи – стихотворения
О математике же говорят, как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдется места лирике? Уроки математики могут быть эмоционально более насыщенными благодаря использованию стихотворений. И помощь в этом как раз могут оказать задачи-стихотворения. Нам очень нравятся решать такие задачки, они легки в восприятии и повышают настроение. Мы решили более 70 таких задач, наиболее увлекательные хочу предложить для решения одноклассникам. (Приложение 4)
Задачи познавательного характера
Большая роль в формировании и поддержании познавательного интереса в процессе обучения у школьников играет использование задач познавательного характера. Когда мы решали этот вид занимательных задач, то узнали много нового и интересного для себя. Думаем, что те задачи, которые мы подобрали для своей книги, тоже понравятся нашим одноклассникам и помогут им не только полюбить математику, но и расширить их кругозор. (Приложение 5)
Задачи на разрезание
Задача 1. Перед вами два квадрата, один из которых уже разделен на четыре одинаковых треугольника. Как при помощи этих треугольников и маленького квадрата сложить один большой квадрат? Ничего больше разрезать не требуется.
Решение:
Задача 2. Разделите представленный на рисунке равносторонний
треугольник следующим образом:
1. Тремя линиями на четыре равные части.
2. Тремя линиями на шесть равных частей.
3. Тремя линиями на три равные части.
4. Одной линией на четыре произвольные части.
Решение:
3. Наши исследования
На неделе математике в начальной школе мы подарили созданную нами книжку «100 занимательных задач» своим одноклассникам. Ребятам очень понравилась эта идея, и они целую неделю занимались их решением, а потом ещё долго обсуждали ход решения и ответы некоторых из задач. В конце недели математики мы провели анкету, где ученики нашего класса ответили на 2 вопроса:
1. Какие из предложенных задач больше всего понравились? (задачи – сказки, задачи – шутки …)
46% - задачи – сказки
30 % - задачи на разрезание
10 % - задачи - шутки
8 % - задачи – стихотворения
6 % - задачи познавательного характера
Задачи – ребусы ребята не выбрали.
На второй вопрос мы получили такие результаты:
Изменилось ли у вас отношение к задачам. И считаете ли вы теперь, что решение задач на логическое мышление и интуицию может быть интересным и увлекательным.
35 человек ответили «да», что составляет - 89 %
3 человека ответили «нет», что составило –7%
2 человека затруднились ответить –4%
4. Выводы
Поставленные цели в ходе выполнения
проекта были достигнуты.
Во-первых, мы расширили свои знания о занимательных задачах путем исследования
их разнообразия. Во-вторых, мы научились правильно рассуждать при решении логических задач и задач на смекалку.
В процессе решения большого количества разнообразных задач наше логическое мышление и память заметно улучшились. А сами мы узнали много нового, интересного по теме нашего исследования и кроме того смогли убедить ребят своих классов, что элемент нестандартности, который присутствует в решениях занимательных задач, возбуждает свежий интерес и желание их решать.
В подтверждение выдвинутой гипотезы нами были придуманы две занимательные задачи в стихотворной форме.
Результатом нашей проектной деятельности стали
самостоятельно сочиненные задачи и книжка - малышка «100 занимательных задач»,
которую мы, распечатали, и подарили одноклассникам. Теперь и они стали любить
математику и стают, что это очень интересная наука.
Результаты нашей проектной работы можно использовать и на уроках математики, и
во внеклассной работе.
5. Заключение.
Изучив найденные занимательные
логические задачи и их источники, можно сделать вывод, что занимательные задачи
с давних времен составлялись и записывались для развития и совершенствования
математических знаний.
Как мы убедились на собственном опыте, составлять задачи в стихах сложно,
поэтому занимательных задач в стихах и не много. В давние времена стихи
на математические темы сочиняли, в те периоды, когда математика считалась
«высоким искусством» и изучалась знатными людьми. В наше время задачи в стихах
пишутся для развития интереса к этой науке у школьников и для различных
олимпиад.
В процессе работы над проектом мы выполнили все поставленные для достижения цели задачи. Нами были изучены различные источники, мы узнали об истории занимательных задач, были найдены и отобраны самые интересные занимательные задачи.
Поставленные цели в ходе выполнения проекта были
достигнуты.
Во-первых, мы расширили свои знания о занимательных задачах путем
исследования их разнообразия. Во-вторых, мы научились правильно рассуждать при решении логических задач и задач на
смекалку.
В процессе решения большого количества разнообразных задач наше логическое мышление и память заметно улучшились.
По результатам анкетирования одноклассников, стало ясно, что мнение у многих и из них поменялось, и они стали считать, что решение задач может быть интересной и занимательной.
В подтверждение выдвинутой гипотезы нами были придуманы две занимательные задачи в стихотворной форме.
Результатом нашей проектной деятельности стали самостоятельно сочиненные задачи и книжка - малышка «100 занимательных задач». Наши задачи, так же как и найденные в различных источниках, можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках математики, на факультативах по математике или в олимпиадах. Вот сколько всего нам удалось сделать благодаря занимательным задачам. Разве это не чудеса! И правда, «Занимательные задачи творят чудеса!»
6. Список использованных источников.
1. А.Г. Мордкович «Математическая смекалка»
2. Журнал «Квант 2003г»
3. Журнал «Математика в школе»
4. М.Б. Балк, Г.Д. Балк «Математика после уроков»
5. М.А. Екимова, Г.П. Кукин «Задачи на разрезание»
6. Петерсон Л. Г., Математика. 4 класс, 1 часть. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 96 с.
7. Перельман Я.И., Живая математика. Математические рассказы и головоломки. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1962. – 184 с.
8. Сайт «Википедия» https://ru.wikipedia.org/
9. Сайт «FB» http://fb.ru/article/236507/drobi-istoriya-drobey-istoriya-vozniknoveniya-obyiknovennyih-drobey
10. Сайт «Учимся решать занимательные задачи»
http://uchimsya-reshat-zadach.ru/category/starinnyie-zadachi-po-matematike
11. Сайт «Математические стихи» http://mathem-poem.narod.ru/
7. Приложение.
Приложение 1
Задачи - сказки:
1. На представление в кукольный театр синьора Карабас Барабаса, в первый день пришло 78 человек, а во второй день на 34 человека меньше. Сколько человек посмотрело представление за два дня?
2. У Малыша в кладовой стояло 30 банок варенья. Узнав, что Карлсон обожает сладости, Малыш подарил ему несколько банок и у него осталось14 банок с малиновым вареньем и 7 банок с вишневым.
Сколько банок варенья Малыш подарил Карлсону?
3. На сколько килограммов вес крокодила Гены больше, чем вес Чебурашки, если Чебурашка весит 7 кг, а Гена крокодил 36 кг?
4.Красная Шапочка с бабушкой варили варенье. Для варенья из малины на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара следует взять на 6 кг ягод?
Решение:
1)6:2=3(кг.)- сахара надо взять на 2 части
2)3*3=99(кг.)- сахара на 3 части ягод
Ответ:9кг.
5. Рики-тики поймала несколько, мошек из них 5 съела, а Раки-таки поймала в 2 раза больше, из них съела 4 мошки. Осталось у них 9 мошек. Сколько мошек они поймали вместе?
Решение:
(x-5)+(2x-4)=9
3x=18
X=6
6+2*6=18
Ответ:18 мошек.
Приложение 2
Задачи - шутки:
1."Ручаюсь, – сказал продавец, – что этот попугай будут повторять каждое услышанное им слово". Образованный покупатель приобрел чудо-птицу, но, придя домой, обнаружил, что попугай "нем как рыба". Тем не менее, продавец не лгал.
Как это могло быть?
Решение.
Продавец сказал правду, значит, верно, то, что попугай повторяет каждое услышанное слово. Попугай "нем как рыба", следовательно, он не слышал ни одного слова. Вывод: либо при нем не было сказано ни одного слова, либо он просто "глух как тетерев".
Ответ. Попугай глухой.
2.Представьте себе, что Вы капитан парохода. Ранним августовским утром вы отправляетесь в рейс по маршруту Астрахань-Москва. В трюме парохода - 200 тонн арбузов, 33 центнера рыбы и 499 центнеров помидоров.
Сколько лет капитану?
Ответ. Так как капитан теплохода - Вы, то …
3. Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода? Ответ. Нет, так как будет ночь
4.Чтобы сварить 1 кг мяса требуется один час. Сколько времени потребуется для варки ½ кг мяса? Ответ. 1 час
5.На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?
Ответ. Один, которого схватил кот. Остальные улетели.
6.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? Ответ. Три утки, одна за другой.
7.У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? Ответ. Этот человек родился 29 февраля, т. е. день рождения у него бывает один раз в четыре года.
8.Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый?
Ответ. По одному яйцу каждый.
9.Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, причем сам профессор в разговоре не участвует. Может ли такое быть?
Ответ. Да, может, если профессор — женщина.
10.Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: «Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ». Недолго думая, товарищ показал ответ. А вы это сделать сумеете?
Ответ. Перевернуть бумажку «вверх ногами».
11.В клетке находились 4
кролика. Четверо ребят купили по одному, из этих кроликов и один кролик остался
в клетке. Как это могло получиться?
Ответ. Одного кролика купили вместе с клеткой.
12. У Олиной мамы 5 дочек: Вика, Аня, Марта, Кира... Как зовут пятую?
Приложение 3
Задачи - ребусы:
1.Один из попугаев А, В, С всегда говорит правду, другой всегда врет, а третий - иногда говорит правду, иногда врет. На вопрос: "Кто В?" они ответили:
А: – Лжец.
В: – Я хитрец!
С: – Абсолютно честный попугай.
Кто из попугаев лжец?
Ответ. А всегда говорит правду, В – лжец, С – хитрец.
2.Рак-велосипедист проехал от деревни до города со скоростью 15 км/ч, а возвращается со скоростью 10 км/ч.
Какова средняя скорость рака-велосипедиста?
Решение.
Пусть расстояние от деревни до города - s км. Тогда в город рак-велосипедист доехал за s / 10 ч. Всего велосипедист затратил s / 6 ч:
s / 15 + s / 10 = s / 6.
Следовательно, его средняя скорость равна:
2s : (s / 6) = 12 (км/ч).
Ответ. Средняя скорость рака-велосипедиста 12 км/ч.
3. На полке стоят тарелки. Сначала взяли третью часть всех тарелок без двух, а потом 1/2 оставшихся тарелок. После этого на полке осталось 9 тарелок.
Сколько тарелок осталось на полке?
Решение.
По условию 9 – это половина тарелок, оставшихся во второй раз. Значит, во второй раз осталось 18 тарелок, что согласно условию, на 2 тарелки больше, чем 2/3 всех тарелок. Следовательно, 2/3 части тарелок равно 16, всего на полке было 24 тарелки.
Ответ. На полке было 24 тарелки.
Приложение 4
Задачи - стихотворения:
1.Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на каждой палке
Сидит по одной галке,
То для одной галки
Не хватает палки,
Если же на каждой палке
Сидят по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
Ответ: 4 галки и 3 палки.
2. Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят.
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?
Ответ: 0, так как в Ленинград шел только один Кондрат.
3. В выходной за чашкой чая
Собралась семья большая:
Две дочери, две матери
Стол накрыли скатертью.
А бабушка с любимой внучкой
Заварили чай пахучий.
Ну-ка, друг мой, сосчитай:
Сколько женщин пили чай?
Ответ: три женщины: бабушка, мать и внучка.
4.Шли 7 старцев.
У каждого старца по 7 костылей,
На каждом сучке по 7 кошелей,
В каждом кошеле по 7 пирогов
В каждом пироге по 7 воробьёв.
Сколько всего старцев, костылей, кошелей и т.д.?
Решение:
7+49+343+2401+16807+117649=137256
Ответ: всего 137256.
5.Гномы садовники жили в саду,
Работали долго,
Сдали свеклу.
Четверо посадили 12 корней
А сколько посадят трое парней?
Решение:
1) 12 : 4= 3 (к.) – 1 гном садовник.
2) 3 * 3 = 9 (к.) – трое парней.
Ответ: 9 корней трое парней.
6.На клумбе красиво тюльпаны цвели.
Белых тюльпанов цвело 33,
Если удвоить это число
Можно узнать, сколько красных цвело,
Девятую часть
Всех тюльпанов найдёте
И жёлтых цветов число назовёте.
Решение:
1)33*2=66 (т.) – красных.
2)33+66=99 (т.) – всего красных и белых.
3)99* 1/9 = 11 (т.) – жёлтых.
Ответ: 11 тюльпанов.
7. Шёл отряд солдат:
Десять рядов по 7 солдат в ряд.
8/10 их было усатых.
Сколько там было усатых солдат?
Сколько там было безусых солдат?
4/10 их было носатых.
Сколько там было носатых солдат?
Сколько там было курносых солдат?
Решение:
1)10*7= 70 (с.)
2)70* 8/10 = 56 (с.) – усатых.
3)70 – 56= 14 (с.) – безусых.
4)70 * 4/10 = 28 (с.) – носатых.
5)70 – 28 =42 (с.) - курносых.
Ответ: 56 усатых, 14 безусых, 28носатых, 42курносых.
Приложение 5
Задачи познавательного характера:
1. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 30 мин, а другой оборот — за 90 минут. Как это может быть?
Ответ: 1 ч 30 мин = 90 мин.
2.Самое быстроногое животное на Земле – гепард. На коротких дистанциях в погоне за парнокопытными он может развивать скорость 110-112 км/ч
(примерно 30 м/с). Гепард гонится за антилопой. Через сколько секунд гепард
догонит антилопу, если скорость гепарда 30 м/с,
скорость антилоп 25 м/с, а начальное расстояние между гепардом и
антилопой 200 метров?
Решение:
1) 30 − 25 = 5 (м/с)
− скорость сближения;
2) 200 : 5 = 40 (с)
− потребуется гепарду, чтобы догнать антилопу.
Ответ: через 40 секунд
3. На
Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луну космонавты доставили
груз весом 900 кг. Сколько он будет весить на Луне?
Ответ:
150 кг.
4.В
воде наибольшую скорость развивает рыба - меч до 100-130 км/ч. В воде рыба
увеличивает скорость до 30 км/ч, а у поверхности ее скорость до 60 км/ч.
Выразите данные скорости в метрах в час. На сколько меньше скорость акулы, чем
скорость рыбы - меч, если акула плывет со скоростью 30 км/ч.
Ответ: на 30 км/ч.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.