Проектная работа:"Гжель"

  • pdf
  • 11.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала proekt_nezabudkovaya_gzhel (1).pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №73 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Незабудковая Гжель»

(подготовительная к школе группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Полстянова О.Н

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2020

 

Вид проекта:  групповой –по составу интегрированный – по содержанию краткосрочный – по продолжительности

 

Тип проекта:

Познавательно-творческий

 

Срокипроведения:

Январь 2020

 

Участники: детиподготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники ДОУ

Актуальность проблемы: 

Во время тематической недели «Славится Россия чудо-мастерами» детям были представлены различные образцы изделий русского прикладного искусства- дымковской игрушки, хохломы, городецкой и гжельской росписи, жостово и т.д. Среди многих экспонатов внимание детей привлекли фигурки с гжельской росписью и прозвучали вопросы: «Почему везде такое разнообразие красок, а здесь только бело-голубые?», «А где это делают и как?», «А мы тоже хотим попробовать!». Так возникла идея создания данного проекта, которую поддержали родители и дети.

 

Цель проекта:

-создание условий для формирования художественно-эстетических знаний и умений детей на примере знакомства с гжелью, как русским народным промыслом и видом росписи.

 

 

 

Задачи:

Образовательная:

-познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее отличительных особенностях

-закрепить знание художественных элементов росписи в технике«гжель» Развивающие:

-развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности

-совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, смешиванием двух красок

Воспитательные:

-поддерживать интерес к русскому народному творчеству

-воспитывать самостоятельность в творческом применении усвоенных способов изображения в рисовании, лепке и аппликации

 

Формы реализации проекта

НОД, просмотр видео и слайдов, беседы, игры, творческая работа, чтение художественной и       научно-познавательной         литературы,         досуговые мероприятия, совместная деятельность родителей и ребенка

 

Методы: словесный,игровые, наглядные, практические

 

Ожидаемый результат:

-познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи

-появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров

-оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусств.

-выставка рисунков и поделок: «Как у настоящих мастеров Гжели» Познавательно-исследовательская деятельность:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

«В гости к мастерам Гжели» БЕСЕДЫ

«Небесная гжель» - рассказ об истории гжельской росписи

Рассматривание альбомов для творчества «Сказочная Гжель», набор открыток «Гжель» Л. Азарова

 

Восприятие художественной литературы:

ЧТЕНИЕ:  сказка          «Небесная лазурь        Гжели»       М.Боброва,          «Сине-белая          посуда», С.Вахрушева, «Взял мастер в руки кисть», Н.Савченко, «Незатейливый узор», Н.Радченко «Чудо Гжель» С. Ледковой

 

Игровая деятельность:

Д/ИГРЫ:

«Найди гжельский узор», «Сложи узор», «Что лишнее?», «Составь узор по образцу»

ХОРОВОДНАЯ ИГРА:

 «Матушка Гжель» (в приложении)

 

Изобразительная деятельность:

РИСОВАНИЕ:

«Основы орнамента», «Волшебная кружка», «Снежинка» АППЛИКАЦИЯ:

«Чайники» ЛЕПКА:

Лепка фигурок животных из соленого теста с последующим раскрашиванием в технике Гжель.

 

Музыкальная деятельность ВОСПРИЯТИЕ:

Песня «Незбудковая Гжель» сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичковского,

«Гжель» муз. У. Гнездиловой, «Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

 

 

Взаимодействие с родителями по реализации проекта:

 

-оформление выставки изделий керамики (посуда, статуэтки т.д.) Гжель

-изготовление украшений изо льда для деревьев на участке в бело-голубом цвете

-приобретение неоформленного материала для творчества (одноразовая посуда из картона)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

Вводно-мотивационный этап

Цель этапа состоит в том, чтобы выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед, опросов. Определить тем самым представления детей о народно – прикладном искусстве, вызвать интерес к творчеству мастеров.

Этап включает в себя следующие действия: формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта.

 

 

I этап – Подготовительный

 

      подготовка информации, видеофильмов по теме проекта

      организация выставки наглядного материала

      подбор художественной и познавательной литературы

      ознакомление родителей с темой проекта и привлечение к совместной деятельности

 

IIэтап – Основной

      мероприятия с детьми по видам деятельности 

      взаимодействие с родителями

 

 

III этап - Заключительный

      коллективная работа- аппликация «Чайники» выставка творческих работ из теста «Как у мастеров»

      украшения в группе и на участке в бело-голубых тонах

      коллекционирование поделок в технике Гжель

      презентация рисунков «Волшебная кружка

 

Приложение

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

Легенда «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда белосиний, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах:

печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает

Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышкобатюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесноголубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 

Легенды- сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели.

 * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать, Ах, какая благодать.

С. Вахрушев. * * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них, Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель Называют всюду Гжель!

П. Синявский. * * *

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы – С этой красою ничто не сравнится Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский. * * *

Взял мастер в руки кисть И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель! * * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей, Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах – На весь мир молва идёт!

* * * Гжель.

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И лёгким ветерком как будто, На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой, Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

* * * Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

* * *

Поверить трудно: неужели, Всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны, Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова. * * *

Чудо с синими цветками, Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка, Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

* * *

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - Глазам загляденье, Словно, весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель! * * *

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет. Чайник, чашки, кружки согревали нас, Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты! * * *

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь, Известно всем в народе её названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашу легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения! * * *

Гордятся в Гжели жители Небесной синевой. Не встретите на свете вы Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла. * * *

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки Дереенька стоит. Заросли ивы вдоль речки растут Умельцы в той деревне живут. Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят.

П. Синявский. * * *

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней. Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

* * *

Кто придумал это слово, Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас - Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине Синие цветочки.

В. Горичева. * * *

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

** *

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.