Проектная работа:"Гжель"
Оценка 5

Проектная работа:"Гжель"

Оценка 5
pdf
11.01.2024
Проектная работа:"Гжель"
proekt_nezabudkovaya_gzhel (1).pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №73 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Незабудковая Гжель»

(подготовительная к школе группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Полстянова О.Н

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2020

 

Вид проекта:  групповой –по составу интегрированный – по содержанию краткосрочный – по продолжительности

 

Тип проекта:

Познавательно-творческий

 

Срокипроведения:

Январь 2020

 

Участники: детиподготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники ДОУ

Актуальность проблемы: 

Во время тематической недели «Славится Россия чудо-мастерами» детям были представлены различные образцы изделий русского прикладного искусства- дымковской игрушки, хохломы, городецкой и гжельской росписи, жостово и т.д. Среди многих экспонатов внимание детей привлекли фигурки с гжельской росписью и прозвучали вопросы: «Почему везде такое разнообразие красок, а здесь только бело-голубые?», «А где это делают и как?», «А мы тоже хотим попробовать!». Так возникла идея создания данного проекта, которую поддержали родители и дети.

 

Цель проекта:

-создание условий для формирования художественно-эстетических знаний и умений детей на примере знакомства с гжелью, как русским народным промыслом и видом росписи.

 

 

 

Задачи:

Образовательная:

-познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее отличительных особенностях

-закрепить знание художественных элементов росписи в технике«гжель» Развивающие:

-развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности

-совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, смешиванием двух красок

Воспитательные:

-поддерживать интерес к русскому народному творчеству

-воспитывать самостоятельность в творческом применении усвоенных способов изображения в рисовании, лепке и аппликации

 

Формы реализации проекта

НОД, просмотр видео и слайдов, беседы, игры, творческая работа, чтение художественной и       научно-познавательной         литературы,         досуговые мероприятия, совместная деятельность родителей и ребенка

 

Методы: словесный,игровые, наглядные, практические

 

Ожидаемый результат:

-познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи

-появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров

-оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусств.

-выставка рисунков и поделок: «Как у настоящих мастеров Гжели» Познавательно-исследовательская деятельность:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

«В гости к мастерам Гжели» БЕСЕДЫ

«Небесная гжель» - рассказ об истории гжельской росписи

Рассматривание альбомов для творчества «Сказочная Гжель», набор открыток «Гжель» Л. Азарова

 

Восприятие художественной литературы:

ЧТЕНИЕ:  сказка          «Небесная лазурь        Гжели»       М.Боброва,          «Сине-белая          посуда», С.Вахрушева, «Взял мастер в руки кисть», Н.Савченко, «Незатейливый узор», Н.Радченко «Чудо Гжель» С. Ледковой

 

Игровая деятельность:

Д/ИГРЫ:

«Найди гжельский узор», «Сложи узор», «Что лишнее?», «Составь узор по образцу»

ХОРОВОДНАЯ ИГРА:

 «Матушка Гжель» (в приложении)

 

Изобразительная деятельность:

РИСОВАНИЕ:

«Основы орнамента», «Волшебная кружка», «Снежинка» АППЛИКАЦИЯ:

«Чайники» ЛЕПКА:

Лепка фигурок животных из соленого теста с последующим раскрашиванием в технике Гжель.

 

Музыкальная деятельность ВОСПРИЯТИЕ:

Песня «Незбудковая Гжель» сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичковского,

«Гжель» муз. У. Гнездиловой, «Лазури хоровод» М. Кузьмичевой

 

 

Взаимодействие с родителями по реализации проекта:

 

-оформление выставки изделий керамики (посуда, статуэтки т.д.) Гжель

-изготовление украшений изо льда для деревьев на участке в бело-голубом цвете

-приобретение неоформленного материала для творчества (одноразовая посуда из картона)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

Вводно-мотивационный этап

Цель этапа состоит в том, чтобы выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед, опросов. Определить тем самым представления детей о народно – прикладном искусстве, вызвать интерес к творчеству мастеров.

Этап включает в себя следующие действия: формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта.

 

 

I этап – Подготовительный

 

      подготовка информации, видеофильмов по теме проекта

      организация выставки наглядного материала

      подбор художественной и познавательной литературы

      ознакомление родителей с темой проекта и привлечение к совместной деятельности

 

IIэтап – Основной

      мероприятия с детьми по видам деятельности 

      взаимодействие с родителями

 

 

III этап - Заключительный

      коллективная работа- аппликация «Чайники» выставка творческих работ из теста «Как у мастеров»

      украшения в группе и на участке в бело-голубых тонах

      коллекционирование поделок в технике Гжель

      презентация рисунков «Волшебная кружка

 

Приложение

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

Легенда «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда белосиний, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах:

печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает

Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышкобатюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесноголубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 

Легенды- сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели.

 * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать, Ах, какая благодать.

С. Вахрушев. * * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них, Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель Называют всюду Гжель!

П. Синявский. * * *

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы – С этой красою ничто не сравнится Звонкими волнами кружатся краски, Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы, Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский. * * *

Взял мастер в руки кисть И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель! * * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей, Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах – На весь мир молва идёт!

* * * Гжель.

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И лёгким ветерком как будто, На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой, Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

* * * Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

* * *

Поверить трудно: неужели, Всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны, Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова. * * *

Чудо с синими цветками, Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка, Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

* * *

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - Глазам загляденье, Словно, весною капель! Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель! * * *

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет. Чайник, чашки, кружки согревали нас, Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты! * * *

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь, Известно всем в народе её названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашу легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения! * * *

Гордятся в Гжели жители Небесной синевой. Не встретите на свете вы Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла. * * *

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки Дереенька стоит. Заросли ивы вдоль речки растут Умельцы в той деревне живут. Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят.

П. Синявский. * * *

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней. Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

* * *

Кто придумал это слово, Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас - Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине Синие цветочки.

В. Горичева. * * *

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

** *

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Красноярск 2020 Вид проекта: групповой –по составу интегрированный – по содержанию краткосрочный – по продолжительности

Красноярск 2020 Вид проекта: групповой –по составу интегрированный – по содержанию краткосрочный – по продолжительности

Задачи: Образовательная: -познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее отличительных особенностях - закрепить знание художественных элементов росписи в технике«гжель»

Задачи: Образовательная: -познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее отличительных особенностях - закрепить знание художественных элементов росписи в технике«гжель»

Как у настоящих мастеров Гжели»

Как у настоящих мастеров Гжели»

Лепка фигурок животных из соленого теста с последующим раскрашиванием в технике

Лепка фигурок животных из соленого теста с последующим раскрашиванием в технике

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Приложение Ход игры: Дети стоят в кругу

Приложение Ход игры: Дети стоят в кругу

Гжельская посуда хороша необыкновенно!

Гжельская посуда хороша необыкновенно!

Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу?

Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу?

А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду

А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду

Синих красок карусель Называют всюду

Синих красок карусель Называют всюду

Городов у России не счесть,

Городов у России не счесть,

Незатейливый узор из оттенков краски,

Незатейливый узор из оттенков краски,

Чудо с синими цветками, Голубыми лепестками,

Чудо с синими цветками, Голубыми лепестками,

Пили чай из Гжели часто, много лет

Пили чай из Гжели часто, много лет

Красоты такой! Голубизну небесную,

Красоты такой! Голубизну небесную,

Кто придумал это слово, Это слово немудрено?

Кто придумал это слово, Это слово немудрено?

Это называется просто роспись…Гжель

Это называется просто роспись…Гжель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024