Проектная технология на уроках русского языка
Оценка 4.6

Проектная технология на уроках русского языка

Оценка 4.6
Документация +1
docx
русский язык
5 кл—11 кл
14.07.2020
Проектная технология на уроках русского языка
Проектная технология на уроках русского языка
ХАСАНОВА З.О. .docx

Проектная технология на уроках русского языка

(в школах с узбекским языком обучения)

Хасанова Зулхумор Омановна

г.Фергана, 26-общеобразовательная школа, учитель русского языка

Общеизвестно, что интерактивные методы, ориентированные на  самостоятельную учебную деятельность учеников, обеспечивают высокую результативность педагогического процесса. Наличие большого количества методов требует от учителя вдумчивого подхода к выбору наиболее оптимальной технологии, с учётом из особенностей учебного предмета, темы, возраста учеников и  других важных факторов. Анализ результатов нашей педагогической деятельности показал, что одним их наиболее эффективных методов организации процесса обучения русскому языку как иностранному является метод проектов.

Метод проектов, будучи разработан ещё в начале XX века, отличается от других методов тем, что максимально основан на самостоятельной исследовательской и практической работе учеников. Функции учителя при этом ограничиваются  оказанием минимальной консультативной помощи. Второй  важной особенностью метода является то, что результатом самостоятельной учебной  деятельности  процесса становится некий материальный или ментальный продукт, имеющий теоретическое или практическое значение, т.е. такой продукт, который может быть применён в определённой области. Таким образом эта деятельность схожа с исследовательской, профессионально-творческой. Практически, в работе над проектом ученики имитируют реальную работу специалистов. Значимость конечного продукта, его применимость вызывает в учениках чувство удовлетворённости результатом своей работы, поднимает их самооценку, мотивирует к дальнейшей творческой созидательной деятельности как в период обучения, так и в будущей взрослой жизни. 

Следующая особенность – интегративная, т.е. в ходе проектной деятельности перед учениками встаёт необходимость применения знаний и умений из нескольких областей знаний, как то: язык и информатика, язык и экономика, язык и биология и т.п. Это, в свою очередь, актуализирует и закрепляет знания из разных сфер науки, демонстрирует учащимся практическую значимость каждой дисциплины, изучаемой в школе. 

Этапы и детали организации работы над учебными проектами описаны во многих научных и научно-методических статьях. Поэтому считаем излишним представлять в статье подробное изложение сути данного метода.

В организации проектной деятельности наиболее сложно придумать тему проекта и форму ожидаемого результата (конечного продукта).  В связи с этим необходимо отметить, что содержание учебников по русскому языку, изданных в Узбекистане, отвечает актуальным требованиям современной педагогики и  ориентировано на практическую речевую деятельность, учитывает принцип межпредметной интеграции. Поэтому учитель может создать темы проектов, исходя из их содержания.

При этом необходимо учесть важнейшие факторы, такие как: уровень знаний учеников, их личный опыт, способности, интересы, а также возможности школы (инструментальные, материальные).

Предлагаем вашему вниманию ряд тем для проектной деятельности в рамках изучения русского языка в  9, 10 классах. Так как немаловажной спецификой метода проектов является то, что данная технология требует большого количества времени, проектная деятельность не ограничивается только учебными часами, но и продолжается во внеурочное время и становится частью внеклассной работы (кружок, клуб любителей русского языка и т.п.).

Например, итогом изучения творчества таких русских писателей и поэтов как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой  может стать создание проекта «Беседа великих». При этом создаются рабочие группы, которые будут выступать от имени того или иного писателя. Перед учениками ставится задача представить виртуальный диалог писателей в формате блогов или телеграм каналов. Этапы деятельности:

1.Создание блога или телеграм-канала в Интернете от имени одного из писателей (каждая рабочая группа выбирает определённого поэта или писателя).

2.Составление текста для блога – размышления писателя о своём герое. (А.С.Пушкин – о Самсоне Вырине, М.Ю.Лермонтов – о Мцыри, Н.В.Гоголь – о Чичикове и т.п.)

3.Презентация блога в Интернете и обсуждение «мыслей великих» в комментариях. Комментарии пишут члены других рабочих групп, а также любые пользователи Интернета.

При оценивании работы групп учитываются сразу несколько параметров:

1.Содержание текста, грамотность.

2.Содержание комментариев (это оценка членов других рабочих групп).

3.Оценка владения знаниями и умениями в сфере информационных  технологий (дизайн) (На урок приглашается учитель информатики для оценивания знаний учеников по этой дисциплине).

Данный проект актуализирует и закрепляет знания, касающиеся русского языка, литературы, информатики.

Ниже приведём примеры других учебных проектов и представим краткую информацию по каждому из них.

Проект «Народная мудрость». Основан на упражнениях, данных в учебнике «Русский язык» для 9-класса:

-           продукт – презентация PowerPoint «Найди продолжение пословицы»; (практическая значимость – этот продукт может в дальнейшем использоваться как дидактический материал при изучении русского фольклора на уроках русского языка);

-           необходимые знания и умения: знание пословиц и поговорок, умение работать с программой  PowerPoint (анимация);

-       оценивается подборка пословиц и дизайн презентации (на урок приглашается учитель информатики для оценивания знаний учеников по этой дисциплине).

Следующий проект требует от учеников знаний основ экономики. Название проекта «Товары и рынок». Текст с таким названием также дан в учебнике для 9-класса.

- метод проектов с элементами деловой игры;

- продукт – театрализованное представление;

- задача: изобразить рынок, где каждый ученик – продавец определённой продукции.  Участники рассказывают об условиях успешности продажи своего товара;

-оцениваются речевые навыки и экономические знания (на урок приглашается учитель экономики для оценивания знаний учеников по этой дисциплине).

Следующий проект касается вопросов здоровья и основан на разделе учебника «Русский язык» для 9-класса «Человек и его здоровье».

- продукт – буклет-памятка как вести себя при эпидемии коронавируса (Ковид-19);

- задача: создать буклет-памятку на компьютере и распечатать на цветном принтере;

-оцениваются –– навыки письменной речи, знание правил гигиены, умения компьютерного дизайна  (на урок приглашаются учитель биологии и информатики для оценивания знаний учеников по этим дисциплинам).

Далее перечислим названия проектов, которые можно предложить ученикам 9-класса при изучении русского языка в узбекской школе, а также дисциплины, требующие интеграции с основным предметом «Русский язык». Все проекты непосредственно связаны с содержанием программы и содержанием учебника:

- Проект – «Город будущего» (русский язык +архитектура + экология + экономика)

- Проект – «Предложение по развитию туризма» (русский язык + архитектура + экология + экономика)

Проект “Логистика” (русский язык  +математика +экономика)

- Проект «Интервью со звездой» (тема: спортивные игры)  (русский язык  +физическая культура+журналистика). Здесь задача – пригласить спортсмена и вести синхронный перевод, подготовить вопросы на узбекском и русском языках.

- Проект – «Лучшая профессия» (русский язык  + журналистика). Здесь задача – провести видео-интервью со своими родителями, соседями об их профессиях и обсудить их (можно использовать метод Т-схема, для оценивания профессий).

- Проект – «Изучение флоры и фауны Города Ферганы»  (русский язык  + экология + профориентация). Здесь задача – связаться с учёными – исследователями ФерГУ; продукт – презентация фото, видео, можно провести презентацию непосредственно на природе.

         В заключение можно утверждать, что использование метода проектов в преподавании русского языка показывает высокую эффективность. При этом у учащихся особенно возрастает мотивация как к изучению языка, так и других предметов. 

Использованная литература:

1.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2014. – 272с.

2.      Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

 

 

 

Конференция қатнашувчиси анкентаси

 

Ф.И.Ш:

Хасанова Зулхумор Омановна

Йўналиш:

Мактабда умумтаълим фанларини ўқитиш методикаси

Мақола номи:

Проектная технология на уроках русского языка

(в школах с узбекским языком обучения)

Иш жойи:

Фарғона ш., 26-умумтаълим мактаби

 

Лавозим:

Рус тили ўқитувчиси

Илмий даража ва унвони:

-

Иш жойи ва мобил телефони:

+998 73 245 32 85

+998 99 789 11 06

e-mail:

Zulxumorhasanova292@gmail.com

 


 

Проектная технология на уроках русского языка (в школах с узбекским языком обучения)

Проектная технология на уроках русского языка (в школах с узбекским языком обучения)

Следующая особенность – интегративная, т

Следующая особенность – интегративная, т

Перед учениками ставится задача представить виртуальный диалог писателей в формате блогов или телеграм каналов

Перед учениками ставится задача представить виртуальный диалог писателей в формате блогов или телеграм каналов

PowerPoint (анимация); - оценивается подборка пословиц и дизайн презентации (на урок приглашается учитель информатики для оценивания знаний учеников по этой дисциплине)

PowerPoint (анимация); - оценивается подборка пословиц и дизайн презентации (на урок приглашается учитель информатики для оценивания знаний учеников по этой дисциплине)

Проект – «Город будущего» (русский язык +архитектура + экология + экономика) -

Проект – «Город будущего» (русский язык +архитектура + экология + экономика) -

Конференция қатнашувчиси анкентаси

Конференция қатнашувчиси анкентаси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020