Проектная задача «Всемирный день охраны природы» 3 класс
Цель:
развитие основных видов универсальных учебных действий через решение проектной задачи.
Задачи:
личностные:
· развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим
регулятивные:
· целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
· планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
· составление плана и последовательности действий
· прогнозирование результата
познавательные:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
· структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
коммуникативные:
· обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
· развивать умение слушать и вступать в диалог
· участвовать в коллективном обсуждении проблем
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Планируемый результат
Демонстрация учащимися:
1. Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
2. Умения, работая в малой группе.
3. Создать конечный «продукт» - по результатам выполнения отдельных заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт»
Описание проектной задачи для учащихся 3-х классов по теме
«Всемирный день охраны природы»
Вводное слово учителя: Ребята, завтра, т. е. 29 ноября, – День образования Всемирного общества охраны природы. В этот день в 1948 г. был основан Всемирный Союз Охраны Природы, который является крупнейшей международной некоммерческой природоохранной организацией. Каждый день по телевидению, радио представители и сторонники данной организации призывают общество, нас с вами, не быть равнодушными к проблемам природы. Часто такие призывы выражены в социальных видеороликах. Проектная задача, которую вы сегодня будете решать, как раз и посвящена этому празднику.
В начале нашей работы посмотрим социальный ролик www.youtube.com/watch?v=A39MxEd2KFs. Какая социальная проблема затронута в этом ролике? (Дети обсуждают проблематику видеоролика.)
Сейчас, работая вместе, вам предстоит выполнить проектную задачу, вычленить те проблемы, которые существуют в нашей природе. На работу дается 40 минут. В завершении вашей работы каждой группе предстоит представить фрагмент социального ролика о проблемах природы, который мы снимем на видеокамеру и представим общественности.
Задание 1
Прочитайте представленную ниже информацию о некоторых представителях флоры и фауны, изложенную в тексте (информацию можно сопроводить иллюстрациями). На основе прочитанного заполните таблицу 1.
Африканский ламантин привязывается к человеку. Окраска их варьируется от серой до черно-серой. Хвостовой плавник веерообразно закругленный, без серединной выемки. На ластах три средних пальца несут уплощенные ногтевидные копытца. С помощью гибких ластов ламантины могут ползать по дну водоемов, переворачиваться с боку на бок вне воды, прижимать к себе детенышей, зажимать обеими кистями части водных растений и подносить их ко рту. Известно, что еще для Колумба поймали одну из таких «морских дев» и посадили в озеро: она прожила 26 лет и приплывала на зов людей. Но тогда же выяснилось, что мясо ламантина вкусно. Церковь объявила его рыбой, чтобы мясо можно было есть не только в обычные дни, но и в постные пятницы. Так началось истребление ламантинов. А в наши дни животные из редких и немногочисленных популяций часто гибнут при столкновении с судами.
Дрофа – красивая крупная птица, достигающая веса 16 кг. Дрофа питается растительной и животной пищей – травами, зеленью культурных растений, насекомыми, иногда ящерицами и мышевидными грызунами. Гнездится с апреля по июнь, в кладке – 1–3 яйца желтоватой, зеленоватой или голубоватой окраски со сложным рисунком. Распространена главным образом в степных и полупустынных районах. Главная причина исчезновения птицы – неконтролируемая охота. Использование все большего количествa земель в сельском хозяйстве влечет за собой изменение среды обитания. Осторожной, пугливой птице выбора практически не дано. Если она не сумеет приспособиться к новым условиям обитания, то совсем исчезнет.
Большая панда (бамбуковый медведь) – очень редкое животное. Оно встречается только в горных лесах центрального Китая, где растет ее единственная пища – бамбук. Бамбук не очень питателен, поэтому панда кормится по 10–12 ч в сутки. В длину большая панда достигает 1,2–1,5 м и имеет массу от 30 до 160 кг. В отличие от других медведей имеет довольно длинный хвост (до 12 см). Тело массивное, покрытое густым белым мехом с черными пятнами вокруг глаз («очками»), черными ушами и черными лапами. Короткие толстые задние лапы имеют острые когти. На подошвах и в основании каждого пальца хорошо развиты голые подушечки, облегчающие удерживание гладких стеблей бамбука. У панд очень редко рождаются детеныши, поэтому их численность остается низкой.
Женьшень. Приморье и южная часть Хабаровского края, – таков ареал этого древнего растения в нашей стране. Северная Корея также относится к местам обитания этого удивительного растения Территория немалая. Но если учесть, что плановая заготовка женьшеня составляет у нас не более 200 килограммов в год, то можно представить, сколь редко это удивительное растение. Причиной тому высочайшая привередливость «корня жизни». Женьшень охотно соседствует лишь с корейским кедром, предпочитает склоны сопок, не переносит сквозняков и прямых солнечных лучей. Хорошо известное лекарственное растение. В основном используется в качестве общетонизирующего лекарственного средства. В Корее и Китае корень женьшеня также используют в приготовлении пищи.
Таблица 1
Представитель флоры и фауны |
Место обитания |
Причины исчезновения |
Предложения по решению проблемы |
|
|
|
|
Обобщите записи графы «Причины исчезновения» и запишите экологические проблемы, затронуты в тексте: _____________________________________________.
Задание 2
Перед вами начало сказки «Небережливый человек». Подумайте, что могло произойти дальше. Как поступил человек? Помог ли ему кто-нибудь. Запишите продолжение сказки.
Небережливый человек[1]
Жил-был очень богатый человек. У него были поля, где он растил хлеб и пас домашний скот.
В один день ему захотелось пойти на охоту. Он выехал из усадьбы на своем коне. Через час человек заехал в лес.
Вдруг перед ним пролетела сова, он очень напугался. А потом богач рассердился на ночную птицу и захотел убить всех сов. Вот он достал оружие и начал стрелять в этих птиц.
На следующий день, вечером человек радостный пришел с охоты. Покушал и лег спать на мягкую кровать.
Утром он вышел осмотреть поле. Смотрит, а там очень много мышей. Мыши воровали зерна. Хозяин думал, от чего же это мыши завелись? А вечером зашла доярка и сказала, что корова не дала молока.
Потом хозяин пошел к мудрому старцу. Владелец усадьбы спросил у мудрого человека: «Из-за чего же на моем поле появилось очень много мышей и почему моя корова не даёт молока». Мудрый человек ему ответил...
Какая экологическая проблема затронута в сказке? Запишите ответ: _______________.
Задание 3
Прочитайте текст.
В единстве с природой[2]
Нас тянет на лоно природы, мы чувствуем необходимость в глотке свежего воздуха, который благоухает цветущими деревьями и пропитан запахом лугов и густой травы. Мы стремимся построить дом для своих детей на берегу чистого озера, на опушке леса, где будит по утрам только пение птиц и стрекотание цикад, а не трубные звуки клаксонов и лязг всех звеньев, что стали частью гигантской конструкции из бетона и металла – города.
Мы с настойчивостью и упорством возвращаемся в пропитанные смогом каменные джунгли, мечтая о скорейшем наступлении выходных и праздников. Мы загрязняем, разрушаем, уничтожаем, вытаптываем все вокруг, все дальше и дальше отдаляя от города чистые реки, свежие леса, пахучие луга, пьянящие ароматами сады.
Подумайте, какую таблицу из представленных двух вы можете заполнить? Заполните выбранную таблицу.
Таблица 2
Примеры из письма |
Орфограммы в частях речи |
||
Существительное |
Прилагательное |
Глагол |
|
|
|
|
|
Таблица 3
Орфограммы в правописании корня слова |
Орфограммы в правописании приставок |
Орфограммы в правописании приставок |
Орфограммы в правописании суффиксов |
|
|
|
|
Какая экологическая проблема затронута в письме? Запишите ответ: ______________.
Задание 4
Перед вами символика разных организаций и эмблемы дней, призванных обратить внимание людей на проблему охраны окружающей среды. (Далее можно разместить изображения символов и эмблем «Всероссийского общества охраны природы», «Всемирного дня окружающей среды», «Гринпис» и др.)
Ребята в старшей школе очень обеспокоены экологией нашего района, они решили организовать школьный клуб по защите окружающей среды. Они попросили вас придумать название и символику клуба. Предложите свой вариант названия клуба и разработайте символику, которую можно будет разместить на футболках членов клуба.
Какие проблемы отражаются в изображении каждой представленной символики? Какую проблему отразили вы в символике клуба? Запишите ответ: _____________________.
Задание 5
Прочитайте текст и на его основе составьте и решите текстовую задачу.
Байкал
Кроме промышленных предприятий, загрязняющих озеро Байкал, браконьеров, уничтожающих редких байкальских тюленей, и нефтяников, мечтающих провести трубу по его берегу, у Байкала есть «враги», которые… любят озеро и его природу. Десятки тысяч туристов стремящихся познакомиться с «российской жемчужиной» оставляют после себя вытоптанные, заваленные мусором стоянки.
К примеру, летом пролив Малое море и Ольхон, по данным местной администрации, посещает не менее 50 тыс. человек. При этом значительная часть туристов остается «неучтенной» – это жители близлежащих городов и регионов, предпочитающие дикий отдых. Остров быстро застраивается. На Ольхоне сейчас работает более 30 баз отдыха, а также сеть частных гостиниц. Хотя можно предположить, что на самом деле их гораздо больше. Система сбора мусора на Байкале, вывоза его на переработку или на свалки практически отсутствует. Красивейшие места превращаются в помойку. О масштабах проблемы говорит такой факт. В 2001 и 2002 гг. «Гринпис» организовал международные лагеря, участники которых, в общей сложности всего за пару месяцев собрали около 6500 мешков рассортированного по видам отходов мусора и около 15 тонн металлолома. Большая часть собранного мусора была отправлена на переработку.
Какая проблема представлена в данном тексте? Запишите ответ: __________________.
Ребята, вы выполнили все задания, а теперь попробуйте создать собственный проект социального видеоролика. При этом придерживайтесь следующих условий:
• Видеоролик должен быть представлен в виде сценки или театральной постановки.
• В представленной сценке должны быть отражены все проблемы, обнаруженные вами при решении представленных выше заданий.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Автор – Лутфуллин Р.Р., ученик МАОУ «Лицей № 2 г. Альметьевска» Республики Татарстан. Оригинал см.: http://project.1september.ru/work.php?id=561984. – Примеч. авт.
[2] Оригинал текста представлен на сайте http://zeleneet.com/ekologiya-vozduxa-i-organizma/14844/. – Примеч. авт.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.