«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс
Оценка 4.9

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
04.03.2018
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдви-гать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
проектная деятельность.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Самохваловская основная общеобразовательнаяшкола» «Рассмотрено» на заседании методического совета протокол №_____ от _______________________ «Согласовано» заместитель директора по УВР_____________ Л.Л. Соловьёва «Утверждаю» директор школы ____________Г.Н. Палкин приказ №______от______                                                                                                                         Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс                                Автор составитель: Ядрышникова Любовь Геннадьевна учитель химии, биологии                                     первой квалификационной категории                                                                                     1 2015 г. Пояснительная записка Нормативным   основанием   для   написания   рабочей   программы   курса   «Основы проектной деятельности» для 5­х классов  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;   требований   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего  образования,  предъявляемых  к результатам освоения  основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);  основной образовательной программой МКОУ «Самохваловская ООШ»;  Учебного плана МКОУ «Самохваловская ООШ»;  Рабочая   программа   курса   разработана/составлена   в   соответствии   с   Положением   о рабочей   программе   учебного   предмета,   курса,   дисциплины   (модуля)   МКОУ «Самохваловская ООШ» Новые   стандарты  образования   предполагают   внесение   значительных   изменений  в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена   им   в   полной   мере,   со   стороны   всех   своих   компонентов:   ученик   должен   быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь   самостоятельно   контролировать   процесс   своей   учебной   работы   (контроль)   и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.  Проектно­исследовательская   деятельность  является   средством   освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией,   формирование   исследовательского   стиля   мышления   Результатом   этой деятельности   является   формирование   познавательных   мотивов,   исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.   Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития   творческих   способностей,   предоставляет   возможность   для   отдыха   и удовлетворения своих потребностей. Актуальность  проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения   требует   использования   в   образовательном   процессе   технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.  2 Актуальность  программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания   и   умения,   необходимые   для   организации   проектной   и   исследовательской деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно­ориентированный,  деятельностный подходы.   Цель  создание   условий   для   успешного   освоения   учениками   основ   проектно­ исследовательской деятельности. Задачи:  формировать   представление   об   исследовательском   обучении   как   ведущем   способе учебной деятельности;    обучать   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения   самостоятельных исследований;  формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;  развивать познавательные потребности и способности, креативность,  развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);  формировать   навыки   работы   с   информацией   (сбор,   систематизация,   хранение, использование);  формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской   деятельности;   умения   формулировать   проблему   исследования, выдвигать   гипотезу;   навыки   овладения   методикой   сбора   и   оформления   найденного материала;   навыки   овладения   научными   терминами   в   той   области   знания,   в   которой проводиться   исследование;   навыки   овладения   теоретическими   знаниями   по   теме   своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. Общая характеристика учебного предмета, курса. Особенностью  данной   программы   является   реализация   педагогической   идеи формирования   у   школьников   умения   учиться   –   самостоятельно   добывать   и систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве   программа   обеспечивает   реализацию следующих принципов:  Непрерывность   дополнительного   образования   как   механизма   полноты   и   целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.    Основные   принципы   реализации   программы  –  научность,   доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Проекты   по   содержанию   могут   быть   технологические,   информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть   индивидуальные,   групповые   (по   4–6   человек)   и   коллективные   (классные).   По 3 продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.  Выполнение   проекта   складывается   из   трёх   этапов:   разработка   проекта, практическая  реализация   проекта,  защита   проекта.  Наиболее  трудоёмким  компонентом проектной   деятельности   является   первый   этап   –   интеллектуальный   поиск.   При   его организации основное внимание  уделяется наиболее  существенной части – мысленному прогнозированию,   создание   замысла   в   строгом   соответствии   с   поставленной   целью (требованиями).   В   процессе   поиска   необходимой   информации   ученики   изучают   книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.  Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением   необходимых   корректировок   или   практическая   деятельность   общественно полезного характера.  Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата   и   доказательство   его   соответствия   поставленной   цели   или   требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя   процедурой   защиты   проектов,   особо   следит   за   соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе   с   тем   его   относят   к   педагогическим   технологиям  XXI  века.   Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.    Группы умений, которые формирует курс:  исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);   социального   воздействия   (сотрудничать   в   процессе   учебной   деятельности,   оказывать помощь   товарищам   и   принимать   их   помощь,   следить   за   ходом   совместной   работы   и направлять ее в нужное русло);   оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);   информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);   презентационные   (выступать   перед   аудиторией;   отвечать   на   незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);   рефлексивные   (отвечать   на   вопросы:   "чему   я   научился?",   "чему   мне   необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);   менеджерские   (проектировать   процесс;   планировать   деятельность  время,   ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).  Проектная деятельность включает в себя следующие этапы: 1.       Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. 2.       Тема проекта Тема   (название   проекта)   должна   отражать   его   основную   идею.   Важно,   что   при разработке   проекта   сначала   должна   возникнуть   проблема,   потом   определяется   тема проекта.   Презентация   строится   иначе:   сначала   озвучивается   тема,   потом   ­   проблема, которая определила название проекта. 4 3.       Цель проекта После   того   как   из   ряда   поставленных   проблемных   вопросов   был   выбран   наиболее значимый, определяется цель проекта. 4.       Задачи проекта Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе: задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию); задачи,   связанные   с   моделированием   или   исследованием   (смоделировать   изучаемый объект или провести исследование­эксперимент); задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта). При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются. 5.       Гипотеза Гипотезу выдвигают исходя из цели.  6.       План работы Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями   и   задачами,   но   еще   не   начав   действовать),   мы   должны   познакомить   детей   с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги;  спросить у взрослых;  обратиться к компьютеру;  понаблюдать;  проконсультироваться со специалистом;  провести эксперимент;  другие. В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой   задачи   дети   называют   методы,   которыми   пользовались,   чтобы   разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации. Чтобы   разрешить   вторую   задачу,   связанную   с   исследованием   или   моделированием, обучающиеся   рассказывают   о   том,   какое   исследование   они   проводили   или   что   они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования   с   разъяснением   правомерности   выбора   материала.   Если   в   проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать   о   личном   вкладе   в   разработку   общего   проекта   ­   другими   словами,   кратко представить свой «подпроект». Реализация третьей задачи ­ проведение презентации проекта ­ идет на протяжении всей защиты проекта. 7.       Продукт проекта Логическим   итогом   любого   проекта   должно   быть   представление   продукта   проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам   на   протяжении   всей   работы,   ­   все   это   должно   найти   свое   отражение   в   продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой­то определенной операции; диск   с   записью   или   демонстрацией   важного   этапа   проекта;   сценарий   разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, 5 должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким­то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Таким   образом,   продукт   проекта   ­   это   материализованный   итог   всей   работы,   который подтверждает значимость проекта в современной жизни. 8.       Выводы (итог) проекта Заканчивается   работа   над   проектом   подведением   итогов:   смогли   ли   вы   добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.        Программа   предусматривает   проведение   внеклассных   занятий,   работу   детей   в группах,   парах,   индивидуальную   работу,   работу   с   привлечением   родителей.   Занятия проводятсяв   учебном   кабинете,   в   библиотеке;   проектная   деятельность     включает проведение   наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми,   реализации   проектов   и   т.д.   Проектная   деятельность   предусматривает   поиск необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах,   на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:  типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки­тренинги,  групповые исследования, игры­исследования,  творческие проекты. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного   стандарта     основного   общего   образования.       Курс   входит   в   раздел учебного плана «Внеурочной деятельности»     В соответствии с учебным планом МКОУ 2Самохваловская ООШ»   на проектную деятельность в 5   классе отводится 0,5 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 17 часов  внеурочной деятельности.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные     формировании   у   детей   мотивации   к   обучению,   о   помощи   им   в   самоорганизации   и саморазвитии.     развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.   организация на занятии парно­групповой работы  Метапредметные   регулятивные    учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем;    планировать   свое   действие   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации;   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 6  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;   преобразовывать практическую задачу в познавательную;   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве  познавательные   добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;    осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием учебной литературы;    владеть   основами   смыслового   чтения   художественных   и   познавательных   текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;   осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, использованием ресурсов библиотек и Интернета;  коммуникативные    учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера,   исполнителя,   критика);   координировать свои усилия с усилиями других;   формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;   задавать вопросы;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с  его  собственной,  и  ориентироваться  на позицию  партнера  в общении  и взаимодействии;    учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве    учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;    аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями   партнеров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;    продуктивно   разрешать   конфликты   на   основе   учета   интересов   и   позиций   всех   его участников;   с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия Основные методы и технологии.                       Методы   проведения   занятий:  беседа,   игра,   эксперимент,   наблюдение, коллективные   и   индивидуальные   исследования,   самостоятельная   работа,   защита исследовательских работ, мини­конференция, консультация.                     Методы контроля:  консультация,  доклад,  защита  исследовательских  работ, выступление,   выставка,   презентация,   мини­конференция,   научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.          Технологии, методики:  уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; 7 Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; с уроками изобразительного искусства: оформление творческих  выставках рисунков при защите проектов; с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.   участие   в работ, Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь:   сравнивать,   обобщать,   классифицировать, выделять объект исследования; разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать   с   источниками   информации,   представлять   информацию   в   различных   видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.   выделять   главное, Личностные У школьников  будут сформированы: учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; 8 чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с   мировой   и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе, понимания  необходимости  учения, выраженного  в преобладании  учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений   и   ориентации   на   искусство   как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне   адекватной   ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые   коррективы   в   исполнение   как   по   ходу   его   реализации,   так   и     в   конце действия. Познавательные Школьник научится: осуществлять  поиск   необходимой   информации   для  выполнения  внеучебных  заданий  с использованием   учебной   литературы   и   в   открытом   информационном   пространстве, энциклопедий,   справочников   (включая   электронные,   цифровые),   контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его   строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: 9 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно   достраивая   и восполняя недостающие компоненты; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей; Коммуникативные Ученик научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое   сообщение,   владеть диалогической формой коммуникации, используя,   в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями   партнеров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнером; осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач. Результаты проектной деятельности учащихся: 10 Альбом,   газета,   журнал,   книжка­раскладушка,   коллаж,   выставка,   коллекция, костюм,   макет,   модель,   плакат,   серия   иллюстраций,   сказка,   справочник,   стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация. Содержание программы 5 класс (17часов) Введение (1 час) Что такое проект. Понятие   о   проектах   и   исследовательской   деятельности   учащихся.   Важность исследовательских   умений     Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация   в   жизни   современного   человека. I. Теоретический блок (7 часов) Способы мыслительной деятельности (3 часа) Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».  Понятия: проблема, объект исследования. Как мы познаём мир. Наблюдение   и   эксперимент   –   способы   познания   окружающего   мира.   Опыты.   Игры   на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Удивительный вопрос.  Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.  Вопрос и ответ. Упражнения на   обстоятельства   и   упражнения,   предполагающие   обратные   действия.   Игра   «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с  источником  информации.  Работа с  книгой.  Работа  с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3 часа) 11 Выбор темы исследования. Классификация   тем.   Общие   направления   исследований.   Правила   выбора   темы исследования.   Цели и задачи исследования.   Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.  Соответствие   цели   и   задач   теме   исследования.   Сущность   изучаемого   процесса,   его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно­исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.  Практические   задания:  “Назови   все   особенности   предмета”,   “Нарисуй   в   точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.   Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).  Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные     операции,   необходимые   для   учебно­исследовательской   деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что   такое   обобщение.   Приемы   обобщения.   Определения   понятиям.   Выбор   главного. Последовательность изложения. Практические   задания:   “Учимся   анализировать”,   “Учимся   выделять   главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. II. Практический блок (8 часов) Мы ­ исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6 часов) «Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни»,  «Заочная экскурсия. В гостях у…». Планирование работы. 12 Составление   плана   работы   над   проектами.   Определение   исследования в работе над проектом.    предмета     и   методов Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа   в   компьютерном   классе.   Обобщение   полученных   данных   Оформление презентации. Работа на компьютере –   структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. Сочиняем сказку (2 часа) Сказка как вид устного народного творчества. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.   Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Театрализация сказки.  III.  Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (2 часа) Подготовка к защите. Психологический   аспект   готовности   к   выступлению.   Как   правильно   спланировать сообщение   о   своем   исследовании.   Как   выделить   главное   и   второстепенное.   Культура выступления:   соблюдение   правил   этикета,   ответы   на   вопросы,   заключительное   слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».  Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов.  Анализ   результатов   и   качества   выполнения   проекта.   Оценка   продвижения   учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей.    Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно­исследовательской деятельности. Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности № Наименование Основное содержание Кол Характеристика 13 главы/параграфа главы /пара графа Введение Способы  мыслительной  деятельности Теоретический блок  (6 часов) Что такое проблема.  Как мы познаём мир.  Удивительный вопрос.  Учимся выдвигать  гипотезы. Источники  информации. Этапы работы в  рамках  исследовательской  деятельности Выбор темы  исследования. Цели и  задачи исследования.  Методы исследования.  Сбор материала для  исследования.  Обобщение полученных  данных. 1 2 3 4 Мы  ­  исследователи.  Самостоятельные  (предметные) проекты 5 Сочиняем сказку Практический блок (8 ч.) Планирование работы.  Обучение  анкетированию,  социальному опросу,  интервьюированию.  Работа в библиотеке с  каталогами. Отбор и  составление списка  литературы по теме  исследования. Работа в  компьютерном классе.  Обобщение полученных  данных. Оформление  презентации.   Сказка  как вид устного народного   творчества. Народные сказки. Сказки   народов   мира.   Авторские сказки. Театр.   Спектакль. 14 ­во час ов 1 3 3 6 2 основных видов деятельности с и     Строят учатся   обосновывать собственную позицию, задавать вопросы. Анализируют проблему. монологическое сообщение. Работают   энциклопедиями словарями. проводят   сравнение   и классификацию   по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи   в   изучаемом круге явлений; выбирают   исследования; собирают материал; строят монологические  сообщения. тему Составляют план своих  действий. Работают с  энциклопедиями и  словарями, интернет  ресурсами, отбирают  материал, оформляют  презентацию. осуществляют взаимный   контроль   и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;   Сочиняют сказки,  обсуждают, выбирают  интересную,  инсценируют. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (2 ч.) Инсценировка.   6 Мониторинг  исследовательской  деятельности  учащихся       Психологический аспект к готовности выступлению. Как правильно   спланировать сообщение   о   своем исследовании.   Культура выступления.  Эталон.   Отметка. Самооценка. Оценка. Коллективное обсуждение   проблем: “Что   такое   защита”, “Как   правильно   делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защищают проекты. Рефлексируют (видят  проблему; анализируют сделанное – почему  получилось, почему не  получилось, видят  трудности, ошибки); свои   2 17 Количество часов № п/п 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10­11 12­13 Итого: Тематическое  планирование Наименование тем Введение (1 ч.) Что такое проект I. Теоретический блок  (6 ч.) Способы мыслительной деятельности (3 ч.) Что такое проблема. Как мы познаём мир Удивительный вопрос. Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации 1 1 1 1 Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 3 ч.) Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования Методы исследования. Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных. 1 1 1 II. Практический блок (8 ч.) Мы  ­  исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6 ч.)   анкетированию,   социальному   опросу, Планирование работы Обучение интервьюированию. Работа  в библиотеке  с  каталогами.  Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа   в   компьютерном   классе.   Обобщение   полученных данных. Оформление презентации. 1 1 2 2 Сочиняем сказку (2 ч.) 15 14 15 16 17 № п/п 1 2 3 4 Сказка как вид УНТ. Театрализация сказки.  III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (2 ч.) 1 1 Перечень разделов Подготовка к защите. Защита проектов. Перечень разделов  Введение Теоретический блок 1 1 Количество часов 1 6 3 3 8 6 2 2 ­ Способы мыслительной деятельности ­ Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Практический блок ­  Мы     ­     исследователи   .   Самостоятельные   (предметные) проекты ­ Сочиняем сказку Мониторинг исследовательской деятельности учащихся   16 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение   Метод   проектов   как   частный   случай   интегративной   технологии  Литература для учителя: 1. Григорьев   Д.   В.,   Степанов   П.   В..   Стандарты   второго   поколения:   Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Гузеев В.В. обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.­ 16с. 3. Полат   Е.   С..   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.  4. Савенков   А.И.   Учим   детей   выдвигать   гипотезы   и   задавать   вопросы.   //   Одаренный ребенок. 2003, №2 5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005­  345с. 6.  Савенков А.И.  Я ­ исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. ­ 2­е изд., ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005. 7.   Чечель   И.Д.   Метод   проектов   или   попытка   избавить   учителя   от   обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3­   256с. 8. Чечель   И.Д.   Управление   исследовательской   деятельностью   педагога   и   учащегося   в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 ­ 320с. Литература для  обучающихся: 1. Рабочая   тетрадь.   Савенков   А.И.   Я   –   исследователь.   Рабочая   тетрадь   для   младших школьников. 2­е изд.,  ­ Самара:    Издательство «Учебная литература», 2005. 2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина   "Всё узнаю, всё смогу".  Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008 3. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.   [Электронный   ресурс]   для   детей. Интернет­  ресурсы: 1. Большая   детская   энциклопедия   http://www.mirknig.com/  2. Большая   детская   энциклопедия   (6­12   лет).   [Электронный   ресурс] ebooks.com/2009/05/01/bolshaja­detskaja­jenciklopedija­6­12.html  3. А.Ликум   http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._ 4. Почему   и   потому. http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 5. Большая   Детская   энциклопедия. http://www.booklinks.ru/   Детская   энциклопедия. энциклопедия. [Электронный   Детская   Русский   язык.   [Электронный   ресурс]   [Электронный   ресурс]  http://all­   ресурс] ­       17 «Внеурочная   деятельность   школьников»   авторов   Д.В.Григорьева, 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего   образования.   Может   ли   учебник   стать   помощником?   [Электронный   ресурс] http://www.fsu­expert.ru/node/2696  7.   Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/  8. Проектная   деятельность   в   начальной   школе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/   www.nachalka.com/proekty    П.В.   [Электронный   ресурс]  http:// Оборудование и кадровое обеспечение программы Компьютер, принтер, сканер, мультмедиа проектор. 18 № п/п Наименован ие раздела. Тема урока 2 Календарно­тематическое планирование. Понятия  Цели Основные виды деятельности учащихся 4 5 6 Введение (1 ч.) Ко л­ во час ов 3 Технич еское оснаще ние 7 Слайдо вая презент ация 1 1 2 3 Что   такое проект 1 проект, проблема, информация Цель:   знакомство   с понятием   «проект», развитие   интереса   к исследовательской деятельности   через знакомство с работами учащихся.   Беседа Презентация исследовательс ких работ учащихся.   I. Теоретический блок  (6 ч.) Способы мыслительной деятельности (3 ч.) 1 Что   такое проблема. Как познаём мир.   мы проблема, объект исследовани я, наблюдение, эксперимент , опыт. 1 вопрос, ответ. Удивительн ый   вопрос. Школа «почемучек ».   на Беседа  Игра   внимание «Посмотри   на мир   чужими глазами». Слайдо вая презент ация   Игра   «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». «Найди причину».   Игра     Цель:   ознакомить   с понятием   проблема, формировать   умение   проблему, видеть развивать   умение изменять собственную   точку зрения,   исследуя объект   с   различных сторон.   Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Цель: умения вопросы решения существующей проблемы. Знакомство понятием «гипотеза»,   развитие исследовательского творческого и мышления,   развитие умения прогнозировать. развитие ставить для с           19 4 Источники информации 2 источник информации. Цель:   знакомство   с понятием   «источник информации» (библиотека,   беседа со взрослыми,   книги, экскурсия, видео   фильмы, ресурсы Интернета).   ПК, проекто р, экран, презент ация   с Практика: работа   источником информации. с Работа книгой.   Работа с   электронным пособием. Оформление списка использованны х   электронных источников. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3 ч.) 5 6 1 2 Выбор   темы исследовани я.   Цели   и задачи исследовани я. Методы исследовани я.   Сбор материала для исследовани я. эксперимент , эксперимент ирование, анкетирован иеанализ, синтез.   Общие Классификация тем. направления исследований. Правила   выбора темы исследования. Практика Практика  Анкетирование Эксперимент   с   о знать Цель:   методах исследования,   уметь проводить исследования использованием различных   методов. Знать   правила   и способы сбора материала. Уметь   находить   и собирать   материал по теме исследования, пользоваться способами   фиксации материала.     7 2 Обобщение полученных данных. Анализ, синтез, обобщение ,   главное, второстепе нное. Цели: Знать способы обобщения материала Уметь: материал, пользоваться приёмами обобщения, находить   обобщать Практические задания: “Учимся анализировать” , “Учимся выделять главное”, “Расположи   компью тер 20 главное.  в   материал определенной последователь ности”. Мы  ­  исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты (6 ч. ) II. Практический блок (8 ч.) 2 1 Анкета, социальный опрос, интервью 2 каталог   Цели:   составление плана   работы   над проектами . Определение предмета   и методов исследования в работе над проектом.       знать,   как Цели: составить   анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, интервью  взять   Цели: уметь работать в   библиотеке   с каталогами, отбирать необходимую литературу   по   теме проекта. и составлять   список литературы   по   теме исследования.     презентация Цель: уметь работать компьютере,   на синтезировать материал,   создавать презентации 8 9 10­ 11 12­ 13 в самой Работа   над проектами «Фольклор от   колыбели», «Детский фольклор», «Сказки   нашей жизни», «Заочная экскурсия.   В гостях   у…». Планирование работы Обучение анкетировани ю, социальному опросу, интервьюиров анию.     и Работа в библиотеке   с каталогами. Отбор составление списка литературы по теме исследования.     в Работа компьютерно м   классе. Оформление презентации. 14 Сказка   как вид УНТ. 3 1 Беседа, исследовательс кая   работа   в группах выставк а   книг, интерне т­ ресурсы Составление анкет, опросов. Проведение интервью   группах. в Экскурсия   в библиотеку. Выбор необходимой литературы   по теме проекта. Библио течный каталог, интерне т­ ресурсы Практика Слайдо вая презент ация Сочиняем сказку (2 ч.) добро,   зло, театр, спектакль,   Цель: привитие интереса   к   устному народному Выраз.   чтение, сочинение сказки, Выстав ка книг, презент 21 герой. 15 Театрализаци я сказки.  2 Театр, сценарий, реплика творчеству,   развитие творческих способностей учащихся, формирование умения   различать добро и зло. Цель:     реализовать полученные знания в практической деятельности. обсуждение   в группах ация декорац ии, костюм ы,   муз. сопрово ждение Практика Подготовка спектакля, распределение ролей, репетиции, подготовка костюмов   и декораций III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (2 ч.) 16 Подготовка   к защите. 2 Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. 17 Защита проектов. 2 Коллективное обсуждение проблем:   “Что такое   защита”, “Как правильно делать доклад”,   “Как отвечать   на вопросы”. Конференция  ПК, проекто р, экран, презент ация Знать:   правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою   работу “Что   сначала, что потом”, “Составление рассказов   по заданному алгоритму”   и др.   с Конференция. Выступления учащихся   презентацией своих проектов.   Анализ проектно­ исследовательск ой деятельности. 22 23

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»  5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018