Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению
развития детей № 33
города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Проекная деятельность
«Хочу быть здоровым»
Подготовили:
воспитатели
Шобанова Е.В.
Колесникова Е.С.г. Каменск – Шахтинский
20142015 учебный год
Ноябрьдекабрь 2014 г.
Проект «Хочу быть здоровым»
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад №33 «Мишутка» старшая
группа.
Время проведения: 2 недели
Ноябрь 2014г. – декабрь 2014г.
Участники проекта:
Дети старшей группы.
Воспитатели: Шобанова Е.В., Колесникова Е.С.
Родители
Тип проекта: информационно – практика – ориентированный
Реализация проекта
1этап: Подготовительный.
• Формирование проблемы.
•Определение задач.
•Изучение методической литературы по данной теме.
2 этап: Основной.
•Организация работы над проектом.
3 этап: Заключительный.
•Анализ результатов проекта.
•Итоговое мероприятие «В здоровом теле здоровый дух».
•Оформление выставки рисунков: «Если хочешь быть здоров! ».
•Презентация проекта.
Проблема: «Недостаточная заинтересованность детей и родителей в
сохранении и укреплении своего здоровья»Обоснование проблемы:
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер. Важно именно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом.
Приобщение здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному
поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой
дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой
активности детей формируется заинтересованность к правильному
поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске
практических путей по формированию у детей здорового образа жизни.
Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования
отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека
лишь на 7 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативноправовыми документами, как Закон РФ
«Об образовании», «О санитарноэпидемиологическом благополучии
населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении
основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что
создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети
должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного
для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку
с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство
ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания
целостной системы по сохранению физического, психического и социального
благополучия ребенка.
Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью
может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так иреализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных
моментов, в проектной деятельности детей.
Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания
здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной
философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока
вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут
неотъемлемой частью бытия.
Цель:
•Заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о
своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
•Сроки проведения: ноябрь – декабрь 2014г.
•Возраст детей 56 лет.
• Предполагаемый результат:
Итоговое мероприятие «В здоровом теле – здоровый дух».
Оформление выставки рисунков: «Если хочешь быть здоров!».
Презентация проекта.
Задачи:
•Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей,
желание заботиться о своем здоровье.
•Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу
здоровью.
•Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции,
направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание
условий для поддержания этой позиции.
Ожидаемые результаты для педагога:
• Снижение заболеваемости среди детей.
•Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения
здоровья, воспитание и развитие личности.
Для детей:•Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора,
физических,нравственных качеств.
•Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для
жизни и здоровья детей.
Для родителей:
•Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта
направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание
условий для поддержания этой позиции.
Этапы реализации проекта:
1этап: Подготовительный.
•Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к
формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;
•Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни
у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил
ЗОЖ (дети старшей группы и их родители).
•Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование
результата.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых
для реализации проекта, определение содержания деятельности всех
участников проекта.
2этап: Реализация.
Этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание»,
«социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая
культура», «чтение художественной литературы», «художественное
творчество», «музыка», которая осуществлялась в процессе организации
совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной
деятельности детей.
Работа с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность:
Тема: «Микробы»Цель: Формировать представление детей о микробах, способах их
распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от
болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в
борьбе против микробов и вирусов.
Тема: «Путешествие в страну ОБЖ»
Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в
экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в
быту и правилах поведения на улице.
Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Цель: расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях
труда, трудовых действиях.
Тема: «Здоровье и питание»
Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать
учить правилам культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать
желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в
сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ
жизни.
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: Повторить и закрепить с детьми знания, полученные в ходе проекта.
Повторить и закрепить знания детей о спорте и здоровом питании. Дать
определение понятию «Здоровый – нездоровый сон».
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика пробуждения,
проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.
Беседы:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься! ».
•«Витамины я люблю быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?»
«Как устроено наше тело? », «Почему люди болеют? », «Как работает наш
Организм », «Кто и как заботится о твоём здоровье? », «Как создать хорошее
настроение? », «Если хочешь быть здоров? »
•«Беседа о здоровье, чистоте». Решение провокационных вопросов,
проблемных ситуаций.Игры:
•Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь»,
«Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница».
•Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею не умею», «Найди пару»,
«Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или
полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.
•Подвижные игры: «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание
каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей
кружок быстрей соберется».
Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка
веселых мышат». «Зеркало», «Угадай – повтори», «Делай как я».
Игры–драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр»,
«Айболит», «Федорино горе», «Овощной карнавал», «Хрюша и Степашка».
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
Чтение художественной литературы:
К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»;
В. Радченко «Олимпийский учебник»;
С. Прокофьев «Румяные щеки»;
М. Безруков «Разговор о правильном питании»;
Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки»;
А. Кутафий «Вовкина победа»;
А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
Изготовление листовок: «Правила здорового образа жизни! ».
Работа с родителями:
•Консультации «Здоровый образ жизни в семье», «Пойте детям перед сном
колыбельные песни», «Отдохнем еще и днем».
•Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о
значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.• Памятки для родителей: «Азбука эмоций», «Здоровье – главное богатство
человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика
нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз»,
«Нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки». «Быть
здоровым – это здорово! ».
• Рекомендации «Основы безопасности жизнедеятельности».
•Анкетирование «Условия здорового образа жизни в семье».
•Родительское собрание «Здоровые дети в здоровой семье».
•Папка – передвижка «Советы доктора Айболита».
Совместная деятельность родителей и детей:
Выставка рисунков: «Если хочешь быть здоров! ».
Показатели эффективности:
• Снижение заболеваемости среди детей.
•Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться
о своем здоровье.
•Умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
• Сформированная активная жизненная позиция у большинства участников
проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья,
создание условий для поддержания этой позиции.
Предполагаемый результат:
• Внедрение здоровьезберегающих технологий во все виды деятельности. У
детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма,
правила ухода за телом, повысился интерес к научнопоисковой работе у
педагогов и родителей.
• Дети владеют культурногигиеническими навыками, знают о значении
витаминов для здоровья человека.
• Дети получили представление о многообразии пространственных отношений
в окружающем мире, о роли времени в природе и жизни людей, о важности
мышления о сохранении здоровья.