Проектная деятельность как способ формирования УУД
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
классное руководство
4 кл
03.02.2019
Материал по теме "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" будет полезен педагогам пр организации проектной деятельности. Содержит теорию и практику по данной теме, информацию по формируемым универсальным учебным действиям, игры по формирования необходимых умений у учащихся.
Проектная деятельность как способ формирования УУД.docx
1
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ
ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Клюянова Инна Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Практически во всех публикациях об образовании и нормативных
документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер
организации образования,
проектная
деятельность школьников. Поиск в Интернете показывает, что нет ни
одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность
школьников.
компетентностный подход,
История возникновения педагогического явления, часто именуемого в
педагогических источниках, как метод проектов, появился во второй
половине 19 века в США и основывался на теоретических концепциях
прагматической педагогики,
провозгласившей принцип «обучение
посредством делания».
Получив свое второе рождение, метод проектов по сравнению «с
первым пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения.
Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала ХХ века он
провозглашался как единственный способ обучения, заменяющий
традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается
как одно из условий для формирования опыта продуктивной деятельности
обучающегося.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения
учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз
какоголибо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в
процесс создания объекта.
Для ученика проект это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет
проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой
деятельности найденный способ решения проблемы носит практический
характер, и значим для самих открывателей.
Для учителя проект это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения и навыки проектирования: 2
проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и
самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации,
практическое применение академических знаний,
самообучение,
исследовательская и творческая деятельность.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое
количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД
универсальные учебные действия), а именно:
Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов
предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
Исследовательские: выдвижение предположения, установление
причинноследственных связей, поиск нескольких вариантов решения
проблемы.
Информационные: самостоятельный поиск необходимой инфор
мации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск
недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта,
специалиста), структурирование информации, выделение главного.
Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание
взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного
решения.
Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в
Экспериментальные:
диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
организация рабочего места,
подбор
необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов,
проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента,
измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и
промежуточных результатов), осуществление самооценки.
Презентационные: построение устного сообщения о проделанной
работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки
монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Большинство тех, кто сегодня связан с образованием, понимают, что
проектная деятельность школьников предполагает их активность в
образовательном процессе, а без активности ребенка образование
невозможно.
Своеобразие проектноисследовательской деятельности младшего
школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты некоторые
универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной
работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание
заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением
взрослого организовать эту деятельностьсотрудничество, сделать её по
настоящему интересной и грамотной.
Педагогами нашей кластерной группы были собраны:
1) игры для развития общеучебных умений, необходимых для проектной 3
деятельности («Охота на тигра», «Выставка скульптуры», «Экипаж
космического корабля») (Приложение 1):
Игра «Охота на тигра»
Развивает умения планировать свои действия.
Содержание:
Все участники встают в круг. Ведущий – охотник, отходит в сторону,
поворачивается спиной к остальным и считает до десяти. В это время все
участники быстро передают друг другу по кругу маленькую игрушку –
тигра или другого животного. Когда заканчивается счёт, тот участник, у
кого оказался тигр, вытягивает руки вперёд и прячет тигра между
ладонями. Все остальные делают то же самое. Задача охотника – найти
тигра с трёх попыток. Если он определяет участника, у которого тигр, то он
становится вместо него в круг, а проигравший участник – будет ведущим.
Если же – тигр не найден, то он продолжает водить.
Игра «Выставка скульптуры»
Развивает умения:
самооценки и самоконтроля хода работы;
оценивание полученного продукта по известным критериям.
Содержание:
Каждая группа (можно из двух человек) выбирает, кто будет глиной, а
кто скульптором. Сначала скульптор мнет глину (чтото типа массажа
плеч, рук, спины). Глина должна размякнуть. Потом скульптор лепит
скульптуру. Ставит ее на постамент (стул) и загадывает название (шепчет
скульптуре на ухо: скрипач, футболист, балерина, поэт, стрелок из лука,
художник, метатель молота, певец и т.п.).
Ведущий может помочь предложить названия, но так, чтобы
остальные не слышали. Скульптура не только должна показывать
конкретного персонажа, но и быть красивой. После того, как все готовы,
скульпторы быстро обходят выставку, останавливаются возле каждой
скульптуры и высказывают предположения по поводу ее названия и свои
оценки. Если догадки совпадут, скульптор и его скульптура получают приз
«За красоту и ясность в выражении своих мыслей».
Хорошо, если скульптор и глина успеют поменяться ролями.
Вернисаж должен проходить в атмосфере всеобщего восхищения.
2) игры на развитие наблюдательности («Подарки», «Моментальный
снимок», «Что изменилось?») (Приложение 2):
Игра «Подарки».
Играющие садятся полукругом и выбирают водящего, затем
предлагают ему ненадолго выйти. Каждый играющий готовит себе подарок:
ножик, карандаш, монетку, булавку и т.п. Зовут водящего. Он обходит всех 4
и старается запомнить, у кого какой предмет. Затем он вторично выходит, а
играющие собирают все вещи в одно место. Опять зовут водящего и
предлагают ему раздать подарки, какой каждому хотелось. Если водящий
раздаст правильно подарки, выбирают нового водящего; если ошибётся,
повторяют в третий раз. После третьего раза выбирают нового водящего.
3) подвижные коммуникативные игры («Менялки»,
«Перебежки»,
«Снежинки», «Фигуры», «Слово», «Да – Нет») ((Приложение 3):
Игра «Менялки»
Развивает умения:
слушать и понимать других;
согласованно действовать.
Содержание:
Игра проводится в круге. Все участники сидят на стульях, ведущий
стоит в центре круга. Ведущий даёт команду: «Меняются местами те, у
кого….» и называет любой признак, например светлые волосы, карие глаза,
чёрные туфли и т.п. Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро
меняются местами, а ведущий старается занять пустой стул. Тот, кому не
хватило стула, будет ведущим.
4) ситуационная игра (Приложение 4):
Игра «Снежный городок»
Развивает умения:
• сотрудничества и кооперации;
•общения, взаимопонимания, слушания;
•принимать и исполнять роль в группе;
• самостоятельно и ответственно действовать в реальной ситуации.
Формирует опыт проектирования в рамках совместной практической
деятельности.
5) тренинги, которые помогут в занимательной форме развивать умения,
необходимые для проектной работы («Взгляд с другой стороны»,
«Посмотри на мир чужими глазами», «Полёт на воздушном шаре»,
«Головоломка»,
«Как работать с
«Разведчик»,
информацией») (Приложение 5):
«Ателье»,
Тренинг «Сердце нашего класса»
Развивает умения самооценки и самоанализа.
Содержание:
Понадобятся: бумага (готовые наклейки стикеры), фломастеры и
большое сердце, вырезанное из яркого картона.
Ведущий: Знаете ли вы, что у нашей группы (класса) есть свое сердце?
В сердце зарождаются самые хорошие чувства и эмоции. Давайте наполним 5
наше сердце такими чувствами. Напишите свое имя на стикере и сложите
его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьимнибудь
именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в
таком случае вы должны поменять бумажку.
Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашего
класса. Подумайте, что хорошего вы можете сказать в адрес того, чье имя
вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги (стикер) и запишите на нем
фразу, которую вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится
то, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные идеи",
"Женя всегда готов прийти на помощь» и др.
(cid:0) Положите сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со
всех сторон. Приклейте готовые стикеры на поверхность сердца. Пусть все
прочитают эти фразы. Можно задать вопрос: «Нравится ли тебе то, что
написано на сердце про тебя? Ты с этим согласен?» Если ктото не согласен
с тем, как его оценили, он может убрать стикер со своим именем и заменить
другим. Это сердце класса может стать прекрасным декоративным
украшением и напоминать каждому о том, что его ценят одноклассники.
6) алгоритм выполнения проекта (Приложение 6);
7) «Дневник проектной деятельности учащегося» (Приложение 7);
8) методики для определения уровня обученности школьников проектной
деятельности (Приложение 8).
Как правило, в начальной школе инициатором проекта бывает
учитель. Способы решения проблем во многом зависят от выбранной темы.
Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели:
общепринятые и общеизвестные, нестандартные и альтернативные. Затем
сделать свой выбор, оценив эффективность каждого способа.
Советы педагогам по организации проектной деятельности:
1.Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно
участникам исследования.
3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в
которой сами разбираетесь лучше.
4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности,
необычности.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро.
6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным
особенностям детей. 6
7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен
учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
8. С выбором темы не стоит затягивать.
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от
правильной её организации. Здесь важно правило «триединства»
сотрудничество учителя, ученика, родителя. Учитель несёт на себе
функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена
команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель
действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а
родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать
идеи. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе:
на уровне класса, школы, города.
В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской
деятельности не провожу. Пропедевтическую работу веду следующими
средствами:
проблемным,
частичнопоисковым обучением под моим
руководством;
Включаю задания, направленные на овладение обще логическими
умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
Со второго класса провожу специальные занятия по проектно
исследовательской деятельности. Работу осуществляю поэтапно:
1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно
исследовательской деятельности (проблема, идея, тема, цель, сбор
информации, защита (презентация проекта);
2) осуществляю коллективные проектные исследования на уроках
окружающего мира;
3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований
в контексте изучения материалов различных дисциплин;
4) на занятиях предлагаю задания, направленные на выявление
различных свойств действий предметов, сравнение предметов, логические
задачи;
5) провожу работу по обучению приемам наблюдения и описания;
6) осуществляю подготовку самостоятельного, долговременного
исследования по интересующим учащихся темам. Исследования проводятся
под моим руководством, затем с помощью родителей.
В третьем классе осуществляю самостоятельное, долговременное
исследование. Ход проектных исследований обсуждаем на занятиях, я
оказываю консультативную помощь.
В четвертом классе на уроках проектноисследовательской
деятельности обобщаются полученные знания. Некоторые учащиеся
способны самостоятельно осуществлять проектноисследовательскую
работу по выбранной теме.
С 1 4 класс работаю над учебными проектами. Темы беру 7
разнообразные, что позволяет осуществлять проектную работу на разных
учебных дисциплинах.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности, ставит каждого ученика в позицию активного
участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие
замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в
команде. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает
одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.
Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты,
на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей проектно
исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание
таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point. Ищут
информацию в сети Интернет.
Печатные издания, которые я использую в своей работе:
«Организация проектной деятельности
М.В. Дубова
школьников»,
К.Н.Поливанова «Проектная деятельность школьников», О.В.Олейник
«Проектная деятельность», Н.А.Заграничная «Проектная деятельность в
начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде»,
Н.В.Матяш «Проектная деятельность младших школьников», Р.И.Сизова
«Учусь создавать проект».
младших
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося
немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 8
Список литературы:
1.
Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших
школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.:
Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия
«Методическая библиотека учителя начальных классов»)
2. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в начальной школе: учимся
работать индивидуально и в команде.
Учебнометодическое
пособие./Н.А.Заграничная, И.Г.Добротина. – Москва: «ИнтелектЦентр,
2014. –136 с.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года: Приложение к приказу Минобразования России от 23.07.2002 № 2866.
4. Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших
школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: ВентанаГраф,
2004. – 112 с.: ил. – (Библиотека учителя).
5. Олейник, О.В., Кабанюк, Л.П. Проектная деятельность: методика
обучения. Проекты по русскому языку. 2–4 классы. – М.: ВАКО, 2014. –
368 с. – (Мастерская учителя).
6. Поливанова, К.Н. Проекная деятельность школьников : пособие для
учителя / К.Н. Поливанова. – 2е изд. – М.: Провещение, 2011. – 192 с. –
(Работаем по новым стандартам).
7. Родионов, В.А., Ступницкая, М.А. Проектная деятельность в школе //
Школьный психолог. – 2004. – № 46.
Приложение 1
Игры для развития общеучебных умений
Игра ЭКИПАЖ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ 9
Развивает умения:
работать в команде, сотрудничать;
распределять и выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя и т.п.).
Содержание:
Участники делятся на равные по составу команды (78 чел). Ведущий
предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того,
как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда,
которая быстрее и точнее выполнит задание».
Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором
какоенибудь одно слово для того, чтобы мы могли узнать эту команду.
«Начали!»
(cid:0) Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды
както договориться. Именно эти функции берёт на себя человек,
стремящийся к лидерству.
Второе задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле
на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее
организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, инженер,
пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?
(cid:0) Готовая команда поднимает руки. Для того, чтобы быстро распределить
роли в группе и выполнить это задание, полезно подготовить листки, где
изображена первая буква названия принятой роли – К, Ш, И, П, З. Каждый
участник выбирает свой листок.
Третье задание. Мы прилетели на Марс, нам нужно какнибудь
разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трёхместный
номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как
можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!
(cid:0) Готовая команда поднимает руки. Командой руководит капитан, но он
должен учесть желания участников. Понадобятся лист бумаги, на котором
нарисован план номеров. Группа должна быстро договориться, а штурман –
отметить на плане, где разместится каждый участник.
Четвёртое задание. Нам нужно организовать работу на космической
станции, для этого надо запустить оборудование. Представьте свою группу
в виде какогото предмета или машины и затем определите, роль какой
детали выполняет каждый член группы. Например, можно представить
группу в виде автомобиля, вездехода или вертолёта. Тогда участники
станут колёсами, рулём, тормозом и т.п. Конструкция может быть самой
фантастической. Но машину нужно воплотить в реальности. Для этого
участники могут сесть или встать так, чтобы получился тот самый
автомобиль или вездеход. Каждая деталь должна быть на своём месте и
выполнять согласованные с другими деталями действия. Начали!
(cid:0) Члены группы определяют сами, кто какую функцию будет выполнять. 10
Построением механизма руководят инженер, а капитан отдаёт команды для
согласованных действий. По очереди группы показывают свою машину.
Ведущий и другие группы оценивают, как работает механизм. В этом
задании победит группа, у которой получилась самая слаженная работа. 11
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Проектная деятельность как способ формирования УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.