Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
Оценка 4.6

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
5 кл
29.04.2018
Проектная деятельность  как средство формирования универсальных учебных действий
В этом учебном году наша школа является пилотной по введению ФГОС ООО, что предполагает (кроме других составляющих) формирование у школьников умения осуществлять проектную деятельность. Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело (исследование, изделие, действо), осуществляемое индивидуально или в группе, дающее конкретный результат. Если для каждого урока целесообразно определять какое-либо основное умение, которое учитель будет целенаправленно отрабатывать на данном уроке, конструируя соответствующие педагогические ситуации, то проектная деятельность позволяет формировать всю совокупность учебных действий (предметных и метапредметных). Очевидно, что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят использование определённых умений на уроках по разным предметам (н-р, мы учимся высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках истории, так и на уроках обществознания). Конечно, осуществление полноценной проектной деятельности требует больших временных затрат, индивидуальной работы, обучению учащихся работать с дополнительной информацией и публично представлять свою работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и родителям.
5kl_mini_proekt_history.doc
как средство формирования универсальных учебных действий Проектная деятельность  В этом учебном году наша школа является пилотной по введению ФГОС ООО, что предполагает (кроме   других  составляющих)      формирование  у  школьников   умения  осуществлять   проектную деятельность.   Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело   (исследование,   изделие,   действо),   осуществляемое   индивидуально   или   в   группе,   дающее конкретный результат.  Если для каждого урока целесообразно определять какое­либо основное умение, которое учитель будет целенаправленно   отрабатывать   на   данном   уроке,   конструируя   соответствующие   педагогические ситуации,   то   проектная   деятельность     позволяет   формировать   всю   совокупность   учебных   действий (предметных и метапредметных).  Очевидно, что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят использование определённых умений на уроках по разным предметам (н­р, мы учимся высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках истории, так и на   уроках   обществознания).  Конечно,   осуществление   полноценной   проектной   деятельности   требует больших временных  затрат, индивидуальной  работы, обучению учащихся  работать с дополнительной информацией и публично представлять свою работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и родителям.  Мы с моими пятиклассниками уже выполнили несколько интересных проектов: 1. подготовка и проведение викторины по истории и обществознанию 2. изготовление закладок­памяток  3. подготовка и публичное представление презентаций «Афины – столица искусств» 4. игра­реконструкция «Олимпийские игры древности» 5. проведение учащимися исследований в рамках изучения различных предметов и их защита на школьной научно­практической конференции.  познавательные  Реализация представленных проектов способствует формированию и развитию всех видов учебных действий: 1. (извлекать,   перерабатывать   и   публично   представлять   информацию, анализировать  и обобщать, доказывать,  делать выводы,  определять понятия;  строить  логически обоснованные,  устанавливать причинно­следственные связи – на простом и сложном уровне) ; 2. регулятивные (определять цель деятельности, составлять плана действий для решения проблемы, находить и исправлять ошибки, оценивать степень достижения цели); 3. коммуникативные (работать в группе, вести диалог и договариваться, высказывать свое мнение, аргументируя его); 4.  личностные  (вырабатывать   в   конфликтных   ситуациях   правила   поведения,   способствующие преодолению конфликта). Поделюсь впечатлениями от работы над проектом, идею которого мы почерпнули в учебнике истории (стр. 121): «Действо. Игра­реконструкция «Олимпийские игры древности». Выслушав мои комментарии к   этому   заданию,   почти   все   ученики   включились   в   работу   и   изготовили   проекты­настольные   игры, предполагающие путешествия по Древней Греции, например, древнегреческие олимпийские игры, мифы Древней   Греции,   достопримечательности   Древней   Греции   и   т.п.   Ребята   работали     над   проектами,   в основном,   группами,   проявили   творческий   подход   и   результаты   этой   работы   оказались   очень интересными   и   для   меня,   и   для   самих   пятиклассников.   Представив   изготовленные   собственноручно интеллектуальные   продукты   ­   проекты   на   уроке,   их   «апробации»   мы   посвятили   целое     внеурочное занятие.  Перед занятием ученики сами расставили столы и стулья, разложили игры, договорились о правилах. Почти все игры­путешествия спланированы таким образом, что добраться до финиша без выполнения каких­либо заданий (не всегда простых), пропуска ходов, возврата на несколько шагов назад и т.д.  практически невозможно. А если ты оказался в «лабиринте Минотавра», то твои шансы дойти до финиша практически равны нулю. Но, несмотря ни на что, некоторым счастливчикам   улыбнулась удача и они, достойно пройдя все испытания, дошли до финиша. Я тоже не отказала себе в удовольствии поиграть с ребятами, но мне сегодня  не везло. Проектная деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на переменах.      Правила практически одинаковы для всех игр, изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются по полю, выполняя какие­либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская   ход,   возвращаясь   назад   и   т.д.     Побеждает   тот,   кто   доберется   до   финиша   первым.   Хочу представить несколько интересных находок, которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы   пришли   в   ходе   «апробации»   игр   и   обсуждения   возможных   вариантов   развития   нашей   игровой деятельности: 1) темы игры могут быть самыми разнообразными (древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.); 2) игры можно разрабатывать по разным предметам; 3) правила   игры   можно   устанавливать   самостоятельно,   исходя   из   ситуации   (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки участников и т.д.); 4) используя   одно   и   тоже   «универсальное»   игровое   поле   с   обозначением   точек   (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять карточки с вопросами (заданиями), тем самым   игра   из   исторической   может   превратиться,   например,   в   обществоведческую   (или сборную); 5) оформление игрового поля, его размер, количество участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы­задания и т.д. – полномочия (творчество)   автора, главное, чтобы игра была яркой, интересной и полезной. В зависимости от уровня подготовки ребят, от их интересов, от целей, которые ставит перед собой учитель, возможны различные варианты заданий для игр по разным темам. Представлю лишь некоторые. Задания­вопросы, которые могут быть как репродуктивного (№ 1­3, 5­9) ,  так и преобразующего характера (№ 4,10). Уровень сложности репродуктивных  заданий ­ необходимый, заданий преобразующего характера – повышенный.  «Олимпийские игры» 1. Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция) 2. Когда состоялись первые Олимпийские игры?  (В 776 г. до н. э.) 3. В чью честь проводились Игры?  (В честь Зевса, верховного бога в греческой мифологии) 4. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их  прекращали на время игр – «Священное перемирие») 5. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры?  (Каждые четыре года, между  жатвой и сбором винограда) 6. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? (Венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почет. Им воздвигали статуи, чеканили монеты) 7. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 г. в Афинах.) 8. Вспомните дословно девиз Олимпийских игр.  («Быстрее, выше, сильнее») 9. Что представляет собой олимпийский флаг?  (Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами  синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Флаг утверждён в 1914 г.) 10. Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный материк? (Верно.  Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец:  голубого – Европа, желтого –  Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка). «Поэмы Гомера и мифы Древней Греции» Задания носят  преобразующий  характер и  предполагают работу с текстом, достаточно сложным для восприятия учащихся.  Уровень сложности – максимальный. 1. «Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб,  и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем –  Одиссея) 2. «Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом! Так же, как я, стоит на пороге он  старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому  сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из­под Трои»   (обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора – Илиада) 3. «Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной верёвкой они по рукам и ногам  привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно  запели: к нам, Одиссей, подойди; сладкопеньем сирен насладися»  (Сирены – Одиссея) 4. «Мы шлём на смерть наших детей, а твой собственный сын избавлен от жеребьёвки!» (миф о  Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею) 5. «Погрузилась богиня в печаль и от её тоски облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет  трава. Голод грозит всему живому»  (миф о похищении  Аидом Персефоны – дочери богини земледелия Деметры) 6. «Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принёс его людям»  (миф о Прометее) 7. «Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким рёвом: «Никто!..». В сердцах закричали они:  «Если никто, для чего же один так ревёшь ты?» (слова Полифема и циклопов  из поэмы Гомера «Одиссея») 8. «Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф  о Минотавре) 9. «Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…»  (хитрость Пенелопы­ жены Одиссея ­ из поэм Гомера)  10. «Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой  из­под Трои не вернётся» (Ахиллес, поэма «Илиада») 11. «Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф  о яблоке раздора) 12. «Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…» (Атлант, подвиги Геракла) «Боги Древней Греции» Задания­карточки, которые позволяют выстраивать логические связи между изображениями предмета/животного и именами (или тоже изображениями) древнегреческих богов. Уровень сложности  заданий (в зависимости от того ­ знакомились ребята с этими атрибутами раньше или нет) ­  необходимый, повышенный или максимальный. 1. Золотые крылатые сандалии – Гермес 2. Гроздь винограда – Дионис (Вакх) 3. Трезубец и дельфин – Посейдон 4. Сноп пшеницы ­ Деметра 5. Зеркало – Афродита 6. Цербер – Аид 7. Молот и наковальня – Гефест 8. Колчан со стрелами и лань – Артемида 9. Лира – Аполлон 10. Молния и орёл – Зевс 11. Боевой шлем, копьё и оливковое дерево – Афина А вот какие  впечатления от работы над проектами остались у самих  ребят: ­ «Наша игра называется «Лабиринт Минотавра». Нам очень понравился этот проект. Работа над ним была веселой и увлекательной, мы рисовали и раскрашивали картинки, придумывали фишки». ­ «Наша настольная игра называется «Достопримечательности Древней Греции». Работая над ней, мы узнали много нового и интересного. Было очень приятно, что наша игра понравилась и другим ребятам». ­   «Мы   очень   долго   думали   над   этой   игрой,   продумывали   вопросы­задания,   листали   книги, просматривали информацию в Интернете, нашли одну зацепку и взяли ее себе в игру». ­ «Нам очень понравилось выполнять проект и играть в игру, выполненную собственноручно. Мы узнали много нового и интересного про Древнюю Грецию. Мы очень рады, что игра понравилась всем нашим одноклассникам». ­  «В классе в нашу игру поиграли почти все ребята и всем она очень понравилась. Мы бы хотели выполнить такой же проект и по обществознанию». ­ «Этот проект было  очень интересно делать, а потом мы получили массу удовольствия от того, как мы все вместе  играли». ­ «Я выполняла проект вместе с мамой. Было здорово и увлекательно! Мы сделали набросок, полистали учебник в поисках рисунков и подходящих вопросов. Готовая работа получилась очень даже красивой. Сейчас мне уже хочется внести в проект некоторые изменения, чтобы сделать его еще более интересным».      Думаю, что ознакомившись с впечатлениями ребят, без труда можно представить портрет этих пятиклассников как определенный образовательный результат: умение ставить цель и планировать пути   ее   достижения,   умение   самостоятельно   добывать   и   применять   знания,   умение   критично оценивать ход и результат своей работы (самоконтроль и самооценка), мотивация к познанию и творчеству,   желание   сотрудничать,   осознание   возможности   применение   полученных   умений   в разных ситуациях.  Именно наличие всех перечисленных умений и позволит стать нашим детям стать успешными в современной жизни. Кололеева Елена Викторовна,  учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 3  г. Усть­Лабинска Краснодарского края

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность  как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность  как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность  как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Проектная деятельность  как средство формирования универсальных учебных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018