Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этом учебном году наша школа является пилотной по введению ФГОС ООО, что предполагает (кроме других составляющих) формирование у школьников умения осуществлять проектную деятельность. Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело (исследование, изделие, действо), осуществляемое индивидуально или в группе, дающее конкретный результат. Если для каждого урока целесообразно определять какое-либо основное умение, которое учитель будет целенаправленно отрабатывать на данном уроке, конструируя соответствующие педагогические ситуации, то проектная деятельность позволяет формировать всю совокупность учебных действий (предметных и метапредметных). Очевидно, что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят использование определённых умений на уроках по разным предметам (н-р, мы учимся высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках истории, так и на уроках обществознания). Конечно, осуществление полноценной проектной деятельности требует больших временных затрат, индивидуальной работы, обучению учащихся работать с дополнительной информацией и публично представлять свою работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и родителям.
Иконка файла материала 5kl_mini_proekt_history.doc
как средство формирования универсальных учебных действий Проектная деятельность  В этом учебном году наша школа является пилотной по введению ФГОС ООО, что предполагает (кроме   других  составляющих)      формирование  у  школьников   умения  осуществлять   проектную деятельность.   Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело   (исследование,   изделие,   действо),   осуществляемое   индивидуально   или   в   группе,   дающее конкретный результат.  Если для каждого урока целесообразно определять какое­либо основное умение, которое учитель будет целенаправленно   отрабатывать   на   данном   уроке,   конструируя   соответствующие   педагогические ситуации,   то   проектная   деятельность     позволяет   формировать   всю   совокупность   учебных   действий (предметных и метапредметных).  Очевидно, что метапредметные результаты будут достигнуты только тогда, когда дети увидят использование определённых умений на уроках по разным предметам (н­р, мы учимся высказывать свое мнение или представлять текст в форме таблицы как на уроках истории, так и на   уроках   обществознания).  Конечно,   осуществление   полноценной   проектной   деятельности   требует больших временных  затрат, индивидуальной  работы, обучению учащихся  работать с дополнительной информацией и публично представлять свою работу и т.д., но результат приносит удовлетворение и учащимся, и учителям, и родителям.  Мы с моими пятиклассниками уже выполнили несколько интересных проектов: 1. подготовка и проведение викторины по истории и обществознанию 2. изготовление закладок­памяток  3. подготовка и публичное представление презентаций «Афины – столица искусств» 4. игра­реконструкция «Олимпийские игры древности» 5. проведение учащимися исследований в рамках изучения различных предметов и их защита на школьной научно­практической конференции.  познавательные  Реализация представленных проектов способствует формированию и развитию всех видов учебных действий: 1. (извлекать,   перерабатывать   и   публично   представлять   информацию, анализировать  и обобщать, доказывать,  делать выводы,  определять понятия;  строить  логически обоснованные,  устанавливать причинно­следственные связи – на простом и сложном уровне) ; 2. регулятивные (определять цель деятельности, составлять плана действий для решения проблемы, находить и исправлять ошибки, оценивать степень достижения цели); 3. коммуникативные (работать в группе, вести диалог и договариваться, высказывать свое мнение, аргументируя его); 4.  личностные  (вырабатывать   в   конфликтных   ситуациях   правила   поведения,   способствующие преодолению конфликта). Поделюсь впечатлениями от работы над проектом, идею которого мы почерпнули в учебнике истории (стр. 121): «Действо. Игра­реконструкция «Олимпийские игры древности». Выслушав мои комментарии к   этому   заданию,   почти   все   ученики   включились   в   работу   и   изготовили   проекты­настольные   игры, предполагающие путешествия по Древней Греции, например, древнегреческие олимпийские игры, мифы Древней   Греции,   достопримечательности   Древней   Греции   и   т.п.   Ребята   работали     над   проектами,   в основном,   группами,   проявили   творческий   подход   и   результаты   этой   работы   оказались   очень интересными   и   для   меня,   и   для   самих   пятиклассников.   Представив   изготовленные   собственноручно интеллектуальные   продукты   ­   проекты   на   уроке,   их   «апробации»   мы   посвятили   целое     внеурочное занятие.  Перед занятием ученики сами расставили столы и стулья, разложили игры, договорились о правилах. Почти все игры­путешествия спланированы таким образом, что добраться до финиша без выполнения каких­либо заданий (не всегда простых), пропуска ходов, возврата на несколько шагов назад и т.д.  практически невозможно. А если ты оказался в «лабиринте Минотавра», то твои шансы дойти до финиша практически равны нулю. Но, несмотря ни на что, некоторым счастливчикам   улыбнулась удача и они, достойно пройдя все испытания, дошли до финиша. Я тоже не отказала себе в удовольствии поиграть с ребятами, но мне сегодня  не везло.Проектная деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на переменах.      Правила практически одинаковы для всех игр, изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются по полю, выполняя какие­либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская   ход,   возвращаясь   назад   и   т.д.     Побеждает   тот,   кто   доберется   до   финиша   первым.   Хочу представить несколько интересных находок, которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы   пришли   в   ходе   «апробации»   игр   и   обсуждения   возможных   вариантов   развития   нашей   игровой деятельности: 1) темы игры могут быть самыми разнообразными (древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.); 2) игры можно разрабатывать по разным предметам; 3) правила   игры   можно   устанавливать   самостоятельно,   исходя   из   ситуации   (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки участников и т.д.); 4) используя   одно   и   тоже   «универсальное»   игровое   поле   с   обозначением   точек   (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять карточки с вопросами (заданиями), тем самым   игра   из   исторической   может   превратиться,   например,   в   обществоведческую   (или сборную); 5) оформление игрового поля, его размер, количество участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы­задания и т.д. – полномочия (творчество)   автора, главное, чтобы игра была яркой, интересной и полезной. В зависимости от уровня подготовки ребят, от их интересов, от целей, которые ставит перед собой учитель, возможны различные варианты заданий для игр по разным темам. Представлю лишь некоторые. Задания­вопросы, которые могут быть как репродуктивного (№ 1­3, 5­9) ,  так и преобразующего характера (№ 4,10). Уровень сложности репродуктивных  заданий ­ необходимый, заданий преобразующего характера – повышенный.  «Олимпийские игры» 1. Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция) 2. Когда состоялись первые Олимпийские игры?  (В 776 г. до н. э.) 3. В чью честь проводились Игры?  (В честь Зевса, верховного бога в греческой мифологии) 4. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их  прекращали на время игр – «Священное перемирие») 5. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры?  (Каждые четыре года, между  жатвой и сбором винограда) 6. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? (Венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почет. Им воздвигали статуи, чеканили монеты) 7. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 г. в Афинах.) 8. Вспомните дословно девиз Олимпийских игр.  («Быстрее, выше, сильнее») 9. Что представляет собой олимпийский флаг?  (Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами  синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Флаг утверждён в 1914 г.) 10. Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный материк? (Верно.  Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец:  голубого – Европа, желтого –  Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка). «Поэмы Гомера и мифы Древней Греции» Задания носят  преобразующий  характер и  предполагают работу с текстом, достаточно сложным для восприятия учащихся.  Уровень сложности – максимальный. 1. «Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб,  и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем –  Одиссея)2. «Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоём милом! Так же, как я, стоит на пороге он  старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому  сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из­под Трои»   (обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора – Илиада) 3. «Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной верёвкой они по рукам и ногам  привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно  запели: к нам, Одиссей, подойди; сладкопеньем сирен насладися»  (Сирены – Одиссея) 4. «Мы шлём на смерть наших детей, а твой собственный сын избавлен от жеребьёвки!» (миф о  Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею) 5. «Погрузилась богиня в печаль и от её тоски облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет  трава. Голод грозит всему живому»  (миф о похищении  Аидом Персефоны – дочери богини земледелия Деметры) 6. «Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принёс его людям»  (миф о Прометее) 7. «Им отвечал он из тёмной пещеры отчаянно диким рёвом: «Никто!..». В сердцах закричали они:  «Если никто, для чего же один так ревёшь ты?» (слова Полифема и циклопов  из поэмы Гомера «Одиссея») 8. «Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф  о Минотавре) 9. «Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…»  (хитрость Пенелопы­ жены Одиссея ­ из поэм Гомера)  10. «Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой  из­под Трои не вернётся» (Ахиллес, поэма «Илиада») 11. «Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф  о яблоке раздора) 12. «Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…» (Атлант, подвиги Геракла) «Боги Древней Греции» Задания­карточки, которые позволяют выстраивать логические связи между изображениями предмета/животного и именами (или тоже изображениями) древнегреческих богов. Уровень сложности  заданий (в зависимости от того ­ знакомились ребята с этими атрибутами раньше или нет) ­  необходимый, повышенный или максимальный. 1. Золотые крылатые сандалии – Гермес 2. Гроздь винограда – Дионис (Вакх) 3. Трезубец и дельфин – Посейдон 4. Сноп пшеницы ­ Деметра 5. Зеркало – Афродита 6. Цербер – Аид 7. Молот и наковальня – Гефест 8. Колчан со стрелами и лань – Артемида9. Лира – Аполлон 10. Молния и орёл – Зевс 11. Боевой шлем, копьё и оливковое дерево – Афина А вот какие  впечатления от работы над проектами остались у самих  ребят: ­ «Наша игра называется «Лабиринт Минотавра». Нам очень понравился этот проект. Работа над ним была веселой и увлекательной, мы рисовали и раскрашивали картинки, придумывали фишки». ­ «Наша настольная игра называется «Достопримечательности Древней Греции». Работая над ней, мы узнали много нового и интересного. Было очень приятно, что наша игра понравилась и другим ребятам». ­   «Мы   очень   долго   думали   над   этой   игрой,   продумывали   вопросы­задания,   листали   книги, просматривали информацию в Интернете, нашли одну зацепку и взяли ее себе в игру». ­ «Нам очень понравилось выполнять проект и играть в игру, выполненную собственноручно. Мы узнали много нового и интересного про Древнюю Грецию. Мы очень рады, что игра понравилась всем нашим одноклассникам». ­  «В классе в нашу игру поиграли почти все ребята и всем она очень понравилась. Мы бы хотели выполнить такой же проект и по обществознанию». ­ «Этот проект было  очень интересно делать, а потом мы получили массу удовольствия от того, как мы все вместе  играли». ­ «Я выполняла проект вместе с мамой. Было здорово и увлекательно! Мы сделали набросок, полистали учебник в поисках рисунков и подходящих вопросов. Готовая работа получилась очень даже красивой. Сейчас мне уже хочется внести в проект некоторые изменения, чтобы сделать его еще более интересным».      Думаю, что ознакомившись с впечатлениями ребят, без труда можно представить портрет этих пятиклассников как определенный образовательный результат: умение ставить цель и планировать пути   ее   достижения,   умение   самостоятельно   добывать   и   применять   знания,   умение   критично оценивать ход и результат своей работы (самоконтроль и самооценка), мотивация к познанию и творчеству,   желание   сотрудничать,   осознание   возможности   применение   полученных   умений   в разных ситуациях.  Именно наличие всех перечисленных умений и позволит стать нашим детям стать успешными в современной жизни. Кололеева Елена Викторовна,  учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 3  г. Усть­Лабинска Краснодарского края

Посмотрите также