Проектная деятельность как средство формирования УУД ФГОС НОО

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

С переходом начальной школы на новый образовательный стандарт, появилась необходимость изучения документации ФГОС НОО. Перечитав и изучив большое количество литературы и документов, пришла к выводу, что не имею достаточно знаний по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД ФГОС НОО»
Иконка файла материала отчет по самообразованию.docx
МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» Проектная деятельность как средство формирования УУД ФГОС НОО Отчет по теме самообразования учителя начальных классов Куровской В.Т. Март 2015гС переходом начальной школы на новый образовательный стандарт, появилась необходимость изучения документации ФГОС НОО. Перечитав и изучив большое количество литературы и документов, пришла к выводу, что не имею достаточно знаний по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД ФГОС НОО» Издательства «Просвещение» и «Учитель» оказывают огромную помощь педагогам, организовывая дистанционные вебинары. Не раздумывая, приняла для себя решение – обязательно принимать участие. Материал всегда дается доступно, понятно и интересно. Есть возможность задать вопрос по интересующей теме. (ответят обязательно). Приняла участие в вебинарах: «Организация проектной деятельности на уроках технологии в 1-4 классах», «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе», мастер- классе «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО». 2Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:  высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;  развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;  приобретение детьми опыта познавательной деятельности;  межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. В учебниках УМК «Школа России» авторами уже заложена проектная деятельность: проекты «Моя семья», « Моя малая Родина», «Моя школа», «Мои домашние питомцы» и другие. 3Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально 4использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы. Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Для работы над проектом обязательно привлекаем родителей, помощников для наших первоклассников. Пока не имеем достаточных знаний в информационных технологиях, поэтому все 5творческие работы выполняем на бумаге – рабочих тетрадях по окружающему миру, информатике и математике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.             Проектная деятельность несет в себе следующие функции: 1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в 6процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки; 2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира; 3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей; 4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию; 5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции; 6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира; 7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. И снова мне в работе большую помощь оказали вебинары издательства «Просвещение»: «Портфолио как инструмент диагностики учебной и творческой активности учащихся» и «Ученические работы – мощный интернет-ресурс нового образовательного содержания». 7У каждого ученика нашего класса есть портфолио достижений и творческих работ. Все работы находятся в школьном кабинете. По мере необходимости папки редактируются и пополняются. Такие работы позволяют обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями. У нас уже имеется опыт участия во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Были опубликованы работы: «Съедобные грибы нашей местности», «Труженицы тыла», «Мы создаем историю». Уже с нынешними первоклассниками успешно приняли участие в областном конкурсе видеофильмов «Я здесь живу», посвященного 70-летию Победы, и заняли 3 место. Принимали участие в муниципальном конкурсе в городе Вихоревка с творческой работой «Обелиск с.Ключи-Булак». В настоящее время готовимся к участию в научно-практической конференции в г.Вихоревка (апрель 2015г). 8В 2015 году очень хотим принять участие в Международном конкурсе проектных и исследовательских работ обучающихся. (Участие в этом конкурсе довольно дорогое, поэтому ищем спонсоров). Подводя итоги проведенной работы, хочется выделить плюсы и минусы. • У детей есть интерес и любознательность. • Учащиеся умеют пользоваться телефоном и фотоаппаратом. • Приобретен телевизор • Приобретён цветной принтер Но: • Недостаточно знаний (как у учителя, так и у учащихся) • Мало заинтересованных родителей • Нет фотоаппаратов, компьютеров, интернета • Дорогая бумага и заправка принтера • Недостаточность времени 9