Проектная деятельность младших школьников

  • Семинары
  • docx
  • 22.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Иконка файла материала Проектная деятельность младших школьников.docx
Проектная деятельность младших школьников                         Дети   младшего   школьного   возраста   по   природе   своей   исследователи   и   с   Успех большим   интересом   участвуют   в   различных   исследовательских   делах. исследования   во   многом   зависит   от   его   организации.   учебно­   необходимо   следовать исследовательскую   деятельность  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,   исследовательская   работа   должна выполняться им добровольно   и быть обеспечена  необходимым  оборудованием,  средствами и материалами.   младших   школьников,   Организуя  В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие? Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа,   прообраза,   предполагаемого   или   возможного   объекта   или   состояния.  Исследовательский   метод   обучения   предполагает   организацию   процесса   выработки новых знаний. Принципиальное отличие   исследования   от   проекта   состоит в том, что исследование  не предполагает создания какого­либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  ­  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким   образом, как отмечает   А.И. Савенков,   «проектирование   и   исследование   ­   изначально   принципиально   разные   по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование  ­  бескорыстный поиск   истины,   а   проектирование   –   решение   определенной,   ясно   осознаваемой   задачи». Вместе   с   тем   в   основе   обоих   методов   лежат   одни   и   те   же   задачи,   способы,   формы деятельности.   Оба   метода   ориентированы   на   самостоятельную   деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких  недель, месяцев).   предварительных   текстов,  Проект ­   более   широкое   понятие   ­   это   совокупность   определенных действий, документов,   замысел   для   создания   реального   объекта, предмета,   создание   разного   рода   теоретического   продукта.   Это   всегда   творческая деятельность.   В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   творческих навыков   и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом,  исследование  ­  это в  большей степени  научная  деятельность,  а  проект  ­  это  в большей  степени  творческая деятельность. Причем, проект  может быть формой  оформления результатов  исследования.          В  основе  и  метода  проектов, и  метода  исследований  лежат:   умения   самостоятельно   конструировать   свои   знания   учащихся,      развитие  познавательных  умений и навыков учащихся умение  ориентироваться в  информационном  пространстве умение самостоятельно конструировать свои знания умение интегрировать знания из различных областей наук умение критически мыслить.               Проектная технология и технология исследовательской деятельности  предполагают:  наличие   проблемы,   требующей   интегрированных   знаний   и   исследовательского поиска  ее решения практическую,   теоретическую,   познавательную   значимость   предполагаемых    результатов результатов самостоятельную деятельность ученика структурирование   содержательной   части   проекта   с   указанием   поэтапных использование   исследовательских   методов,   то   есть   определение   проблемы   и вытекающих   из   нее   задач   исследования,   обсуждение   методов   исследования,   сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.        Таким   образом,   оба   метода   близки   по   целям,   задачам,   методам,   формам,   часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.        В основе метода лежит развитие познавательных интересов,   умений самостоятельно конструировать   свои   знания   и   ориентироваться   в   информационном   пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных   с темой проекта, развивать критическое мышление.  Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся,  индивидуальную,   парную   или   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение определенного отрезка времени.   В соответствии с доминирующим методом,   лежащим в   различают:   исследовательские   проекты,   творческие, основе   выполнения   проекта, приключенческо­игровые,   проекты. Рассмотрим  особенности каждого из них.   практикоориентированные   информационные,   выступления,   наблюдение,   опыты,   методы   исследования: Исследовательские проекты   имеют   четкую   продуманную   структуру,   которая практически   совпадает   со   структурой   реального   научного   исследования:   актуальность темы;   проблема, предмет и объект исследования;   цель, гипотеза   и вытекающие из них задачи   исследования;   эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  ­  одна из наиболее   распространенных   форм   данного   вида   деятельности.   Это   практические   и  лабораторные   работы,   доклады,   дневники   наблюдения   и   т.д.            Творческие   проекты не   имеют   детально   проработанной   структуры   совместной деятельности  учащихся  ­  она только намечается  и  далее  развивается  в соответствии  с  требованиями  к  форме  и  жанру конечного  результата.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.            Приключенческо­игровые проекты   требуют   большой   подготовительной   работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.         Ролево­игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные  характером   и  содержанием   проекта,  особенностью  решаемой   проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или   деловые   отношения   с   придуманными   участниками,   ситуациями.                 Информационные  проекты   направлены   на   сбор   информации   о   каком­либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются   в   исследовательские   проекты   и   становятся   их   органичной   частью.           Практикоориентированные   проекты   отличает   четко   обозначенный   с   самого начала   характер   результата деятельности   его участников.   Этот результат   обязательно должен   быть   ориентирован   на   социальные   интересы   самих   участников.   Этот   проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.   позволяющие  координировать  совместную деятельность участников.      Методы  исследования  и  проектов  предоставляют ребенку  уникальную возможность  реализовать свои фантазии  и  соединить их с мечтой о взрослости.  Идет реальная  игра, в которой   главным   условием   является   необходимость   перевоплощения   во   взрослого   проводить   поэтапные   Целесообразно   обсуждения,на   материале       конкретного выполняется  человека   для   реализации   детских задумок   (как взрослый,   ребенок   планирует работу, выполняет   ее,   доказывает   ее   правильность   и   нужность,   но в основе   лежит детская тема).   Педагог   выступает   в   роли   скрытого   или   явного   координатора   деятельности ребенка.               Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. предмета. Разумеется,   работа   над   монопроектами   не   исключает   применение   знаний   из   других областей   для   решения   той   или   иной   проблемы.   Но   сама   проблема   лежит   в   русле содержания   конкретной   предметной   области   или   области   деятельности   человека. Интеграция ­ на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно­урочной системы.                       Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику   нескольких   предметов,   выполняется   в   основном   во   внеурочное   время   под руководством   нескольких   специалистов   в   различных   областях   знаний.   Это   могут   быть небольшие проекты, затрагивающие две­три предметные области, а могут быть достаточно объемные,   продолжительные.   Разделы   (темы)   программ   по   разным   учебным   предметам группируются   вокруг   проекта.   Интегрированный   проект   предоставляет   возможность использования   знаний   в   различных   сочетаниях,   стирает   границы   между   школьными дисциплинами;   сближает   применение   школьных   знаний   с   реальными   жизненными ситуациями.    Работать   над   проектом   или   исследованием   способны   дети   разного   уровня  подготовленности   или   развития силам реализация индивидуального проекта, а кто­то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.   Главное   ­   помочь   ребенку поверить в свои силы.   И эта задача падает на плечи взрослых.       Использование   методов   исследования   и   проектирования   предполагает   отход   от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.        Работа   над   проектами   и   детскими   исследованиями   достаточно   сложная,   поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.        Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной  какими­либо внешними установками.  В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.   Кому­то   по     интеллекта. Подводя   итог,   отмечу,   что   в   условиях   перехода   на   Федеральные   государственные стандарты   образования   второго   поколения   организация   проектно­исследовательской деятельности школьников обеспечивает   формирование универсальных учебных действий школьника,   воспитание   ответственности   учащегося   за   свой   учебный   опыт,   принятие решений,   дальнейшее   образование,   духовно­нравственного   воспитание.   В   условиях правильной   организации   исследовательской   деятельности   дети   незаметно   для   себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так   называемые   “нравственные   привычки”.   ответственность, самостоятельность,   предприимчивость   –   такими   качествами   личности   овладевают учащиеся   в   результате   приобщения   их   к   исследовательской   работе.   Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.   Трудолюбие,