Курс географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Осуществлять проектную деятельность можно на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения, социологическим опросом.
Проектная деятельность на уроках географии
Учитель географии
Калина С.Н.
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи
с переходом на новые образовательные стандарты перед образовательным
учреждением, преподавателем, стоит задача формирования личности,
умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно
ориентироваться в информационном пространстве.
Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность,
которая является одним из методов развивающего обучения и направлена на
выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка
проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ
и представление полученных результатов), способствует развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в
ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным
проблемам.
Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательский проект,
игровой, практикоориентированный, информационный, творческий и другие;
2. Предметносодержательная область: моно проект (в рамках одной
области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта.
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса,
населенного пункта, и т.д.).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Курс географии имеет благоприятные возможности для организации
проектной деятельности учащихся. Осуществлять проектную деятельность
можно на основе организации самостоятельной учебнопознавательной
деятельности учащихся с различными источниками географической
информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно
популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и
телевидения, социологическим опросом.УМК «Полярная звезда», по которому работает наша школа, начиная с
6 класса предлагает различные темы проектов для учащихся, в учебниках есть
параграфы – подсказки, которые помогают организовать проектную
деятельность как учащимся, так и учителю. (Например, стр 184, 9 класс)
Творческие учебные проекты, связанные с разработкой туристического
маршрута, экскурсии, путешествия вызывают у учащихся большой интерес. В
таких проектах представлен социальный и культурный аспект. Многи дети
оригинально оформляют такие проекты. Например, в 8 классе «Речная
кругосветка» по водным путям России», в 9 классе «Развитие рекреации на
Северном Кавказе», «Путешествие по Транссибу», в 7 классе «Традиции и
обычаи народов мира», «Создание национального парка в Танзании».
Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Например, в
9 классе «Особенности сферы услуг своей местности», «Рейтинг профессий и
их соотношение на рынке труда в своем регионе».
Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных
направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды.
Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением
экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира.
Например, в 7 классе «Хозяйственное освоение Амазонии», в 8 классе
«Преобразование российских рек».
Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий
подход, который направлен на развитие личности в условиях национально
региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма,
экологической культуры личности.
Изучение природных, социально
экономических, исторических, культурных особенностей родного края
комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную,
эмоциональную, волевую. Такие проекты обычно носят исследовательский
характер, детям интересны, часто социально значимы. Например, уже
выполнены проекты «Проблемы малых рек», «Проблема ТБО в Вадском
районе», «Святые ключи» и другие.
Некоторые проекты были представлены на различные конкурсы и заняли
призовые места.Достоинство проектной деятельности в том, что она учит школьников
находить возможности для проявления своей инициативы, способностей,
знаний и умений, а также является стимулом к успеху и учителя, и ученика.