Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
11 кл
01.10.2017
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитее критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект демонстрацией красочных материалов.
Опыт работы позволяет сделать следующий вывод: на уроках литературы целесообразным считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складывается в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.
Известно, что задача изучения литературы в старших классах – это обогащение читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Курс литературы, включающий в себя монографические и обзорные темы, строится на историко-хронологической основе с попыткой представить литературное развитие, смену литературных направлений как процесс.
Проектная деятельность на уроках р яз и лит.doc
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитее критического и творческого мышления. Это путь
познания, способ организации процесса познания. На уроках русского языка и литературы
необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать
причинноследственные связи. Наличие в исследовательском, творческом плане проблемы,
требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить
необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и
творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и
литературы позволяет осваивать новые формы и методы и в значительной мере
способствует повышению качества знаний учащихся.
При использовании данного проекта стараюсь реально превратить учащихся из объекта
обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и
консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая
мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.
В процессе проектной работы ответственность возлагаю на самого ученика. Подготовку и
защиту проекта провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий
уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и
активизации материала на репродуктивном этапе. Учащиеся защищают проект
демонстрацией красочных материалов.
Опыт работы позволяет сделать следующий вывод: на уроках литературы целесообразным
считаю использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из
самых трудных разделов литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупных
явлениях отечественной литературы складывается в систему, что помогает учащимся
сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и
развитии.
Известно, что задача изучения литературы в старших классах – это обогащение
читательского, нравственного опыта учащихся, формирование научных основ анализа
художественных произведений, развитие художественного вкуса и эстетических
потребностей. Курс литературы, включающий в себя монографические и обзорные темы,
строится на историкохронологической основе с попыткой представить литературное
развитие, смену литературных направлений как процесс.
Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся? Провожу это в несколько
этапов:
1. Продумываю тему проекта.
2. Выбираю класс, в котором будет использован этот метод.
3. Формулирую основополагающий и проблемный вопросы.
4. Формулирую дидактические цели проекта и его методические задачи.
5. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.
6. Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем.
7. Определение названия проекта.
8. Формирование групп и обсуждение плана работы.
9. Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
10. Самостоятельная работа учащихся.
11. Подготовка учащимися презентации. ( доклад, выпуск бюллетеня, буклет,
мультимедийная презентация и т.д.) 12. Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.
Готовясь к уроку, задаю себе вопросы, как заинтересовать учащихся своим предметом,
новым материалом, как, учитывая уже полученные знания, стимулировать их
самостоятельную и творческую деятельность, какой метод лучше использовать для этого.
На уроках русского языка и литературы учу детей самостоятельно мыслить, находить и
решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивая умения
устанавливать причинноследственные связи. Наличие значимой в исследовательском,
творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не
только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, познавательную
и творческую активность. Применение метода проектов на моих уроках позволяет
осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению
качества знаний обучаемых.
Из вышесказанного видно, что использование метода проектов на уроках даёт
положительные результаты.. Основная трудность в организации этой деятельности –
перегрузка учащихся. Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая,
особенно, если это – поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов.
Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но всётаки стараюсь избегать
больших временных затрат. Активно использую творческие, итоговые формы,
исследовательскую деятельность, связанную с размышлениями ребят над проблемой,
постановкой экспериментов, участием в оформлении школы, кабинетов.
Большую помощь в работе над проектами оказывают ресурсы Интернета.
При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание
одного проекта, максимум двух в течение учебного года. Это позволяет учащимся
познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования
информационнокоммуникационных технологий.
Актуальность применения метода определяется повышением качества образовательного
процесса и компетенции учителей и учащихся.
Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность
предложенной методики, которая включает активную самостоятельную работу учащихся.
В данной работе, исходя из цели, рассмотрели, как влияет проектная деятельность на
качество образования. Для этого была изучена теория и практика осуществления
проектной деятельности в образовательном процессе.
Из вышесказанного видим, что обращение к проектной методике в образовательном
процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников,
способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на
любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и
отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого
материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с
повышением интереса учащихся к изучению предметов, с развитием у них навыков
самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.