Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся
Оценка 4.8

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Оценка 4.8
Педсоветы
rtf
технология
Взрослым
13.09.2017
Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ Метод проектов позволяет активно развивать у обучающихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У обучающихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможней. Известна целая школа ведущих русских педагогов, которые отмечали положительные стороны метода проектов.ДОКЛАД
доклад О ПРОЕКТАХ НА УРОКАХ ТЕХ.rtf
Проектная деятельность на уроках технологии ­ средство развития  творческой активности обучающихся Жизнь   в   современном   обществе   требует   от   человека   не     привычных действий, а подвижности, гибкости мышления и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт,   что   доля   умственного   труда   почти   во   всех   профессиях   постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует   признать   самой   существенной   частью   его   интеллекта   и   задачу   их развития – одной из важнейших задач  в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться   творческий   потенциал   подрастающего   поколения.   Проблема развития творческих способностей школьников в эпоху научно­технического прогресса становится все актуальнее. Целью педагогической деятельности автора опыта является создание на уроках   технологии   условий   для   развития   творческих   способностей школьников, в результате внедрения проектной деятельности. Достижение   планируемых   результатов   предполагает   решение следующих задач: ­создание   педагогических   условий   для   творческой   самореализации школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности; ­разработка и реализация творческих, исследовательских, а также социально­ значимых проектов; ­использование разнообразия форм и методов  проведения занятий  с целью поддержания интереса к предмету, активизации познавательной деятельности учащихся; ­создание   атмосферы   сотрудничества,   созидания   в   ходе   проектно­ исследовательской деятельности; ­вовлечение   учащихся   к   участию   в   выставках,   ярмарках,   олимпиадах   и конкурсах различного уровня (муниципальный, региональный всероссийский); ­мониторинг эффективности проектной деятельности школьников. Проект   ­   это   самостоятельная,   творческая,   завершённая   работа обучающегося, выполненная под руководством учителя.  Обычно   состоит   из   двух   частей:   теоретической   и   практической.   В качестве   последней   выступает   конкретное   изделие:   макет,   модель, видеофильм,   компьютерная   разработка   и   т.п.,   а   теоретической   является пояснительная записка. Метод проектов позволяет активно развивать у обучающихся основные виды   мышления,   творческие   способности,   стремление   самому   созидать, осознавать   себя   творцом.   У   обучающихся   вырабатывается   и   закрепляется привычка   к   анализу   потребительских,   экономических,   экологических   и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможней. Известна целая школа ведущих русских педагогов, которые отмечали положительные стороны метода  проектов. «То,   что   ребёнок   сегодня   умеет   делать   в   сотрудничестве   и   под руководством!» ­утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, ­ завтра он способен   выполнить   самостоятельно…   Исследуя,   что   ребёнок   способен выполнить   в   сотрудничестве,   мы   определяем   развитие   завтрашнего   дня». Этому во многом способствует метод проектов. Проектная   деятельность   в   сравнении   с   традиционными   методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает три этапа: и заключительный. организационно­подготовительный,     технологический   На первом этапе ученики проводят мини­маркетинговые  исследования, осуществляют   выбор   и   обоснование   проекта,   анализируют   предстоящую деятельность,   определяют   оптимальный   вариант   конструкции,   подбирают материал,   осуществляют   планирование   технологического   процесса, разрабатывают конструкторско­технологическую документацию. На   втором     этапе   ребята   выполняют   технологические   операции, предусмотренные   технологическим   процессом,   с   самоконтролем   своей деятельности   и   соблюдением   технологической   и   трудовой   дисциплины, культуры труда. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия , при   необходимости   корректируется     конструкторско­технологическая документация,   оформляется   пояснительная   записка   с   экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта , проводится защита проекта  Тему   проекта   ученик   может   выбрать   сам,   без   чьей­либо   подсказки,   или определить   её   с     помощью   родителей,   или   воспользоваться   темой предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения,  но   учителю   следует   удостовериться,  что   выбор   обоснованный, продуманный,     учитывающий   возможности   школьника   и   материально­ технической   базы   мастерской.   Разумное   участие   родителей   в   проектной деятельность только приветствуется.  При выборе проекта, учитель обращает внимание учеников, что главное, не   что   делать,  а  как.   Изделие   может   быть     и   простым,  но   на   нём   можно отработать   все   этапы   выполнения   проекта.   Конечно,   изделия   могут   быть различной   степени   сложности.   Но   порой   простая   поделка   вызывает головокружение от успеха, а сложная неверие в свои силы. Для   успешного   выполнения   творческого   проекта   необходима определённая   теоретическая   подготовка.   Особое   внимание   уделяется графической   грамотности.   Учащихся   должны   уметь   пользоваться технологической документацией (инструкционной картой, технологической), выполнять и уметь читать схемы технологических деталей и узлов швейных изделий, расчетно­графическую систему конструирования одежды, условные обозначения, требования к оформлению чертежей. Таблицы и схемы ­ это «синтетический образ» изучаемой темы. Поэтому во   всех   классах   применяется   этот   преобразующий   вид   деятельности: составление   таблиц   (тематических,   сравнительных,   обобщающих)   и   схем (структурно­логических,   в   виде   графиков   и   диаграмм   и   т.д.).   Смысловые связи   находят   внешнее   выражение   в   кластерах   «звездочка   обдумывания». Кластер   в   переводе   с   английского   языка   означает   «гроздь».   Он   является важным приемом технологии развития творческого мышления (ТРКМ). Эти формы графической организации материала, позволяют сделать наглядными мыслительные процессы, происходящие при погружении в ту или иную тему, развивают творческое и профессиональное начало обучающихся. При   применении   метода   проектов   учитывается   один   из   важных факторов обучения: постепенный переход от простого к сложному, поэтому проекты   классифицируются   не   только   по   сферам   деятельности,   но   и   по степени сложности их решения. Опыт показывает, что в 5­7 классах желательно выполнять проект во взаимосвязи   с   разделами:   «Изготовление   швейных   изделий»,   «Интерьер жилого дома», «Кулинария», «Рукоделие» и др., а в 8­х классах изолированно от других разделов. Обучающимся   5­6­х   классов   рациональнее   выполнять   фронтальный проект. При такой организации можно спланировать ход занятий, рассчитать необходимое     количество   инструментов   и   приспособления,  а   также   время выполнения   той   или   иной   операции.   В   тоже   время   творческое   начало проявляется   за   счет   внесения   каждым   учеником   своих   различий   в конструкцию,   отделку   изделия,   особенно,   если   это   швейное   изделие   или предмет   декоративно­прикладного   творчества.   Например,     в   5­6   классе проект  выполняется  за 2­3 занятия.  Самыми любимыми  проектами  в этом возрасте стали проекты выполнения в подарок маме: прихватка, салфетка, игольница и т.д. Детей эта работа увлекает, позволяет проявить свой вкус, фантазию. В   соответствии   с   возрастными   особенностями   усложняется   структурное содержание   проекта.   Если   для   учащихся   5   класса   основным   структурным содержанием проекта является «Технологическая карта», то на следующих ступенях   обучения   вводится   «Творческий   проект»,   а   далее   «Социальный проект». Для   учащихся   7­8   классов   в   проекты   вводится   исследовательская деятельность.   Ребята   учатся   анализировать   собранный   материал,   находить зависимости, закономерности, все то, что развивает творческие способности обучающихся. Темы проектов в основном, изделия сделанные для себя, своих близких или для нужд школы  ( мягкая игрушка, одежда, изделия связанные крючком или  спицами) В 8­х классах существует сложность руководства большим количеством индивидуальных проектов. Данную трудность можно преодолеть, организуя групповые   проекты   по   одной   теме.   При   выполнении   групповых   и коллективных   проектов   учителю   необходимо   распределить   обязанности между   учащимися   и   определить   ответственность   каждого   за   выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей. Учащиеся   7­8­х   классов   с   большим   желанием   выполняют   социальные проекты.   Ученический   социальный   проект   ­   это   индивидуальная   или коллективная   деятельность   школьников,   целью   которой   является совершенствование,   позитивное   преобразование   социальной   среды доступными   учащимся   средствами.   Проект     «Школьник   дворик»,   проекты «Терапия радостью».  Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет   внеурочная  проектная  деятельность,  в   творческом объединении «Мастерица».     Программа   объединения     закрепляет   и   дополняет   разделы школьной   программы   по   технологии,   она   фундаментально   продолжает политехническое образование и воспитание учащихся во внеклассной работе. Основная   её   цель   –   развитие   творческих   и     познавательных   способностей учащихся с учётом их индивидуальных возможностей. Наряду   с   работой   творческого   объединения   «Умелые   ручки», используется   программа   «Одаренные   дети»,   разработанная   на   основе программы   В.Д.Симоненко.   Наличие   одарённых   и   желающих   заниматься творчеством   учащихся   делает   курс   по   технологии   особенно   удачной   и результативной формой работы, при которой учащиеся овладевают методом проектирования.   Занятия   по   программе   строятся   по   профессиональному ряду: конструкторская и технологическая документация, выбор технологии, дизайн­анализ,   рассмотрение   безопасности   изделия   и   её   экономичности.           Цель   этих   занятий   развитие   индивидуальных   способностей,   создание более   сложных   индивидуальных   творческих   проектов,   позволяющих принимать участие в олимпиадах и конкурсах по технологии.  Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и   подходов   к   проектным   работам   со   стороны   руководителя,   стимулирует формирование   у   учащихся   чувства   ответственности,   вносит   в   учебный процесс   дух   здоровой   состязательности,   помогает   развивать   способности, отстаивать свои творческие идеи  При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия,   выполнение   задания   с   элементами   новизны,   экономическая эффективность   проекта,   возможность   его   более   широкого   использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся. Итоги защиты чаще всего отражаем   в виде фотогазеты или выставки проектов   в   школе.   Лучшие   работы   используются   как   пособия   на   уроках, направляются на выставки декоративно­прикладного творчества  или служат для личных целей: украшения дома, подарка родителям. В  процессе  работы  по   развитию  творческой  активности  учащихся  на уроках технологии и во внеурочной деятельности через использование метода проектного обучения очевидны положительные результаты. Девочки   с   желанием   посещают   уроки   технологии,   кружок   «Умелые ручки»,   демонстрируют   свои   творческие   способности,   как   в   учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях.         Школьники принимают активное участие в проведении мероприятий в рамках   недели   технологии,   в   конкурсах,   проводимых   Центрами   детского творчества, в школьных и городских олимпиадах. О результативности работы говорят следующие достижения учащихся: Олимпиада по технологии Уровень, результат участия Муниципальный уровень Региональный уровень    Учебный        год    2014 ­ 2015 2015 ­ 2016 2016­ 2017

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся

Проектная деятельность на уроках технологии - средство развития творческой активности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2017