Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи.
Иконка файла материала Проектная деятельность с использованием информационных технологий.doc
Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных  подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего  целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому  преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы –  “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной  ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых  “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к  успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения  названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать  стоящие перед современной школой задачи. Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными  практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения  дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным  практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно­познавательных приемов, которые позволяют  учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных  практических заданий с обязательной презентацией результатов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать  свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Отличительные признаки проектной деятельности:    метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного  варианта (модели) образовательного продукта; работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата; проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности  предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения,  творческого вклада каждого. Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию,  моделированию. Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных,  поисковых методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование  информационных технологий. Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание  исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на  формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала. Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:     помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации; представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения  программного материала; содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом; моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного  исторического процесса.Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе.  Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную  напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов  выбора ответа. Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности  выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную  среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности,  изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации. По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные  телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и  позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся. Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто  самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм  самостоятельной познавательной и практической деятельности:  оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам  совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;  формировать коммуникативные навыки, культуру общения;    прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу; развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных  технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния; способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой  информации. В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь  традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и  возможность работать совместно над интересующим их проектом. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной  познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с  различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых  собственных результатов. Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе  и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные  коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др. Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как  педагогический , так и ученический проект . Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации  учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего,  ее наличие у самих педагогов. В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с  2000 года. Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель  согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией. Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований:      четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе; уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия  учебного материала; согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации; анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное  воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся  огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме. Циклограмма организации проектной деятельности в 5­м классе Тема проекта: В городе богини Афины. Учебный предмет: история, МХК. Участники: учащиеся 5­го класса. Продолжительность: 3 урока. Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный. Дидактические цели: формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков  межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков  критического и системного мышления, креативности и любознательности. Методические цели: освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об  устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса. Ожидаемые результаты: В результате работы над проектом учащиеся: узнают: ­ об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции; ­ значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон,  ионический и дорический ордер. смогут: ­ описывать такие памятники культуры, как храмы Акрополя, древнегреческая керамика, произведения скульптуры  Фидия, Поликлета, Мирона и называть их характерные, существенные черты; ­ оформлять результаты проектной деятельности в виде вики­статьи, презентации, буклета и публично представлять их; ­ объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям древнегреческой культуры и высказывать собственные суждения о культурном наследии Древней Греции. ХОД ПРОЕКТА Сроки Этап работы над Содержание работы на этой стадии проектом 1 урок Подготовка и  планирование Формулировка совместно с руководителем темы  общего проекта. Постановка  проблемных и  основополагающих  вопросов. Определение состава  групп и их названия. Деятельность учащихся Деятельность учителя Обсуждают проект с  учителем и получают при  необходимости  дополнительную  информацию. Делятся на группы: 1 группа ­ “Живописцы”, 2 группа ­  “Архитекторы”, Знакомит со смыслом  проектного подхода и  мотивирует учащихся  (буклет для учащихся и их  родителей . Представляет  стартовую презентацию .  Помогает в постановке  целей, формулировке  проблемных и  основополагающихвопросов. Помогает определиться с  темой проекта каждой  группе. Наблюдает, советует,  косвенно руководит  деятельностью. Проводит  индивидуальные и  групповые консультации по  содержанию и правилам  оформления проектных  работ. Наблюдает, советует, при  необходимости  корректирует деятельность Определение  источников  информации  (электронные учебники  по истории,  энциклопедии, Internet). Определение способа  анализа информации. Лпределение формы  отчета. Установление процедур и критериев оценки  результатов и процесса. Распределение  обязанностей между  членами группы. 3 группа  ­ “Искусствоведы”. В рамках общей темы  каждая группа  определяется с темой  своего проекта. Устанавливают план  действий. Формулируют  задачи. Составляют  индивидуальные планы  работы. Знакомятся с критериями  оценивания вики­статьи,  буклета, презентации Поисковый Сбор информации. Между  1 и 2  уроком 2 урок Обобщающий Обсуждение и анализ  собранной информации,  решение промежуточных  задач. Формулирование  выводов, выбор формы  презентации продукта. Собирают информацию,  используя различные  источники (учебную и  художественную литературу, материалы Internet и другие  медиапродукты). Анализируют информацию,  структурируют ее, решая  промежуточные задачи.  Проводят промежуточные  отчеты. Группы определяются с  формой проекта: группа “Живописцы”  ­ Вики­статья, группа “Архитекторы”  ­ буклет , 3 группа  ­ “Искусствоведы”  ­ электронная презентация.   Между  2 и 3  уроком Оформление результатов  (продукта), подготовка к  публичной защите. Оформляют результат  работы, возможна репетиция  публичной защиты. Определят время для  презентации. 3 урок Представление  Публичная защита  или отчет  Представляют свои проекты  на обобщающем уроке или  Слушает, задает  целесообразные вопросы врезультата  работы проекта После 3 урока Оценка  результатов и  процесса Подведение итогов,  анализ выполненной  работы внеклассном мероприятии,  например в рамках школьной Недели истории. Участвуют в оценке путем  коллективного обсуждения,  проводят самоанализ и  самооценку проектов по  предложенным критериям . роли рядового участника. Оценивает усилия  учащихся, креативность,  качество использования  источников,  неиспользованные  возможности, потенциал  продолжения, качество  отчета. Благодарит учащихся за  работу, выставляет  оценки