Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи.
Проектная деятельность с использованием информационных технологий
на уроках истории
Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных
подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего
целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому
преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы –
“формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых
“гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения
названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать
стоящие перед современной школой задачи.
Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными
практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют
учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных
практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Отличительные признаки проектной деятельности:
метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного
варианта (модели) образовательного продукта;
работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности
предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения,
творческого вклада каждого.
Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию,
моделированию.
Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных,
поисковых методов, творческих по самой своей сути.
В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование
информационных технологий.
Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание
исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на
формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения
программного материала;
содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного
исторического процесса.Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе.
Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную
напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов
выбора ответа.
Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности
выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную
среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности,
изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации.
По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные
телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и
позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся.
Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто
самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм
самостоятельной познавательной и практической деятельности:
оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам
совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
формировать коммуникативные навыки, культуру общения;
прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу;
развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных
технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния;
способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой
информации.
В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь
традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и
возможность работать совместно над интересующим их проектом.
Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной
познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с
различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых
собственных результатов.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе
и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные
коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.
Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как
педагогический , так и ученический проект . Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество
обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации
учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего,
ее наличие у самих педагогов.
В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с
2000 года.
Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель
согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией.
Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований:
четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе;
уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия
учебного материала;
согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное
воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся
огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме.
Циклограмма организации
проектной деятельности в 5м классе
Тема проекта: В городе богини Афины.
Учебный предмет: история, МХК.
Участники: учащиеся 5го класса.
Продолжительность: 3 урока.
Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный.
Дидактические цели:
формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков
межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков
критического и системного мышления, креативности и любознательности.
Методические цели:
освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об
устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса.
Ожидаемые результаты:
В результате работы над проектом учащиеся:
узнают:
об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции;
значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон,
ионический и дорический ордер.
смогут:
описывать такие памятники культуры, как храмы Акрополя, древнегреческая керамика, произведения скульптуры
Фидия, Поликлета, Мирона и называть их характерные, существенные черты;
оформлять результаты проектной деятельности в виде викистатьи, презентации, буклета и публично представлять их;
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям древнегреческой культуры и высказывать собственные
суждения о культурном наследии Древней Греции.
ХОД ПРОЕКТА
Сроки Этап работы
над
Содержание работы
на этой стадии
проектом
1 урок Подготовка и
планирование
Формулировка совместно
с руководителем темы
общего проекта.
Постановка
проблемных и
основополагающих
вопросов.
Определение состава
групп и их названия.
Деятельность учащихся Деятельность учителя
Обсуждают проект с
учителем и получают при
необходимости
дополнительную
информацию.
Делятся на группы:
1 группа “Живописцы”,
2 группа
“Архитекторы”,
Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся
(буклет для учащихся и их
родителей . Представляет
стартовую презентацию .
Помогает в постановке
целей, формулировке
проблемных и
основополагающихвопросов.
Помогает определиться с
темой проекта каждой
группе.
Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью. Проводит
индивидуальные и
групповые консультации по
содержанию и правилам
оформления проектных
работ.
Наблюдает, советует, при
необходимости
корректирует деятельность
Определение
источников
информации
(электронные учебники
по истории,
энциклопедии, Internet).
Определение способа
анализа информации.
Лпределение формы
отчета.
Установление процедур
и критериев оценки
результатов и процесса.
Распределение
обязанностей между
членами группы.
3 группа
“Искусствоведы”.
В рамках общей темы
каждая группа
определяется с темой
своего проекта.
Устанавливают план
действий. Формулируют
задачи. Составляют
индивидуальные планы
работы.
Знакомятся с критериями
оценивания викистатьи,
буклета, презентации
Поисковый
Сбор информации.
Между
1 и 2
уроком
2 урок Обобщающий Обсуждение и анализ
собранной информации,
решение промежуточных
задач. Формулирование
выводов, выбор формы
презентации продукта.
Собирают информацию,
используя различные
источники (учебную и
художественную литературу,
материалы Internet и другие
медиапродукты).
Анализируют информацию,
структурируют ее, решая
промежуточные задачи.
Проводят промежуточные
отчеты.
Группы определяются с
формой проекта:
группа “Живописцы”
Викистатья,
группа “Архитекторы”
буклет ,
3 группа
“Искусствоведы”
электронная презентация.
Между
2 и 3
уроком
Оформление результатов
(продукта), подготовка к
публичной защите.
Оформляют результат
работы, возможна репетиция
публичной защиты.
Определят время для
презентации.
3 урок Представление
Публичная защита
или отчет
Представляют свои проекты
на обобщающем уроке или
Слушает, задает
целесообразные вопросы врезультата
работы
проекта
После 3
урока
Оценка
результатов и
процесса
Подведение итогов,
анализ выполненной
работы
внеклассном мероприятии,
например в рамках школьной
Недели истории.
Участвуют в оценке путем
коллективного обсуждения,
проводят самоанализ и
самооценку проектов по
предложенным критериям .
роли рядового участника.
Оценивает усилия
учащихся, креативность,
качество использования
источников,
неиспользованные
возможности, потенциал
продолжения, качество
отчета.
Благодарит учащихся за
работу, выставляет
оценки