Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики
Оценка 4.7

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
математика
11 кл
14.09.2019
Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
доклад1.docx
1 Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет   к   ней   все   возрастающие   требования.   Одним   из   важнейших   критериев педагогического   мастерства   считается   результативность   работы   учителя,   которая проявляется   в  стопроцентной   успеваемости   школьников   и   таком   же   их   интересе   к предмету.  Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. (слайд 2) Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность   в   знаниях,   научить   учиться,   во   многом   зависит   успешность   обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.).  Мотивация   –   важнейший   компонент   структуры   учебной   деятельности,   а   для личности   выработанная   внутренняя   мотивация   есть   основной   критерий   ее сформированности.  Он   заключается   в  том,  что   ребенок   получает  “удовольствие   от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов). Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. (слайд   3)Так   как   же   сформировать   его   у   ребенка?   Через   самостоятельность   и активность,   через   поисковую   деятельность   на   уроке   и   дома,   создание   проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами   будут   учиться:   проектировать,   конструировать,   исследовать,   открывать,   т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. А это возможно только в процессе самостоятельной   учебно­познавательной   деятельности   на   основе   современных педагогических технологий. Одной из таких технологий и является метод проектов.      Необходимость   прогрессивных   образовательных   технологий   –   это   объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает.   И здесь можно пойти двумя путями: 2 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников. Оптимальным для меня представился второй путь и в результате я начала работу над применением технологии проектного обучения. (слайд 4; переход на слайд 6) Первый   этап   в   моей   работе–   был   направлен   на   изучение   научно­методической литературы   по   исследуемой   проблеме,   которую   необходимо   знать   для   правильной организации   работы.   Необходимые   теоретические   сведения,   которые   помогли   мне структурировать проектную деятельность(слайд 5; возврат на слайд 4) 1. Краля   Н.А.   Метод   учебных   проектов   как   средство   активизации   учебной деятельности   учащихся:   Учебно­методическое   пособие   /   Под   ред.   Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд­во ОмГУ, 2005.  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3­е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2006.,  3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.      4. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе.­ М.: Вербум ­ М., 2001. Второй   этап  –   позволил   спланировать   работу   по   проектному   обучению:   провести анализ   программного   материала,   выбрать   ведущие   темы   курса,   которые   будут вынесены на проектирование. На   третьем   этапе  –   а   именно   на   нем   я   сейчас   и   нахожусь,   идёт   пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных   работ   учащихся,   распространение   опыта   в   работе   с   учащимися   нового набора. Математика  + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках.   Таким   образом   при   изучении   математики   учащиеся   не   только   осваивают инструмент для познания мира и человека, но и умение применять ИКТ для обработки, передачи,   хранения   информации,   а   получаемый   учебный   проект   и   есть   цель образования:   научить   детей   получать   знания   и   использовать   их   в   жизни.  В   своей   работе   я   использую   групповые   и   индивидуальные,   монопредметные   и межпредметные,   информационные   и   практико­ориентированные   проекты.Так   же применяю   модель   учебного   занятия   в   режиме   проектного   обучения,   используя технологию проекта.  Все,  что   я   познаю,  я   знаю,   для   чего   это   мне   надо   и  где   и   как   я   могу   эти   знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.  исследовательского 3 Проект – это «пять П». (слайд 6) 1.Наличие проблемы. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для  решения различных небольших проблемных задач в рамках одного­двух уроков (мини­ проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой  урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.  2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта  вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и  предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели,  корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.  Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от  количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например,  генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.  3.Поиск информации­ обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в  этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается,  осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель  корректирует последовательность технологических операций в каждой работе. 4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,  формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». В зависимости от  места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом  самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект,  памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.  Ученики 5­6 классов сочиняют сказку, историю или стихи по изучаемой  теме. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся  рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные  продукты и т. д. 5. Презентация результатов­ представление готового продукта. Иными словами,  осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты  самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.  При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки  поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая  при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью  учителя учатся оценивать их. 4 Оценочныйлист (слайд 7) Оцениваемый параметр Оценка Максима льный балл 10. Творческий подход и оригинальность  Сумма баллов  Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов ­ доработать. В заключение провожу рефлексию.(слайд 8) Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:  № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание Соответствие теме  Логика изложения  Ясность изложения сформированных идей  Дизайн Соответствие общего дизайна и графики содержанию  Единство стиля в оформлении разных частей работы  Читаемость   текста,   наглядность   выделений,   расстановка акцентов  Мультимедиа. Использование звука, видео  Организация Обоснованность количества слайдов  Логическая последовательность представленных слайдов  15 10 10 10 10 10 10 5 5 15 100 5 Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?  Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика  проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников  проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Положительные эмоции и  успех учеников рождают желание работать дальше.  В   своей   работе   я   выделяю   три   этапа   введения   метода   проектов   в   процесс обучения: (слайды 9­14) 5­6   класс.   Создание   мини   проектов   на   учебные   темы   на   уроках   в   групповой работе.Следует   отметить,   что   проекты   в   5­6   классах   являются   в   основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость,   а   лишь   говорит   о   соответствии   возрастным   особенностям   школьников данного возраста.  Например, из истории математических терминов, составить кроссворд, написать сказку о дроби, нарисовать свой орнамент из окружностей,нарисовать рисунок в координатной плоскости. Проект «Рисуем по координатам» позволяет осуществить интеграцию математики и ИЗО. Даже ученики с пониженной мотивацией к изучению математики с удовольствием выполняют подобные задания, испытывая радость успеха. 7­11 класс. Проекты, выполняемые по учебным темам. (слайды 15­16) Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход   к   оформлению,   при   этом,   соответственно,   увеличивается   время   на   их подготовку – они становятся среднесрочными. Исследовательские проекты.  Это индивидуальные проектные работы, направленные на решение глобальных проблем. В рамках проектной деятельности интересна работа с обучающимися по подготовке к ОГЭ. Так, например участие в проекте «Виды уравнений и способы их решения» позволило учащимся увидеть практическую пользу данной работы при подготовке к экзаменам.(слайд 17) 6 Работая надпроблемой подготовки к ОГЭ я попыталась связать теорию с практикой решения конкретных заданий с помощью информационных карт. В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор», но по его методике эту   деятельность   полностью   осуществляет   учитель.  Основная   идея   моего   проекта состоит в том, что «опоры» или как я  их назвала «информационные карты»,  создают для себя сами ученики.  По многим темам с 7 класса ученики сами или под моим руководством создают информационные   карты.   Этому   предшествует   кропотливая   работа,   когда   ученики составляют сначала просто подсказку, шпаргалку самому себе по изучаемому вопросу. Затем, это может быть сжатый конспект по плану учителя, затем без помощи учителя. Задание   усложняется,   когда   для   составления   информационной   карты   предлагается целая   тема   или   несколько   тем.   Ученики   сами   подбирают   справочный   материал, обобщают его и систематизируют, выстраивают алгоритмы. С   ростом   уровня   сложности   деятельности   учеников   растет   и   уровень самостоятельности, творчества и качества выполняемых работ. В восьмом и девятом классах ученики способны самостоятельно выстраивать логическую цепочку всей темы, параграфа и даже главы, классифицируют или сводят в систему. Они хорошо делают подборку задач по степени сложности. В   каждую   из   тем,   по   которой   созданы   карты,   включен   необходимый теоретический материал, формулы, алгоритмы, правила (теория) и образцы решений заданий (практика), а также задания для самостоятельного решения из открытого банка заданий   для   ОГЭ.Для   этого   используем   приёмы   группировки,   классификации, выделение   смысловых   «опор»,   «сжатие»,   «уплотнение»   материала,   отражающие   не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними. Каждый ученик стремится проявить смекалку, индивидуальность, творчество, старается сделать свою работу понятной другим и в то же время оригинальной. Информационные   карты   занимают   стандартный   лист   А4,   их   очень   удобно применять на уроках, консультациях, при повторении конкретных тем, для итогового повторения, при повторении перед экзаменами. Затем   пришла   идея   объединить   информационные   карты   в   мини­справочники   для подготовки   к   ГИА,   так   получился   совместный   долгосрочный   проект   «Пишем справочник». Примером может быть проект по составлению мини­справочника «Алгебраические дроби»,   объединяющего   темы:   «Алгебраическая   дробь.   Сокращение   дробей», «Приведение   дробей   к   общему   знаменателю»,   «Сложение   и   вычитание алгебраических дробей», «Умножение и деление алгебраических дробей».(слайд 18) При составлении справочников рекомендуется обратиться к пособию: Райбул С.В. «Алгебра и геометрия в таблицах и схемах». 7 Возможно наши карты не совсем совершенны, но они­ результат совместного труда! Как   и   ожидалось,   самостоятельная   работа   по   проектной   методике   позволила заинтересовать   ребят,   в   результате   чего   они   лучше   овладели   основными теоретическими положениями учебных тем и приобрели начальные исследовательские навыки.   Полученные   с   помощью   метода   проектов   и   сведенные   в   информационную карту,   сведения   приводят   к   тому,   что   при   подготовке   к   ГИА,     при   итоговом повторении уже не нужно искать теорию, образцы решений заданий, а можно просто открыть собственный справочник ­ итог проекта. Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам. При этом наблюдается:(слайд 19) 1. 2. 3. Высокая степень самостоятельности и активности учащихся. Перенос акцента в обучении с преподавания на учение. Сростом   уровня   сложности   деятельности   учеников   растет   и   уровень творчества и качества выполняемых работ. 4. Решая   сложные   задания,   для   которых   нет   определенного   алгоритма, учащийся формирует собственную самостоятельность и готовность решать сложные проблемы в реальной жизни. 5. Важным   в   проектной   деятельности,  направленной   на   подготовку   к   ОГЭ является   умение   выполнять   задания   большого   объема,   требующие   терпения   и внимания. 6. Формируются   такие   качества,   как   ответственность,   добросовестность, умение доводить начатое дело до конца, защищать и отстаивать собственное мнение. Эти качества всегда вызывали уважение и ценились в обществе. Итоги ОГЭ в 9 классе, где я применяла информационные карты, показали, что я на верном пути.(слайд 20) КЗ Средний балл  2014­2015 82 21 2015­2016 84 20 2016­2017 86 20 Таким   образом,   в   рамках   проектной   деятельности   работа   по   составлению справочников   учениками   помогает   учителю   учить   всех   учеников,   преодолевая сложность предмета, трудности обучения и учения и подвести их к успешной сдаче экзамена по математике, развить их индивидуальные способности. Проектно­исследовательская деятельность. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко   не   каждый   человек   способен   реализовать   свои   способности.   Очень   многое зависит и от семьи, и от школы. 8 Задача   семьи   состоит   в   том,   чтобы   вовремя   увидеть,   разглядеть   способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении нескольких лет в нашей школе мы разрабатываем и внедряем систему работы с одаренными учащимися. (слайд   21)   Нашей   целью   является   обеспечение   возможности   творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Данная цель реализуется при решении следующих задач: 1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся. 2. Развитие   массовых,   групповых   и   индивидуальных   форм   внеурочной деятельности. 3. Организация системы исследовательской работы учащихся.          Остановимся подробнее на исследовательской деятельности учащихся, которая является особенно актуальной в условиях перехода на ФГОС ОО. Исследовательская   деятельность   учащихся   ­   образовательная   технология, которая использует в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное и творческое исследование.  Именно   через   исследовательскую   деятельность   учащиеся   самостоятельно   добывают знания.   Предметом   исследовательской   деятельности   в   школе   является   решение творческих задач, то есть таких задач, решения которых заранее не заданы.  (слайд   22)   Мы   стараемся   задать   для   школьников   структуру   исследовательской деятельности,   принятую   в   науке:   выявление   и   постановка   проблемы,   изучение литературы   по   теме,   подбор   и   обоснование   методик   исследования   проблемы,   сбор информации   (в   т.ч.   экспериментальных   или   хотя   бы   опытных   данных),   анализ   и обобщение полученных материалов, формулировка собственных выводов. Результатом   исследования   является   интеллектуальный   продукт,   который представляется   и   оценивается   на  ежегодной   школьной   научно­практической конференции «Мы, будущее России!» Этому   этапу   деятельности   я   уделяю   большое   внимание.   Вместе   с   учеником готовим доклад по изученной теме с опорой на презентацию. При выступлении ученик должен в свободной и непринужденной форме рассказать о своей работе, методах ее выполнения   и   способах   достижения   цели,   раскрыть   практическую   значимость исследуемого вопроса. 9 Эти   выступления   помогают   выявить   одаренных   детей,   развивают самостоятельность,   индивидуальные   творческие   способности,   формируют   чувство ответственности за порученное дело. С каждым годом количество участников конференции растёт, а также молодеет его состав.   Всё   большую   конкуренцию   старшеклассникам   составляют   учащиеся   5­6 классов, и даже ученики начальной школы. Лучшие работы рекомендуются к защите на городскую научно­практическую конференцию. Используя технологию проектно­исследовательской деятельности достигла следующих результатов: 1. Победитель,     Алтынов   Алексей,     6­б   класс.   В   мире   фигурных чисел.14.04.14г(слайд 23)  2. Победитель,   ТуровскаяВероника,   10­а   класс.   Математические   задачи   в художественной литературе.23.04.15г(слайд 24) 3. Победитель,   Лосев   Алексей,   5­г   класс.   Охрана   природы   глазами   юного математика.18.04.17г (слайд 25)  Научно­исследовательская   работа   в   школе   является   одним   из   этапов   развития творческого мышления школьника. Творчески подходить к науке – это главная цель учителя   в   работе   с   учениками.   Заинтересованность   ученика   в   науке   должна   быть культивирована учителем постепенно, внедряя все более глубинные познания того или иного предмета. Очень важно дать понять, что учебные предметы дают базовые знания. И   есть   возможность   самостоятельно   расширить   и   углубить   их,   а   также,   возможно, открыть и познать непознанное. ВЫВОД Основная   задача   школы   состоит   не   только   в   том,   чтобы   дать   учащимся   глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы   и,   главное,   чтобы   учение   стало   для   ребят   увлекательным,   радостным   и интересным делом. Опыт работы с проектами позволяет сделать вывод о значимости этой технологии для достижения целей основного общего математического образования:(слайд 26)  проекты дают возможность ученику быть успешным;  повышают мотивацию;  связывают полученные знания с реальной жизнью;  развивают научную пытливость;  способствуют прочному закреплению знаний;  воспитывают настойчивость в достижении цели.  (слайд 27) В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о   преимуществах   проектного   метода   обучения   учащихся:   для   меня,   как   учителя, проектная деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной и творческой деятельности учащихся, это – удовлетворение от поиска новых форм работы и их реализации. Поэтому я буду продолжать начатую работу, искать новые  формы использования проектной деятельности  учащихся на уроках  и внеклассной работе. 10

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Проектная деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019