Проектная деятельность в детском саду: "Встреча жаворонка"

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В сфере дошкольного образования особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание маленького гражданина. Воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через народные традиции и культуру русского народа, на формирование интереса детей к окружающему миру, на приобщение детей и родителей к национальной культуре, традициям русского народа, в рамках традиций нашего детского сада и направлен данный проект.
Иконка файла материала Проект Встреча Жааворонка.docx
ГБДОО ЦРР – детский сад № 72  Фрунзенского   района                                                      На конкурс  педагогических  проектов                              ПРОЕКТ   ГРУППЫ   «ВЕСЕЛЫЕ УТЯТА»       ДЕНЬ     ВЕСЕННЕГО    РАВНОДЕНСТВИЯ                   «ВСТРЕЧА     ЖАВОРОНКА»                                                                                  Курирующие педагоги:                                                                                    Нечаева Ирина Михайловна                                                                                                                                                                          Санкт – Петербург                                                    2016 годАктуальность:                                        Наше сегодня,                                                               как  никогда наше прошлое,                                                                               и  оно  творит традиции будущего. (народная мудрость)          В сфере дошкольного образования  особое значение приобретает не только  укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и  воспитание нравственных основ личности, воспитание маленького гражданина.  Воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к  природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего  мира.        Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной  природы, родным краем, родной страной.   Через воспитание любви к природе  проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с  раннего детства любить природу,  любить Родину.           Именно взгляд на экологическое воспитание дошкольников через народные  традиции и культуру  русского народа, на формирование интереса детей  к  окружающему миру, на приобщение детей  и родителей  к национальной культуре, традициям русского народа, в рамках традиций нашего  детского сада и  направлен данный проект.    Цель проекта:      В рамках традиций детского сада,  формировать традиции группы  на основе  положительного социально – эмоционального климата.      Приобщить детей и родителей к культурным ценностям и особенностям,  русского народа, воспитывать патриотические чувства с помощью фольклорных  праздников и развлечений.  Задачи  проекта: 1. Поддерживать традиции детского сада. 2. Знакомство детей с народными праздниками и традициями. 3. Формировать  интерес  к народному календарю,  любовь к природе, к русской  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,   к народным  играм и т. д. Дать детям почувствовать  красоту и щедрость родной  земли; воспитывать  бережное и внимательное  отношение к природе; 4. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно­ следственные связи, делать обобщения 5.Обогащать словарный запас,  развивать связную и выразительную речь детей; 6. Использовать  все виды фольклора  (сказки, игры, песенки, потешки, заклички,  пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является   богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.6. Привлечь родителей к жизни детского сада, поощрять совместные работы  детей и родителей; способствовать эмоциональной отзывчивости и  заинтересованности детей и родителей.  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,   умений детьми. Развивать творческую фантазию детей; Прогнозируемый результат:  Результатами проведенной работы является:  1. Знакомство детей  с основными календарными и народными праздниками (день  весеннего равноденствия – «День жаворонка»). 2. Осмысленное и активное участие детей в русских народных экологических   праздниках (знают название праздника, заклички, поют песни, читают стихи). 3. Спектакль «О чем говорят птицы весной», в рамках традиций детского сада   фестиваль «Играем в театр». 4. Рисование книги «Сороки ­ вороны», в рамках традиций детского сада   «Книжкины именины».  3. Интерес детей к природным объектам и явлениям; животному миру, их жизни,  проявляя заботу о них, наблюдя за поведением, любуясь  ими;  4. Стремление  к исследованию объектов живой и неживой природы, делая   выводы, устанавливая  причинно – следственные связи;  4. Умение детей  играть в русские народные подвижные игры.  5. Использование детьми в активной речи песен, закличек, потешек, загадок. 6. Использование   атрибутов  русской народной культуры в совместной и  самостоятельной деятельности. 7. Бережно отношение  к предметам быта, произведениям народного творчества. Проект «День весеннего равноденствия – День жаворонка». По тематике: По составу участников: По срокам реализации: Возраст детей: Средняя группа 4 - 5 лет. Участники: Дети, Творческий Фронтальный. Краткосрочный (март месяц)  Дата  реализации  проекта  21  марта. специалисты родители, воспитатели,Развивающая среда: Создать условия для праздника:  Оформление группы к встрече жаворонков,  Презентации   ­   «Весна»,   (приметы,   кто   как   «День   весеннего встречают   весну), равноденствия»,   «Жаворонок».      «Весна» (родитель)  Кукла в одежде весны,  Подарок   от   весны   ­   птички   на   палочке, веснянки.   Птички  из тряпочек на улицу.   Тесто для выпекания жаворонка.  Форма (мл. гр.) и схемы лепки жаворонков (ст. гр.)  Письмо солнышку,   Загадки, заклички, поговорки,    Чтение сказок, рассказов о весне, птицах.     Русские фольклорные подвижные игры,   Пение жаворонка,   Фотографии жаворонков.  Совместное изобразительное  творчество детей и родителей про весну, встречу жаворонков…  Видео клип о дне весеннего равноденствия.Этапы работы: Задачи  ­ Постановка цели и задач  проекта  ­ Планирование  работы с  детьми, родителями,  специалистами. Формы  и содержание работы Воспитатель Цель проекта: Формировать традиции группы на  основе положительного социально –  эмоционального климата, чувство коллективизма,  причастности к  коллективу, к истории группы. ­ Определение исходного уровня  знаний у детей и  их родителей.  ­  Изучить тематику проекта. Отбор содержания.  ­  Планирование предварительной работы.  ­  Подготовка к оформлению развивающей  среды.  ­  Разработка просветительской и практической  работы с родителями  ­ Наблюдение за детьми на прогулке, в группе.  С детьми   Задачами детей на этом этапе  реализации проекта являются:  вхождение в проблему,  принятие  задач и целей вживание в игровую  ситуацию.  СВД    Рассматривание  книг, и  иллюстраций о весне, перелетных  птицах, традициях русского народа. С родителями  ­ Определение уровня  знаний  у  родителей по теме проекта  можно проверить через: беседы с  родителями, или анкетирование. ­ Реализация  запланированной работы с  детьми  ­ Реализация  запланированной  работы с  родителями.  ­ Введение  детей и  родителей в проект ­ На этом этапе педагог  организует  деятельность  проекта.   ­ Подбор материала для детей и родителей:  игры,  заклички,  музыку,  народные  приметы,  иллюстрации, схемы лепки и выполнения кукол  «Веснянок» и птичек.   ­ Составление   презентаций по теме проекта.  ­ Заинтересовать   детей  тематикой проекта,  поддерживать его любознательность и устойчивый  интерес через создание  игровой мотивации,  опираясь на интересы детей и их эмоциональный  отклик. ­  Просмотр слайд фильма о весне ­  Чтение сказок, рассказов о весне и  птицах, отгадывание загадок. ­ Рассматривание способов  выполнения лепки жаворонков из  теста. ­ СВД:  Раскраски о весне, птицах ­ Обсуждение с родителями их  участие в проекте. Ненавязчиво  вовлекать их в совместную работу  над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с  ребенком творчества. ­ Предложить одной из мам взять  на себя роль «Весны» ­  Предложить  сделать  птичек и  куколок  Веснянок из ткани. ­ Сшить для куклы наряд «Весны» Реализация проекта  ­ У детей происходит  формирование  разнообразных  знаний,  умений и навыков.  21 марта – в день весеннего равноденствия  проведение проекта. Воспитатель направляет и контролирует  осуществление проекта,  по необходимости  оказывает   практическую помощь детям.  НОД  «Встреча жаворонка»– День  весеннего равноденствия. ­ Лепка и выпекание жаворонков. Закликание  весны, солнышка,  жаворонков на улице.  ­ Народные подвижные игры. ­ Приготовление  на «День  жаворонка» тесто для  выпекания. ­ Совместное проведение «Дня  жаворонка». ­ Помощь в оформлении группы. ­ Создание у детей   Этапы 1  этап  П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й 2 этап О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Й 3 этап П       П Р        Р О       О В        Е Е        КД        Т Е        А Н И Е 4 этап И Т О Г О В Ы Й Познакомить коллег с  опытом использования  проекта как формы  художественно­ эстетического  и  познавательно  ­ речевого  развития детей ­ Выступление на педсовете с темой. ­ Воспитатель  готовит и проводит презентацию по    деятельности   проекта. ­ Видео клип о проведение «Дня жаворонка». ­ Рисование книги «Сороки ­  вороны» в рамках традиций детского сада  «Книжкины именины» ­ Спектакль «О чем говорят птицы  весной» ­ Чаепитие СВД:    Изобразительное творчество  детей про встречу жаворонков. Игры положительного настроя. ­ Помощь в приготовлении   чаепития. Презентация  проекта на  сайте  группы …НОД  «Встреча жаворонка» – День  весеннего равноденствия. СВД  Рассматривание  книг, и  иллюстраций о весне,  перелетных птицах,  традициях русского народа СВМД  Народные подвижные игры.   Просмотр слайд фильма о  весне  Чтение сказок, рассказов о  весне и птицах, отгадывание  загадок.  Рассматривание способов  выполнения лепки жаворонков из теста   Чаепитие РПС  Просмотр презентаций ­  «Весна, весна на улице» ­  «Жаворонки » ИЗО  Лепка и выпекание жаворонков.  Раскраски о весне, птицах  Рисование книги «Сороки ­  вороны» в рамках традиций  детского сада  «Книжкины  именины»  Изобразительное творчество  детей про встречу жаворонков. РАЗВИТИЕ РЕЧИ  Заклички  Пословицы, поговорки  Подвижные игры (слова)  Письмо «Солнышку»  Спектакль «О чем говорят птицы весной» ФИЗО  Народные подвижные игры  Традиции русского народа при встрече весны,           жаворонков.Сценарий   НОД.  День весеннего равноденствия ­  «Встреча жаворонка»  Воспитатель:  Если снег повсюду тает,  День становится длинней,  Если все зазеленело И в полях звенит ручей,  Если солнце ярче светит,  Если птицам не до сна,  Если стал теплее ветер,  Значит, к нам пришла  (весна)  (Появляется  Весна). Весна:  Я – Весна красна! Бужу землю ото сна, Соком наполняю почки, На лугах ращу цветочки. С речки прогоняю лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в роще и в лесу,Тепло и радость я несу Воспитатель:  Сегодня мы собрались  здесь, чтобы весну встречать, первых птиц в гости ждать. Весна:     Становитесь в хоровод «Веснянка» – песня­хоровод Ой, бежит ручьём вода – Нету снега, нету льда.                                 (Бегут по кругу, взявшись за руки) Ой, вода! Ой, вода!                                      (Хлопки в ладоши у правого и левого уха) Нет  ни снега, нет ни льда!                         (Кружатся) Прилетели журавли                                     (Бегут по кругу, машут крыльями) И соловушки ­ малы. ...Журавли, журавли!                                  (Хлопки в ладоши у правого и левого уха) ...И соловушки­малы!                                 (Кружатся) Мы весняночку поём,     (Идут маленькими шагами в круг и поднимают руки вверх) Весну красную зовём!    (Идут маленькими шагами  из круга  и опускают  руки вниз) ...Ой, поём! Ой, поём!                                  (Хлопки в ладоши у правого и левого уха) ...Весну красную зовём!                              (Кружатся) Ой, бежит ручьём вода – Нету снега, нету льда.                                 (Бегут по кругу, взявшись за руки) ...Ой, вода! Ой, вода!                                   (Хлопки в ладоши у правого и левого уха) ...Нет  ни снега, нет ни льда!                      (Кружатся) Ребенок: 1.Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга,          Капли  падают, звеня. 2. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая И ручьями слезы льет. Весна:  Давайте весенними играми весну встречать – величать Игра «Золотые ворота» (дети встают в круг парами, поднимаем руки вверх как при игре в ручеек – это  золотые ворота.  В середину круга  кладем «птичку»).  Идет  матушка – весна,  Отворяй ­ ка ворота.  Первый март пришел,  Белый снег сошел.А за ним – и апрель  Отворил окно и дверь.  А уж как пришел и май –  Солнце в терем приглашай!  (Водящий идет через ворота и на конец стихотворения ребром ладони разъединяет  руки  любой  из пар. Участники пары разбегаются в разные стороны и бегут к кругу.  Тот, кто первый возьмет птичку – прошел в ворота и водит следующим. Опоздавший  ребёнок встает с первым водящим в пару впереди всей колонны).  Воспитатель:  Действительно, всё это происходит весной.  И все в природе происходит  из ­ за солнышка, которое весной уже не только светит,  но и греет.  А вы, рады  весеннему солнышку?  Почему? Давайте напишем письмо солнышку, и расскажем, как мы его ждем. Коллективное составление письма солнышку, которое  отдаем  Весне.  Весна: Давайте  все вместе позовём солнышко: Дети исполняют закличку.   Солнышко­ядрышко,  Высвети, выгляни!  Воробьи чирикают,  Весну ­ красну кликают,  С крыши  капели,  Птицы прилетели!  Воспитатель:  Вот и выглянуло наше солнышко. Стало теплее, стало светлее и веселее. И наступил день, когда  весна вступила в свои права.  А вы знаете, ребята, сегодня не простой день, сегодня   День весеннего равноденствия.   В этот день по народному календарю  зима кончается, весна начинается, день с ночью  равняется. Теперь с каждым днем день будет прибавляться, и солнышко светить будет чаще и  теплее. На  Руси этому дню было дано название  – Сороки или «Птичий  праздник»,  «День  жаворонка». В народе говорили: «На Сороки ­ день с ночью меряются, зима кончается, весна  начинается» На Руси  верили, что именно в этот день из теплых стран к нам прилетают 40 разных  птиц, и первые из них – жаворонки О жаворонке говорят:В синем небе голосок, будто крохотный звонок. Вьётся в небе высоко, слышен голос далеко    Посмотрите на него, (показываю  слайд  жаворонка) вот эта незаметная птица,  которую так ждут.  В старину, тому, кто увидит жаворонка первым и услышит его трель, дарили булочку ­ птицу от всей деревни.  Хотите  послушать, как поет жаворонок.  Весна  проводит Р. н. игру  «Жаворонушки»  Жаворонки прилетайте Игру весёлую начинайте. Раз, два, три, четыре, пять Начинаю я считать, Досчитала до пяти, Ну­ка, жаворонок, лети. (дети встают в круг и поют песню, у водящего в руке колокольчик, он бежит по кругу  и звенит колокольчиком. С окончанием песни водящий кладёт колокольчик за спину  кому – то из детей, дети обегают круг с разных сторон и кто первый возьмет  колокольчик ­ водит). Воспитатель На «День жаворонка» ­ праздник равноденствия ­ традиционно пекли булочки  в виде  жаворонков,  делали  куколок  обереги – Весняночек  (это веселая, задорная кукла,  которую делали на приход весны, ростом куколка — с ладошку, а силы и радости до  лета хватает). В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев  приносят птицы. Птичек раздавали деткам и малыши с криком, звонко смеясь, бежали  закликать жаворонка, а с ним и весну.  Приди, весна, приди, красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Для этого печёных жаворонков прикрепляли на длинные палки, бежали гурьбой на  пригорки, возвышенности и кричали: Жаворонки, жаворонки прилетите!  Красну весну принесите Зиму холодную унесите!  Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих  ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши  берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишкиобнимаются  между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и  разбегаются по домам. Испеките и вы  «жаворонков» — чтобы и у вас в доме поселились счастье и весна! Лепка  и  выпекание  жаворонков (из сдобного теста) Весна  вместе с ребятами лепят и выпекают жаворонков. Весна:  Очень всех я вас люблю,  Вам привет горячий шлю,  Но пора с вами мне прощаться,  И обратно возвращаться!  За цветами, травами следить,  Чтоб они росли и распускались,  Всеми соками зелеными наливались.  Чтоб птичьи гнезда появлялись И птенцы в них вылуплялись.  А на прощанье я подарю вам птичек, чтобы с ними  весну закликать и куколок  Веснянок, чтобы она вас  оберегала, силу и радость давала.  До свидания!  Воспитатель. Веселье не кончается, игры продолжаются.  ­  Давайте, и  мы с вами пойдём жаворонков закликать, весну встречать?  Продолжение праздника на прогулке.  Первыми всегда закликали  Весну дети. Они забегали  на пригорок, звенели  в  колокольчики, стучали  в бубенцы и,  повернувшись,  к Солнышку кричали: "Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великой милостью: Со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим". А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших  жаворонков,  прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли. Будем весну встречать,  Жаворонков завлекать!  Закличка. Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите!Игры,  соревнования.      Хоровод «Ручеек». Хоровод ­ игра «Ручеёк» ­ это старинная игра ­ обряд, которая символизировала  таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие  ручейки. (Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк.  Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна Игра  «Перепрыгни ручеек». Дети встают в колонну, каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди  (такой вариант в старших группах, малыши просто перепрыгивают через ручеек не  держась друг за друга). Сбоку кладутся 2 веревки, или чертятся 2 линии.  В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку ­ на  « другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет», наступит в воду и промокнет»,  выбывает из игры. Разлился ручеек, золотой рожок, Разлился водой, холодной, снеговой, По пням, по болотам, по лесным колодам –УХ! Игра «Перелет птиц»        Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их  действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д. По сигналу  воспитателя: «Птицы, в полет!» ­ дети летят (бегут по площадке), расправив крылья  (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» ­  под счет взрослого «Домой лети! Раз­ два­три!» птицы летят к «гнездам» (начерченным кругам на земле). По сигналу  взрослого «Буря кончилась. Вышло солнышко» птички выходят из своих укрытий и  вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по  сигналу «Раз­два­три» занять свое место во время бури. Соревнования  и  игры (если есть снег)  Метание снежков в цель Катание  с горок на санках ­ кто дальше.  Лепка снежных фигур. В группе вечером:   Воспитатель ­Весну вы славили?  ­Славили!  ­В игры играли?  ­Играли!  ­Жаворонков напекли?­Напекли!  ­А сейчас в самый час Всем на удивленье Заварить душистый чай Да отведать угощенье!  (Вносится поднос с испечёнными жаворонками для чаепития). Жаворонки – вестники  весны (ведущая раздаёт всем испечённых жаворонков). По старому обычаю испечённых жаворонков надо съесть – прочитать закличку и  съесть булочку ­ птичку, тогда и весна придёт тёплая. Воспитатель:  Ребята, наш праздник подходит к концу. Давайте и мы подарим каждой  семье вот таких птичек ­ невеличек.  Эти птички не простые, а с секретом.  Кому что достанется, то и сбудется. Если  зернышко ­ сытая и веселая жизнь, денежка ­ богатство, пуговка ­ обновка.  ПРИЛОЖЕНИЯЗАКЛИЧКИ     игровыми Заклички – небольшие песенки, предназначенные для   распевания   группой   детей.   Многие   из   них сопровождаются действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.  Все   явления   и   силы   природы:   солнце,   радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето,   осень,   зима   –   живут   в   закличке   как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром   –   пожалеть   дом,   не   пугать   конец,   гусей, детей;   подсказывает   дождю,   что   поливать   и сколько   воды   вылить;   обещает   за   исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.  В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации   гамма   чувств   –   переживаний,   восхищения,   нежности,   восторга.   Эмоции радости,   доверия,   убежденности   в   хорошем   заложены   в   самом   строе   стиха   –   в волнообразных повторах, в смене картинок­просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.  Закличка   рождает   в   ребенке   веру   в   весомость   и   значимость   слова.   Эта   вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).  Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение. Закличек было много. Это был своеобразный ритмичный речитатив, наполненный определенным смыслом: Накричавшись   (говорить   закличку   нужно   было   громко,   чтобы   весна   услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Затем печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных.  Детские воспоминания всегда образные. Наверное, почти всем сельским ребятишкам помнятся  ощущения,  связанные  с веснянками ­ закличками.  А вкус  и  запах  весны ассоциируется у них с «жаворонками», птичками с румяной корочкой.Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит — первыми вестниками   тепла.   Испеките   «жаворонков»   —   чтобы   и   у   вас   в   доме   поселились счастье и весна! ЗАГАДКИ  В этот месяц тает всё,  В этот месяц снег идёт,  В этот месяц всё теплей,  В этот месяц женский день. (Март)     Яростно река ревёт  И разламывает лёд.   В домик свой скворец вернулся,   А в лесу медведь проснулся.   В небе жаворонка трель.   Кто же к нам пришёл? (Апрель)   Запевает соловей,   В белый цвет оделся сад,   Пчёлы первые летят,   Гром грохочет. Угадай,   Что за месяц это? (Май)  Метель затихла, ветры смолкли,  У елей чуть блестят иголки.  А Дед Мороз садится в сани,  Ему пора прощаться с нами.  Ему на смену, величаво  Идёт красавица одна.  О ней вы знаете немало,  Зовут красавицу ...  (Весна)  Она приходит с ласкою  И со своею сказкою. Заклички  жаворонков: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»  Волшебной палочкой взмахнёт,  В лесу подснежник расцветёт.  (Весна) Старый снег на солнце тает,  Ветерок в ветвях играет,  Звонче птичьи голоса ­   Вот и к нам пришла ...  (Весна) Была белая да седая,  Пришла зелёная, молодая.  (Зима и весна) Тает снежок,  Ожил лужок.  Ночь убывает,  День прибывает.  Когда это бывает?  (Весна) Висит за окошком Кулёк ледяной, Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька) По ней кораблики пускает, Когда уходят холода. Жаль только, мамы отпускают Туда побегать не всегда! (Лужа) «Ты запой, запой, жавороночек,  Ты запой свою песню, песню звонкую!  Ты пропой ­ ка, пропой, пташка малая,  Пташка ль малая, голосистая,  Про то ли про теплую сторонушку,  Что про те ли про земли про заморская,Заморския земли чужедальныя,  Где заря со зоренькой сходится,  Где красно солнышко не закатается,  Где тепла вовек не отбавится!  Ты запой­ка – запой, жавороночек,  Жавороночек ты весенний гость,  Про житье­бытье про нездешнее!» Жавороночки,  Перепелочки!  Прилетите к нам,  Принесите нам  Весну Красную,  Лето Теплое.  Зима нам надоела,  Хлеб наш поела. Жавороночек на приталинке  Распевает, распевает,  Он зовет себе, он зовет себе  Весну красную, весну красную.  Не лежать снежкам во чистом поле  Растопиться, растопиться,  Во синё море, во синё море  Укатиться, укатиться. Жаворонок, жаворонок!  На тебе зиму, а нам лето!  На тебе сани, а нам телегу! Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам,  Принесите нам лето теплое,  Унесите от нас зиму холодную.  Нам холодная зима надоскучила,  Руки, ноги отморозила. Жаворонушки,  Мои матушки,  Прилетите ко мне,  Принесите ко мне  Весну красную,  Лето теплое,  С сохой, с бороной  И с кобылой вороной,  С жеребеночком — Вороненочком!  Жаворонки прилетите,  Студёну зиму унесите,  Теплу весну принесите:  Зима нам надоела,  Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички ­ жаворонки,  Солетайтеся, сокликайтеся.  Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани,  А нам отдай телегу. Жаворонки, жаворонки,  Дайте нам лето,  А мы вам зиму,  У нас корма нету!  Жаворонки, жаворонки,  Прилетайте к нам,  Приносите нам Весну­красну,  Красну солнышку,  Тёплу гнёздышку! Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. Принесите Весну на своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе. Жив жаворонок  По полю летает  Зёрнышки собирает,  Весну закликает!  Летел кулик  Из­за моря,Принёс кулик  Девять замков  ­ Кулик, кулик  Замыкай зиму,  Отпирай весну,  Тёплое лето! Уж вы пташечки, жавороночки, Прилетайте к нам. Весну ясную, весну красную Принесите нам. Жавороночек, прилети,  Студену зиму унеси!  Жавороночек, принеси  Весну – красну на своем хвосту!  Жавороночек, прилети к огням.  Принеси ты нам тепла, летечка! Жавороночки, летите в поле,  Несите здоровье:  Первое – коровье,  Второе – овечье,  Третье – человечье! Жаворонок, жаворонок, вот твой   дитёнок,     Дай нам лета, нам зима надоела, всё у  нас подъела. Ой, кулики, жаворонушки,              Прилетите к нам у водонушки.           Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда,  Нам зима ­ то надоела, всю соломку  переела.   Летел кулик из­за моря,  Принес кулик девять замков,  Кулик, кулик, замыкай зиму.   Отпирай весну, тепло летечко.   Чувилъ­виль­виль­жаворочек.  Выпуская птиц приговаривали: Синички­сестрички, Тетки­чечетки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята­молодцы, Воры воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите! Жаворонки­жавороночки! Перепелки­перепелочки! Прилетите к нам, Принесите нам Весну теплую, Лето плодородное Весну с дождем, Лето с травами. Весну с солнышком, Лето с зернышком. Жаворонки прилетайте Зиму белу прогоняйте Гули ­ гули Зиму белу прогоняйте Весну красну созывайте Гули ­ гули Весну красну созывайте Землю нашу одевайте Гули ­ гули Землю нашу одевайте Все поляны согревайте Гули ­ гули Все поляны согревайте Солнце мило приглашайте Гули ­ гули Уж ты пташечка, ты залетная! Ты слетай на синё море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето! Жаворонки прилетите,Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички — жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Жаворонки, жаворонки, Прилетайте к нам, Приносите нам Весну­красну, Красну солнышку, Тёплу гнёздышку! Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. Принесите Весну на своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе. Жив жаворонок По полю летает Зёрнышки собирает, Весну закликает! Летел кулик Из­за моря, Принёс кулик Девять замков —  Кулик, кулик Замыкай зиму, Отпирай весну, Тёплое лето! Жаворонки, Прилетайте к нам, Тут кисели талкут, Тут блины пекут.  Жаворонки, жаворонки,  Катитеся колесом,  Ваши дети за лесом,  Связаны поясом.  Чу — виль — виль,  Весна пришла  На калясочках,  Зима ушла на саночках.  Мужики, мужики  Точите сошнички,  Скоро пашеньку пахать! Заклички про весну:  Кулики, кулики, куликали,  Весну красную закликали:  Весна ­ красна! На чем пришла?  ­ На сохе, бороне, на кривой кочерге,  "Приди к нам, весна, со радостью!  Со великою к нас со милостью!  Со рожью зернистою,  Со пшеничкою золотистою,  С овсом кучерявыим,  С ячменем усатыим,  На жердочке, на бороздочке,  На ржаном колосочку,  На пшеничном пирожочку.                       Приди к нам, весна, со радостью!  Со великою к нас со милостью!  Со рожью зернистою,  Со пшеничкою золотистою,  С овсом кучерявыим,  С ячменем усатыим,  Со просом, со гречею,  С калиной ­ малиной,  С черной смородиною,  С грушами, со яблочками,  Со всякой садовинкой,  С цветочками лазоревыми,  С травушкой ­ муравушкой".  Весна, Весна красная!  Приди, Весна, с радостью,  С великою милостью:Со льном высоким,  С корнем глубоким,  С хлебами обильными.  Весна красна!  На чём пришла,  На чём приехала?  На сошечке, на бороночке? Идет Весна ­ красна! Идет весна ясна! С солнцем теплым, С дождем обильным. Принесет весна урожай В наш родимый  край! Идет матушка – весна,  Отворяй­ка ворота.  Первый март пришел,  Белый снег сошел.  А за ним – и апрель  Отворил окно и дверь.  А уж как пришел и май –  Солнце в терем приглашай!  Прилети к огням,  Принеси ты нам  Ты весну­красну.  Красно солнышко  Тепло петушко.  Зелен покос.  Весна! Весна красна!  Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым! Едет Весна едет На золотом коне,  В зеленом саяне,  На борони сидючи,  Сыру землю аруючи,  Злато жито сеючи. Заклички солнышку: Пеки, пеки, солнышко, Красное вёдрышко, Рано, рано вставай Нас лучами согревай Будем петь мы и плясать Красно солнышко прославлять!   Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко, Там детки сидят, На тебя глядят! Солнышко­вёдрышко, Выгляни из­за горы, Выгляни, красное, До вешней поры! Солнышко, покажись, Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка! Гори, Солнце, ярче ­ Лето будет жарче! А зима теплее, А весна милее. В лесу вырастут грибы, В огороде бобы, В поле рожь и ячмень, Во саду зелен хмель.Зд равствуй, Солнышко! Пишут тебе ребята из группы  «________________». Сейчас еще холодно, можно кататься на санках, коньках и лыжах, лепить из снега. Но мы очень соскучились  по тебе, Солнышко! Сейчас ты появляешься очень редко и почти не греешь. А мы хотим, чтобыбыстрее растаял снег, прилетели птицы, появилась зеленая травка и  первые цветочки, а на улице стало тепло. Ждем тебя, Солнышко! Дети группы  «___________________» ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « ЖАВОРОНКИ». Давайте немного поиграем.  Переплетите   большие   пальцы,   как   бы   зацепите   друг   за   друга.   Это   будет   голова жаворонка.   Остальные   пальцы   сомкните.   Это   будут   крылья.   (Воспитатель сопровождает слова показом).  Готовы ваши жаворонки?  Тогда взлетаем и поем: «цир­лир­лир­лю, цир­лю­лю­люююююю». Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит,Камнем падает с высот И поет, поет, поет. (Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).     Изобразим ладонями обеих рук летящих к нам из далеких южных стран птиц.  Движения кистей и пальцев должны быть плавными и красивыми.  Работают не только ладони и пальцы, но и рука от локтя до запястья, опускаясь и  поднимаясь, изображая величавый полет птиц.  Можно показать характер полета разных птиц.  Теперь давайте изобразим движения птиц, которые наклоняют головы, чтобы клевать  зернышки. Сложим пальцы щепотью, чтобы получилось подобие птичьей головы и  будем то наклонять, то поднимать «голову» птицы, изображая, будто она клюет.  Теперь изобразим птицу, которая открывает клюв и поет. Чувствуете, как размялись  наши руки от плечей, до кончиков пальцев? (Дети повторяют за педагогом движения, по ­ своему их интерпретируя).«СОРОКИ»          День весеннего равноденствия является   важной   вехой   смены сезонов.   В   этот   день   наступает момент, когда длительность  ночи и дня   оказываются   равны.   На   Руси этому   дню   было   дано   название   – Сороки. Народная   фантазия,   переиначив церковное название праздника, дала этому   дню   более   близкое,   "птичье" имя   ­   "Сороки".   "В   этот   день,   по воззрению   крестьян,   прилетает   из теплых стран сорок птиц, и первая из них ­жаворонок. "Бывает, ­ уверяют опытные старики­крестьяне, ­ что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не замерзнет".       Еще до 50­х годов нашего столетия Сороки повсеместно в русских деревнях были "детским праздником". Приведенное ниже описание свидетельствует о том, с каким радостным нетерпением ожидали дети прихода весны и с какой непосредственностью старались своими песнями ­ закличками ускорить прилет жаворонков.       Славяне верили, что именно в этот день из теплых стран к нам прилетают 40 разных птиц, и первые из них ­ жаворонки. Тому, кто увидит жаворонка первым и услышит его трель, дарили булочку­птицу от всей деревни.          "Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве   случаев,   с   распростертыми   крылышками,   как   бы   летящих,   и   с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же ­ с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда­ нибудь в сарай или под ригу ­ закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место или прикрепляли их на высокие палки и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать: "Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!"     В некоторых местах  эта детская песня заменяется другой: "Уж вы, кулички­жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся.Весна­красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, На лошадиной голове,На овсяном снопочку, На ржаном колосочку, На пшеничном зернышку­у­у".        Иногда дети с печёными жаворонками забирались на крыши, деревья и считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне нам горя не знать». Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки обнимаются   между собой, поздравляют друг   друга   с  весенним   праздником   и  разбегаются   по   домам.  А   дома   дети   отдают головку жаворонка матери, со словами:  "На­ко, мама, тебе головку от жаворонка:  Как жаворонок высоко летел,  Так чтобы и лен твой высокий был.  Какая у моего жаворонка голова,­  Так чтобы и лен головастый был".            Или   печенье   раздавали   детям,   благословляя   их:     «Жаворонки   прилетели,   на головку сели». Ребята крошили печенье, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм. С помощью таких печёных жаворонков выбирался семейный засевальщик.  В одно из печений запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печёную птичку. Кому жребий выпадал, тот и разбрасывал первые горсти зёрен во время посева.       С этого дня считалось, что новый год полностью вступил в свои права. В ночь на 22 марта родители не давали детям спать, приглашая их слушать тишину и ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».        С днём Сороки существовало много примет.  Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.  Сколько проталинок, столько жаворонков.  Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик – к стуже, к морозу.   Ранний прилет журавлей – к ранней весне.   Журавль прилетит на наст – к неурожаю.  Если   на   Сороки   день   был   морозный   —   значит     впереди   ожидаются   сорок морозов.   С этого дня (день весеннего равноденствия) и до Зосимы­пчельника (конец апреля) считают 40 утренних морозов.  Если   с   этого   дня   утренники   постоянно   продолжаются,   то   лето   ожидается тёплым.  Если до дня Сорок на крышах домов ещё лежит снег, то и на Добровещение (конец марта — начало апреля) снег будет. Ранний паводок – к быстрой и ранней весне.    Поговорки  На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.  Сорок сороков птиц на сороки прилетают.  На Сорок святых прилетел кулик из­за моря, принес весну из неволья  На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.  На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.        Немаловажное значение придавалось и прилёту долгожданных птиц. Считалось… Если птицы уже прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В   народе   говорят…   Прилетевшие   птицы   приносят   на   своих   крыльях   настоящую, тёплую весну.    Обрядовое дерево Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными   цветами,   колокольчиками,   бумажными   и   тряпочными   птичками. Обрядовое   дерево   носили   по   селу,   чтобы   украсить   его   мог   каждый,   а   потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. Так протекает этот прекрасный детский праздникРАВНОДЕНСТВИЯ     ДЕНЬ     ВЕСЕННЕГО ее          Весеннее равноденствие наступает  20 или 21   марта,   когда   Солнце   переходит   из   южного полушария в северное.              Равнод нствие   —   момент,   когда   центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор.  Земля преодолела четверть своего годового пути по   орбите.   В   День   Весеннего   Равноденствия солнце   освещает   ровно   половину   обоих полушарий земного шара, и на всей планете ночь и день длятся поровну – по 12 часов. Потом Солнце переходит из Южного полушария в Северное, а наша планета Земля несется дальше по своему извечному пути, чтобы достигнуть нового равноденствия еще через полгода, на противоположной стороне орбиты.         В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а   заходит   точно   на   западе.   На   полюсах   в   этот   день   Солнце   движется   точно   по горизонту   в   течение   суток   (благодаря   рефракции,   "приподнимающей"   Солнце   над горизонтом, оно движется выше горизонта на величину рефракции). При пересечении этой точки небесной сферы наступает астрономическая весна в северном полушарии Земли. Это ­ день весеннего равноденствия. В южном полушарии наступит осень. В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы. В этот день на всей Земле день равен ночи. Конечно, это строго математически. На самом деле, в день весеннего   (осеннего)   равноденствия   день   все­таки   чуть   длиннее   ночи,   благодаря атмосферной   рефракции,   "приподнимающей"   светила   над   горизонтом.   В   северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, а в южном наступает астрономическая осень. В России ­ наиболее удобный период для проведения вечерних наблюдений.            С увеличением длины светового дня оживает вся природа, земля как ­ будто просыпается   после   долгого   тяжелого   зимнего   сна.   Недаром,   в   разные   времена   у разных народов северного полушария этот день считался не только началом весны, но и началом новой жизни, воскрешением. С днем весеннего равноденствия связано много древних мифов и к нему приурочено множество различных праздников.              О днях весеннего равноденствия прекрасно знали еще древние ученые Китая, Индии,   Египта.   В   древности   дни   весеннего   равноденствия   считались   большим праздником. Природа вновь возрождается, просыпаются медведи, животные начинают вести более активный образ жизни, готовясь к продолжению рода.                Многие   народы   сохранили   день   весеннего   равноденствия   как   праздник   в календаре. Например, на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя   своими   корнями   в   традиции   древних   земледельцев   Ближнего   Востока   и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих   ислам.   В   СНГ   его   отмечают   как   национальный   татары,   казахи,башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен   государственным   праздником,   а   21   марта   ­   выходным   днем.   В   Японии отмечают   день   весеннего   равноденствия   ­   Сюмбун   но   хи.   Недельный   период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура.  В   России   больше   всего   радуются   тому,   что   световой   день   будет   прибавляться   с каждой минутой и наступит долгожданное лето.          Вот и кончилась зима.......      Темные, мрачные зимние дни, так похожие на ночи, медленно, но верно уступили место вступающей в свои права юной весне. День весеннего равноденствия Неуверенно машет крылом. Неустойчивое равновесие Между холодом и теплом. Уже в прошлом – снега и метели. Ещё в будущем – зноя деньки. Словно маятник, словно качели Оказались в центре дуги. Ночь и день меж собой не подружатся. Спор такой, как у партий иных. Ночь придёт – застеклит все лужицы. День придёт – вынет стёкла из них. И земля, и сердца прогреваются. На подлёте – скворцы и щеглы.          Снова корни во тьме пробуждаются,          Скоро соки погонят в стволы.          Но уже двадцать суток с весельем,          Как насос, не в стволы, а в тела          Гонит март свои соки весенние          Обновленья, любви и тепла.          Ох, весеннее равноденствие! –          Ладно – юных, пьянишь и седых.          Разгулявшееся разнобесие          То ­ в ребро, а то прямо под дых.          Восклицания и многоточия          Так и просятся вон из души!          Март, все чувства тобою отточены,           Как цветные карандаши.ВЕСНЯНКИ.            Народная, традиционная кукла­оберег Веснянка — само название ее говорит о том, что творилась она в весеннюю пору...      Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны.  Ростом   куколка   —   с   ладошку,   а   силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до   самой   Купалы.   Традиционно   она   очень яркая,   с   волосами   необычного   цвета,   ведь изображала она не человека, а Дух         День весеннего равноденствия, когда, в соответствии мифологическими воззрениями   наших   предков,   на   землю прилетали   жаворонки   —   вестники возрождения и того, что всё пространство вокруг проснулось после зимнего оцепенения. Именно тогда — в погожий весенний день — девушки выходили рукодельничать   на   улицу   и   делали   веснянок   —   ярких   кукол   самых невероятных расцветок. с     Кукла­оберег   Веснянка   это   оберег   молодости   и   красоты.   Каждая   женщина мечтает сохранить свою молодость и красоту, быть любимой, излучать радость и счастье! Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и желанной. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный   образ.   Обязательным   их   атрибутом   была   длинная   коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили — девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи.ВЕСЕННИЕ   ИГРЫ                                               Игра «Жаворонок» Дети становятся в круг и поют: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. «Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри  круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между  двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»  Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым  схватит колокольчик, становится «Жаворонком».  Игра повторяется. Игра «Жаворонушки». Жаворонки прилетайте Игру весёлую начинайте. Раз, два, три, четыре, пять Начинаю я считать,  Досчитала до пяти, Ну­ка, жаворонок, лети. Дети встают в круг и поют песню, у водящего в руке колокольчик, он бежит по  кругу и звенит колокольчиком с окончанием песни водящий кладёт колокольчик  за спину кому­нибудь из детей.Игра  «Перелет птиц»        Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и  имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д.  По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» ­ дети летят (бегут по площадке),  расправив крылья (подняв руки в стороны).  По сигналу: «Буря!» ­  под счет взрослого «Домой лети! Раз­два­три!» птицы  летят к «гнездам» (круг нарисованный на земле или обруч).  По сигналу взрослого «Буря кончилась. Вышло солнышко» птички спускаются со  своих укрытий и вновь летят к месту кормления.  Проигравшим считается тот, кто не успевает по  сигналу «Раз­два­три» занять свое место  в круге во время бури.  Игра «Горелки»   Играющие встают парами друг за другом.  Впереди всех  лицом к играющим на расстоянии 2 – 3 шагов встает водящий –  горелка. Играющие речитативом произносят рифмовку:                         Гори, гори ясно,                         Чтобы не погасло.                         Глянь на небо –                         Птички летят,                         Колокольчики звенят.                         Раз, два, не воронь,                         А беги, как огонь! С последними словами дети, стоящие в первой паре расцепляют руки и бегут с  двух сторон в конец колонны, стремясь встать в пару, прежде чем горелка осалит  кого­либо.  Горелка пытается догнать одного из игроков и запятнать его, если ему это  удается, то он с ним образует пару, а игрок,  оставшийся без пары  становится горелкой. Если же ловящему не удается никого  поймать, он остается в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игра  «Ручеек». Дети встают парами, одна пара за другой. Один человек –водящий. Он идет между детьми (в воротики), берет за руку любого ребенка и образует с  ним пару. Ребенок, оказавшийся один, идет вперед и  проходит опять в воротики  и т.д. Игра  «Перепрыгни ручеек». Дети встают в колонну, каждый из ребят кладет руки на талию стоящего впереди  ребенка. Сбоку кладутся 2 веревки на расстоянии 70­80см одна от другой.  В ходе игры на слово «ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за веревку на « другой берег ручейка».Тот, кто не перепрыгнет,»наступит в воду и промокнет»,выбывает из игры. Разлился ручеек, золотой рожок, Разлился водой, холодной, снеговой, По пням, по болотам, по лесным колодам –УХ! Игра «Пчелки и ласточка». Играющие – пчелы ­ летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум. зум, зум! Зум. зум. зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки  ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает».С последним словом она  вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманные – выходят из игры. Игра  повторяется. Игра «Птицелов». Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать.  Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами.  Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в  неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий  начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он  выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится  птицеловом. Игра «Калачи» Дети встают в круг, в центре круга лежит «калач» (муляж).  За «кустом» сидит грач (ребёнок). Грачей может быть 2­3. грачи выбираются с помощью считалки.  Бай качи, качи, качи!   Глянь, баранки­калачи.   С пылу с жару из печи ­  Все румяны, горячи  Налетели тут грачи,   Похватали калачи.   Нам остались бараночки,   Ой!На слова игры дети идут хороводом, показывают на калачи, имитируют  движения. На слова «налетели тут грачи» прилетают «грачи», хватают калачи.  Дети в удивлении на слова «Ой! » хватаются руками за голову.  Игра «Золотые ворота» Жаворонки – вестники весны. По старому обычаю испечённых жаворонков надо  съесть – прочитать закличку и съесть булочку­птичку, тогда и весна придёт  тёплая. (ведущая раздаёт всем испечённых жаворонков). Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплую весну принесите! Игра «Накорми  птенцов».  Приглашаю родителей и ребят поиграть в неё. Дети – птенцы, родители – птицы.  Птицы должны накормить птенцов.  Птиц должно быть больше, чем птенцов. Под музыку птицы ­ летают.  Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов (родитель берёт за руку  любого ребёнка). Птице, которой не хватило птенца, выбывает из игры. Игра на  внимание   Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда  услышите слово, обозначающее не птицу родители и дети. Прилетели птицы:  Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, куницы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Совы и ватрушки Игра «Сова» Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только  «Совушка – сова» не спит, на охоту вылетает. Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга. В лесу темно. Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да как полетит!Ребята разбегаются, а «Совушка ­ сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой.  ЛЕПКА     ЖАВОРОНКА  ИЗ   ТЕСТАНЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ТЕСТА ДЛЯ ЖАВОРОНКОВ. В младших группах лепим из готового теста, в старших группах тесто можно приготовить вместе с детьми. 1 Рецепт: Ингредиенты: 500 гр. муки; половина пакетика сухих дрожжей; 1 стакан воды; 2 ст. л. подсолнечного масла; 2­4 ст. л. сахара; половина ч. л. соли. В миску наливаем теплую воду, добавляем масло, дрожжи, соль и  сахар. Перемешиваем. Постепенно вмешиваем муку. Вымешиваем тесто. Тесто должно отставать от рук и быть более  крутым, чем для пирогов. В тесто можно положить ванилин, корицу и  другие пряности. Готовое тесто накрываем полотенчиком и ставим в  теплое место. Когда тесто подойдет, можно приступать к лепке жаворонков. Готовых жаворонков можно смазать постным маслом. 2 Рецепт. Жаворонки из постного теста  Ингредиенты: ­ мука – 1 кг ­ сахар – 2­3 ст. ложки ­ сухие дрожжи – 1 пакетик ­ вода – 0,5 стакана ­ растительное масло – 3 ст. ложки ­ соль – 1 ч. ложка ­ водка – 1 ст. ложка­ немного изюма Для смазки: сладкий крепкий чай. 1. Высыпьте в миску сухие дрожжи и разведите их теплой водой  (примерно 30­40°С). 2. Добавьте соль, сахар, растительное масло и хорошенько  перемешайте. Можно добавить столовую ложку водки, чтобы тесто  подходило лучше 3. Постепенно введите муку, просеивая ее через сито, и замесите тесто. Тесто месите до такой консистенции, чтобы оно перестало приставать  к рукам. 4. Прикройте тесто пищевой пленкой и оставьте подходить. Тесто  будет готово, когда перестанет расти и даже начнет слегка опадать. Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. 5. Теперь все тесто нужно разделить на небольшие шарики: удобнее  всего раскатать его в колбаски, а затем разрезать на равные части. 6. Каждый шарик раскатайте в колбаску длиной 16­18 см и завяжите ее  узлом, из верхнего кончика сформируйте головку жаворонка с  клювиком, вставьте два глазка из половинок изюма, а нижний кончик  расплющите и сделайте надрезы ножом, чтобы получились перья  хвоста. Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь. 7. Выпекайте в разогретой до 180°С духовке, пока жаворонки не  подрумянятся. 3 Рецепт. Жаворонки сдобные.  Ингредиенты: 3 стакана муки, 125 г молока, 10 г дрожжей, 15 г сливочного масла, 1  яйцо, 2 ст. ложки сахара, соль, 1 ст. ложка растительного масла.  Приготовление Приготовить дрожжевое тесто из указанных ингредиентов и  сформовать из него жаворонков, как из постного теста.  Смазать их сверху яйцом и выпечь в духовом шкафу.  4 Рецепт. Жаворонки праздничные  Ингредиенты: 3­3,5 стакана муки, 1­2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или  простокваши, 1/2 пачки сливочного масла, 1 ч. ложка соды, уксус.  ПриготовлениеЯйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу,  положить погашенную уксусом соду, растопленное сливочное масло,  муку и замесить тесто.  Дать ему постоять 10­15 мин, затем сформовать жаворонков, как из  постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу. 5 Рецепт: Дрожжевое тесто: 2.5 ст. муки 3 яица 1/2 ст. жирного нестерилизованного молока 5 ст.л. сливочного масла (сливочный маргарин) 1 пак. сухих дрожжей (7 г) 1 пак. ванильного сахара 4 ст.л. сахара Соль 6 Рецепт. Ингредиенты:  вода­ 1/2 стакана  мед густой­ 2 ст.л.  соль ­ щепотка  масло рафинированное­ 3 ст.л.  мука­ 1 стакан+ полные 3 ст.л.  разрыхлитель­1/2 ч.л.  изюм  Приготовление:  В горячей воде растворить мед, соль, масло.  (у меня 80С)  в отдельной чаше смешать муку­ 1 стакан с разрыхлителем.  В муке сделать лунку, в лунку вылить водяной раствор.  Не нужно ждать, когда остынет, сразу вымешивать.  По необходимости подсыпать муку. Вымешивать минут 10­ть.  Тесто должно стать, как мягкий пластилин и не липнуть к рукам.  Затем разделить на части: у меня получилось восемь.  Скатать из каждой части колбаску толщиной в большой палец.  Затем завязать узелок. С одной стороны получится голова: немного  примяв кусочками изюмя с двух сторон­ это глазки.  С другой стороны "хвостик" теста примять и сделать два разреза,  получится хвостик.  Подробно в этой теме.Можно смазать "птичек" яйцом и посыпать сахаром ­ орехами.  Выпекать в предварительно разогретой духовке при 180С 15­20 минут.