Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Часть из них берется из школьной программы, часть создается самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основывается на явлениях окружающей действительности.
Е.А.ЧЕРНОУСОВА СТАТЬЯ.docx
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А.Черноусова
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации образовательной
программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в
содержание учебной и внеурочной деятельности.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию
проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать
вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств. Ему должны привить две группы
новых умений. Речь идет, вопервых, об универсальных учебных действиях,
составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и
навыках поиска, анализа и интерпретации информации Вовторых, речь идет о
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации
и саморазвитии. Эти задачи успешно решает проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы
через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся,
развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к
результатам работы. Проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при
котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Часть из них берется из школьной программы, часть создается самими детьми
совместно с учителем в процессе обучения и основывается на явлениях
окружающей действительности.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в
различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают
их посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для
достижения поставленной цели. Организация проектно – исследовательской деятельности укладывается в
структуру деятельности: мотив – проблема – цель задачи – методы и способы –
план – действия – результат – рефлексия и предполагает несколько этапов:
погружение в проект;
организация деятельности;
осуществление деятельности;
презентация результатов.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для
расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования
в процессе практического применения знаний, он становится инициатором
интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их
сообразительность и изобретательность.
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта
проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в
группе. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять,
прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки
проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их
гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме,
самоутверждения. Выбор формы продукта проектной деятельности –
важнейшая задача участников проекта. От ее решения в значительной степени
зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита –
презентабельной и убедительной, а предложенные решения –применимыми к
выбранной социально значимой проблеме. Темы проектной деятельности
необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать
в соответствующей логической последовательности, учебнопознавательную
деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала
логику научнопознавательной деятельности. В проектную деятельность
необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса.
Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках
окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих
дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 34 классах учащиеся с большим
интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя
проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены
результаты проектноисследовательской работы каждого ученика. Темы детских
проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из
близких к ним областей. Особенно ценны возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется
совместный продукт.
Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов
необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими
активными методами обучения является основой для организации научно
исследовательской деятельности младших школьников.
Как оформить проект:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15
страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в
приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия.
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, если проект выполнен полностью
самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытноэкспериментальных исследований (если
есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы); ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического
описания).
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе/ Начальная школа. 2004. №2.с. 96101
2. Ляхов И,И, Проектная деятельность/ И.И. Ляхов.1996
3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В. Матяш,
в.Д. Симоненко. – М: Изд. Центр «Вентана Граф», 2002.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/
Н.Ю. Пахомова. – М: Аркти, 2005.
5. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура/ Е.С. Полат//
Лицейское и гимназическое образование.2002.№9с.917
6. Планирование воспитательной работы в классе: Мет. Пос./ Под.ред.Е.Н.
Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
7. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула// Директор школы.1998. №3
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.