Планируемые образовательные результаты (на 1 класс):
- уметь различать объекты живой и неживой природы в соответствии с их свойствами и особенностями;
- уметь находить эти объекты в окружающем мире;
- овладеть навыками исследовательской работы;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; высказывать свое мнение; определять и формулировать главный вопрос урока с помощью учителя;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать самостоятельно и в группах; осуществлять самоконтроль, самооценку.
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое.docx
Тема: «Живое и неживое».
Этапы деятельности
Методы, формы, приемы
Формирование
потребности.
Цель: проверить
готовность
обучающихся, их
настрой на работу.
Создание ситуации
успеха при
формировании
потребности.
Формирование образа
желаемого результата.
Цель:
повторение изученного
материала,
необходимого для
работы по теме урока.
Выявление затруднений
в индивидуальной
деятельности каждого
учащегося.
Формирование мотива.
Цель: повторить
объекты живой и
неживой природы,
определение свойств
объектов живой
природы.
Приветствие.
Рано утром мы проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке землице
В пояс нужно поклониться.
Повернулись в вправо – влево
Стало гибким наше тело.
Всем здоровья пожелаем
И урок свой начинаем! (Слайды 12)
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
под руководством учителя. Настраиваются на работу.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
О каком времени года идет речь?
По каким признакам вы догадались?
(Отгадывают загадку и аргументируют свое мнение: птицы прилетели
из теплых краёв, бегут ручьи, насекомые летают, пчела первый мёд
принесла)
Что нужно делать, чтобы отгадывать секреты природы?
(Внимательно наблюдать за окружающей природой.)
Минутный обзор: Чему мы учились на прошлом уроке?
(Определять по признакам время года, вести дневник наблюдений)
(Анализ ответов учащихся.) (Слайды 35)
Назовите только живые предметы по теме: «Весна».
А теперь назовите неживые предметы из тематической группы:
«Весна».
Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством
предметов, которые нас окружают.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светлоголубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
1 Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это всё вокруг … (природа)
Матрица запоминания:
Я предлагаю поиграть в игру «Назови одним словом» (Дети
распределяют предметы по признаку) (Слайд 6)
Что объединяет эти предметы? (Объекты природы)
Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному
признаку). Вспоминают, изученный ранее материал (понятия).
Гимнастика для глаз перед началом работы с учебником
(используя видеоролик)
Ребята, внимательно следите глазами за движущимися предметами и
запоминайте их.
Какие предметы вы запомнили? (Солнце, облако, деревья, цветы,
лягушки, бабочки).
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого определяется
цель урока.
Мир, который нас окружает, такой огромный. Но, оказывается, все,
что нас окружает, можно разделить на две группы.
Работа с учебником.
Рассмотрите верхние рисунки на с. 46.
– Что на них изображено?
– Что объединяет эти предметы?
– Чем различаются предметы справа и слева?
– Как их можно назвать?
– Это живые или неживые?
– Обоснуйте свой ответ.
– Рассмотрите вторую картинку.
– Как можно назвать то, что изображено на этом рисунке?
– Почему?
Цепочка заметок:
На доске появляется запись: Живые организмы. Неживые
предметы.
Сформулируйте цели урока, используя слова:
повторить…
научиться…
(Учащиеся формулируют самостоятельно цели урока)
Догадайтесь, почему эти предметы собраны в одной группе. (Слайд 7)
1я группа: дом, велосипед, шапка, носок, портфель, стол, автомобиль,
автомобиль, самолет, часы, игрушки.
2я группа: гора, кристалл, море, лес, камень, облако, горы, океан,
птицы, звери, жуки, поля.
Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А
вторую?
Первую назовем вещами, вторую – предметами природы.
Предметы природы можно разделить еще на две группы. Подумайте,
каким понятием можно заменить данные предметы. (Слайд 8, 9)
1. Камни, река, снег, гора, земля, воздух.
2. Звери, растения, грибы, рыбы, насекомые.
Посмотрите на правило на с. 46, сравните свои выводы.
2
Стимулирование
целеполагания.
Цель: сформировать
представление детей о
понятиях «живая
природа» и «неживая
природа», научить
распределять объекты
по группам в
соответствии с их
свойствами.
Создание ситуации
успеха при работе с
текстом.
Совместное обсуждение
цели урока.
Стимулирование
планирования.
Цель: сформировать
понятие «живая и
неживая природа»,
формировать умение
осуществлять
сравнение и выделять
общее и различное,
сформировать умение
поиска информации в
учебнике), понимание и преобразование
информации.
(Наблюдают, рассуждают, делают вывод, что объекты можно
разделить на природные живые и неживые и вещи.)
Подумайте, чем же живые существа отличаются от неживых
предметов? (Предположения детей.)
Может ли живая природа существовать без неживой? Обоснуйте свой
ответ. (Слайд 10)
(Выслушиваются ответы 23 учеников. Остальные слушают, дополняют
и оценивают ответы.)
Предлагаю сравнить камень и белку. Нужна белке пища? Дышит она?
Принесет потомство? А камень?
Назовите свойства живых существ? Камню можно назвать эти
свойства?
Корректирует и направляет ответы учащихся.
К какой группе относятся изображения на с. 47?
Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован?
Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что
она ему мала. Что произошло с Мишей? (Он вырос)
Все ли живые организмы растут? (Да)
Какое же первое свойство живых организмов?
Учитель выписывает первое свойство живых организмов на доске.
Кого изобразил художник на следующей картинке?
Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим
воздухом.)
Какое второе свойство живых организмов?
Учитель выписывает второе свойство живых организмов на доске.
Что делает собака на следующей картинке?
Всем ли живым организмам необходимо питание?
Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить?
Учитель выписывает третье свойство живых организмов на доске.
Кто нарисован на следующей картинке?
Кем являются цыплята по отношению к курице?
У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)?
Учитель выписывает четвёртое свойство живых организмов на
доске.
Имеют ли предметы неживой природы такие признаки (Не имеют).
Запись на доске (карта понятий):
Живые организмы Неживые предметы
дышат
растут
питаются
размножаются или дают потомство
Работа в парах, обмен мнениями.
Что можно сказать о растениях?
(У детей веточки: по 1 на парте. Стаканчики с проростками гороха.
Листочки с дневником эксперимента:
Начало опыта:
Наблюдение 1апреля______________
Наблюдение 10 апреля_____________ )
Cделайте выводы. Растения это живые или неживые организмы?
3 (Растение это живые организмы.)
Докажите свою точку зрения.
Как вы думаете, живые организмы могут жить вечно? (Мнение детей)
Что может произойти с растением, если его перестать поливать?
А с животным, если плохо за ним ухаживать?
Каждый живой организм существует определённое время, а потом он
умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь
растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому
мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она
создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны
её беречь. (Слайд 11)
Сделайте вывод о том, каким должно быть наше поведение по
отношению к природе.
Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.
Похожи ли они?
Дифференцированный подход:
( Дети выбирают задания разного уровня сложности)
Задание 1 уровня:
Проверь, правильно ли распределены предметы в группы (дети
работают с выбранными текстами заданий.)
Задание 2 уровня:
Зачеркни лишний предмет в каждой группе. Предложи свои условные
знаки живой и неживой природы, изделия человека.
Задание 3 уровня сложности:
Наклей картинку на каждую группу предметов. (Дети
классифицируют картинки по группам. Заполняют с помощью клея
предложенную таблицу, производят предварительную оценку работы).
Взаимопроверка.
Игра « Живое – неживое»:
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы хлопаете в
ладоши, а если объект неживой природы – вы топаете.
(Дождь, ворона, снег, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик,
гром, роза)
Работа в тетради.
Откройте рабочие тетради на с. 56.
1. Давайте убедимся в том, что вы запомнили свойства живых
организмов.
Задание в р/т №1 фронтально. (Проверка по эталону.)
2. Задание в р/т №2.
Выполните это задание вместе с соседом по парте. (Отгадывание
кроссворда в парах.)
На доске ученик отгадывает кроссворд.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма
самооценки):
Что тебе нужно было сделать?
Удалось тебе выполнить работу?
Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
4
Задания
«нарастающего
уровня сложности»
Создание ситуации
успеха при выполнении
заданий «нарастающего
уровня сложности».
Физкультминутка.
Цель: снять
динамическую
усталость,
восстановить
работоспособность.
Координация
выполнения действий
Цель: формирование
умения самостоятельно
применять новые
знания в практической
деятельности,
закрепить знания и
умения учащихся по
определению объектов
живой и неживой
природы в
соответствии с их свойствами.
Создание ситуации
успеха при выполнении
заданий самостоятельной
работы, заданий в парах и
группе.
Оценка результата.
Объяснение и
понимание домашнего
задания.
Цель: отследить
удовлетворённость
ребёнка своей работой
на уроке.
Совместное обсуждение
итога урока.
Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?
3. Работа в учебнике.
Посмотрите в учебнике на с. 48. Сравните иллюстрации. Ответьте на
вопросы.
Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и сделайте
взаимопроверку.
4. Следующее задание на с. 49 дети выполняют в группах.
Для выполнения задания объединитесь, пожалуйста, в группы,
распределите обязанности в соответствии с правилами работы в
группе.
Учитель указывает объект наблюдения. Организует работу в
группах. Организует выступление групп, обмен мнениями.
1я группа. Частью какой природы является человек? Докажите свою
точку зрения.
2я группа. Почему Шарик обиделся на Матроскина, когда тот назвал
его вещью? Обоснуйте свой ответ.
3я группа. Почему имена людей и клички животных пишутся с
большой буквы?
Распределяют роли в группе, обсуждают, делают вывод,
обобщают.
Выступление групп. (Один человек объясняет решение группы у
доски. Производят взаимопроверку, рефлексию)
Над какой темой урока сегодня мы работали?
Какие цели ставили для себя?
Продолжите предложения:
Я научился …..
Я узнал ……
Мне понравилось…..
Мне было трудно …..
Достигли поставленных целей?
Когда и где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?
(Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Определяют
степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.)
Саммари в одном предложении: приведите примеры,
сформулируйте выводы.
Оцените свою работу. (Делают самооценку.)
Вы видите, что на доске появилось утреннее небо, солнышко, но у
него не хватает лучиков.
Кому на уроке сегодня было всё понятно, и он получил удовольствие
от работы на уроке, возьмите и прикрепите лучик к солнышку.
Кому было на уроке не всё понятно и было трудно при выполнении
заданий облачко.
Кто ничего не понял, и ему было на уроке неинтересно – прикрепляет
тучку с капельками дождя.
(Учащиеся оценивают свои достижения на уроке. На небе появилось 25
лучика, облачка3 и тучка1.)
Дома вы сможете выполнить интересное творческое задание: сделать
5 своими руками книжкураскладушку «Живая и неживая природа» в
картинках или загадках.
Огромное спасибо за работу на уроке. Улыбнитесь друг другу. Вы
молодцы!
6
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Технолог. карта урока по теме Живое и неживое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.